Инфоурок Математика КонспектыРазработка учебного занятия по математике на тему "Увлекательный мир танграмов"

Разработка учебного занятия по математике на тему "Увлекательный мир танграмов"

Скачать материал

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Павловская СОШ №3

 

 

 

 

 

 

 

 

День ОО Павловской СОШ №3

«Событийный  подход в учебно-воспитательном процессе»

 

 

 

 

 

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ТАНГРАМОВ

 

Учебное занятие  по наглядной геометрии в 6-7 классах

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Авторы: Серебрякова Е.В.

                                                                                                             учитель математики

                                                                                                        Стрельникова М.А.

                                                                                                             учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Павловск, 2017

 

Учебное занятие по математике (модуль «Наглядная геометрия»)

Тема: «Увлекательный мир ТАНГРАМОВ».

Цели:

ü  создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, предметной);

ü  образовательный аспект –  создание условий для формирования представление об игре «ТАНГРАМ»;

ü  развивающий аспект – развитие способностей к общению и анализу; развитие логичности и внимательности; развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии;

ü  воспитательный аспект – формирование навыков взаимодействия при групповой работе; воспитание личности с нестандартным мышлением.

Планируемые результаты:   

ü  метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать; развитие познавательной активности;

ü  предметные: конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур; создавать и манипулировать образом при переходе от предметной деятельности к работе в уме.

Формирование УУД:

ü  регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

ü  познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

ü  коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

ü  личностные УУД: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование  начальных элементов  конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель 1. - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Учитель 2..                                              Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Занятие начинать нам пора.

 

II. Вступительное слово учителя.

Слайд 4                                       

Учитель 1.- Хорошее воображение – это качество, необходимое в равной мере и математику, и поэту. А может быть, математику даже в Большей степени. Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал:

«В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера».

Эти слова будут девизом нашего занятия.

Учитель 2.-  Начинаем нашу работу. Внимание, у нас в гостях мастера загадок.

Слайд 5                                                    

Ученик 1.                                                    Он давно знакомый мой,
                                                                         Каждый угол в нем прямой,
                                                                            Все четыре стороны 
                                                                              Одинаковой длины. 
                                                                          Вам его представить рад. 
                                                                               А зовут его… квадрат.

***

Ученик 2.                                                      Растянули мы квадрат
                                                                             И представили на взгляд,
                                                                              На кого он стал похожим
                                                                          Или с чем-то очень схожим?
                                                                            Не кирпич, не треугольник -
                                                                       Стал квадрат… (прямоугольник).

***

Ученик 1.                                          Чуть приплюснутый прямоугольник
                                                                               Приглашаем опознать:
                                                                                Острый угол и тупой
                                                                             Вечно связаны судьбой.
                                                                             Догадались дело в чем?
                                                             Как фигуру назовем? (Параллелограмм).

  Слайд 6                                                        

    

Ученик 2.                                                      Три угла, три стороны

Разной могут быть длины.

И на горку я похож,

Как меня ты назовешь? (Треугольник.)

Учитель 2.- О видах треугольников нам расскажет знаток геометрических фигур.

 

   Ученик 3. По длинам сторон треугольники можно разделить на три вида:

1.      разносторонние треугольники (у них стороны разной длины)

2.      равнобедренные треугольники (у них две стороны равной длины)

3.      равносторонние треугольники (у них все стороны равной длины)

Также можно выделить ещё один вид треугольников:

прямоугольные треугольники (у них есть прямой угол)

 

III.Ознакомление с геометрическими головоломками.

1.     Немного истории.

Учитель 2.А теперь немного истории. Слово предоставляется доктору исторических наук.

Слайд 7                                     

Ученик 4.

Учитель 1.- Ребята, какие игры с квадратом вы можете придумать?

- Любая головоломка может быть игрой. Сегодня на занятии мы познакомимся с одной такой игрой-головоломкой.

2.     Головоломки

Учитель 2.-Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". В наше время очень много  людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми.

Учитель 1. - Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть».

Учитель 2. - Благодаря многим играм развивалась сама математика, появлялись новые разделы высшей математики.

Учитель 1. - А при чём здесь квадрат?

Учитель 2.-Слово знатоку головоломок.

 

Ученик 5.Квадрат очень похож на механизм с хорошо прилаженными частями, который можно разобрать и из тех же частей собрать новый механизм.

У квадрата большие возможности для создания игрушек.                                                                 

Слайд 8.   Замечательный квадрат.

Учитель 1. Танграм – очень древняя игра-головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. 

3.    Легенды появления ТАНГРАМА.

Учитель 1.- Послушаем любителей легенд.

Слайд 9.

Ученик 6. Легенда первая: версия про разбитую плитку. 
Более 4000 лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Слайд 10.

Ученик 7. Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю». 
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти четыре тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

 


 

4.       Танграм.   

Учитель 2.-Несмотря на то, что эта головоломка появилась в Китае,название «танграм» - европейское. Вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грама» (в переводе с греческого «линия»). "Танграм" в переводе - "хитроумный узор из 7 частей".

 

       Слайд 11.                                                    

Учитель 1.-Нас заинтересовала головоломка «Танграм», как игра, так как можно творчески провести время. Увлекает то, что из простых геометрических фигур можно сделать более сложные композиции. 
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных, птиц и человека.
                 

5.   Танграм в современном мире.

Учитель 2.- Элементы Танграма можно использовать в повседневной жизни. Например, дизайнеры создали вот такие полочки.

Слайд 12-15.

Tangrm.jpg

Учитель 1. - По каким же правилам играют в танграм?
6.    Правила игры: 

 Слайд 16.
Учитель 2. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
 
Учитель 1.При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Учитель 2. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Учитель 1.Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Учитель 2.В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. 

IV. Изготовление Танграма. Работа в парах.
1. Слайд 17-28

Учитель 1.Перед каждым из вас лежат заготовленные трафареты,  разрежем их по линиям. У вас должно получиться 7 плоских геометрических фигур. Назовите их.

Учитель 2.Перемещая их так, чтобы ни одна из них не накладывалась на другую и при этом не было промежутков между ними, мы можем получить удивительные фигурки-танграмы.

Учитель 1.Посмотрите, как можно собрать домик.

Учитель 1.А теперь попробуйте сами собрать следующие фигурки.

Учитель 2.Можно использовать несколько комплектов танграма. Посмотрите, какие картины-миниатюры могут получиться.

2. Учитель 1. -  На каждой парте карточки с картинками. Вам нужно украсить открытки  с помощью фигур танграма. При этом приветствуется помощь соседу, если кто-то из вас выполнил быстрее.

Учитель 2 - .Не забывайте про правило: начинаем с большого треугольника.

V. Рефлексия.
1. Учитель 1.Закончить занятие можно словами Мартина Гарднера: "Очарование Танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

Учитель 2.-Сегодня вы узнали об очень интересной головоломке Танграм.  Скажите вам понравилось собирать различные фигурки? Ответ учащихся .

2. Учитель 1. Предлагаем вам заполнить лист самооценки.

Слайд 30                    

Учитель 1.- Давайте послушаем несколько ответов.

Лист самооценки.

  1. Сегодня я работал…  (активно/пассивно)
  2. Своей работой я…  (доволен/не доволен)
  3. Занятие для меня показалось… (коротким/длинным)
  4. На занятии я успел…
  5. Моё настроение…  (стало лучше/стало хуже)

              Почему?

6.  Тема мне была…  (понятна/не понятна;

              полезна/не полезна) Почему?

3. Слайд 31                                          

 

           Учитель 2.  - Вам понравилось, друзья?                                       

                    Если да, то рада я.

Учитель 1.    - Пусть удача ждет, успех

                        В математике вас всех!                          

   Учитель 2.  - Ребята, вам спасибо за работу!  

   Учитель 1.- Гостям спасибо за внимание!

   Учитель 2.- Самое время дарить и получать подарки.                                 

                          

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка учебного занятия по математике на тему "Увлекательный мир танграмов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.11.2017 469
    • DOCX 4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Серебрякова Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Серебрякова Елена Васильевна
    Серебрякова Елена Васильевна
    • На сайте: 6 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8928
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 189 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 697 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 327 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека