Инфоурок Музыка КонспектыРазработка урока музыкальной литературы по теме "Покоривший вершины кюя"

Разработка урока музыкальной литературы по теме "Покоривший вершины кюя"

Скачать материал

Покоривший вершины кюя

   Войтенко Ирина Викторовна
   преподаватель сольфеджио,
   музыкальной литературы
   Преподаватель 1 категории,
   стаж работы 17,08

Цель урока: Знакомство с жизнью и творчеством Курмангазы

Задачи:

Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством великого кюйши, строением кюев төкпе, с понятиями ұстаз-шәкірт, тартыс.

Воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину, понимание тесной связи музыки с жизнью.

Развивающие: развитие эмоционально-духовного восприятия казахской инструментальной музыки, умение слушать музыку.

Тип урока: изложение новой темы, закрепление (кроссворд)

Оборудование: магнитофон, ноутбук

Наглядность: слайд-шоу о природе Казахстана; портреты Курмангазы, Дины Нурпеисовой, Ахмета Жубанова; выставка книг на казахском и русском языке о Курмангазы; плакат со словами Абая: «Глубокий кюй, будто слова мудреца, когда слушаешь, поднимается дух человека».

Музыкальный материал: кюи «Сарыарқа», «Ұзақ Ақжелен», «Кішкентай», «Балбырауын», «Адай».

Ход урока

1. Организационный момент

2.Новая тема

Звучит кюй «Сары-Арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы.

— Ребята вы раньше слышали это произведение? (Да) Это кюй «Сары-Арка». Когда звучит «Сары-Арка» — это значит звучит необъятный Казахстан. Это символ Казахстана.

Показ слайдов с картинами природы Казахстана

— Какой характер музыки? (Стремительный, динамичный, возвышенный)

— Что вы чувствуете, когда слушаете это произведение? (Привольные казахские степи, эмоциональный подъем и душевный прилив от встречи с природой). Кюй «Сары-Арка» включен в фонд избранных произведений мировой музыки созданный при ЮНЕСКО.

— К какому жанру относится кюй? (Инструментальному)

— На каких инструментах он исполняется? (Домбра, қобыз, сыбызғы)

Если в XX веке казахскую инструментальную музыку, то есть кюи исследовали казахские, русские ученые, то сейчас о нем пишут американцы, японцы. Наши кюи использовали в своих симфонических и оперных произведениях композиторы разных национальностей. Сейчас казахский кюй звучит не только в Казахстане, но и в Европе, Америке, в странах Востока. И сегодня мы с вами поговорим о человеке, который покорил вершины кюя.

Показ портрета Курмангазы.

Курмагазы Сагырбаев — выдающийся композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. С именем Курмангазы связаны выдающиеся достижения традиционной инструментальной музыки Западного Казахстана. В народе его называют «кюй атасы». Благодаря Курмангазы домбровое искусство Казахстана обогатилось новыми жанрами и уникальными исполнительскими приёмами. Например: в кюе «Сары-Арка» композитор впервые использовал глиссандо.

Детство — самая счастливая пора в жизни человека. Что может вспомнить о своем детстве Курмангазы? Бедность. Она преследовала его с самого рождения. Курмангазы появился на свет в 1818 году в маленькой бедной юрте, в ауле урочища Жидели Букеевской Орды, ныне Западно-Казахстанская область. Отец Курмангазы — Сагырбай пас байский скот. У батраков не было никаких прав и за тяжелый труд им почти ничего не платили. Крепкий от рождения, Курмангазы рос смелым мальчиком. Помогая отцу, он гонял скот на просторные пастбища, ухаживал за ягнятами. Однажды в аул приехал известный кюйши Узак. Его выразительная игра, творческая фантазия, тонкие исполнительские приемы потрясли маленького Курмаша. Отныне у него появилась одна мечта — стать домбристом. Отец не одобрял устремления своего сына. Он хотел видеть его хорошим пастухом. Но мать Алка, в роду которой были знаменитые акыны и кюйши, поддерживала занятия сына и всячески помогала ему. Один из соседей, почувствовав большие музыкальные способности Курмангазы, подарил ему свой самодельный инструмент. И с тех пор домбра была ему постоянным и верным спутником жизни. С каждым днем он играл все лучше и лучше и жители аула говорили, что у этого мальчика большой музыкальный дар. А Курмангазы пас байских овец, радовался одиночеству, радовался, что с ним его любимая домбра, а вокруг необозримая степь. Он наслаждался картинами природы. И все это потом будет рассказано языком неповторимой музыки современникам и потомкам, то есть нам.

