Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская
средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
РАЗГОВОР
О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ
Разработана
учителем
начальных классов
Романова Н.Ю
2013-2014
учебный год
Мы живём не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить.
Сократ
Пояснительная записка.
Программа
«Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС
НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких,
Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере
здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007),
«Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА
Медиа Групп 2009).
Содействие
здоровому образу жизни , создание условий для активизации субъективной позиции
ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в
оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В
настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом
произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей.
Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как
показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют
хронические заболевания. Следовательно, одна из основных задач
учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников
потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.
Воспитание здорового школьника –
проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является
выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог
должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению
различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно
привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том,
что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания
в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или
заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только
совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Наметившаяся во всём мире тенденция
новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию
образовательно – оздоровительных программ.
Цель
программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как
главной человеческой ценности.
Реализации
программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование
и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших
человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять
собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания,
их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти
правила;
освоение детьми практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как
составляющей общей культуры человека;
информирование школьников о народных традициях, связанных с
питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа,
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям
других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов
и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков , умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Общая
характеристика программы « Разговор о правильном питании»
Программа
составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками
Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе
компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор
Института, академик Российской академии образования Марьяна
Михайловна Безруких. Содержание программы
базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное
обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания
РАМН.
Программа
« Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:
научная
обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная
адекватность;
необходимость
и достаточность информации;
модульность
программы;
практическая
целесообразность
динамическое
развитие и системность;
вовлеченность
семьи и реализацию программы;
культурологическая
сообразность – в содержании программы отражены
исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов
России и других стран.
Участники
программы: дети от 7до 12 лет.
Сроки
реализации: 4
года(2011 -2015гг.)
В отличие от
многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит
комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и
связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы
обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом
их возрастных особенностей.
В ходе
реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об
основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и
блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся
сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных
обычаях, как своей страны, так и других стран.
Программа
состоит из трех модулей.
1 модуль:
«Разговор о правильном питании» - для детей 7-8
лет. 2 модуль: «Две недели в лагере
здоровья» - для детей 9-10 лет. 3 3.модуль:
«Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.
Тематика
программы охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"
разнообразие
питания:
- "Самые
полезные продукты",
- "Что
надо есть, если хочешь стать сильнее",
- "Где
найти витамины весной",
- "Овощи,
ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
- "Каждому
овощу свое время";
гигиена
питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:
- "Из
чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
- "Плох
обед, если хлеба нет",
- "Полдник.
Время есть булочки",
- "Пора
ужинать",
- "Если
хочется пить";
культура питания:
- "На
вкус и цвет товарищей нет",
- "День
рождения Зелибобы".
2
модуль "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:
- "Из
чего состоит наша пища",
- "Что
нужно есть в разное время года",
- "Как
правильно питаться, если занимаешься спортом";
гигиена питания и приготовление пищи:
- "Где
и как готовят пищу",
- "Что
можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";
этикет:
- "Как
правильно накрыть стол",
- "Как
правильно вести себя за столом";
рацион питания:
- "Молоко
и молочные продукты",
- "Блюда
из зерна",
- "Какую
пищу можно найти в лесу",
- "Что
и как приготовить из рыбы",
- "Дары
моря";
традиции
и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".
3 модуль "Формула правильного
питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:
- "Здоровье
- это здорово";
- "Продукты
разные нужны, продукты разные важны",
режим
питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:
- "Где
и как мы едим",
- "Ты
готовишь себе и друзьям";
потребительская
культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:
- "Кухни
разных народов",
- "Кулинарное
путешествие",
- "Как
питались на Руси и в России",
- "Необычное
кулинарное путешествие".
Для каждого модуля подготовлен
учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся,
методические пособия для педагогов и плакаты. Выполняя разнообразные
практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают
претворять полученные знания на практике.В ходе
реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие
преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие
детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу,
дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения:
фронтальный метод;
групповой метод;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные
методы обучения.
Формы
обучения:
Ведущими
формами деятельности предполагаются:
чтение
и обсуждение;
экскурсии
на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные
предприятия;
встречи
с интересными людьми;
практические
занятия;
творческие
домашние задания;
праздники
хлеба, рыбных блюд и т.д.;
конкурсы
(рисунков, рассказов, рецептов);
ярмарки
полезных продуктов;
сюжетно-ролевая
игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
мини
– проекты;
совместная
работа с родителями.
