Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка по теме "Возможности пакета geometry системы Maple для решения геометрических задач на плоскости"

Разработка по теме "Возможности пакета geometry системы Maple для решения геометрических задач на плоскости"

Скачать материал

Возможности пакета geometry системы Maple для решения геометрических задач на плоскости.

 

Задание 1. Определите окружность, проходящую через три заданные точки А(1,3); В(4,0); С(4,6), найдите координаты центра, радиус этой окружности, а также уравнение окружности, заданное в аналитическом виде. Получить детальное описание окружности, а также её графическое изображение.

 

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

·        Определяем оси координат с помощью команды: _EnvHorizontalName := m: _EnvVerticalName := n:

·        Задаем окружность, проходящую через три заданные точки с помощью команды: circle(c1,[point(A,1,3), point(B,4,0), point(C,4,6)],'centername'=O1):

·        Находим координаты центра этой окружности с помощью команды: center(c1), coordinates(center(c1));

·        Находим радиус окружности с помощью команды radius(c1);

·        Получаем уравнение окружности в аналитическом виде с помощью команды Equation(c1);

·        Получаем детальное описание окружности, используя команду detail(c1);

·        Получаем графическое изображение окружности с помощью команды draw(c1);

 

 

Ответ: центр окружности имеет координаты (4,3); радиус окружности равен 3; уравнение в аналитическом виде: 

 

Задание 2. В каждом из следующих случаев определить взаимное расположение прямых  и .

1. : 3х-у-2=0; : 6х-2у-2=0;

2. : 2х+3у+1=0; : х=1+3t, у=-2+2t.

 

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Задаем (определяем) прямые и  с помощью команды line(l1,3*x-y-2=0,[x,y]): line(l2,6*x-2*y-2=0,[x,y]):
  • Проверяем условие параллельности для прямых и  с помощью команды AreParallel(l1,l2); Если результат: true, то прямые параллельны, если false, то прямые не параллельны;
  • В случае, когда прямые не параллельны, проверяем условие перпендикулярности, используя команду ArePerpendicular(l1,l2); Если результат: true, то прямые перпендикулярны, если false, то прямые не перпендикулярны;

 

Ответ: 1. прямые параллельны; 2. прямые пересекаются.

 

Задание 3. Даны уравнения двух сторон треугольника 2х-у=0, 5х-у=0 и уравнение 3х-у=0 одной из его медиан. Составить уравнение третьей стороны треугольника, зная, что на ней лежит точка с координатами (3,9).

 

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Определяем прямые, задающие стороны треугольника с помощью команды line(a,2*x-y=0,[x,y]): line(b,5*x-y=0,[x,y]):
  • Определяем прямую, задающую медиану треугольника с помощью команды line(m,3*x-y=0,[x,y]):
  • Задаем точку Т(3,9) с помощью команды point(T,[3,9]):
  • Строим изображение определенных выше прямых и точки с помощью команды draw([T,a,b,m(color=blue)]);
  • По графику видно, что медиана опущена из точки пересечения заданных сторон треугольника (вершина А). Определим координаты вершин В(х1,у1), принадлежащей прямой а, и вершины С(х2,у2), принадлежащей прямой b. Точка Т(3,9) принадлежит прямой m (медиане), и точка Т принадлежит третьей стороне треугольника с, следовательно, Т – середина ВС.
  • С помощью команды solve({x1+x2=2*3,y1+y2=2*9,2*x1-y1=0,5*x2-y2=0},{x1,x2,y1,y2}); определяем х1, х2, у1, у2.
  • Задаем уравнение третьей стороны по двум точкам: line(l3,[point(B,4,8),point(C,2,10)]):
  • Получаем уравнение в аналитическом виде с помощью команды Equation(l3,[x,y]);

 

Ответ: х+у-12=0.

 

Задание 4. Дана прямая x-2y+1=0, содержащая основание ВС треугольника АВС, и вершина А(3,-4), противолежащая этому основанию. Найти уравнение и длину высоты, опущенной из А на сторону ВС.

 

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Задаем точку А(3,-4) и прямую, содержащую основание ВС треугольника АВС с помощью соответствующих команд point(A,3,-4): line(bc,x-2*y+1=0,[x,y]):
  • Вектор (1,-2) – нормальный вектор для (ВС), вектор (2,1) – направляющий для высоты (АН) и А(АН): line(AH,2*(x-3)+(y+4)=0,[x,y]):  
  • Находим уравнение в аналитическом виде АН: Equation(AH,[x,y]);
  • Находим координаты точки пересечения высоты с основанием (ВС), используя команду intersection(H,AH,bc): coordinates(H);
  • Затем расстояние от точки А до точки Н: distance(A,H);

 

Ответ: уравнение высоты 2х-2+у=0, длина высоты .

Задание 5. Дано уравнение стороны ромба : х+3у-8=0 и уравнение его диагонали : 2х+у+4=0. Написать уравнения остальных сторон ромба, зная, что точка К(-9,-1) лежит на стороне, параллельной данной.

 

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Определяем оси координат с помощью команды: _EnvHorizontalName:=x: _EnvVerticalName:=y:
  • Задаем уравнения стороны и диагонали ромба с помощью соответствующих команд: line(l1,x+3*y-8=0): line(d1,2*x+y+4=0):
  • Определяем точку К(-9,-1) командой point(K,-9,-1):
  • Пусть  - сторона ромба, параллельная данной , тогда К
  • Составляем уравнение прямой  с помощью команды line(l2,(x+9)+3*(y+1)=0):
  • Находим вершину ромба А, как точку пересечения диагонали  и стороны . Для этого используем команду intersection(A,l1,d1):
  • Координаты точки А можно узнать и с помощью следующей команды: detail(A);
  • Находим вершину ромба С, как точку пересечения диагонали  и стороны  с помощью команды intersection(C,l2,d1):
  • Находим точку пересечения диагоналей, как середину отрезка АС: midpoint(O,A,C):
  • detail(O);
  • так как вторая диагональ  и , то можно составить уравнение прямой  с помощью команды line(d2,-1*(x+2)+2*(y+0)=0):
  • Находим вершину ромба, как точку пересечения диагонали  и стороны , intersection(B,l1,d2):
  • получаем уравнение стороны : line(l3,[B,C]):
  • Находим вершину ромба D, как точку пересечения диагонали  и стороны : intersection(D,l2,d2):
  • Получаем уравнение стороны : line(l4,[D,A]): Equation(l4);
  • Получаем уравнения прямых  и  в аналитическом виде: Equation(l3);
  • Equation(l2);

 

Ответ: х+12+3у=0; -8+6х-2у=0; -32-6х+2у=0.

 

Задание 6. Найти внутренние углы треугольника, образованного прямыми : х+у-1=0, : х+2у-1=0, : 2х-5у+2=0.

 

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Определяем заданные прямые с помощью команд
  • line(l1,x-1+y=0,[x,y]):
  • line(l2,x-1+2*y=0,[x,y]):
  • line(l3,2*x-5*y+2=0,[x,y]):
  • Определяем угол между прямыми  и  командой FindAngle(l1,l2);
  • Определяем угол между прямыми  и  командой FindAngle(l3,l1);
  • Определяем угол между прямыми  и  командой FindAngle(l3,l2);

 

Ответ: .

 

Задание 7. На прямой : 2х-3у+6=0 найти точки, находящиеся на расстоянии 2/5 от прямой : 3х-4у+11=0.

 

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Искомая точка Р(х1,у1). Определяем эту точку с помощью команды point(P,x1,y1):
  • Определяем оси координат с помощью команды: _EnvHorizontalName:=x: _EnvVerticalName:=y:
  • Задаем одну из прямых с помощью команды: line(l1,3*x-4*y+11=0):
  • Находим расстояние между этой прямой и точкой Р: d:=distance(P,l1);
  • Находим координаты точек на второй прямой, удовлетворяющих заданным условиям: solve({2*x1-3*y1+6=0,d=2/5},{x1,y1});

 

Ответ:  .

 

Задание 8. Пусть прямая задана уравнением x=2, и даны две окружности, также заданные соответствующими уравнениями: . Выяснить к какой окружности прямая линия является касательной.  

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Определяем оси координат с помощью команды: _EnvHorizontalName:=x: _EnvVerticalName:=y:
  • Задаем окружности с1 и с2 с помощью команды: circle(c1,(x+1)^2 + (y-2)^2 =4), circle(c2,x^2 + y^2 =4):
  • Прямую задаем с помощью команды: line(l, x =2):
  • Проверяем является ли прямая касательной к окружности с2: AreTangent(l, c2);
  • Проверяем является ли прямая касательной к окружности с1: AreTangent(l, c1);

 

 

Ответ:

 

Задание 9. Пусть вершины треугольника заданны своими координатами А(7,7); В(11,2); С(7,2). Проверить, является ли треугольник равносторонним или прямоугольным. В случае если треугольник прямоугольный, найти его площадь.

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Задаем треугольник координатами его вершин с помощью команды: triangle(ABC, [point(A,7,7), point(B,11,2), point(C,7,2)]);
  • Проверяем условие, является ли треугольник равносторонним с помощью команды: IsEquilateral(ABC);
  • Проверяем условие, является ли треугольник прямоугольным с помощью команды: IsRightTriangle(ABC);
  • Находим площадь треугольника: area(ABC);

 

Ответ: треугольник прямоугольный, площадь треугольника равна 10.

 

Задание 10. Вычислить и изобразить графически вписанную и описанную окружности треугольника АВС, заданного координатами своих вершин: А(0,0); В(5,1); С(3,6).      

Последовательность выполнения задания:

·        Подключаем пакет geometry с помощью команды: with(geometry):

  • Задаем треугольник координатами своих вершин: triangle(T, [point(A,0,0), point(B,5,1), point(C,3,6)]):
  • Вычисляем описанную окружность и получаем ее детальное описание:

Ø  circumcircle(Elc, T, 'centername' = OO);

Ø  detail(Elc);

  • Получаем графическое изображение окружности, описанной около треугольника: draw({Elc,T},printtext=true);

 

·        Вычисляем вписанную окружность и получаем ее детальное описание:

> incircle(inc,T,'centername'=o);

> detail(inc);

Получаем графическое изображение окружности, вписанной в треугольник: draw({inc,T},printtext=true);

 

 

 

 

                                                             

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка по теме "Возможности пакета geometry системы Maple для решения геометрических задач на плоскости""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка включает в себя геометрические задачи на плоскости, подробный алгоритм их решения с использованием пакета geometry системы Maple. Данная разработка поможет преподавателям математики и информатики проводить интегрированные практические занятия, а учащимся показать как геометрические задачи, которые они считали сложными возможно решить с помощью компьютерных программ. Всего рассмотрено 10 заданий

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 072 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.02.2020 234
    • DOCX 798.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Марисова Марина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Марисова Марина Петровна
    Марисова Марина Петровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92759
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе