Муниципальное
Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа
Забайкальский край Нерчинский район с. Знаменка
Разработка урока музыки в 5 классе на тему:
«Что может изображать хоровая музыка?»
Составила: учитель музыки 1 категории-
Трушина
Светлана Юрьевна
Тема
урока: Что может изображать хоровая музыка?
Цель
урока: создать условия для ознакомления с
жанром кантаты на примере поэмы-кантаты Г. Свиридова,
Задачи урока:
·
формировать представления обучающихся о
изобразительности хоровой музыки.
·
на примере музыки Г.В. Свиридова научить
находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства на основе
вновь приобретённых знаний;
·
развитие интонационно-образного мышления,
чувства ритма, совершенствование вокально-хоровых навыков; речевой активности;
звуковысотного слуха; музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и
способности реагировать на музыку.
·
создание условий для реализации
творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования
при воплощении музыкальных образов и самооценке своих музыкально-творческих
возможностей;
·
формирование чувства личной
ответственности за результат совместной работы.
Формирование
УУД:
×
Личностные (личностно-оценочные
суждения обучающихся о музыке, содержании литературного произведения).
×
Регулятивные
(постановка учебной задачи, прогнозирование результатов освоения темы урока,
контроль выполнения задания, осознание уровня и качества усвоения материала по
данной теме).
×
Познавательные УУД:
общеучебные
(постановка и решение проблемы, формулирование цели,
поиск и выделение необходимой информации, умение использовать дополнительную
литературу, смысловое чтение, рефлексия);
логические
(анализ стихотворения, музыкального произведения; выводы
и обобщения по теме урока, установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательство).
Коммуникативные
(работа в группах, выслушивание мнения других, владение культурой речи,
контроль и оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли,
владение монологическими и диалогическими формами речи).
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие
II.
Актуализация опорных знаний.
Игра
«Музыкальное лото».
Учитель:
Я предлагаю командам сыграть в игру «Музыкальное лото». Каждой команде
раздаются карточки: 1 команда «Музыкальные жанры», 2 команда «Средства
музыкальной выразительности». Учитель показывает карточку-слово, ученики дают
на него определения и этой карточкой закрывают карточку лото.
III.
Закрепление пройденного материала. Подготовка к изучению новых знаний.
-
К какому виду музыки (по исполнению) относится КАНТАТА? (Хоровая музыка).
-Как
определение «хоровая музыка» соотносится с темой прошлого урока? (На прошлом
уроке мы изучали хоровую музыку).
-Что
такое хор? ( Совместное звучание певческих голосов).
Работа
с карточками по группам.
-Для
того чтобы выяснить какие тембры певческих голосов вы знаете, вам необходимо
выполнить задания в карточках. Медаль получит та команда, которая правильно и
быстро выполнит задание в карточке (установить соответствие).
Мужские голоса Женские
голоса
Тенор
высокие сопрано
Бас
низкие альт
Анализ
выполненной работы. Оценка обучающихся символическими медалями.
-
Вы уже многое знаете о хоровой музыке, а тогда о чем пойдет речь на нашем
сегодняшнем уроке?
- Сегодня нам необходимо выявить новые художественные возможности
хоровой музыки, о которых мы еще не знаем.
IV.
Работа над новой темой.
Выявить
эти возможности нам поможет произведения для хора нашего земляка Г.В.
Свиридова.
-
Что вы знаете об этом композиторе?
Произведения
Свиридова разнообразны и прекрасны, но рассмотрим его творчество ещё и с точки
зрения связей музыки и литературы.
- Одному из своих любимых
поэтов – С.Есенину, композитор посвящает произведение «Поэма памяти Сергея
Есенина» литературной основой которой стали стихотворения этого поэта. Об
этой поэме композитор сказал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать
облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к
жизни и ту безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда
волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне
хотелось об этом сказать языком музыки».
В
поэме 10 частей. Мы обратимся к мелодии II части «Поёт зима, аукает». Прежде чем знакомиться с музыкой прочитайте
стихотворение С.Есенина с выразительной интонацией.
Стихотворение
«Поёт зима, аукает» - выразительное чтение.
О
чем говорится в стихотворении? Какой представлена зима?
Учащиеся: - Стихотворение
С.Есенина передаёт различные звуки зимы, её своеобразную музыку. Уже самые
первые строки стихотворения указывают на музыкальность образа: «Поёт зима – аукает».
Холод, метель, вьюга – всё по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую
симфонию. Суровому холоду противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна.
Это – совсем другой образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта. Какой
прием развития в стихотворении – контраст. (Зима – весна).
Учитель: Если бы
вы были композиторами, то какой была бы ваша музыка?
V.
Первичное закрепление.
Г.Свиридова
«Поёт зима, аукает» слушание произведения, анализ.
-
Что изображает музыка? Зима одинаковая? В музыке происходят изменения?
- Почему
композитор увидел в стихотворении С.Есенина возможности хорового воплощения? (
Хор выражает и шум ветра, и силу вьюги.)
- Какую роль в
хоре Г.Свиридова играет оркестр? (Ярко передаётся завывание разбушевавшейся
снежной бури).
Ритмическая
разминка (Пластическое интонирование)
Мы на лыжах в лес
пойдём (изображают лыжный шаг)
Мы взбираемся на
холм. (наклоны головы вверх, вниз )
Палки нам идти
помогут (активно разводят руки вперёд и назад)
Будет нам легка
дорога. (повороты туловища вправо, влево)
Вдруг поднялся
сильный ветер (круговые движения руками)
Он деревья крутит,
вертит и среди ветвей шумит,
Снег летит, летит,
летит… (прямые руки поднять вверх)
Хоть приятно здесь
кататься, надо снова заниматься!
VI.
Закрепление и повторение изученного материала.
Г.Свиридова
«Поёт зима, аукает» повторное слушание произведения, анализ.
Задания
группам. Обучающиеся работают с текстом стихотворения.
1
группа определяет средства музыкальной
выразительности, которые использует композитор для создания музыкального
образа.
2
группа определяет тембры певческих голосов
хора, которые использует композитор для создания музыкального образа.
Выступления
групп, анализ выполненной работы, дополнения.
Учащиеся: - Суровый
зимний образ передан в низких партиях басов и теноров, а противоположный ему –
мечтательный и тёплый – в высоких партиях сопрано и альтов. Музыкальный темп, динамика неоднократно меняются. В
начале мы слышим, как звенит мохнатый лес, затем – как кружит во дворе холодная
метелица, как злится и ревёт вьюга. И лишь на словах « И снится им
прекрасная..» в музыке наступает успокоение. Темп становится неторопливым,
динамика всё тише и тише, принося ощущение весеннего тепла и безмятежности.
Учитель:
Какие художественные возможности хоровой музыки мы выявили на уроке?
VII.
Итог урока.
Вывод учащихся: Музыкальная
изобразительность.
-Что изобразила
музыка Г.Свиридова? (Зимнюю природу). Как называется изображение природы в
живописи? (пейзаж) А вот об этом мы поговорим с вами на следующих уроках.
VIII.
Домашнее задание: Нарисовать пейзаж к любому образу
музыкального произведения Г.Свиридова.
Исполнение
песни: «Дом родной»
Учитель:
О чем песня? (О родном доме , о красоте родных мест)
Мы должны
гордиться своей Родиной, своими земляками оберегать и преумножать её богатства!
Подведение
итогов урока, выставление оценок.
Источник
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,164079/Itemid,118/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.