Инфоурок Музыка КонспектыРазработка урока музыки в 5 классе на тему: «Что может изображать хоровая музыка?»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Что может изображать хоровая музыка?»

Скачать материал

                    

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

       Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа

            Забайкальский край  Нерчинский район  с. Знаменка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Разработка  урока музыки в 5 классе на тему:

     «Что может изображать  хоровая музыка?»

 

 

 

 

 

                                        Составила: учитель музыки 1 категории-

                                      Трушина Светлана Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Что может изображать хоровая музыка?

Цель урока: создать условия   для ознакомления с жанром кантаты на примере поэмы-кантаты  Г. Свиридова,      

  Задачи урока:

·        формировать представления обучающихся о изобразительности хоровой музыки.

·        на примере музыки Г.В. Свиридова научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства на основе вновь приобретённых знаний;

·        развитие интонационно-образного мышления, чувства ритма, совершенствование вокально-хоровых навыков; речевой активности; звуковысотного слуха; музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и способности реагировать на музыку.

·        создание условий для реализации творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов и самооценке своих музыкально-творческих возможностей;

·        формирование чувства личной ответственности за результат совместной работы.

 

Формирование УУД:

×          Личностные (личностно-оценочные суждения обучающихся о музыке,  содержании литературного произведения).

×          Регулятивные (постановка учебной задачи, прогнозирование результатов освоения темы урока, контроль выполнения задания, осознание уровня и качества усвоения материала по данной теме).

×          Познавательные УУД:

общеучебные (постановка и решение проблемы, формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, умение использовать дополнительную литературу, смысловое чтение, рефлексия);

логические (анализ стихотворения, музыкального произведения;  выводы и обобщения по теме урока, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство).

Коммуникативные (работа в группах, выслушивание мнения других, владение культурой речи, контроль и оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологическими и диалогическими формами речи).

 

                                                                ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент. Музыкальное приветствие

II.               Актуализация опорных знаний.

Игра «Музыкальное лото».

Учитель:  Я предлагаю командам сыграть в игру «Музыкальное лото». Каждой команде раздаются карточки: 1 команда «Музыкальные жанры», 2 команда «Средства музыкальной выразительности». Учитель показывает карточку-слово, ученики дают на него определения и этой карточкой закрывают карточку лото.

III.   Закрепление пройденного материала. Подготовка к изучению новых знаний.

- К какому виду музыки (по исполнению) относится КАНТАТА? (Хоровая музыка).

-Как определение «хоровая музыка» соотносится с темой прошлого урока? (На прошлом уроке мы изучали хоровую музыку).

-Что такое хор? ( Совместное звучание певческих голосов).

Работа с карточками по группам.

-Для того чтобы выяснить какие тембры певческих голосов вы знаете, вам необходимо выполнить задания в карточках. Медаль получит та команда, которая правильно и быстро выполнит задание в карточке (установить соответствие).

      Мужские голоса                                                Женские голоса

Тенор                    высокие                          сопрано

Бас                          низкие                             альт

Анализ выполненной работы. Оценка обучающихся символическими медалями.

- Вы уже многое знаете о хоровой музыке, а тогда о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

- Сегодня нам необходимо выявить новые художественные возможности хоровой музыки, о которых мы еще не знаем.

IV.    Работа над новой темой.

 Выявить эти возможности нам поможет произведения для хора  нашего земляка Г.В. Свиридова.

- Что вы знаете об этом композиторе?

Произведения Свиридова разнообразны и прекрасны, но рассмотрим его творчество ещё и с точки зрения связей музыки и литературы.

- Одному из своих любимых поэтов – С.Есенину, композитор посвящает произведение «Поэма памяти Сергея Есенина» литературной основой которой  стали стихотворения этого поэта.  Об этой поэме композитор сказал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки».

В поэме 10 частей. Мы обратимся к мелодии II части «Поёт зима, аукает». Прежде чем знакомиться с музыкой прочитайте стихотворение С.Есенина с выразительной интонацией.

Стихотворение «Поёт зима, аукает» - выразительное чтение.

