Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Разработка для подготовки к ЕГЭ А 22 (обращения)

Разработка для подготовки к ЕГЭ А 22 (обращения)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


а)обращение субъекта к возлюбленным в творчестве Л.А.Рубальской

1)/Ты закончи, дорогой, И меня за собой уведи/ (Л.А.Рубальская «Хочу продолженья!!!»).

/Для тебя на все, любовь моя, готов/ ( Л.А.Рубальской ****)

/Родная, верится, мы будем счастливы/ (Л.А. Рубальская «Брызги шампанского»)

/Я шептал ей: дорогая, не могу я жить без вас/ ( «Она была с глазами синими»)

/Ты не смог понять, любимый мой/ (Л.А.Рубальская «Золотая нить»)

/И ты меня, любимый, ждал на этом берегу/ (Л.А.Рубальская «Такая карта мне легла»)

/Милый мой, тогда/Приплыви в ночь любви/ (Л.А.Рубальская «Сезон любви»)

/Ты теперь вернуть былое хочешь,/Это невозможно, дорогой/Пустые хлопоты, пустые, мой хороший/ (Л.А.Рубальская «Пустые хлопоты»)

/Дорогой, подойди к телефону/Ты растерян, мой милый, расстроен/ (Л.А.Рубальская «Не надейся, дорогой»)

/Ты, любимый, у меня не первый/Ты один, единственный такой/(Л.А.Рубальская «Ты, любимый, у меня не первый»)

/Что же, милый, сделал/Ты с моей любовью/(Л.А.Рубальская «Хризантемы»)

/Мы с тобой все решили, любимый,/Нам советы ничьи не нужны/(Л.А.Рубальская «Как никогда»)

/Мой новый друг к тому ж умен,/Но я тобой, мой милый, грежу/(Л.А.Рубальская «Старый друг»)

/Милый мой, не плачь!/Пока любовь жива, ты все равно богач/ (Л.А.Рубальская «Богач»)

/Любимая, ты не права!/Зачем же такие слова?/ (Л.А.Рубальская «Я виноват, я виноват!»)

/Любимая, прощай,/Прощай, моя судьба/(Л.А.Рубальская «Гром небесный»)

В этой группе стихотворений часто встречаются такие обращения как «любимый», «милый мой», «дорогой», «родная», «любимая», «мой хороший» и.т.п. Это обусловливается тем, что лирические герои относятся к своим возлюбленным с глубоким чувством любви, трепета. «Я для тебя на все, любовь моя, готов», «Но я тобой, мой милый, грежу», «Ты, любимый, у меня не первый, Ты один, единственный такой», Родная, верится, мы будем счастливы» и.т.п. В данных обращениях передана нежность, сила чувств.

Также здесь представлены обращения такого же типа, но содержащие в себе другой смысл. В них кроется печаль, обида, переживания из-за несчастной любви, измен; они проникнуты эмоциями, желанием донести до адресатов свои мысли, чувства. «Любимая, ты не права!», «Что же, милый, сделал Ты с моей любовью?», «Но не надейся, дорогой, Что я отдам тебя другой», «Пустые хлопоты, пустые, мой хороший», «Ты не смог понять, любимый мой».

2)/Ночная фиалка, ночная фиалка,/Вся жизнь - череда расставаний и встреч/(Л.А.Рубальская «Ночная фиалка»)

/Неразгаданный мой, непонятный,/Мы не вместе с тобой, ну и пусть/(Л.А.Рубальская ****)

/Странная женщина, странная,/Схожа ты с птицею раненой,/Грустная, крылья сложившая,/Радость полета забывшая/(Л.А.Рубальская «Странная женщина»)

/Ты идол мой, мой бог, мой культ,/Ты мой восторг и сожаленье./Но где же взять мне чертов пульт/С дистанционным управленьем?!/ /(Л.А.Рубальская «Пульт»)

Вы мой кумир, моя судьба/Прости-прощай, моя любовь, мой композитор!/(Л.А.Рубальская «Паразит»/)

/А я, мой друг, нисколько не жалею,/Что прошлым летом вам была верна/(Л.А.Рубальская «Моя душа настроена на осень»)

/Ты грешная, неверная, горячая,/Такая, что кружилась голова/(Л.А.Рубальская ****)

/Ангел мой, как ты с демоном схожа!/ (Л.А.Рубальская «Пурга»)

Моя голубка, моя голубка,/Согрелась ты в моих руках/(Л.А.Рубальская «Моя голубка»)

/Блондин, ты один виноват,/Но если меня ты не любишь, блондин/ (Л.А.Рубальская «Блондин»)

/Ваш белый китель, капитан,/Предмет моих сердечных ран/ (Л.А.Рубальская «Белый китель»)

/Профессор, твой урок я помню наизусть/(Л.А.Рубальская «Я - как бабочка без крыльев»)

В этих стихотворениях много обращений, которые относятся к теме любви, но эта тема присутствует в них скрыто. Лирические герои обращаются к возлюбленным при помощи метафор, сравнений, своеобразных эпитетов. Например, в «Ночной фиалке» парень сожалеет о потерянной, короткой любви. Обратимся к самому выражению : «ночная фиалка». Лирический герой сравнивает девушку с хрупким цветком, которого он не смог уберечь. Ночь – короткий отрезок времени, поэтому именно эпитет «ночная» говорит об их недолгих отношениях.

Необходимо сказать и о других интересных обращениях: выражение «неразгаданный мой, непонятный» передает оттенок неразделенной, непонятой любви; «странная женщина, грустная, крылья сложившая» создает образ загадочной героини, схожей с птицей, также встречается ласковое обращение к девушке: «моя голубка»; обращение «профессор» несет в себе скрытый смысл: героиня так относится к своему возлюбленному, которого считает учителем в любви.

Обращения «блондин», «капитан», «мой композитор», указывают на признаки внешности, на профессиональную принадлежность.

б) обращение субъекта к родным в творчестве Л.А.Рубальской.

/Какая ты смешная, доченька моя/ (Л. А. Рубальская «Доченька»)

/«Ох, — вздыхает отец/Что-то в девках застряла ты, дочка»/Нахмурит брови нянька строго:/«Ой, девка, Господи прости!»/ (Л.А.Рубальская «Подлец»)

в) обращение субъекта к друзьям в творчестве Л. А. Рубальской.

/Ты, мой старый друг,/Лучше новых двух/ (Л.А.Рубальская «Старый друг»)

Не ищите, друг мой, не ищите/Васильки на скошенном лугу/ (Л.А.Рубальская «Не ищите, друг мой»)

/Мой бывший друг, бывший враг, Ты ничего не спрашивай, прошу/Мой бывший свет, бывший мрак./Мы оба — прошлого тени/ (Л.А.Рубальская «Бывший»)

г) обращение субъекта к незнакомым в творчестве Л. А. Рубальской.

/Странные вы, прохожие,/ Хоть и широкоплечие/ (Л.А.Рубальская «Не проходите мимо!»)

/Тронь, скрипач, смычком струну/ (Л.А.Рубальская «Последний бал»)

д) обращение субъекта к знакомым в творчестве Л. А. Рубальской.

/"Да на тебе венец безбрачия", -/Сказала мне соседка-склочница./Молчала б лучше, грымза старая,/Да помогла б мне с этим справиться/(Л.А.Рубальская «Мне тридцать лет, а я не замужем»)

/Мадмуазель, позвольте вашу руку/ (Л.А.Рубальская «Мадмуазель»)

е) обращение субъекта к неодушевленным предметам в творчестве Л. А. Рубальской

/Конверт заклеила — лети, мой голубочек/ (Л.А.Рубальская «Паразит»)

Обращения во всех этих стихотворениях различны по своей природе. Это различие проявляется по принципу того, кем является адресат субъекту. Некоторые обращения нейтральны: «прохожие», «мой друг», «скрипач» и др., а некоторые эмоционально-экспрессивно окрашены как с положительной, так и с отрицательной коннотацией: «доченька», «грымза старая», «мадмуазель» и.т.п.

Теперь необходимо обратиться к творчеству Б.А. Ахмадулиной. За основу возьмем ту же классификацию, что была представлена при разделении на типы обращений в творчестве Л.А. Рубальской.

Обращение субъекта :

а) к возлюбленным

б) к родным

в) к друзьям

г) к незнакомым людям

д) к знакомым людям

е) к неодушевленным предметам

а) обращение субъекта к возлюбленным в творчестве Б.А.Ахмадулиной.

/О, мой застенчивый герой,/ты ловко избежал позора/Герой, как боязно тебе/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Дорогая, с каким снегопадом/я тебя отпустил в белизну/(Б.А.Ахмадулина «Снег»)

/Милый друг, прости./Ах, нет, мой друг, то просто дождь в Эшери/ «Задуманное поведай облакам»/Чуть не сказал тебе я: "О лоза,

о нежная, расцветшая так рано..."/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/О глупенькая! Рви цветы,/спи сладко иль вставай с постели/ (Б.А. Ахмадулина «? и ты»)

/О Буратино, ты влюблен!/ (Б.А.Ахмадулина «Солнечный теплый день»)

/О, мой купальщик боязливый/о ты, дитя мое родное,/о бедное, прости меня!/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Зовет: - Приди, губитель мой родимый. Охотник милосердный и ретивый, верши судьбу моей последней боли/ (Б.А. Ахмадулина «Конец охотничьего сезона»)

В любовной тематике Ахмадулиной встречается много интересных, необычных, длинных обращений, которые раскрывают чувства лирических героев во всей полноте, при помощи средств художественной выразительности вырисовывает нам образ адресата: «мой застенчивый герой», «мой купальщик боязливый», «лоза, нежная, расцветшая так рано», «дитя мое родное». Нужно обратить внимание на тенденцию поэтессы перед обращениями употреблять частицу «о», свойственную высоко художественной речи, а также взволнованной речи.

б) обращение субъекта к родным в творчестве Б. А. Ахмадулиной.

/Сколь, нянюшка, ни пестуй, ни корми/ вы, люди добрые, бранитесь и боритесь/ (Б.А.Ахмадулина «Варфоломеевская ночь»)

/Где ты, грядущий новичок родимый/ (Б.А.Ахмадулина «Семья и быт»)

/Поторопитесь, прадеды, прабабки/Я говорю ему:- Старик дурной/О сестра, дай мне льда/ (Б.А. Ахмадулина «Моя родословная»)

/Брат мой, для пенья пришли, не для распрей/(Б.А. Ахмадулина ****)

/Сестра моя/Давно ли это было/ (Б.А. Ахмадулина «Быки»)

в) обращение субъекта к друзьям в творчестве Б. А. Ахмадулиной.

/К предательству таинственная страсть,/друзья мои, туманит ваши очи/ (Б.А. Ахмадулина ****)

/Начнёмте же игру, любезный друг, ау/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Входи, моя радость/Ну, что же ты медлишь, Андрюша/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Огонь вас утешит, о гость/Заметьте, мадам,/что я склонен к слезам/ (Б.А.Ахмадулина «Зимняя замкнутость»)

/Привет, любезные друзья/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Друзья мои, мне минет тридцать лет/ (Б.А.Ахмадулина « Плохая весна»)

/Сияй, играй, мой друг Ахмадулла/ (Б.А.Ахмадулина «Моя родословная»)

/Конечно, ложь, мой друг/ (Б.А.Ахмадулина «Приключение в антикварном магазине»)

/О друзья, лишь поэзия прежде, чем вы/ (Б.А.Ахмадулина «Поэзия-прежде всего»)

/Я хочу, друзья мои, увидеть ваши лица/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Прощаю вас, глаза собачьи!/Вы были мне укор и суд/ (Б.А.Ахмадулина ****)

г) обращение субъекта к незнакомым в творчестве Б. А.Ахмадулиной.

/Я вас люблю, красавицы столетий,/Лукавь, мой франт, опутывай, не мешкай!/Красавицы, ах, это все неправда!/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Прощаю вас, чужие руки!/ (Б.А. Ахмадулина ****)

/О девочка цирка, хранящая дом!/ (Б.А.Ахмадулина «Гостить у художника»)

/О, кто-нибудь, приди и время растяни!/ (Б.А.Ахмадулина «Взойти на сцену»)

/Прохожий, мальчик, что ты /(Б.А.Ахмадулина ****)

/О, как ты гоготал, партер/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Напрасно ты идешь, последний мальчик/ (Б.А.Ахмадулина «Стихотворение, написанное давным-давно»)

/Останься с нами, кто-нибудь, вошедший/ (Б.А.Ахмадулина «Семья и быт»)

/Встревожься, добрый доктор, оглянись/ (Б.А.Ахмадулина «Озноб»)

/О зритель, ты бывал в Тбилиси/ (Б.А.Ахмадулина «Город»)

/И ты рисуй, рисуй, художник/Музыкант, играй/ (Б.А.Ахмадулина «Девушка»)

/Читатель милый, поиграй со мной!/Зачем, неведомый радист,/ты шлешь сигналы пробужденья/Ах, умник/ (Б.А.Ахмадулина «Моя родословная»)

/Тринадцать пуль отлей мне, оружейник,/и столько ж раз я погублю себя/О девочка, ребенок с детским жестом,/привставшая над голубым мячом/О, как, шутник, твоя слеза чиста/ (Б.А.Ахмадулина «Тебе тринадцать лет»)

/О женщина, ведущая быка/ (Б.А.Ахмадулина «Быки»)

/Погляди и забудь, о читатель/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Садовник, утоли мою печаль/ (Б.А.Ахмадулина «Я совсем маленькая веточка»)

/Татарка девушка,/сыграй на желтом бубне/ (Б.А.Ахмадулина «Татарке девушке»)

/О девочка, что "Деда-эна» тебе расскажет о земле/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Хозяюшка, прости меня, я зла/ (Б.А.Ахмадулина «Сказка о дожде»)

/О школьник обезумевший/ Опомнись/ (Б.А. Ахмадулина «Сказанное во время бомбежки»)

/Вас, девушки, затеявшие вальс/ (Б.А.Ахмадулина «Весна»)

д) обращение субъекта к знакомым в творчестве Л. А. Ахмадулиной.

/Как дальше, тетя Маня/ (Б.А.Ахмадулина «Кофейный чертик»)

е) обращение субъекта к неодушевленным предметам в творчестве Б.А.Ахмадулиной.

/О дом чужой/ О милый дом/Прощай/ (Б.А.Ахмадулина «Твой дом»)

/Прилежный маленький трамвай,/трудись, не прерывай движенья/ (Б.А.Ахмадулина «Девушка»)

/Сообщник-гуща, вновь твой черный чертик ожил/ (Б.А.Ахмадулина «Кофейный чертик»)

Анализ обращений, используемых Б.А.Ахмадулиной, позволяет сделать дополнение к уже имеющейся классификации. Так, нами выделены следующие их группы:



ж)обращение субъекта ко времени, временам года в творчестве Б.А. Ахмадулиной.

/«Эй, март!» — сегодня не окликнешь./Минувший день, прости, я солгала!/О День, ты — крах или канун любви /И слышалось: «О, нареченный сын, мне боязно, не восходи, не надо»/ (Б.А. Ахмадулина «День: 12 марта 1981 года»)

/Прощай, соблазн воскресный/ (Б.А. Ахмадулина ****)

/О жест зимы ко мне, холодный и прилежный/О милая, колдуй/ (Б.А.Ахмадулина «Зима»)

/Грянь и ты, месяц первый, Октябрь/ (Б.А.Ахмадулина «Моя родословная»)

/Ну, что, четвертый час, о чём поговорим/тебя, мой час/ (Б.А.Ахмадулина «Кофейный чертик»)

з) обращение к относительным, отвлеченным понятиям в творчестве Б.А. Ахмадулиной.

/О жизнь, я люблю твою сущность/ (Б.А.Ахмадулина «Анне Каландадзе»)

/О одиночество, как твой характер крут/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/О боль, ты – мудрость/ (Б.А.Ахмадулина «Болезнь»)

/Озноб, я вся твоя / (Б.А.Ахмадулина «Озноб»)

/О жизнь, твой острый, бьющий в ноздри воздух/ (Б.А.Ахмадулина «Моя родословная»)

/Грянь же, грянь, новорожденный крик той Свободы/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/А ты, о Жизнь, мой мальчик-непоседа,/Дай, Свобода, высокий твой верх

видеть, знать в небосводе затихшем,/О Жизнь любимая, пускай/- Припомнишь, дура, мой совет/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/О старость этих двух рук моих! О добрый мир земной/ (Б.А.Ахмадулина «Тебе тринадцать лет»)

/Прекрасная, здравствуй/жизнь моя, ты обожаема мною/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/О стихи, я бы вас начинал, начиная любое движенье/ (Б.А.Ахмадулина «Начало»)

/Так здравствуй, победа, победа, победа во веки веков/ (Б.А.Ахмадулина «В День Победы»)

/Прощай, моя высокопарность/ (Б.А. Ахмадулина ****)

/О, радость первого незнания/ (Б.А. Ахмадулина ****)

/О ты, моя коротенькая тень/ (Б.А. Ахмадулина «Посвящение»)

/Дано предчувствовать плечам, как тяжела ты, тяжесть злая/ (Б.А.Ахмадулина «Солнечный зимний день»)

Обращение в поэтическом тексте Б.А. Ахмадулиной часто выступает как особый художественный прием — прием олицетворения, с помощью которого поэтесса получает возможность сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение. Например: О одиночество, как твой характер крут.

и) обращение к Богу в творчестве Б.А.Ахмадулиной.

/Он бледен стал и закричал: - О боже/ (Б.А.Ахмадулина «Приключение в антикварном магазине»)

/Он говорил в отчаянной отваге:- О господи / (Б.А.Ахмадулина «Плохая весна»)

/Я думала: "Господь вседобрый!/используй, боже, власть твою/Потом, мой друг, когда умру/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Ах, господи боже мой, вот вечеринка/ (Б.А.Ахмадулина «Гостить у художника»)

/Господи, слишком велик виноградник/ (Б.А. Ахмадулина ****)

/Бог, прости змею/ (Б.А. Ахмадулина «Молитва змеи»)

/О господи/ (Б.А. Ахмадулина «В поезде»)

/Дай, боже, мне уменья, силы дай / (Б.А. Ахмадулина ****)

/О господи, какая доброта/ (Б.А. Ахмадулина «Сказка о дожде»)

к) обращение к географическим наименованиям, родной земле.

/О Петергоф, свежи твои сады/ (Б.А. Ахмадулина «Петергоф»)

/И вернуть дары,/что ты мне, Грузия, дарила/ (Б.А.Ахмадулина «Глава из поэмы»)

/И солнцем ты, Италия, светла/ Не отпускай его, земля моя/ (Б.А.Ахмадулина «Моя родословная»)

/Что же, город мой милый, на ласку ты скуп/ (Б.А.Ахмадулина «Поэзия-прежде всего»)

/О Грузия, я становлюсь тобою/ (Б.А.Ахмадулина «Из рассказанного луной»)

/Край мой, ты прелесть и крайняя крайность/ (Б.А.Ахмадулина ****); /О земля моя! Губительной прямой не проводи/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Откликнись, Тбилиси/Ты - мой баловень, неженка мой/(Б.А.Ахмадулина «Опустевшая дача»)

л)обращение к окружающей среде, живой природе, к явлениям природы в творчестве Б.А.Ахмадулиной.

/Деревья гор, я поздравляю вас/вас, волны, что угодны юным рыбам/вас, небеса, - вам весела гроза,/тебя, гроза, - тобой полны овраги/и вас, леса, глядящие в глаза расплывчатым зрачком зеленой влаги/ (Б.А. Ахмадулина «Весна»)

/О облака/ О, никуда не денусь, сирень, от твоих сиреневых глаз/ (Б.А. Ахмадулина «Я слечу, сирень»)

/О земля, если б ты мне не верила, -я бы обратилась к ветру:/О ветер, докажем/ (Б.А.Ахмадулина «Я – свирель»)

/О моя магнолия/О магнолия, как я хочу быть с тобой/ (Б.А.Ахмадулина «Быть с тобой!»)

/О мои виноградные плети/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Долгой жизни тебе, о фиалка/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/О виноградник юности моей, опять я янтарем твоим осыпан/ (Б.А. Ахмадулина «Быки»)

/Его корила я:- Стыдись, негодник/Огонь, мой брат, мой пес многоязыкий/Прощай, мой Дождь/Мой мальчик, Дождь/ (Б.А.Ахмадулина «Сказка о дожде»)

/Прощаю вас, пустые скверы/ (Б.А.Ахмадулина ****)

/Орлы, прошу вас, не теперь /О пламя, не обидь орла/ (Б.А.Ахмадулина «Орлы уснули»)

В этих стихотворениях мы наблюдаем обращения, наполненные остротой поэтического взгляда и смелостью творческой фантазии, передающие тончайшие оттенки душевных движений. Это мир обращений, отражающий события, явления, предметы внешнего мира.

Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Ну, что же ты медлишь, Андрюша!? О школьник обезумевший! Опомнись! Читатель милый, поиграй со мной!

Иногда обращения бывают развёрнуты в довольно пространные характеристики; в этих случаях обращение повторяется или варьируется, при нём может стоять несколько определений, например: О лоза, о нежная, расцветшая так рано.

Обращение возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения. О одиночество, как твой характер крут!



  • Русский язык и литература
Описание:

Опубликована краткая теория, которую необходимо знать для успешного решения заданий типа А22 по русскому языку. В файле содержится как теоретический, так и практический материал

В теоретическом материале содержатся практические заданий для того, чтобы отработать навык разбора и решения заданий A22.

Все практические задания содержат правильные ответы, которые выделены жирным шрифтом



Автор Можаровская Нина Валерьевна
Дата добавления 26.12.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 313
Номер материала MA-069208
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»