Описание места программы « Разговор о правильном питании» в учебном
плане.
Преподавание
программы «Разговор
о правильном питании» проводится во второй половине
дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он
осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа
«Разговор о правильном питании» изучается с 1 по 4
класс по одному часу в неделю: 1 класс -33часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс –
34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135
часов ( теоретических – 51ч., практических – 84 ч.) В каждом классе выделяется время для совместной работы
учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
Описание
ценностных ориентиров содержания программы «Разговор о правильном питании»
Одним из результатов преподавания программы «Разговор о
правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и
интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность
жизни
– признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном
отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира -
частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней
как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты,
гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как
разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и
необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра –
направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это
ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания
сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных
традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность
российского общества
Ценность семьи как
первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной
среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от
поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского
общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя
страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы «Разговор о правильном питании »
Универсальными
компетенциями учащихся на этапе начального общего
образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
·
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
·
умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
·
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания
программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются
следующие умения:
·
активно
включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
·
ориентироваться
в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая
наиболее полезные;
·
оценивать свой
рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового
образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать
несоответствия;
·
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными
результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
·
характеризовать явления (действия и
поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося
опыта;
·
находить ошибки при выполнении учебных
заданий, отбирать способы их исправления; использовать
различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
·
общаться и взаимодействовать со
сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и
толерантности;
·
анализировать и объективно оценивать
результаты собственного труда, находить возможности и способы их
улучшения;
·
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с
эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания
программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются
следующие умения:
·
планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической культуры;
·
ориентироваться
в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая
наиболее полезные;
·
оценивать свой
рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового
образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать
несоответствия;
·
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки
человека;
·
применять
знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. установки,
личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение
и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
·
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Методический
конструктор
«Преимущественные
формы достижения воспитательных результатов в спортивно-оздоровительной внеурочной
деятельности»
Уровень
результатов
Виды
внеурочной
деятельности
|
Приобретение социальных
знаний
|
Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
|
Получение самостоятельного
общественного действия
|
Проблемно-
ценностная деятельность
|
Программа
«Разговор о правильном питании»
|
|
|
Сюжетно-ролевые
игры «В кафе», «На кухне»; выставка «Уголок крестьянской избы», тематическое
рисование, игра-соревнование «Разложи продукты по разным столам», конкурс
«Кошевар», практическая работа «Мой напиток», «Сервировка стола»,
«Составление собственной пирамиды питания», работа с энциклопедиями,
составление кроссвордов, тестирование «Меню спортсмена»
|
Родительские
собрания «Если хочешь быть здоров», «Меню младшего школьника», праздник
Масленица, конкурс-дегустация «Какой ароматный чай!» , экскурсии «В
гипермаркете», «В школьной столовой», «В лесу», заседание клуба «Что? Где?
Когда?», спектакль «Там на неведомых дорожках», игра-проект «Кулинарный
глобус», дневник здоровья, мини-проект «Меню для Сиропчика и Пончика» ,
анкетирование детей и родителей.
|
VI. Тематическое планирование и основные виды
деятельности учащихся
I модуль
1 класс (33
часа из расчёта 1 час в неделю)
№
|
Тема
|
Цель
|
Формы работы
|
1-2
|
Если
хочешь быть здоров.
|
Дать представление
о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
|
Сюжетно
– ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование;
родительское собрание.
|
3-4
|
Самые
полезные продукты.
|
Научить
детей выбирать самые полезные продукты.
|
Сюжетно
– ролевая игра «На кухне»;игра – соревнование «Разложи продукты на разные
столы», динамическая игра «Поезд»; тест.
|
5
|
Всякому
овощу – своё время.
|
Познакомить
детей с разнообразием овощей
|
Праздник
урожая.
|
6-7
|
Как
правильно есть.
|
Сформировать
у школьников представление об основных принципах гигиены питания.
|
Игра –
обсуждение «Законы питания»;
игра – инсценировка «В кафе»; игра «Чем не стоит делиться»; моделирование
ситуации.
|
8-9
|
Удивительные
превращения пирожка
|
Дать
представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения
режима питания.
|
Соревнование
«Покажи время»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником
«Капустник».
|
10-11
|
Из чего
варят каши и как сделать кашу вкусной?
|
Сформировать
у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного
меню, различных вариантах завтрака.
|
Игра «Знатоки»
; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам,
родительское собрание « Меню младшего школьника»
|
12-13
|
Плох
обед, если хлеба нет.
|
Сформировать
у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню,
его структуре.
|
Игра «Собери
пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно –
ролевая игра «За обедом», беседа.
|
14-15
|
Время
есть булочки.
|
Познакомить
с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных
продуктах.
|
Конкурс
«Знатоки молочных продуктов», демонстрация «Удивительное молоко», разучивание
песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой), рассказ о
народном блюде «жаворонки»
|
16-17
|
Пора
ужинать.
|
Сформировать
у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню,
его составе.
|
Игра
«Объяснялки», игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс
«Бутерброд», творческие работы детей.
|
18-19
|
На вкус
и цвет товарищей нет.
|
Познакомить
с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические
навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.
|
Практическая
работа, игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям, игра с участием родителей
«Угадай с чем блинчик», рассказ о масленице.
|
20-21
|
Как
утолить жажду.
|
Сформировать
представление о значении жидкости для организма человека, ценности
разнообразных напитков.
|
Игра –
демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой», конкурс - дегустация с участием
родителей «Такой ароматный чай», чтение по ролям, рассказ о правилах чаепития.
|
22-23
|
Что надо
есть, если хочешь стать сильнее.
|
Сформировать
представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных
продуктах питания.
|
Игра
«Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню
спортсмена», тест.
|
24-25-26
|
Где
найти витамины весной?
|
Познакомить
со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
|
Конкурс
загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое
рисование. Экскурсия
|
27-28
|
Овощи,
ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
|
Познакомить
детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.
|
Соревнование
трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»
|
29-
30
|
Всякому
фрукту – своё время
|
Познакомить
детей с разнообразием фруктов, ягод
|
Праздник
урожая.
|
31-32
33
|
День
рождения Зелибобы. Проверь себя.
|
Закрепить
полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с
полезными блюдами для праздничного стола.
|
Организационно
– деятельностная игра «Аукцион», конкурс на лучший подарок – совет
|
|
Всего
-33ч.
|
Теоретических
– 12ч.
|
Практических
– 21ч.
|
I I модуль
2 класс (33
часа из расчёта 1 час в неделю)
№
|
Тема
|
Цели
|
Формы работы
|
1
|
Вводное
занятие
|
Обобщить
уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими
при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель
в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями
программы.
|
Беседа,
конкурс загадок, игра «Что? Где? Когда?», чтение по ролям, работа с картой.
|
2
|
Давайте
познакомимся!
|
3
|
Из чего
состоит наша пища.
|
Дать
детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах,
углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
дать
детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных
продуктах;
формировать
представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии
здоровья.
|
Игра
«Третий лишний», исценирование, практическая работа, игра – путешествие по
сказке «Мороз Иванович», творческое задание.
|
4
|
Дневник
здоровья
Пищевая
тарелка
|
5
|
Что
нужно есть в разное время года.
|
Сформировать
представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах,
вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут
использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе
овощей, фруктов, соков; познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами
национальной кухни жителей разных регионов; расширить представление о
традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре
своего народа.
|
Конкурс
«Кулинарной книги», игра, чтение по ролям, практическая работа «Мой напиток»
|
6
7
|
Меню
жаркого летнего дня и холодного зимнего дня
|
8
|
Как
правильно питаться, если занимаешься спортом.
|
Сформировать
у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности;
научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической
активности; расширить представления детей о роли питания и физической
активности для здоровья человека; сплотить коллектив родителей и детей;
привлекать родительский коллектив к проблеме воспитания здорового поколения.
|
Спортивное
состязание совместно с родителями, конкурс загадок, игра «Что можно есть
спортсмену», игра «Собери пословицу», игра «Полезные
продукты», игра «Собери бонусы», частушки о
питании.
|
9
|
«
Пищевая тарелка» спортсмена
|
10
11
12
|
Где и
как готовят пищу.
|
Дать
представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать
представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на
кухне; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни –
строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки
осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы;
познакомить с основными признаками несвежего продукта.
|
Экскурсия
в школьную столовую, игра «Знаток», самостоятельная работа, творческое
задание (составить кроссворд).
|
13
|
Как
правильно накрыть стол.
|
Расширить
представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола;
помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения
этих правил как проявления уровня культуры человека.
|
Сюжетно
– ролевая игра «К нам идут гости», практическая работа «Сервировка стола»,
беседа о правилах поведения за столом
Конкурс
« Салфеточка»
|
14
|
Как
правильно накрыть стол ( практикум)
|
15
16
|
Молоко и
молочные продукты.
|
Расширить
представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте
ежедневного рациона; расширить представление детей об ассортименте молочных
продуктов и их свойствах; познакомить с молочными блюдами, которые готовят в
разных регионах страны.
|
Практическая
работа «Молочное меню»
Игра –
исследование « Это удивительное молоко»
|
17
|
Кто
работает на ферме?
|
Расширить
представление детей о профессиях
|
Отгадывание
загадок, игры, практическая работа, составление рассказа по картинкам,
викторина
|
18 19
20
|
Блюда из
зерна.
|
Расширить
знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; сформировать
представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из
зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширить
представление детей о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна;
способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других
народов.
|
Отгадывание
загадок
Игра-
конкурс « Хлебопеки» практическая работа Составление
рассказа по картинкам Конкурс « Венок из пословиц»,
Викторина Исценирование.
|
21 22
23
|
Какую
пищу можно найти в лесу.
Экскурсия
в лес
|
Расширить
знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ,
возможности их включения в рацион питания; расширить представление об
ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений;
познакомить с флорой края, её охраной; дать представления о правилах
поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.
|
Игра «
Походная математика», спектакль « Там, на неведомых дорожках»
« Мы
рисуем мультфильм»
Экскурсия
в лес
|
24
25
|
Что и
как приготовить из рыбы.
|
Расширить
представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; расширить
представление детей о местной фауне, продолжить формирование навыков
правильного поведения в походе.
|
Конкурс
рисунков « В подводном царстве»
Конкурс
пословиц и поговорок
|
26
27
|
Дары
моря.
|
Расширить
представление детей о съедобных морских растениях и животных, многообразии
блюд, которые могут быть из них приготовлены; сформировать представление о
пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.
|
Викторина
« В гостях у Нептуна»
Экскурсия
в магазин
Работа с
энциклопедиями
Творческая
работа
|
28 29
30
|
Кулинарное
путешествие по России
|
Сформировать
представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить
представление о кулинарных традициях культуры своего народа.
|
Конкурс
рисунков « Вкусный маршрут»
Игра –
проект « Кулинарный глобус»
Практическая
работа
|
31
32
|
Что
можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
|
Расширить
представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных
продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об
основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона
питания.
|
Практическая
работа
Дневник
здоровья « Моё недельное меню»
Конкурс
« На необитаемом острове»
|
33
34
|
Как
правильно вести себя за столом.
|
Расширить
представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки
праздничного стола; сформировать представление о правилах поведения за
столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры
человека.
|
Практическая
работа
Сюжетно
– ролевая игра « О застольном невежестве»
|
|
Всего –
34ч.
|
Теоретических
– 13ч.
|
Практических
– 21ч.
|
I I I
модуль
3-4 классы
(68 часов из расчёта 1 час в неделю)
№
|
Тема
|
Цели
|
Формы
работы
|
1
|
Вводное
занятие
|
формирование и развитие
представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих
ценностей; формирование готовности заботиться и укреплять собственное
здоровье; просвещение родителей в вопросах организации рационального питания
детей
развитие коммуникативных навыков
у подростков умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
в процессе решения проблемы
|
Анкетирование
родителей
|
2
|
Здоровье – это здорово! Основные
понятия о здоровье
Цветик - семицветик
|
Цветик - семицветик практическая
работа
|
3
|
От каких факторов зависит наше
здоровье?
|
Понятие ЗОЖ, формирование и
развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших
человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять
собственное здоровье
Правильное питание. развитие
коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы
|
Практическая работа «Древо
здоровья»
|
4
|
Черты характера и здоровье
|
Сформировать у детей
представление о зависимости рациона питания от поведенческих навыков; научить
оценивать свой рацион питания с учётом собственных поведенческих навыков;
расширить представления детей о роли и регулярности питания для здоровья
человека;
|
Дневник здоровья
«Помоги Кубику или Бусинке»
|
5
|
Привычки и здоровье
|
6
7
|
Мой ЗОЖ
|
Сформировать у детей
представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить
оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности;
расширить представления детей о роли питания и физической активности для
здоровья человека;
|
тестирование
Игра – путешествие « Лесной
тропой»
|
8
|
Продукты разные нужны, блюда
разные важны. «Пирамида питания»
|
Рацион питания, калорийность
пищи. дать
детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах,
углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
дать детям представление о том,
какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
формировать представление о
необходимости разнообразного питания как обязательном условии
здоровья; формирование умения самостоятельно
работать с информационными источниками.
Представление о роли минеральных
веществ
развитие творческих способностей
и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности знание
детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих
изменение в рационе питания
|
Практическая работа «Составление
собственной пирамиды питания»
|
9
|
Рациональное, сбалансированное
питание
|
Тест «Самые полезные продукты»
конкурс загадок
Творческая работа
|
10
|
« Белковый круг»
|
Игра «Третий лишний»
Дневник здоровья
Работа с энциклопедиями
Творческая работа
|
11
|
« Жировой круг»
|
пословицы и поговорки о
правильном питании.
|
12
|
Мой рацион питания
«Минеральный круг»
|
Игра-инсценировка песни «Шел по
городу волшебник»
Игра «Чем не стоит делиться»
|
13
|
Умейте правильно питаться.
Пищевые вещества, их роль в питании и здоровье школьников
|
Пищевые вещества
Понятие рационального питания, знание
о структуре ежедневного рациона питания
|
Игра-соревнование «Разложи
продукты на разноцветные столы»
Дневник здоровья
|
14
|
Режим питания. «Пищевая тарелка»
|
формирование и развитие
представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших
человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять
собственное здоровье
|
Дидактическая игра «Морские
продукты»
Игра «Вкусные истории»
|
15
16
|
Витамины и минеральные вещества
|
Роль витаминов и минеральных
веществ; формировать представление о
необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;
формирование
умения самостоятельно работать с информационными источниками.
|
Динамическая игра «Поезд» Игра
«Отгадай название» Игра-соревнование «Витаминный
калейдоскоп»
|
17
|
Влияние воды на обмен веществ.
Напитки и настои для здоровья.
|
Взаимосвязь здоровья и воды.
Представление о напитках здоровья; развитие
коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы
|
Игра-демонстрация «Из чего
готовят соки»
Игра «Посещение музея Воды»
Игра «Кладовая народной мудрости»
(пословицы и поговорки )
|
18
19
20
|
Энергия пищи. Источники
«строительного материала» Игра « Что? Где? Когда?»
|
знания
детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах,
витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
формировать представление о
необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья
|
Игра-соревнование «Разложи
продукты на разноцветные столы»
Игра « Что? Где? Когда?»
|
21
22
|
Роль пищевых волокон на организм
человека
|
Продукты, содержащие пищевые
волокна; умение
самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения
соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной
активности, корректировать несоответствия; формировать
представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии
здоровья;
|
Венок из пословиц
Игра «Угадай-ка»
Игра «Советы Хозяюшки»
Игра «Лесенка с секретом»
|
23
24
|
Где и как мы едим
|
Правила полезного питания; навыки,
связанные с этикетом в области питания; дать
представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;
сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо
соблюдать на кухне; познакомить детей с одним из
основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых
продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне – бытовые
травмы.
|
Викторина
Соревнование «Кто правильно
покажет время завтрака, обеда и ужина» Тестирование учащихся
Игра «Помоги Кубику и Бусинке»
Дидактическая игра «Доскажи
пословицу»
|
25
|
« Фаст фуды»
|
Заведения общественного питания навыки,
связанные с этикетом в области питания; дать представление о
предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать
представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать;
|
Кроссворд
Игра – демонстрация « Мы не
дружим с сухомяткой»
Ролевая игра «Фаст фуды»
|
26
27
|
Где и как мы едим. Правила
гигиены
|
навыки, связанные с этикетом в
области питания
дать
представление о предметах кухонного оборудования, их
назначении; сформировать представление об основных
правилах гигиены; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
|
Кроссворд
Игра-обсуждение «Законы питания»
(обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»)
|
28
29
|
Меню для похода
|
Сформировать представление об
особенностях питания в походе; развивать знания учащихся о здоровом
правильном питании, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать
бережное отношение к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи;
продолжить формирование навыков правильного поведения в походе
|
Дневник здоровья
Поход « Отдыхаем всей семьёй»
|
30
|
Ты - покупатель
|
дать детям представление о том,
какие питательные вещества содержатся в различных
продуктах; формировать представление о необходимости
разнообразного питания как обязательном условии здоровья;
формирование умения самостоятельно совершать покупки, в которых содержится
наибольшее количество питательных веществ; познакомить с основными
признаками несвежего продукта
|
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в
магазин»
|
31
|
Срок хранения продуктов
|
Экскурсия в продовольственный магазин
Мини - проект
|
32
|
Пищевые
отравления, их предупреждение
|
Экскурсия в поликлинику
|
33
|
Ты - покупатель Права потребителя
|
умение самостоятельно выбирать
продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и
витаминов развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы
|
Анкетирование родителей
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в
магазин»
тестирование
|
34
|
Ты - покупатель Правила
вежливости
|
35
36
|
Ты готовишь себе и друзьям
Бытовые приборы для кухни
|
развитие творческих способностей
и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; формировать
представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии
здоровья; дать представление о предметах кухонного
оборудования, их назначении; формирование умения самостоятельно
работать с информационными источниками.
|
Игра «Угадай прибор»
Викторина «Печка в русских сказках»
|
37
38
|
« У печи галок не считают»
|
Правила работы с кухонным
оборудованием; знание основного принципа
устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов;
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их
интересов и познавательной деятельности
|
Экскурсии на пищеблок школьной
столовой, хлебопекарные предприятия
|
39
|
Помогаем взрослым на кухне
|
освоение детьми и подростками
практических навыков рационального питания;
развитие коммуникативных
навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
знание правил техники
безопасности на кухне и сервировки стола для ежедневного приёма пищи;
осознание важности знаний
правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня
культуры человека
|
Игра «Приготовь блюдо»
Практическая работа «Определи вкус продукта» Игра
«Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки об изделиях из теста)
|
40
|
Ты готовишь себе и друзьям
Блюдо своими руками
|
41
42
43
|
Салаты . Ты готовишь себе
и друзьям
Блюдо своими
руками
|
КВН «Овощи, ягоды и фрукты –
самые витаминные продукты»
Праздник «Капустник» «Витаминная
радуга» (стихи об овощах разного цвета)
|
44
|
Кухни разных народов
|
информирование детей и
подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем,
расширение знаний об истории и
традициях своего народа и народов других стран; формирование чувства уважения
к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
знание детей об особенностях
питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе
питания
развитие творческих способностей
и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков
|
Игра «Знатоки»
Игра «Поварята»
Ролевая игра «Русская трапеза»;
Игра «Поварята»
Игра «Пословицы запутались»
Русская сказка «Вершки и
корешки»
Игра «Какие овощи выросли в
огороде»
Конкурс «Самый оригинальный
овощной салат»
Праздник «Каждому овощу – свое
время»
Игра-эстафета «Собираем овощи»
Ярмарки полезных продуктов
Мини – проекты:
«Вопросы тетушки
Почемучки» «Информбюро: советы мудрой
Совы» «В гостях у Алены Ивановны»
Старинный рецепт
|
45
|
Традиционные
блюда Болгарии и Исландии
|
46
|
Традиционные
блюда Японии и Норвегии
|
47
|
Блюда
жителей Крайнего Севера
|
48
|
Традиционные
блюда России
|
49
|
Традиционные
блюда Кавказа
|
50
|
Традиционные
блюда Кубани
|
51
|
«Календарь»
кулинарных праздников
|
52
|
Кухни
разных народов праздник
|
53
|
Кулинарная
история. Как питались наши предки?
|
54
|
Правила
здорового питания. Рекомендации по формированию навыков правильного питания
школьника.
|
Формировать
представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии
здоровья; Регулярность,
разнообразие, безопасность, удовольствие; развитие коммуникативных навыков у
детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми в процессе решения проблемы
|
Мини – проект « Здоровое
питание»
|
55
|
Кулинарные
традиции Древнего Египта
|
расширить
знания детей о кулинарных традициях своей страны и других стран;
показать взаимообусловленность возникновения традиционных блюд от
географии территории, а также особенностях ведения хозяйства;
сформировать
представление детей о многообразии, простоте и пищевой ценности многих
традиционных блюд русской национальной кухни, возможности ежедневного
включения некоторых из них в рацион питания школьников;
познакомить
детей с традиционными рецептами приготовления блюд русской национальной
кухни (по краеведческому материалу);
способствовать
формированию у детей толерантности: уважения к национальной культуре
собственного народа и других народов.
развитие творческих способностей
и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности
|
Путешествие – практикум
Выставка « Уголок крестьянской
избы»,
кроссворд
Трактир « Здоровье»
Игра «Знатоки»
Встречи с интересными людьми
Праздник чая
Сказки современной кухни
|
56
|
Кулинарные
традиции Древней Греции
|
57
|
Кулинарные
традиции Древнего Рима
|
58
|
Правила
гостеприимства средневековья
|
59
60
|
Как
питались на Руси
|
61
|
Традиционные
напитки на Руси
|
62
|
Необычное
кулинарное путешествие. Музеи продуктов
|
63
|
«Мелодии,
посвящённые каше»
|
64
|
«
Продукты танцуют»
|
65
66
|
Составляем
формулу правильного питания
« Формула
правильного питания»
|
Закрепление представлений об
основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона
питания;
формирование и развитие
представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших
человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять
собственное здоровьеразвитие, коммуникативных навыков у детей и подростков,
умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе
решения проблемы
просвещение родителей в вопросах
организации рационального питания детей
|
Игра «Правильно-неправильно»
Конкурс «Курочки и
петушки» Игра «Доскажи словечко»
Организационно-деятельностная
игра «Аукцион»
конкурсы (рисунков, рассказов,
рецептов)
Мини – проект « Секреты здорового
питания»
|
67
|
Сахар его польза и вред
|
Взаимосвязь здоровья и
потребления сахара
|
Мини – проект « Меню для
Сиропчика и Пончика»
|
68
|
Путешествие
по «Аппетитной стране»
|
формирование и развитие
представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших
человеческих ценносте; формирование готовности заботиться
и укреплять собственное здоровье; упражнять детей в названии составных
частей предмета, совершенствовать умение оживлять предметы, находить похожие
части, признаки, свойства предметов, подбирать слова противоположного
значения, видеть прошлое предмета. Развивать творческое воображение. развитие
творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и
познавательной деятельности
|
Игра – путешествие
Сказки современной кухни
|
|
|
Теоретических – 26 ч.
|
Практических – 84 ч.
|
VII. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Начальное
образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в
ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение
учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности,
определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом,
так и спецификой программы «Разговор о правильном питании» в частности.
Принцип наглядности
является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно
наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и
культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства
обучения, включающие наглядные пособия:
1) гербарии ;продукты питания; микропрепараты;
столовые приборы; бытовые приборы для кухни
2) изобразительные
наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;
Другим средством
наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер,
медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств
фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря
Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет
обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о
правильном питании».
Наряду
с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в
начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с
которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами.
В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и
навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В
начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы,
познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен
интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение
курса «Разговор о правильном питании», насыщенного сведениями о живой и неживой
природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно
стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее
развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный
характер содержания программы «Разговор о правильном питании», а также
использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним
относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников,
позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.
Литература
· Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких,
Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
· Программа «Две недели в лагере здоровья»
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
· Программа «Формула
правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа
Групп 2009.
· Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/
Начальное
образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в
ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение
учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности,
определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом,
так и спецификой программы «Разговор о правильном питании» в частности.
Принцип
наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так
как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах
природы и культуры человеческого
общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные
пособия:
1) гербарии
;продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни
2) изобразительные
наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;
Другим
средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств
фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря
Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет
обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о
правильном питании».
Наряду
с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в
начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с
которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами.
В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и
навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В
начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы,
познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен
интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение
курса «Разговор о правильном питании», насыщенного сведениями о живой и неживой
природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать
формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие.
Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный
характер содержания программы «Разговор о правильном питании», а также
использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним
относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников,
позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.
Библиотечный
фонд (книгопечатная продукция)
|
1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.
Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2009 г.
2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова,
А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников -
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009 г.
3. М.М. Безруких, Т.А.
Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для
школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007 г.
4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова,
А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя
- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова,
А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя
- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова,
А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя -
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.