О чем говорится в стихотворении? Какой представлена зима?

Учащиеся: - Стихотворение С.Есенина передаёт различные звуки зимы, её своеобразную музыку. Уже самые первые строки стихотворения указывают на музыкальность образа: «Поёт зима – аукает». Холод, метель, вьюга – всё по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому холоду противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Это – совсем другой образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта. Какой прием развития в стихотворении – контраст. (Зима – весна).

Учитель: Если бы вы были композиторами, то какой была бы ваша музыка?

V.   Первичное закрепление.

 Г.Свиридова «Поёт зима, аукает»  слушание произведения, анализ.

- Что изображает музыка? Зима одинаковая? В музыке происходят изменения?

- Почему композитор увидел в стихотворении С.Есенина возможности хорового воплощения? ( Хор выражает и шум ветра, и силу вьюги.)

- Какую роль в хоре Г.Свиридова играет оркестр? (Ярко передаётся завывание разбушевавшейся снежной бури).

Ритмическая разминка (Пластическое интонирование)

Мы на лыжах в лес пойдём         (изображают лыжный шаг)

Мы взбираемся на холм.             (наклоны головы вверх, вниз )

Палки нам идти помогут             (активно разводят руки вперёд и назад)

Будет нам легка дорога.              (повороты туловища вправо, влево)

Вдруг поднялся сильный ветер   (круговые движения руками)

Он деревья крутит, вертит и среди ветвей шумит,

Снег летит, летит, летит…               (прямые руки поднять вверх)

Хоть приятно здесь кататься, надо снова заниматься!

VI. Закрепление и повторение изученного материала.

Г.Свиридова «Поёт зима, аукает»  повторное слушание произведения, анализ.

Задания группам. Обучающиеся работают с текстом стихотворения.

1 группа определяет средства музыкальной выразительности, которые использует композитор для создания музыкального образа.

2 группа определяет тембры певческих голосов хора, которые использует композитор для создания музыкального образа.

Выступления групп, анализ выполненной работы, дополнения.

Учащиеся: - Суровый зимний образ передан в низких партиях басов и теноров, а противоположный ему – мечтательный и тёплый – в высоких партиях сопрано и альтов. Музыкальный темп, динамика  неоднократно меняются. В начале мы слышим, как звенит мохнатый лес, затем – как кружит во дворе холодная метелица, как злится и ревёт вьюга. И лишь на словах « И снится им прекрасная..» в музыке наступает успокоение. Темп становится неторопливым, динамика всё тише и тише, принося ощущение весеннего тепла и безмятежности.

Учитель: Какие художественные возможности хоровой музыки мы выявили на уроке?

VII.  Итог урока.

Вывод учащихся: Музыкальная изобразительность.

-Что изобразила музыка Г.Свиридова? (Зимнюю природу). Как называется изображение природы в живописи? (пейзаж)  А вот об этом мы поговорим с вами на следующих уроках.

VIII.  Домашнее задание: Нарисовать пейзаж к любому образу музыкального произведения Г.Свиридова.

Исполнение песни: «Дом родной»

Учитель:   О чем песня? (О родном доме ,  о красоте родных мест)

Мы должны гордиться своей Родиной, своими земляками оберегать и преумножать её богатства!

Подведение итогов урока, выставление оценок.

                                          

 

 

 

                                                     Источник

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,164079/Itemid,118/

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Что может изображать хоровая музыка?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром кантаты на примере поэмы-кантаты Г. Свиридова, Задачи урока: -формировать представления обучающихся о изобразительности хоровой музыки. -на примере музыки Г.В. Свиридова научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства на основе вновь приобретённых знаний; -развитие интонационно-образного мышления, чувства ритма, совершенствование вокально-хоровых навыков; речевой активности; звуковысотного слуха; музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и способности реагировать на музыку. Формирование УУД.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.11.2020 156
    • DOCX 29.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кондратова Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102894
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 97 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 225 человек

Курс профессиональной переподготовки

Музыкальный менеджмент: от создания до продвижения

PR-менеджер (музыкальный бизнес)

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека