Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРазмышления о развивающем образовании

размышления о развивающем образовании

Скачать материал

Развивающее обучение на уроках математики.

 

 

Проведение итоговой аттестации в форме ЗНО потребовало от учителя математики найти такие технологии в преподавании предмета, используя которые можно было бы научить учащихся быть свободными в выборе оптимального решения математической задачи. На мой взгляд, это технология развивающего обучения. В УМК А.Г.Мордковича практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Занковым.

-обучение на высоком уровне трудности;

-прохождение тем программы достаточно быстрым темпом;

-ведущая роль теоретических знаний;

-осмысление процесса обучения; формирование положительной мотивации к учебе (педагогика успеха).

-развитие всех учащихся, учитывая, что у каждого из них свой предел возможностей (4 уровня сложности заданий).

Развивающее обучение- это обучение, которое непосредственно ориентировано на закономерности развития личности. Это обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ученика как личность, живущую сегодня, и создает максимум благоприятных условий для ее развития, «… развивающее обучение есть развитие субъекта». В ходе применения развивающего обучения происходит стимулирование познавательной деятельности, активизация процессов самопознания, саморазвития, самообразования.

Основным элементом образовательного процесса был и остается урок. Необходимо, чтобы на уроке дети вели самостоятельный поиск решений задач и примеров. Поэтому, объяснение нового материала часто начинаю с задачи (создание проблемной ситуации), в ходе решения которой учащиеся сами приходят к необходимому выводу.  На уроках применяю коллективную и групповую формы деятельности учащихся. Коллективная работа на уроках осуществляется, как правило, в виде дискуссии и коллективного поиска способов решения. Так, при составлении математической модели задачи учащиеся самостоятельно обнаруживают связь между элементами задачи и составляют уравнение, приводящее к решению.

         Практически все уроки  строю как разноуровневые, учитывая степень продвижения учащихся по теме. Класс делю на две группы, в соответствии с уровнем усвоения материала по данной теме. В группу № I входят учащиеся, которые справляются с заданиями по теме на 60-100%. В группу № II входят учащиеся, которые справляются с заданиями по теме на 30-60% . В ходе работы осуществляю мониторинг по усвоению учащимися каждой темы, что позволяет мне корректировать обратную связь с учащимися.

Учебная деятельность ученика на уроках включает в себя целепологание, планирование, реализацию цели, анализ результатов, что способствует формированию у ученика общеучебных умений и навыков.

 В результате использования технологии развивающего обучения развивается мышление учащихся, дети вовлекаются в общий путь учения, вызывающий у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.

Для проведения уроков с применением технологии развивающего обучения необходимо:

 

    -  Создание ситуации успеха для каждого ребенка,

-   Самостоятельный поиск учащимися решений и ответов,

-     Дифференцированный подход;

-     Разноуровневость заданий и требований.

Математика- гуманитарный предмет, который позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающей действительности, «ум в порядок приводит» и оказывает существенное влияние на развитие речи обучаемых. Математика описывает реальные процессы на математическом языке в виде математических моделей. Поэтому математический

 язык и математическая модель- ключевые слова в постепенном развертывании курса, его идейный стержень.

Стиль изложения:

Это учебники, которые интересно читать. Учебники могут читать и читают учителя, и ученики, и родители, поскольку стиль изложения доступный. В то же время изложение характеризуется четкостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания читателя на выделенных этапах.

Проблемное изложение материала:

Проблема- это то, что мы сегодня решить не можем и завтра не решим. Это то, что мучает нас продолжительное время, это то, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что будучи разрешено, приносит радость.  

Диалектический подход к введению математических понятий.

Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне  восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения. Например, понятие функция.

Начиная с 7 класса, учебники и задачники выпускаются отдельными книгами. Наличие отдельного учебника позволяет авторам излагать материал в каждом параграфе настолько подробно, насколько это необходимо для того, чтобы ученик смог самостоятельно разобраться в материале. Ведь основная задача школы состоит не в том, чтобы набить головы учеников математической информацией, а в том, чтобы научить их самостоятельно добывать и перерабатывать информацию.

В чем преимущество задачника? Во-первых, в том, что он  «избыточен»: даже половину имеющихся в задачнике упражнений в обычном классе за учебный год не решить. То есть учитель освобождается от традиции «обкладываться» массой задачников при подготовке к уроку. Во-вторых, наличие отдельного задачника позволяет выстроить систему упражнений по 4 уровням сложности: устные, средней трудности, выше среднего, трудные.

 

 

Примеры опережения:

 

                     Алгебраический материал. 5-6 класс.

© Обыкновенные дроби, обязательный материал: сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Опережение : приведение дробей к общему знаменателю, сравнение, сокращение дробей, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

                    Геометрический материал.

© Углы: прямой, острый, тупой, развернутый, биссектриса угла, сумма углов треугольника.(геометрия 7 класс)

© Составление математической модели задач со 2 урока 5 класса – идея задач с параметром, решение графическим способом уравнений с модулем (в 6 кл), задачи на проценты с 5 кл, от простого к сложному: метод определения 1%.

 

© Алгебра 7-9 класс.

 

© Пропедевтика решения степенных и показательных уравнений, действия со степенями .

© Функционально- графический способ решения уравнений и неравенств

© Нестандартное перемещение графиков (введение новой системы координат).

 

© 10-11 класс.

 

© Продолжается реализация развивающей концепции математического языка.

© Из основных содержательных линий выбрана функционально – графическая.

© Жесткая схема: функция- уравнения- преобразования. По этой схеме строится раздел: тригонометрия, изучение степенных, показательных и логарифмических функций, уравнения, выражения.

© Учебник пронизывает идея уровневой дифференциации.

 Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет. Задача учителя – научить учащихся понимать, как различные части информации могут быть связаны между собой, научиться рассматривать новые идеи и знания в соответствующем контексте, осмысливать новые встречи, отвергать ту информацию, которая не имеет отношения к делу или является неверной. Анализируя информацию, определяя проблему, взвешивая альтернативные мнения и принимая продуманные решения, учащиеся учатся мыслить.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Размышления о развивающем образовании"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Концептуальными положениями развивающего обучения являются:

1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач);

2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; получать решения и доказывать их достоверность;

 

3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение обобщенными способами деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 857 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 243
    • DOCX 46 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мурина Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мурина Татьяна Ивановна
    Мурина Татьяна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 3445
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе