Разносклоняемые
существительные.
Цель:
- Познакомить учащихся с
разносклоняемыми существительными, особенностью их склонения.
Задачи:
ü Сформировать
умения: находить разносклоняемые существительные в тексте, изменять их по
падежам (склонять); аргументировать выбор окончаний (суффиксов).
ü Совершенствовать
навыки безошибочного написания падежных окончаний разносклоняемых
существительных.
ü Корригировать
умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать.
ü
Развивать
монологическую речь обучающихся через применение различных форм деятельности.
ü
Воспитывать
интерес к русскому языку, доброжелательное отношение к сверстникам.
Тип урока:
урок-исследование
Методы:
репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, практический.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня на
уроке вы почувствуете себя настоящими исследователями русского языка!
II. Актуализация
опорных знаний
1. На
прошлом уроке мы повторили то, что изучили об имени существительном в 5-м
классе. Но… Эта часть речи имеет тайны, которые предстоит раскрыть именно вам,
исследователям! Для начала ответьте на вопросы:
- К знаменательной или
служебной части речи отнесем имя существительное?
- Какие постоянные признаки существительных вы знаете?
– Что такое склонение? Сколько типов склонения у существительного?
2. А
теперь закрепим ваши знания на практике.
1. Перед вами
существительные. Как вы думаете, что нужно с ними сделать? (Распределить по
склонениям в 3 столбика) Правильно!
Бокал, ручка, молодежь, интернет,
луч, доверие, ягода, путь, власть, белизна, знамя, радость, улыбка.
Самопроверка
(слайд)
III. Изучение
нового материала. Создание проблемной ситуации.
- Молодцы! Теперь,
пожалуйста, скажите, какие слова вызвали у вас сомнения? Почему?
- Чтобы узнать,
просклоняем Путь и Знамя ( работа у доски и в тетрадях).
- Можем ли мы их отнести к
какому-либо склонению? Почему? Раз, эти существительные имеют падежные
окончания разных склонений, как можно их назвать?
Закрепление:
самостоятельная работа со сравнительной таблицей
Падеж
|
Склонение
|
|
1
|
2
|
3
|
И. п.
|
Ручк__
|
Контакт_
|
Власть_
|
Путь_
|
Знам_
|
Р.п.
|
Ручк__
|
Контакт_
|
Власт_
|
Пут_
|
Знам_
|
Д.п.
|
Ручк__
|
Контакт_
|
Власт_
|
Пут_
|
Знамен_
|
В.п.
|
Ручк__
|
Контакт_
|
Власть_
|
Путь_
|
Знам_
|
Т.п.
|
Ручк__
|
Контакт_
|
Власть_
|
Пут_
|
Знам_
|
П.п.
|
О ручк__
|
О
контакт_
|
О власт_
|
О пут_
|
О знам_
|
- Скажите,
пожалуйста, в чем сходство и различие данных окончаний?
- Итак, мы открыли разносклоняемые
существительные!
IV. Существительные
Путь и Знамя не одиноки в русском языке. Всего разносклоняемых слов - 11. С
двумя вы уже познакомились, и еще имеется 9, которые заканчиваются на МЯ.
Но я не стану их перечислять, ведь у нас урок-исследование, вы
найдёте и выпишите их из стихотворения, которое лежит на парте перед
каждым из вас, в
тетрадь.
Есть история про племя, Прилепив
перо на темя,
Лишь весной наступит время, Над собою поднял знамя,
Племя мирно сеет семя, Раздувает распри пламя:
Хоть пахать и сеять - бремя. Призывает все опять
У коровы полно вымя. Не работать - воевать.
Папуаске нужно имя, Но не хочет племя вновь.
для сынишки сочинить, проливать напрасно кровь.
И корову подоить. Всем милее мирный путь.
Но вожак их - ногу в стремя. Сказку нашу не забудь!
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте,
все ли слова вы выписали?
V. Физкультминутка
– Сколько открытий мы совершили, естественно,
что устали, поэтому немного отдохнём, а помогут в этом разносклоняемые
существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем,
вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь, поцеловать в
темечко).
VI. Закрепление
изученного.
Работа с учебником
стр. 89, § 38, упр. 240 – списать, выделить суффиксы разносклоняемых
существительных.
VII. Редактирование
текста.
В следующих предложениях допущена
ошибка при образовании форм Родительного падежа существительного время. Запишите
предложения в исправленном виде.
Время было в обрез. У
тебя нет время потолковать со мной. Сколько время прошло?
VIII.
Работа по карточкам. Выделить
суффиксы в разносклоняемых существительных.
(взаимопроверка)
Ж...леть
о потраченном врем..ни, язык плам..ни к..стра, к..саться знам..ни, прик..саться
к стрем..ни, вождь плем..ни, сколько врем..ни, свежие сем..н_.
IX. Исследования
продолжаются!!!
Работа в парах.
Гореть синим пламе__, со
врем__н царя Гороха, под брем_нем забот.
– Как называются
эти выражения? (фразеологизмы…)
– Чем интересны
для нас эти фразеологизмы? (В них есть разносклоняемые существительные.)
– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический
словарь»)
_ Составьте с каждым фразеологизмом одно предложение.
X. Рефлексия
Мы сегодня славно потрудились и
можем подвести итог исследованиям!
ü Понравилось вам быть
исследователями?
Что помогало быть ими?
ü Какие
существительные называются разносклоняемыми?
ü Какие задания
вызвали затруднения?
ü Как вы думаете,
наши открытия закончились?
XI. Домашнее
задание (на выбор)
1. Найти
пословицы, в которых имеются разносклоняемые существительные.
2. Составить
кроссворд, используя разносклоняемые существительные.
3. Упражнение
244 стр. 89.
Одну из пословиц я могу вам назвать
уже сейчас. От доброго семени – добрый всход. От того как вы
работали на уроке будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания.
Удачи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.