Глава
государства Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года
«Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставил конкретную задачу по
принятию Национального плана действий по развитию функциональной грамотности
школьников.
Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти
наиболее конкурентоспособных стран мира. Обучение будет эффективным, только
если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой.
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в
Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 -
2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных
школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики
Казахстан. Соответственно, главными функциональными качествами личности
являются инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются
в условиях школы. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития
у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных
знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и
самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций
Результатом развития функциональной грамотности является овладение
обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям
эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно
использовать в процессе социальной адаптации.
Ключевые компетенции – это требование государства к качеству личности
выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и
учебных программах. 1
Ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и
учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций
определяется на основе главных целей общего образования. Речь идет о
формировании следующих ключевых компетенций:
- Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности
или умение учиться на протяжении всей жизни).
- Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной
коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).
- Социальные (способность к социальному взаимодействию ).
- Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию,
жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть
толерантным).
- Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе
казахстанского самосознания и культурной идентичности).
- Технологические (способность к использованию технологий, в том числе
научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены
учеником, если соблюдены следующие условия:
- практическая направленность обучения
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и
ответственности ученика за результаты своей деятельности
- использование на уроках деятельностного подхода в обучении,
исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих
задач обучения и воспитания учащихся, формированию ключевых образовательных
компетенций. В этом плане заслуживает внимание опыт обращения к
краеведческому компоненту содержания образования в рамках исторического
образования и повышение его практической ориентации.
Здесь следует напомнить о том, что главными целями изучения курса краеведения
в школе являются:
1) Реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае;
2) Расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать
активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи
обучения:
1) повышение познавательные интересы учащихся;
2) формирование, развитие практических и интеллектуальных навыков и
умений;
3) развитие поисково-исследовательских качеств личности,
4) развитие функциональной грамотности учащихся в различных аспектах:
общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной
любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и
предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных
профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к
самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных
качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
Если построить образовательный процесс на уроках истории и краеведения через
создание практико-ориентированных ситуаций, то это позволит сформировать у
учащихся ключевые образовательные компетенции, что повысит качество
образования, в том числе усилит духовно-нравственные и эстетические функции
образования. Исходя из целей обучения истории и краеведения ,видим, что роль
их в формировании базовых образовательных компетенций огромна. История, как
никакая другая наука, призвана содействовать формированию всесторонне
развитой личности, обладающей независимостью суждений и взглядов, активной
жизненной позицией. А без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему
преподавание истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный
предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном
материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных
занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение становится важным
средством повышения качества знаний.
Учителям необходимо стремится к тому, чтобы при изучении определённой эпохи в
истории Казахстана обязательно затрагивались краеведческие темы. История
нашей страны строится, в основном, на краеведческих материалах, придающих ей
свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая
жизнь и быт любого населённого пункта, области с понятием нашей огромной
страны. Краеведческий принцип изучения истории отличается соединением
принципа научности и принципами доступности, сознательности и активности. Это
помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов
социально-экономического, политического и культурного развития страны. Он
делает историю живой, формирует у школьников чувство сопричастности к
прошлому родной страны.
На основе краеведения происходит естественное, ненавязчивое формирование
ключевых образовательных компетенций. Например, информационные компетенции
предполагают умения учащихся работать с разными источниками информации,
искать, систематизировать, анализировать, преобразовывать, передавать
информацию, применять для решения учебных задач информационные и
телекоммуникационные технологии. Здесь речь идет о готовности школьников к использованию
информационных ресурсов в работе с архивами, письмами, устными
воспоминаниями, материалами краеведческого музея, краеведческой литературой,
интернет-материалами. Учитель может направить работу учеников в русло
подготовки мультимедийных презентаций по истории семьи, города, области для
уроков и внеклассных мероприятий. Коммуникативные компетенции вырабатывают
способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском,
русском и английском языках, умение выслушивать и принимать во внимание
взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать
публично. Здесь также подразумевается защита докладов учениками на
конференциях, исследовательских конкурсах.
Ценностно-смысловые и гражданские компетенции, предполагающие умения
формулировать собственные ценностные ориентиры, принимать решения, брать на
себя ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и
культурной идентичности, осуществлять индивидуальную образовательную
траекторию на протяжении всей жизни, можно формировать на уроках с помощью
дискуссий, пресс-конференций, «круглых столов».
Например, в разделе “Cоциально-экономическое и политическое развитие
Казахстана в 19 веке”в 8 классе, есть такие темы, как: “Создание
Семипалатинского внутреннего округа”, “Развитие торговли в
Казахстане”, “Развитие промышленности в Казахстане”. Данные темы можно
раскрыть, используя краеведческий материал. Эти темы актуальны и сегодня,
поскольку речь идет об истории возникновения родного города, о Семипалатинске
на рубеже 19-20 веков ,когда были созданы первые промышленные предприятия.
Наш город был одним из крупных торгово-промышленных центров Казахстана.
Исследуемый период уникален тем, что именно в нем пересекались традиции,
культура и обычаи Востока и Запада, где проходил Великий Шелковый путь.
Актуальным и по сегодняшний день остается вопрос о том, как прошлое
отразилось на социально-энономической жизни современного Семея. Это поле для
масштабного исследования с целью критического осмысления школьниками аспектов
развития нашего общества, осознания важности политического и экономического
развития, выработки своего собственного мнения. Исследование выше указанных
тем, требуют наличия и развития у школьников первичных исследовательских
навыков. Следует сказать, что исследовательские умения и навыки необходимы
сегодня не только людям, связанным с научный работой, но и каждому человеку в
самых разных сферах его деятельности. Творческий исследовательский поиск
становится неотъемлемой частью любой профессии. В связи с этим, подготовка
школьника к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам
исследований становится важнейшей задачей современного образования. С помощью
самостоятельного, исследовательского изучения при руководящей, направляющей и
инструктирующей роли учителя школьники познают окружающий мир, открывают
(синтезируют) для себя новые знания, а не получают их в готовом виде.
Изучение краеведения именно этим и отличается от других предметов.
Таким образом, использование краеведческого материала на уроках истории
способствует развитию информационно-образовательной среды, направленной на
повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное
саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей
коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать
проблемы, развивая предприимчивость и креативность.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.