Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Математика / Разработка учебного занятия по математике на тему "Увлекательный мир танграмов"

Разработка учебного занятия по математике на тему "Увлекательный мир танграмов"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Павловская СОШ №3









День ОО Павловской СОШ №3

«Событийный подход в учебно-воспитательном процессе»






УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ТАНГРАМОВ


Учебное занятие по наглядной геометрии в 6-7 классах








Авторы: Серебрякова Е.В.

учитель математики

Стрельникова М.А.

учитель математики














Павловск, 2017


hello_html_5b6bbb39.gifУчебное занятие по математике (модуль «Наглядная геометрия»)

Тема: «Увлекательный мир ТАНГРАМОВ».

Цели:

  • создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, предметной);

  • образовательный аспект – создание условий для формирования представление об игре «ТАНГРАМ»;

  • развивающий аспект – развитие способностей к общению и анализу; развитие логичности и внимательности; развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии;

  • воспитательный аспект – формирование навыков взаимодействия при групповой работе; воспитание личности с нестандартным мышлением.

Планируемые результаты:

  • метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать; развитие познавательной активности;

  • предметные: конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур; создавать и манипулировать образом при переходе от предметной деятельности к работе в уме.

Формирование УУД:

  • регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

  • коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • личностные УУД: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование  начальных элементов  конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;


Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель 1. - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Учитель 2.. Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Занятие начинать нам пора.


II. Вступительное слово учителя.

Слайд 4

hello_html_5811f3b1.gif

Учитель 1.- Хорошее воображение – это качество, необходимое в равной мере и математику, и поэту. А может быть, математику даже в Большей степени. Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал:

hello_html_346b01a5.gif«В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера».

Эти слова будут девизом нашего занятия.

Учитель 2.- Начинаем нашу работу. Внимание, у нас в гостях мастера загадок.

Слайд 5

hello_html_29f7aadd.gif

Ученик 1. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны 
Одинаковой длины. 
Вам его представить рад. 
А зовут его… квадрат.

***

Ученик 2. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

***

Ученик 1. Чуть приплюснутый прямоугольник
Приглашаем опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (Параллелограмм).

Слайд 6

hello_html_m5ab5294a.gif

Ученик 2. Три угла, три стороны

Разной могут быть длины.

И на горку я похож,

Как меня ты назовешь? (Треугольник.)

Учитель 2.- О видах треугольников нам расскажет знаток геометрических фигур.


Ученик 3. По длинам сторон треугольники можно разделить на три вида:

  1. разносторонние треугольники (у них стороны разной длины)

hello_html_m685c72a4.gif

  1. равнобедренные треугольники (у них две стороны равной длины)



  1. равносторонние треугольники (у них все стороны равной длины)



Также можно выделить ещё один вид треугольников:

прямоугольные треугольники (у них есть прямой угол)




III.Ознакомление с геометрическими головоломками.

  1. Немного истории.

Учитель 2.- А теперь немного истории. Слово предоставляется доктору исторических наук.

Слайд 7

Ученик 4.hello_html_m4fda00ea.gif

Учитель 1.- Ребята, какие игры с квадратом вы можете придумать?

- Любая головоломка может быть игрой. Сегодня на занятии мы познакомимся с одной такой игрой-головоломкой.

  1. Головоломки

Учитель 2.-Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". В наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми.

Учитель 1. - Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть».

Учитель 2. - Благодаря многим играм развивалась сама математика, появлялись новые разделы высшей математики.

Учитель 1. - А при чём здесь квадрат?

hello_html_7a58ffcd.gifУчитель 2.-Слово знатоку головоломок.



Ученик 5.Квадрат очень похож на механизм с хорошо прилаженными частями, который можно разобрать и из тех же частей собрать новый механизм.

У квадрата большие возможности для создания игрушек.

Слайд 8. Замечательный квадрат.

hello_html_5c2127c1.gif

Учитель 1. Танграм – очень древняя игра-головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад.

  1. Легенды появления ТАНГРАМА.

Учитель 1.- Послушаем любителей легенд.

Слайд 9.

Ученик 6. Легенда первая: версия про разбитую плитку. 
Более 4000 лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

hello_html_m46ea67d2.gif

Слайд 10.

Ученик 7. Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю». 
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти четыре тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

hello_html_mb57987f.gif

hello_html_m20ef5dcb.gif

  1. Танграм.

