Развивающее обучение на уроках математики.
Проведение итоговой аттестации в форме ЗНО потребовало
от учителя математики найти такие технологии в преподавании предмета, используя
которые можно было бы научить учащихся быть свободными в выборе оптимального
решения математической задачи. На мой взгляд, это технология развивающего
обучения. В УМК А.Г.Мордковича практически реализованы принципы
развивающего обучения, сформулированные Занковым.
-обучение на высоком
уровне трудности;
-прохождение тем
программы достаточно быстрым темпом;
-ведущая роль
теоретических знаний;
-осмысление процесса
обучения; формирование положительной мотивации к учебе (педагогика успеха).
-развитие всех
учащихся, учитывая, что у каждого из них свой предел возможностей (4 уровня
сложности заданий).
Развивающее обучение- это обучение, которое
непосредственно ориентировано на закономерности развития личности. Это
обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым
результатом. Оно рассматривает ученика как личность, живущую сегодня, и создает
максимум благоприятных условий для ее развития, «… развивающее обучение есть
развитие субъекта». В ходе применения развивающего обучения происходит
стимулирование познавательной деятельности, активизация процессов самопознания,
саморазвития, самообразования.
Основным элементом образовательного процесса был и
остается урок. Необходимо, чтобы на уроке дети вели самостоятельный поиск
решений задач и примеров. Поэтому, объяснение нового материала часто начинаю с
задачи (создание проблемной ситуации), в ходе решения которой учащиеся сами
приходят к необходимому выводу. На уроках применяю коллективную и групповую
формы деятельности учащихся. Коллективная работа на уроках осуществляется, как
правило, в виде дискуссии и коллективного поиска способов решения. Так, при
составлении математической модели задачи учащиеся самостоятельно обнаруживают
связь между элементами задачи и составляют уравнение, приводящее к решению.
Практически все уроки строю как разноуровневые, учитывая
степень продвижения учащихся по теме. Класс делю на две группы, в соответствии
с уровнем усвоения материала по данной теме. В группу № I входят
учащиеся, которые справляются с заданиями по теме на 60-100%. В группу № II
входят учащиеся, которые справляются с заданиями по теме на 30-60% . В ходе
работы осуществляю мониторинг по усвоению учащимися каждой темы, что позволяет
мне корректировать обратную связь с учащимися.
Учебная деятельность ученика на уроках включает в себя
целепологание, планирование, реализацию цели, анализ результатов, что
способствует формированию у ученика общеучебных умений и навыков.
В результате использования технологии развивающего обучения
развивается мышление учащихся, дети вовлекаются в общий путь учения, вызывающий
у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.
Для проведения уроков с применением технологии развивающего обучения
необходимо:
- Создание ситуации успеха для каждого
ребенка,
- Самостоятельный поиск учащимися решений и
ответов,
- Дифференцированный подход;
- Разноуровневость заданий и
требований.
|
Математика-
гуманитарный предмет, который позволяет человеку правильно ориентироваться в
окружающей действительности, «ум в порядок приводит» и оказывает существенное
влияние на развитие речи обучаемых. Математика описывает реальные процессы на математическом языке в
виде математических моделей. Поэтому математический
язык и
математическая модель- ключевые слова в
постепенном развертывании курса, его идейный стержень.
Стиль изложения:
Это учебники, которые
интересно читать. Учебники могут читать и читают учителя, и ученики, и
родители, поскольку стиль изложения доступный. В то же время изложение
характеризуется четкостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы
рассуждений с фиксацией внимания читателя на выделенных этапах.
Проблемное
изложение материала:
Проблема- это то, что
мы сегодня решить не можем и завтра не решим. Это то, что мучает нас
продолжительное время, это то, к решению чего мы постепенно приближаемся, это
то, что будучи разрешено, приносит радость.
Диалектический
подход к введению математических понятий.
Лишь простейшие
понятия даются сразу в готовом виде, остальные вводятся постепенно, с
уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном
уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их
точного определения. Например, понятие функция.
Начиная с 7 класса,
учебники и задачники выпускаются отдельными книгами. Наличие отдельного
учебника позволяет авторам излагать материал в каждом параграфе настолько
подробно, насколько это необходимо для того, чтобы ученик смог самостоятельно
разобраться в материале. Ведь основная задача школы состоит не в том, чтобы
набить головы учеников математической информацией, а в том, чтобы научить их
самостоятельно добывать и перерабатывать информацию.
В чем преимущество
задачника? Во-первых, в том, что он «избыточен»: даже половину имеющихся в
задачнике упражнений в обычном классе за учебный год не решить. То есть учитель
освобождается от традиции «обкладываться» массой задачников при подготовке к
уроку. Во-вторых, наличие отдельного задачника позволяет выстроить систему упражнений
по 4 уровням сложности: устные, средней трудности, выше среднего, трудные.
Примеры опережения:
Алгебраический материал. 5-6 класс.
©
Обыкновенные дроби,
обязательный материал: сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями. Опережение : приведение дробей к общему знаменателю, сравнение,
сокращение дробей, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
Геометрический
материал.
©
Углы: прямой, острый,
тупой, развернутый, биссектриса угла, сумма углов треугольника.(геометрия 7
класс)
©
Составление математической
модели задач со 2 урока 5 класса – идея задач с параметром, решение графическим
способом уравнений с модулем (в 6 кл), задачи на проценты с 5 кл, от простого к
сложному: метод определения 1%.
©
Алгебра 7-9 класс.
©
Пропедевтика решения
степенных и показательных уравнений, действия со степенями .
©
Функционально- графический
способ решения уравнений и неравенств
©
Нестандартное перемещение
графиков (введение новой системы координат).
©
10-11 класс.
©
Продолжается реализация
развивающей концепции математического языка.
©
Из основных содержательных
линий выбрана функционально – графическая.
©
Жесткая схема: функция-
уравнения- преобразования. По этой схеме строится раздел: тригонометрия,
изучение степенных, показательных и логарифмических функций, уравнения,
выражения.
©
Учебник пронизывает идея
уровневой дифференциации.
Для того
чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать
информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет. Задача
учителя – научить учащихся понимать, как различные части информации могут быть
связаны между собой, научиться рассматривать новые идеи и знания в
соответствующем контексте, осмысливать новые встречи, отвергать ту информацию,
которая не имеет отношения к делу или является неверной. Анализируя информацию,
определяя проблему, взвешивая альтернативные мнения и принимая продуманные решения,
учащиеся учатся мыслить.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.