Разработка открытого урока: «Развитие торговли в
Казахстане».
Цели и задачи:
1. Образовательная:
продолжить формирование представлений об истории развития городов Казахстана, их роль
в политической, экономической и торговой жизни казахского народа, особенности
развития торговых отношений;
2. Развивающая:
совершенствовать навыки практической работы, умение анализировать и делать
заключения, развивать эстетический вкус, культуру речи учащихся, стимулировать
поисковую деятельность, умение работы с исторической картой;
3. Воспитательная:
воспитывать целеустремленность, находчивость, смекалку,
предприимчивость, экономию.
Методы и тип
урока:
урок путешествие
Оформление:
карты
«Казахстан в XIX в.», схема,
таблицы, учебник, шары, плакат с картой
великий шелковый путь.
Музыкальное оформление: песня А.
Жунисбекова «Жаса Казахстан».
Вступительное
слово учителя.
Добрый
день! Мы приветствуем вас на уроке, тема открытого урока: “Развитие
торговли в Казахстане в XIX веке”.
2012год –
это исторический рубеж в развитии независимого Казахстана. Указом Президента 1
декабря он официально объявлен днем первого президента
Казахстанский
народ встречает эту знаменательную дату с чувством законной гордости за
впечатляющие успехи, достигнутые под выдающимся лидерством Нурсултана
Назарбаева.
Сегодня мы
поведем речь о развитие торговли в Казахстане в XIX веке.
В XIX в.
стратегическое положение Казахстана создавало благоприятные условия для
развития караванной торговли между Россией и Китаем. В первой пол. XIX в.
препятствием для торговых связей между Россией и Китаем было отсутствие
межгосударственного соглашения по урегулированию приграничной торговли.
В начале
XIX в. охрана торговцев, идущих по караванным путям в Китай, правительством
была возложена на казачьи отряды. Торговля с Восточным Туркестаном
осуществлялась в основном через Семипалатинск и Бухтарминскую крепость. В XIX
в. некоторые казахские султаны, опираясь на поддержку Сибирской пограничной
комиссии, приняли участие в оживлении караванной торговли.
В XIX в.
Россия через посредство казахов вывозила готовые изделия промышленности на
ярмарки Синьцзяна, через Казахстан открыла пути к землям Тибета и Кашмира, с
которыми раньше не имела связей.
В XIX в.
Казахстан для купцов из Афганистана, Турции и России стал центральным пунктом
торговли с Китаем.
Во второй
половине XIX в. ведущую роль в экономических связях России с Китаем играли
города Петропавловск и Семипалатинск, а также большое экономическое значение
имел Казахстанский водный путь по реке Или.
Во второй
половине XIX в. в торговле России с Китаем в Семиречье особо выделялась ярмарка
Каркаринская, в Центральном Казахстане наиболее известной была Кояндинская
ярмарка. Успешному развитию торговли между Казахстаном и Китаем способствовало
введение в строй в 1894 г. Сибирской железной дороги.
И конечно
же торговля Казахстана была связана с Китаем. По
китайским источником использование Великого Шелкового пути на международном
уровне началось во II в. до н
.э. Расширению торговли через Шелковый путь в VI в. способствовало
установление торгово-дипломатических отношений Тюркского каганата с
Византийской империей. Конкуренцию Китаю в производстве и торговле шелком
составляли согдийцы.
Главными
воротами Великого Шелкового пути на Восток было Жетысу. Все средневековые
города Жетысу располагались в основном вдоль этой торговой трассы.
Торгово-экономические
отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелквому пути
были прерваны в XIII-XIV вв.
Нашествием монголов.
Торговые
потомки Великого Шелкоаого пути угасают так же из-за открытия морских путей.
Значение
Шелкового пути
Великий
Шелковый путь
– система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и
Европы. Значительная часть этого отрезка пролегала по территории Средней Азии и
Казахстана.
Перевозились
различные товары: шелк, украшения, лекарства, краска и т.д
·
Торговля
рабами.
·
Проводник
различных новшеств, искусства (танцы, музыка, архитектура), религии (буддизм,
христианство, ислам)
Великий
шёлковый путь
(термин
введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году (Жібек жолы)
в древности и Средние
века караванная дорога
связывающая Восточную Азию со Средиземноморьем. В основном по пути
транспортировался шёлк из Китая, с чем и связано его название.
Проект
возрождения Великого Шелкового пути
С 1991
года в Казахстане создан Национальный комитет «Жибек жолы» («Шелковый путь»)
Я передаю
слова нашим ведущим.
Ведущий 1: Этот путь связывал Азию и Европу еще во 2 веке до нашей
эры. Какой это путь?( ученики отвечают) А сейчас Алина и Дина представят нам
свою презентацию.
Ведущий 2: Города
Великого Шелкового пути. Огромная территория до сих пор
вспоминает неторопливые шаги верблюжьих караванов, веками передвигавшихся по
этому отрезку. Эта часть пути представлена уникальным комплексом исторических
памятников архитектуры, градостроительства и искусства.
Как
вы думаете через какие города проходит Великий шелковый путь?(ученики отвечают)
Вы все ответили правильно, но это еще не все города, поэтому сейчас Марина и
Амира покажут на карте территорию ВШП.
Ведущий 1 Ребята, а
сейчас проверим ваша знания по истории в игре «Лидер 21 века». Проведем
небольшую викторину, Алуа и Камила выходите и
задавайте нам вопросы.
Ведущий 2: Интересные факты о торговли в Казахстане. Надеемся все любят кроссворды, так как сейчас Элеонора и Мадина
составят его.
Ведущий 1: Товары по Великому Шелковому Пути шли в
основном с востока на запад. И, как это следует из названия, главным товаром в
этом списке был шелк. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу
и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние
расстояния. Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали
разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы.
Они
произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки
шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в
Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.
Давайте
проверим вашу интуицию. Эта игра называется «Кто самый догадливый».
Ведущий 2:. Настал конец урока, но это еще не все, сейчас мы послушаем
песню « Жаса Казахстан», автором которой является Аскар Жунисбекова.
Учитель: Итак,
подводя итоги, мы можем с гордостью сказать: Казахстан - государство со своей
историей, мы, жители Казахстана, и само государство – одно органически целое.
Мы сделаем все возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем
гражданами развитого, независимого, мощного в экономическом и политическом
смысле государство. (Все вместе).
До свидания!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
Разработка открытого урока: «Развитие торговли в
Казахстане
в XIX веке».
Работу выполнила
учительница:
Ерболова Ляззат
Сериккановна
Алматы
2012г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.