Шло время. У Курмангазы появилась еще одна обязанность — играть и развлекать гостей бая — самодовольных, чванливых обжор. Уже тогда в голове у гордого и справедливого юноши зрели смелые и свободолюбивые мысли. Непосильный труд, унижения, байская неволя опостылели Курмангазы. Однажды он вошел в юрту бая и потребовал долг. Бай выгнал его. Курмангазы понял, что справедливости ждать неоткуда. Самовольно взяв байского коня, он едет к кюйши Узаку осуществить свою давнюю мечту — стать настоящим домбристом. Общение и учеба у прославленного кюйши оказали благотворное влияние на Курмангазы. Он работает над исполнительским мастерством, разучивает народные кюи и кюи Узака и вскоре начинает сочинять и свои произведения. Учитель (на казахском — ұстаз) был очень доволен успехами своего трудолюбивого ученика (на казахском шкірт). Разъезжая по аулам, он берет с собой Курмангазы. Повсюду игра молодого кюйши получает признание. Один из ранних кюев «Узак Акжелен» посвящен учителю. Этот кюй известен благодаря Дине Нурпеисовой — любимой ученице Курмангазы.

Показ портрета Дины.

8 лет она сопровождала великого кюйши, разделяя опыт и жизнь своего учителя. Этот творческий контакт «учитель-ученик», то есть «ұстаз-шәкірт» был традиционный в казахской профессиональной музыке устной традиции. Так обучались акыны, кюйши, жыршы и другие профессионалы в казахской степи.

А сейчас послушаем кюй «Узак Акжелен».

Звучит кюй в записи

В 18 лет став вполне зрелым музыкантом Курмангазы начинает свою самостоятельную профессиональную деятельность. Разъезжая по аулам, Курмангазы встречается с акынами, кюйши, участвует в творческих состязаниях домбристов — тартыс, оттачивает свое мастерство, обогащает репертуар. Он был композитором — эрудитом, глубоко освоившим наследие известных кюйши живших до него.

— Как называется творческое состязание кюйши? (Тартыс)

— А песенное состязание акынов? (Айтыс)

В 30-е годы XIX века в Букеевской Орде произошло большое народное восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Карательный отряд под командованием Гека и отряд уральского казачьего войска жестоко расправились с восставшими плохо вооруженными людьми, а предводитель их Исатай Тайманов был убит. Широко известны стихи Махамбета Утемисова:

Если хан не стыдится зла,
Если жаден, как зверь, и жесток,
То какой в этом хане прок?…
Что толку народу от тронов златых,
Что толку народу от ханов лихих,
Если для немощных и бедняков
Нет справедливости и правды у них.
Как я хотел бы свой меч обнажить,
Слышать предсмертный верблюжий рёв
Ханов, что бедный народ томят
Баев, что брюхо себе растят.
Как я хотел бы средь волжских лугов
Вольной толпою народ расселить…

Народное придание гласит, будто бы Курмангазы принимал активное участие в восстании, но это версия мало вероятна, так как он был слишком молод. Во всяком случае он безусловно сочувствовал вожакам восстания и в своих произведениях воспевал их. Кюй Курмангазы «Кішкентай» был записан Ахметом Жубановым, а сообщил этот кюй Уахап Кабигожин. Он был последователем Курмангазы и сообщил множество его кюев.

Нужно отметить деятельность исполнителей кюев XX века. Они сохранили непреходящую ценность классического кюя, созданного для сольного исполнения. Не все тонкости истинного звучания музыки и сольного виртуозного исполнительства можно отразить нотами. Сохранились грамзаписи замечательных народных музыкантов. Они жили в аулах, а потому не были широко известны. Эти прекрасные музыканты пронесли через XX век кюи великого Курмангазы и других композиторов-кюйши в той интерпретации и исполнительской манере, которая была свойственна высшему периоду развития домбровой традиции.

Показ фотографий…

Вот некоторые из них: Дина Нурпеисова, Қали Жантілеуов, Аққыз Ахметова, Төлеген Момбеков, Бағыналы Саятөлеков, Мағауия Хамзин, Абекен Хасенов.

А сейчас прозвучит кюй «Кішкентай», посвященный Исатаю Тайманову «от имени младшего брата — старшему» по словам Уахапа Кабигожина.

Скитаясь безконечно по казахским степям, видя как живет народ, как он веселиться, несмотря на все невзгоды, Курмангазы сочиняет кюй «Балбырауын». Это произведение передает радостное восприятие жизни, энергию, оптимизм. Оно — одно из светлых сочинений великого кюйши. Популярность этого кюя в народе необычна. Он исполняется не только на домбре, но и в виде различных переложений и обработок.

Звучит кюй «Балбырауын». Исполняет ансамбль домбристов

Перед исполнением кюя «Адай» я хочу сказать несколько слов о строении кюев төкпе. Отличительная черта западных кюев төкпе — это форма — схема, при которой развитие мелодии идет в обязательной последовательности по регистрам — бас буын (голова), орта буын (середина) и сага. (показ на домбре)Сага — это место соединения грифа домбры с её корпусом, а так же часть кюя, которая исполняется в этом регистре. Новаторским достижением Курмангазы можно считать введенную им в структуру кюев вторую сагу, то есть высшую кульминационную зону.

— Ребята, что такое кульминация? (Наивысшая точка развития произведения)

Звучит кюй «Адай» в исполнении преподавателя.

Многие кюи Курмангазы автобиографичны, они созданы в связи с различными обстоятельствами его жизни. Курмангазы не терпел, когда обижали слабых, беззащитных людей. Его бунтарский, непримиримый характер был не по душе местным правителям. Они искали повода, чтобы упрятать «смутьяна» в тюрьму, и это им наконец удалось. Группа кюев связана с обстоятельствами тюремного заключения Курмангазы: «Қайран шешем», «Ертен кетем», «Кісен ашқан», «Түрмеден қашқан», «Лауышкен», «Машина», «Перовский марш».

После освобождения из тюрьмы Курмангазы много разъезжает по степи встречается со знаменитыми людьми: кюйши Даулеткереем, батырами — Төремұратом, Нарынбаем. Встрече Курмангазы с батыром Төремұратом посвящены кюи «Аксак киик», «Торемурат». Во время встречи с Даулеткереем родились кюи «Булбул», «Жигер». Известна также встреча с писателем и этнографом Н. Савичевым, который писал: «Словом — Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины».

— Кто такой этнограф? (Исследователь и собиратель народной музыки)

— Кто еще собирал казахскую народную музыку? И как называется сборник собранных им песен? (Затаевич, «1000 песен казахского народа»)

Последние годы жизни Курмангазы проводит на берегу Каспия. Здесь его окружают друзья, ученики, среди которых были Мамен, Кокбала, Ергали Ещанов, Дина Нурпеисова, ставшие в последствии знаменитыми домбристами. Кюи, созданные в последний период жизни характеризуются более спокойным, уравновешенным и философско-углубленным содержанием. В них автор обращается к таким извечным понятиям как добро и зло, смысл и ценность жизни человека. Таковы кюи «Кобик шашкан», «Алатау», «Демалыс», «Итог». Умер Курмангазы 1889 году. На месте его могилы 1959 году по инициативе академика Жубанова был воздвигнут памятник.

Показ портрета композитора.

Ахмет Жубанов глубоко исследовал жизнь и творчество кюйши, издал о нем книги, обработал его кюи для оркестра казахских народных инструментов, начал писать оперу «Курмангазы», которую завершила его дочь композитор Газиза Жубанова. В наше время собраны и опубликованы почти все кюи Курмангазы (около 70). Имя Курмангазы известно не только в Казахстане, но и зарубежом. Во время гастролей в Америке домбрист профессор Казахской национальной Консерватории им. Курмангазы Каршыга Ахмедияров исполнил кюй «Адай», после взрыва аплодисментов американцы звали «ав-то-ра», но когда сказали, что автор жил 100 с лишним лет тому назад они не могли поверить настолько произведение было современным, захватывающим.

Народ любит музыку Курмангазы и глубоко чтит память о нем. В городах Атырау, Алматы, а в этом году и в Астане воздвигнуты памятники Курмангазы. Именем Курмангазы названа Алматинская Государственная консерватория, оркестр казахских народных инструментов, улицы многих городов республики.

3. Итог урока

А теперь, ребята, если вы меня внимательно слушали, вы сможете решить кроссворд.

Кроссворд

Кроссворд

1. Кюй, который является вершиной творчества Курмангазы

2. Учитель Курмангазы.

3. Любимая ученица.

4. Предводитель народного восстания в Букеевской Орде.

5. Творческое состязание кюйши.

6. Кюй посвященный Исатаю Тайманову

7. Высшая кульминационная точка в кюе.

8. Исследователь жизни Курмангазы.

9. Казахский инструмент.

10. Кюй Курмангазы

 

 

4. Выставление оценок

Список используемой литературы

  1. Аравин П. Степные созвездия, Алмата, «Жалын», 1979 г.
  2. Бекенов У. Күй табиаты, Алмата, «Өнер», 1981 г.
  3. Жубанов А. Струны столетий, Алмата, казгосиздат, 1958 г.
  4. Құрманғазы. Күйлер. составители Айтжан Тоқтаган, Мұрат Әбуғазы, Білім баспасы, 2005 г.
  5. Казахская музыкальная литература. Ред.-сост. Елеманова С.
  6. Райымбергенова С. Вопросы развития казахской музыкальной культуры и программа «Мурагер». Алматы, «В мире музыки», 2008 г. № 2, № 3.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока музыкальной литературы по теме "Покоривший вершины кюя""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по предмету музыкальная литература (казахская музыкальная литература) представляет органичное сочетание классической методики преподавания предмета и элементов современных педагогических технологий. Материал урока основан на творчестве казахского композитора Курмангазы. Урок предполагает не только объяснение нового материала, но и его творческое закрепление.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.11.2020 225
    • DOCX 52.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Калинина Наталья Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 103610
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе