Приложение
1
Вопросы-загадки
для черного ящика
1.
«Любящий камень» –
такое поэтическое название дали ему китайцы. Ай-ши –
говорят китайцы, – притягивает железо, как нежная мать привлекает своих детей.
Замечательно, что во Франции – у народа, живущего на противоположном конце
Старого Света, мы встречаем сходное название для него: французское слово
«aimant» (имя прилагательное) означает «любящий».
2. Фалес Милетский наделял его
душой. Платон сравнивал его с поэтом, Орфей находил его подобным жениху. В
эпоху Возрождения его считали отображением неба и приписывали ему способность
искривлять пространство. Японцы считали, что он - это сила, которая поможет
повернуть к вам фортуну. В Англии он применялся в толченом виде как
слабительное. А Галилей думал, что Земля вертится оттого, что похожа на него.
3. Царица Египта
Клеопатра носила амулет из него, чтобы сохранить молодость и красоту.
Приложение
2
Изучение
свойств магнита
Задание для группы 1.
1. Оборудование: металлические
скрепки, магниты (полосовой и дуговой).
Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине
магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли
магнит скрепки?
Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места
обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым
магнитом. Сделайте вывод.
2. Оборудование:
магнит и магнитная стрелка. Поднесите к синему, а затем к красному концу
магнитной стрелки магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитной стрелки
и магнита? Сделайте в тетради рисунок и подпишите под ними, в каком случае
магнитная стрелка притягивается, а в каком отталкивается.
Задание для группы 2.
1.
Оборудование:
железный гвоздь, медь, алюминий, бумага, карандаш, пластмассы, магнит. На
столе у вас различные предметы. Определите, какие вещества хорошо притягиваются
магнитом, какие плохо, какие совсем не притягиваются, Результаты занесите в
таблицу.
Сильно притягивает
|
Слабо
притягивает
|
Не
притягивает
|
|
|
|
2.
Оборудование:
полосовой магнит, картон, железные опилки. Возьмите дуговой магнит. Положите на
него сверху картон. Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их, слегка
постучав по картону пальцем. Зарисуйте картину силовых магнитных линий в
тетради. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? Как
располагаются магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?
Задание
для группы 3.
1.
Оборудование:
две магнитные стрелки. Сближайте магнитную стрелку с другой такой же стрелкой с
начало красными концами, а затем синими. Как взаимодействуют стрелки? Приближайте
красный конец одной стрелки к синему концу другой. Как взаимодействуют стрелки?
На основании проведенных опытов сделайте общий вывод.
2.Оборудование: дугообразный магнит, картон, железные
опилки. Возьмите дуговой магнит. Положите на него сверху картон. Насыпьте на
картон железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем.
Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради. Замкнуты ли магнитные
линии поля постоянного магнита? Как располагаются магнитная стрелка в заданной
точке магнитного поля?
Приложение 3
Качественные
задачи
Задачи для группы 1.
1.
Какой полюс появится на шляпке гвоздя,
если к его заострённому концу приблизить северный полюс магнита?
2. Коробочка компаса может
быть изготовлена из меди, алюминия, пластмассы и других материалов; однако
никогда эта коробочка не делается из стали. Почему? Перечислите, какие другие
материалы могут быть использованы для её изготовления?
3. Если у магнита отпилить тот конец, на котором находится северный
полюс, то получится ли магнит с одним только южным полюсом?
4. Можно ли на Луне
ориентироваться с помощью магнитного компаса?
Задачи для группы 2.
1. Полосовой магнит разделили на две равные части и получили два
магнита. Будут ли эти магниты оказывать такое же действие, как и целый магнит,
из которого они получены?
2. Намагниченная спица разломана на мелкие части. Какой из полученных
обломков окажется намагничен сильнее – находившийся ближе к концам спицы, или
ближе к середине?
3. Имеются два одинаковых стальных стержня, один из которых
намагничен сильнее другого. Как найти этот стержень?
4. Молния
ударила в ящик со стальными ножами. После этого ножи оказались намагниченными.
Как вы можете это объяснить?
Задачи для группы 3.
1.В каком месте Земли
магнитная стрелка обоими концами показывает на юг?
2. Почему стальные
оконные решётки с течением времени намагничиваются?
3. В известном романе Жюля Верна “Пятнадцатилетний капитан” скрывавшийся на
судне злоумышленник Негоро, желая сбить корабль с правильного курса, незаметно
подложил под судовой компас железный брусок. Злой умысел удался: корабль пошел
по неверному пути. Почему?
4. Почему
удобно пользоваться намагниченной отверткой?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.