Инфоурок Физика КонспектыРазработка урока "Магнитное поле Земли"

Разработка урока "Магнитное поле Земли"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Магниты.pdf



«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня и я научусь»

1.      «Любящий камень» – такое поэтическое название дали ему китайцы. Ай-ши – говорят китайцы, – притягивает железо, как нежная мать привлекает своих детей. Замечательно, что во Франции – у народа, живущего на противоположном конце Старого Света, мы встречаем сходное название для него: французское слово «aimant» (имя прилагательное) означает «любящий».

2.      Фалес Милетский наделял его душой. Платон сравнивал его с поэтом, Орфей находил его подобным жениху. В эпоху Возрождения его считали отображением неба и приписывали ему способность искривлять пространство. Японцы считали, что он - это сила, которая поможет повернуть к вам фортуну. В Англии он применялся в толченом виде как слабительное. А Галилей думал, что Земля вертится оттого, что похожа на него.

3.      Царица Египта Клеопатра носила амулет из него, чтобы сохранить молодость и красоту.







Одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые –

притягиваются















Изучаем мы магниты и магнитные поля.

Эта тема интересна и, конечно же, важна

Притянул магнит булавку и иголки все собрал Без фломастера и ручки своё поле показал.


Компас полюса укажет, север, юг определит Никому с прямого курса отклоняться не велит. И удар, и нагреванье изменяют свойства так, Что магнит по назначенью применять нельзя никак. Все вопросы эти надо обсуждать и понимать,

Чтоб на практике спокойно можно было применять.

-   Я съел бы еще этого...

-   Больше всего мне понравилось...

-  
Я почти переварил...

-   Я переел...

-   Пожалуйста, добавьте...



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока "Магнитное поле Земли""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложения к уроку.docx

Приложение 1

Вопросы-загадки для черного ящика

1.             «Любящий камень» – такое поэтическое название дали ему китайцы. Ай-ши – говорят китайцы, – притягивает железо, как нежная мать привлекает своих детей. Замечательно, что во Франции – у народа, живущего на противоположном конце Старого Света, мы встречаем сходное название для него: французское слово «aimant» (имя прилагательное) означает «любящий».

2.   Фалес Милетский наделял его душой. Платон сравнивал его с поэтом, Орфей находил его подобным жениху. В эпоху Возрождения его считали отображением неба и приписывали ему способность искривлять пространство. Японцы считали, что он - это сила, которая поможет повернуть к вам фортуну. В Англии он применялся в толченом виде как слабительное. А Галилей думал, что Земля вертится оттого, что похожа на него.

3. Царица Египта Клеопатра носила амулет из него, чтобы сохранить молодость и красоту.

 

Приложение 2

Изучение свойств магнита

Задание для группы 1.

1. Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой).
Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?
Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом. Сделайте вывод.

 2. Оборудование: магнит и магнитная стрелка. Поднесите к синему, а затем к красному концу магнитной стрелки магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитной стрелки и магнита? Сделайте в тетради рисунок и подпишите под ними, в каком случае магнитная стрелка притягивается, а в каком отталкивается.

 

 

 

 

 

Задание для группы 2.

1.                 Оборудование: железный гвоздь, медь, алюминий, бумага, карандаш, пластмассы,  магнит. На столе у вас различные предметы. Определите, какие вещества хорошо притягиваются магнитом, какие плохо, какие совсем не притягиваются, Результаты занесите в таблицу.

Сильно притягивает

Слабо притягивает

Не притягивает

 

 

 

 

2.      Оборудование: полосовой магнит, картон, железные опилки. Возьмите дуговой магнит. Положите на него сверху картон. Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем. Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? Как располагаются магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?

 

Задание для группы 3.

 

1.     Оборудование: две магнитные стрелки. Сближайте магнитную стрелку с другой такой же стрелкой с начало красными концами, а затем синими. Как взаимодействуют стрелки?  Приближайте красный конец одной стрелки к синему концу другой. Как взаимодействуют стрелки? На основании проведенных опытов сделайте общий вывод.

 

  2.Оборудование: дугообразный магнит, картон, железные опилки. Возьмите дуговой магнит. Положите на него сверху картон. Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем. Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? Как располагаются магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Качественные задачи

 

Задачи для группы 1.

1.                  Какой полюс появится на шляпке гвоздя, если к его заострённому концу приблизить северный полюс магнита?

            2. Коробочка компаса может быть изготовлена из меди, алюминия, пластмассы и других материалов; однако никогда эта коробочка не делается из стали. Почему? Перечислите, какие другие материалы могут быть использованы для её изготовления?
           3.  Если у магнита отпилить тот конец, на котором находится северный полюс, то получится ли магнит с одним только южным полюсом?

           4. Можно ли на Луне ориентироваться с помощью магнитного компаса?

 

Задачи для группы 2.


           1. Полосовой магнит разделили на две равные части и получили два магнита. Будут ли эти магниты оказывать такое же действие, как и целый магнит, из которого они получены?
           2. Намагниченная спица разломана на мелкие части. Какой из полученных обломков окажется намагничен сильнее – находившийся ближе к концам спицы, или ближе к середине?
          3. Имеются два одинаковых стальных стержня, один из которых намагничен сильнее другого. Как найти этот стержень?

         4. Молния ударила в ящик со стальными ножами. После этого ножи оказались  намагниченными. Как вы можете это объяснить?

 

Задачи для группы 3.

 

1.В каком месте Земли магнитная стрелка обоими концами показывает на юг?

2. Почему стальные оконные решётки с течением времени намагничиваются?

            3. В известном романе Жюля Верна “Пятнадцатилетний капитан” скрывавшийся на судне злоумышленник Негоро, желая сбить корабль с правильного курса, незаметно подложил под судовой компас железный брусок. Злой умысел удался: корабль пошел по неверному пути. Почему?

4.      Почему удобно пользоваться намагниченной отверткой?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока "Магнитное поле Земли""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ раздатка_Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока «Магнитное поле Земли. Постоянные магниты»

 

Название   предмета    физика           Класс       8           Урок № 57

Дата 20.04.2015

Тема «Магнитное поле Земли. Постоянные магниты»

Автор УМК     А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2014.- § 65.

ЦЕЛЬ Формирование  представлений о  постоянных магнитах и магнитном поле Земли.

Место урока в системе уроков данного раздела:-3 урок раздела «Магнитные явления»

Тип урока: информационно-развивающий.

Основные термины и понятия: магниты, магнитное поле Земли.

Межпредметные связи: география, биология.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский

Оборудование мультимедиапроектор,  компьютер,  модель внутреннего строения магнита,  железный гвоздь , магниты полосовой и дуговой, картон, металлические опилки, различные мелкие предметы сделанные из разных материалов, магнитные стрелки, компасы, глобус, презентация, отражающая основные моменты урока.

Формы работы: Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый  интонационное выделение логически важных моментов изложения; ответы на поставленные вопросы; демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования (интерактивной доски); задание учащимся на осмысление изученных знаний

Девиз урока: «Скажи мне – и я забуду,

                        покажи мне – и я запомню,

                        Вовлеки меня – и я научусь»

 

 

 

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

 

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

-вызвать познавательный интерес к проблеме;

- обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;

- выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований УД.

 Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга.

 

Учащиеся дают предположения о предмете в черном ящике, вспоминают ранее изученный материал, разрешают поставленную перед ними проблемную ситуацию.

Приветствие учителем учеников.

 

Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений, которые подтолкнут учащихся к формулированию цели урока.

 

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета

 

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

Предлагает объяснить решение загадок, разъяснить ответ, выслушивает различные варианты

 Учащимся предлагается выслушать несколько загадок и отгадать что за предмет в черном ящике.

 

 Вспомнить свойства магнитов

 Познавательные

Выделение необходимой информации.

 

Регулятивные

Постановка учебной задачи для решения проблемной ситуации, 

 

Коммуникативные, личностные

Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

-актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;   

- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

-формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

 Выступают, слушают учителя и одноклассников.

 

Самостоятельное выделение-формулирование цели, формулирование проблемы.

Планируют свою деятельность для решения поставленных задач урока для достижения познавательной цели.

 

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

 

Ставит учеников в проблемную ситуацию, предлагает провести опыт с имеющимся оборудованием.

Вместе с учениками определяет задачи урока.

 

 Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы.

Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.

 

Перед учениками проблемная ситуация: как вытащить скрепки, не замочив рук из стакана с водой?

 

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу и что хотелось бы узнать нового.

 

Делают предположения о свойствах магнитов.

Дать определение магнита,

выяснить, поставить перед собой задачу изучить свойства магнитов и магнитного поля.

Познавательные

организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия, планируют общие

 

Регулятивные

определять цели учебной деятельности; видеть проблему, осознавать возникшие трудности.

 

Коммуникативные

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

 

Личностные

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

III. Изучение нового

 (15 мин)

Цели: «Открытие» новых знаний

-развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента).

Решение учебной проблемы и формулировка выводов

Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей.