Учитель 2.-Несмотря на то, что эта головоломка появилась в Китае,название «танграм» - европейское. Вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грама» (в переводе с греческого «линия»). "Танграм" в переводе - "хитроумный узор из 7 частей".


Слайд 11.

hello_html_2c960219.gif

Учитель 1.-Нас заинтересовала головоломка «Танграм», как игра, так как можно творчески провести время. Увлекает то, что из простых геометрических фигур можно сделать более сложные композиции. 
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных, птиц и человека.

5. Танграм в современном мире.

Учитель 2.- Элементы Танграма можно использовать в повседневной жизни. Например, дизайнеры создали вот такие полочки.

Слайд 12-15.

C:\Documents and Settings\Учитель НШ\Рабочий стол\полки 3.jpgC:\Documents and Settings\Учитель НШ\Рабочий стол\полкки 2.jpgC:\Users\Стрельников\Desktop\танграм.jpgTangrm.jpg

Учитель 1. - По каким же правилам играют в танграм?
6. Правила игры: 

Слайд 16.
Учитель 2. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
Учитель 1.При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Учитель 2. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Учитель 1.Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Учитель 2.В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. 

hello_html_m7227b786.gifIV. Изготовление Танграма. Работа в парах.
1. Слайд 17-28

hello_html_234f724e.gifhello_html_4e568da7.gif

Учитель 1.Перед каждым из вас лежат заготовленные трафареты, разрежем их по линиям. У вас должно получиться 7 плоских геометрических фигур. Назовите их.

Учитель 2.Перемещая их так, чтобы ни одна из них не накладывалась на другую и при этом не было промежутков между ними, мы можем получить удивительные фигурки-танграмы.

Учитель 1.Посмотрите, как можно собрать домик.

hello_html_2e99ed10.gif

Учитель 1.А теперь попробуйте сами собрать следующие фигурки.

hello_html_340d352e.gifhello_html_m29fa8cdf.gifhello_html_15e2aeed.gif

Учитель 2.Можно использовать несколько комплектов танграма. Посмотрите, какие картины-миниатюры могут получиться.

hello_html_m7be2aece.gifhello_html_6ba98b9d.gifhello_html_m51cc4c04.gifhello_html_m599c9908.gifhello_html_9e6b785.gif

hello_html_m68b1db7a.gif2. Учитель 1. - На каждой парте карточки с картинками. Вам нужно украсить открытки с помощью фигур танграма. При этом приветствуется помощь соседу, если кто-то из вас выполнил быстрее.

Учитель 2 - .Не забывайте про правило: начинаем с большого треугольника.

V. Рефлексия.
1. Учитель 1.Закончить занятие можно словами Мартина Гарднера: "Очарование Танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

Учитель 2.-Сегодня вы узнали об очень интересной головоломке Танграм. Скажите вам понравилось собирать различные фигурки? Ответ учащихся .

2. Учитель 1. Предлагаем вам заполнить лист самооценки.

Слайд 30

hello_html_32389f56.gif

Учитель 1.- Давайте послушаем несколько ответов.

Лист самооценки.

  1. Сегодня я работал… (активно/пассивно)

  2. Своей работой я… (доволен/не доволен)

  3. Занятие для меня показалось… (коротким/длинным)

  4. На занятии я успел…

  5. Моё настроение… (стало лучше/стало хуже)

Почему?

6. Тема мне была… (понятна/не понятна;

полезна/не полезна) Почему?

3. Слайд 31

hello_html_739ba12a.gif


Учитель 2. - Вам понравилось, друзья?

Если да, то рада я.

Учитель 1. - Пусть удача ждет, успех

В математике вас всех!

Учитель 2. - Ребята, вам спасибо за работу!

Учитель 1.- Гостям спасибо за внимание!

Учитель 2.- Самое время дарить и получать подарки.

  • Математика
Описание:

Занятие по математике "Увлекательный мир танграмов" направлено на развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии; знакомит учащихся с геометрическими головоломками. Учащиеся знакомятся с историей возникновения танграма, определяют плоские геометрические фигуры, из которых он состоит. Учащимся дается возможность изготовить самим фигуры из танграма, сопоставляя картинку на рисунке и настоящий предмет.

Автор Стрельникова Маргарита Александровна
Дата добавления 02.11.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 335
Номер материала MA-072010
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»