Главная / Биология / Разработка урока на тему "Доказательства эволюции органического мира."

Разработка урока на тему "Доказательства эволюции органического мира."

Скачать материал

Урок № 37.Дата проведения:

Тема урока: «Доказательства эволюции органического мира»

Класс: 9 Б

Тип урока: Урок изучения нового материала

Технология критического мышления, ИКТ

Форма организации работы: групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, ноутбуки, раздаточный дидактический материал на парту, рабочий лист к уроку, рельефная таблица “Сравнение зародышей хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических зон.

Дидактические материалы: Раздаточный материал на каждую парту «Атавизмы», «Рудименты», «Переходные формы», «Гомология», «Аналогия», рабочий лист (для каждого), ответы на рабочий лист (для диагностики результативности урока).

Методы обучения: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по характеру деятельности учащихся: поисковые, исследовательские, творческие.

Цели:

Овладеmь умениями находить и анализировать информацию.

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в ходе работы с различными источниками информации.

Формировать умение использования данных сравнительной анатомии для доказательства эволюции органического мира.

Овладеть правилами ведения аргументации (умения оперировать научным языком) и научной беседы (умения выслушивать оппонента, высказывать суждения).

Воспитывать уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Цель для учащихся: выявление биологических объектов, фактов, их представление как доказательства эволюции органического мира (Слайд 2).


Ход урока:

1. Проблемная ситуация (знакомство с биологическими объектами, служащими для доказательства эволюции)

Существует несколько точек зрения на то, как зародилась жизнь на Земле. С одной точки зрения: все создано творцом, с другой: жизнь на Земле появилась постепенно в ходе эволюции. Мы с Вами сегодня рассмотрим научную точку зрения на развитие органического мира.

Обратите внимание на выставку скелетов животных, различных коллекций костей конечностей позвоночных животных, рельефные таблицы: развитие зародышей, отпечатки и остатки вымерших животных. Скажите, что объединяет эти объекты? О чем это может говорить?

Мы с вами постараемся выявить биологические объекты, с помощью которых можно было бы доказать происходившую эволюцию.

Как Вы думаете, какие науки могли бы помочь нам в этом (эмбриология, цитология, палеонтология, анатомия, морфология)?

Итак, эволюцией называется необратимый процесс развития любой системы, в результате которого возникают новые структуры и новые функции. В биологии термин «эволюция» (от лат. evolutio – развитие, развертывание) впервые использовал швейцарский натуралист Шарль Бонне в 1762 г. в одной из эмбриологических работ (Слайд 3).

По современным представлениям, биологическая эволюция – это необратимое и, в известной мере, направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом.

Существуют многочисленные доказательства эволюции органического мира Земли, которые одновременно являются и методами изучения эволюции. К классическим доказательствам эволюции относятся:

  • эмбриологические

  • палеонтологические

  • биогеографические

  • цитологические

  • сравнительно-анатомические (Слайд 4).

2. Изучение нового материала: Сравнительно-анатомические доказательства (работа с информационными листками, слайды презентации, введение новых терминов, запись в рабочем листке)

Сегодня на уроке мы рассмотрим только одну самую большую группу доказательств – сравнительно-анатомичекую. В ходе занятия каждый из вас заполнит рабочий лист. Для этого на партах имеется материал с научной информацией. В течение 5-7 минут необходимо ознакомиться с одной из групп сравнительно-анатомических доказательств. Используя текст о данной группе доказательств среди 10 печатных изображений выявить те из них, которые относятся к вашей группе, и подписать их. Затем нужно будет найти такой же слайд в компьютерной презентации, подписать и его. Аргументировать, почему данные примеры могут являться доказательством эволюции.

Идет работа с дидактическими материалами по группам (в парах) (5-7 мин.).

Учитель: Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основе сходства в строении можно установить родство организмов. Какие же доказательства эволюции представляет сравнительная анатомия?

Выступление групп.

1 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)

Все организмы имеют клеточное строение (открытие клеточного строения живых организмов - одно из веских доказательств единства органического мира) (Слайд 5).

Общий план строения свидетельствует о родстве той или иной крупной группы живых организмов:

для позвоночных животных: двусторонняя симметрия тела, полость тела, позвоночник, две пары конечностей, череп, головной и спинной мозг, передние конечности: плечо, предплечье, кисть, задание конечности: бедро, голень, стопа (Слайд 6).

2 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)

Сходство в строении организмов разных таксонов - свидетельство происхождения их от общего предка, является косвенным доказательством эволюции. Сравнительно-анатомические исследования показали, что конечности некоторых позвоночных, например ласты кита, лапы крота, крокодила, крылья птицы, летучей мыши, руки человека, несмотря на выполнение разных функций, имеют сходные черты строения и общее происхождение. Некоторые кости в скелете конечностей могут отсутствовать, другие — срастаться, могут изменяться относительные размеры костей, однако во всех случаях эти органы развиваются сходным образом из одинаковых эмбриональных зачатков. Органы, которые имеют сходное строение и общее происхождение, называются гомологичными. Наличие у организмов разных групп гомологичных органов позволяет установить степень родства между ними, проследить их эволюцию. Гомологичные органы - результат дивергенции. Например, форма тела кита и рыбы (Слайд 7).

3 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)

В природе часто наблюдаются случаи сходства по внешнему виду и выполняемым функциям органов, которые имеют разное происхождение. Например, крыло птицы и крыло бабочки выполняют сходную функцию, но их происхождение и строение совершенно различные. Сходство вызвано образом жизни, приспособлением к полету, возникшим независимо у бабочек и птиц, а не происхождением этих форм. Органы, имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение, называются аналогичными. Аналогичные органы свидетельствуют о сходных направлениях приспособлений организмов, вызываемых в процессе эволюции действием естественного отбора. Образование аналогичных органов происходит путем конвергенции - сближении признаков в пределах систематических групп. Примеры таких органов: роющие конечности медведки (насекомого) и крота (млекопитающего); колючки у барбариса (видоизмененные листья), белой акации (видоизмененные прилистники), боярышника (видоизмененный побег) (Слайд 8).

4 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)

Рудименты (лат. rudimentum — зачаток, первооснова) — это органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии. Иными словами, рудименты — это органы, утратившие свое первоначальное значение в ходе эволюции. Наличие рудиментов, как и гомологичных органов, свидетельствует об общности происхождения живых форм. Задние конечности у кита, скрытые внутри тела, доказывают наземное происхождение его предков (Слайд 9). Полностью рудиментированы конечности у змей. У двукрылых насекомых (мух, комаров) — задняя пара крыльев, превращенных в жужжальца (Слайд 10). Рудиментарные органы известны у человека: мышцы, двигающие ушную раковину, третье веко (всего около 150) (Слайд 11).

5 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)

Атавизмы (лат. atavus – предок, прародитель) — появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции. Появление атавистических признаков объясняется тем, что в процессе развития особи до некоторой степени повторяются черты организации предков (Биогенетический закон), то нарушения нормального развития могут привести к тому, что у взрослого организма сохранятся на всю жизнь признаки предков, нормально появляющиеся у зародыша и обычно исчезающие в ходе дальнейшего развития.

Среди тысяч однопалых животных встречаются особи, у которых развиваются трехпалые конечности. Известны случаи появления атавистических признаков у человека: развитие дополнительных пар млечных желез (многососковость) (Слайд 12), волосяного покрова на всем теле и лице, хвоста (Слайд 13). Возникновение атавизмов указывает на историческую взаимосвязь между вымершими и ныне существующими формами (Слайд 14).

6 группа учащихся: (один ученик проговаривает материал, второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)

Переходные формы - формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Пример: эвглена зеленая (признаки растений: хлоропласты, использование СО2; признаки животных: жгутики, светочувствительный глазок (Слайд 15).

Связь между разными классами животных свидетельствует об общности их происхождения. Яйцекладущие (утконос, ехидна) по ряду особенностей своей организации промежуточные между рептилиями и млекопитающими (Слайд 16).

Гоацин - современная птица, некоторыми признаками сходная с археоптериксом. При помощи специфических когтей на крыльях птенцы гоацина могут карабкаться по ветвям, а в случае опасности предпочитают «отсиживаться» в воде (Слайд 17).

Итак, мы с вами познакомились с первой группой доказательств эволюции на Земле.

3. Закрепление - работа по печатным материалам с заполнением рабочего листа по теме «Доказательства эволюции органического мира»

Давайте проверим к какому выводу мы пришли в ходе урока: Факты сравнительной анатомии выявляют родственные связи между отдельными организмами, что доказывает эволюцию органического мира.

4. Рефлексия (Слайд 18).

Скажите, что нового вы сегодня узнали, чему научились?

У кого из присутствующих в нашей аудитории есть рудименты? Какие? А кто является обладателем атавизмов? Например, может шевелить ушами?

5. Домашнее задание:

Выучить определения. Найти палеонтологические и эмбриологические доказательства происхождения человека (Слайд 19). Желающие могут скопировать итоговую презентацию себе.

Спасибо за внимание. Урок окончен.



Разработка урока на тему "Доказательства эволюции органического мира."

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Биология
Описание:

Урок № 37.Дата проведения:

Тема урока: «Доказательства эволюции органического мира»

Класс: 9 Б

Тип урока: Урок изучения нового материала

Технология критического мышления, ИКТ

Форма организации работы: групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, ноутбуки, раздаточный дидактический материал на парту, рабочий лист к уроку, рельефная таблица “Сравнение зародышей хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических зон.

Дидактические материалы: Раздаточный материал на каждую парту «Атавизмы», «Рудименты», «Переходные формы», «Гомология», «Аналогия», рабочий лист (для каждого), ответы на рабочий лист (для диагностики результативности урока).

Методы обучения: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по характеру деятельности учащихся: поисковые, исследовательские, творческие.

Цели:

Овладеумениями находить и анализировать информацию.

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в ходе работы с различными источниками информации.

Формировать умение использования данных сравнительной анатомии для доказательства эволюции органического мира.

Овладеть правилами ведения аргументации (умения оперировать научным языком) и научной беседы (умения выслушивать оппонента, высказывать суждения).

Воспитывать уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Цель для учащихся: выявление биологических объектов, фактов, их представление как доказательства эволюции органического мира (Слайд 2).

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Согумбаева Асем Джасулановна
Дата добавления 11.02.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 824
Номер материала MA-064755
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