 

Проводят учебные эксперименты, анализируя их, отвечают на вопросы, поставленных в задачах к уроку.

 

Овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.

 

Формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом.

 

Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи.

 Организует проведение экспериментов и обсуждение результатов.

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению.

 

Формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.

 

Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь. Формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.

Работают по карточкам в группах, выполняя указанные опыты.

Слушают собеседника, высказывают и аргументировать собственное мнение.

Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция.

 

 Формулировать определения нового физического понятия, объяснять смысл и результаты опыта. Усвоить понятия постоянного магнита,

исследовать свойства магнита в ходе экспериментов.

Познавательные устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании и анализе;

преобразовывают практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.

 

Регулятивные предвосхищать результат и уровень усвоения, принимать предложенный способ решения проблемы;

 

Коммуникативные устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать, работать в группе.

IV. Закрепление  нового (10 мин)

Цель: воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений «Что было бы, если бы не…»

 

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов.

 Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации.

 

 

 Первичное взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме.

Организует фронтальную проверку понимания нового материала.

 

Организует постановку проблемных вопросов, при ответе на которые достигается усвоение нового материала.

 Вспоминают, что известно о строении Земли?

После просмотра видеоролика пытаются сформулировать  особенность расположения магнитных полюсов Земли.

Задание на установление соответствия между показанными в презентации точками ( закрепление понимания расположения магнитных полюсов Земли)

 

 

 

 

 Формулируют представления о магнитном поле Земли, направлении магнитных линий магнитного поля Земли.

 

Познавательные

 закрепить общеучебные и   логические умения и навыки; постановка и решение проблем

 

Регулятивные

уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания; осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы.

 

Коммуникативные 

уметь сформулировать вопрос.

V. Контролирующее задание (11 мин)

Цель: самостоятельное применение полученных знаний

 Выполняют задание,  вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой.

Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления.

Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи.

 Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений.

 Побуждает учащихся к объяснению своих мыслей.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

 

 Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе  учебного материала, изученного на уроке.

 

 Создать условия для развития логического мышления и творческих способностей.

 

 Работая в группах, решают качественные задачи.

 

Написать стихотворение, используя слова: магнит, поле, линии, Земля, компас, электричество.

 

  Закрепление полученных знаний о свойствах магнитов и магнитного поля Земли, применение их при решении качественных задач.

 Познавательные

способствовать формированию интереса к самообразованию путём чтения интересных отрывков из книг и журналов, формулируют новые знания совместными групповыми усилиями

 

Регулятивные

обеспечить развитие мышления, умения наблюдать и объяснять физические явления, формирование умений управлять своей учебной деятельностью

 

Коммуникативные

 содействовать развитию лексического запаса учащихся

 

Личностные

проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Самооценка учащимися результатов своей деятельности.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Проводит рефлексию “В ресторане”. 

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого...

- Больше всего мне понравилось...

- Я почти переварил...

- Я переел...

- Пожалуйста, добавьте...

 

Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

 Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

 Транслируют оценку результатов собственной деятельности.

Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях

 Познавательные

организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку

 

Регулятивные

саморегуляция, оценка степени достижения цели

 

Личностные

осознавать личностную значимость владения методами научного познания; умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях                                    

 Домашнее задание : можно выбрать один или несколько вариантов, возможна групповая работа

1.      Найдите дома бытовые приборы, где используются магниты; подумайте какова роль магнита в них, сделайте фотографии.

2.      Составьте кроссворд из 10-20 слов по теме " Постоянные магниты". В приложении к кроссворду укажите правильные ответы. 

3.      Создать рекламу на тему «Я выбираю Компас!»

4.      Написать мини сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли…» 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока "Магнитное поле Земли""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта урока «Магнитное поле Земли. Постоянные магниты»Тип урока: информационно-развивающий.Основные термины и понятия: магниты, магнитное поле Земли.Межпредметные связи: география, биология.Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, исследовательскийОборудование мультимедиапроектор, компьютер, модель внутреннего строения магнита, железный гвоздь , магниты полосовой и дуговой, картон, металлические опилки, различные мелкие предметы сделанные из разных материалов, магнитные стрелки, компасы, глобус, презентация, отражающая основные моменты урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку физики в 11 классе "Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора"
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: Глава 12. Атомная физика
  • 30.12.2020
  • 1270
  • 93
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.12.2020 673
    • ZIP 4.4 мбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петухова Мария Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петухова Мария Дмитриевна
    Петухова Мария Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 98015
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 541 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 132 человека

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека