Пример изучения рассказа И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
На
уровне межпредметных связей может осуществляться интеграция литературы не
только с одной учебной дисциплиной или семантическим полем, но и сразу с
несколькими. Такую многостороннюю межпредметную интеграцию можно
продемонстрировать на итоговом занятии по литературе при изучении рассказа И.А.
Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Цель
занятия:
1.
Обучающие:
·
проверка
знание текста;
·
повторение
изобразительно-выразительных средств ;
·
повторение
других учебных дисциплин: русский язык, география, математика.
2.
Развивающие:
·
развитие
представлений о целостности картины мира;
·
развитие
коммуникативных способностей;
·
развитие
общекультурного потенциала;
·
развитие
внимания и интереса к художественному слову;
·
развитие
навыков ведения дискуссии внутри малых групп;
·
развитие
образного, логического, критического мышления;
·
развитие
оформительских способностей;
·
развитие
актерского мастерства через элементы ролевой игры;
·
развитие
интереса к культуре других стран.
3.
Воспитывающие:
·
воспитание
умения работать в коллективе, общительности;
·
воспитание
чувства толерантности .
Оборудование:
волчок;
игровое
поле с секторами;
мультимедийное
оборудование.
Ход
занятия:
1.
Вступительное
слово преподавателя.
2.
Деление
на команды.
3.
Игра
«Литература +».
Для
проведения игры требуется волчок со стрелкой и игровое поле, в центре которого
написано: «Литература +», а на секторах - « литература», «музыка», «числа»,
«география», «русский язык».
Сектора могут быть и другими, в
зависимости от того, какой характер носят вопросы, помещённые в конверты.
Команды по
очереди крутят волчок и определяют игровой сектор.
Задается
вопрос. На обдумывание – 1-3 минуты. Оценки по трёхбалльной системе.
После
ответа на некоторые вопросы преподавателем дается маленькая заметка ,
сопровождающаяся иллюстративным материалом, о том предмете, о котором прозвучал
вопрос игры. (см.Приложения)
Вопросы
и задания.
1 тур.
1.“Литература
+ литература”
1. Определите
вид изобразительно-выразительного средства в предложении: Океан с гулом
ходил за стеной черными горами. (метафора)
2. В чем
символичность названия парохода , на котором путешествовал господин из
Сан-Франциско? (Атлантида - исчезнувший город)
3. Чей это
портрет: «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными
серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой
костью - крепкая лысая голова» (господин из Сан-Франциско).
4. Определите
изобразительно-выразительное средство в предложении: Пальмы у подъезда
блестели жестью. ( метафора)
5.
Определите идею данного рассказа.
6. Какой
прием использует автор в конце рассказа:
В самом низу, в подводной
утробе "Атлантиды", тускло блистали сталью, сипели паром и сочились
кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и всяческих других машин, той
кухни, раскаляемой исподу адскими топками, в которой варилось движение
корабля, - клокотали страшные в своей сосредоточенности силы,
передававшиеся в самый киль его, в бесконечно длинное подземелье, в круглый
туннель, слабо озаренный электричеством, где медленно, с подавляющей
человеческую душу неукоснительностью, вращался в своем маслянистом ложе
исполинский вал, точно живое чудовище, протянувшееся в этом туннеле, похожем на
жерло.
А средина
"Атлантиды", столовые и бальные залы ее изливали свет и
радость, гудели говором нарядной
толпы, благоухали свежими цветами, пели струнным оркестром.
7. Почему
Бунин не дает имени своему герою?
8. Как вы
понимаете выражение: « корабль, многоярусный, многотрубный,
созданный гордыней
Нового Человека со старым сердцем»?
2.“Литература + русский язык”
1. Как
пишется название города Сан-Франциско ? (через дефис)
2. «Сирену
заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно
игравшего в мраморной двусветной зале, устланной бархатными коврами».
Определите род существительного «зала». (ж.р)
3.
Определите вид тропа : «крупная и цветистая, как хвост павлина,
волна..» (сравнение).
4.Подберите
пароним к имени собственному Капри. (Кипр)
5.Какого происхождение
существительного «смокинг». Докажите. (английское слово с «инговым»
окончанием).
5.“Литература
+ география”
1. На каком
острове не знали имени господина из Сан- Франциско? (Капри)
2. Люди
какой национальности работали на господина из Сан-Франциско? (китайцы)
3.В какой
стране находится город Сан-Франциско? (Америка)
4.Какой
город упоминается в эпиграфе рассказа? (Вавилон).
Как
назывался пароход, на котором путешествовало семейство господина из
Сан-Франциско? («Атлантида»)
5. На какой
остров плыло семейство господина из Сан-Франциско? (Капри)
6. В какой
стране находится остров Капри? (Италия)
7. По какому
морю путешествовали пассажиры парохода «Атлантида» ? (Средиземное море)
8.Одна из
достопримечательностей острова Капри, «сказочная пещера» (Лазурный грот).
6.
«Литература + Числа»
1. Сколько
лет исполнилось господину из Сан-Франциско? (58)
2. До
какого времени пассажиры парохода «гуляли по палубам, играли в разные игры для
нового возбуждения аппетита»? (до 11 часов)
3. Во
сколько пассажиры «Атлантиды» пили душистый чай с печеньем? (в 5 часов).
4. В каком
номере проживал господин из Сан-Франциско на пароходе? (43)
4.
Слово
преподавателя и показ презентации «Давай представим» (см. Приложение
8).
2 тур.
Задание
командам: Быстро
и правильно составить план маршрута господина из Сан-Франциско. В помощь
командам предоставляется географическая карта (см. Приложение 4).
3 тур.
Задание
командам: Восстановить
распорядок дня пассажиров «Атлантиды» , оформив его в виде информационного
листа для туристов , желающих отправиться на этом пароходе в путешествие.
5.
Рефлексия. Заполнение анкеты:
Понравилось
ли Вам проведенное занятие?______________________
Что
нового я открыл для себя на сегодняшнем занятии?___________________________________________________________________________________________________________________
6.
Подведение итогов .
Приложение 1.
«Заметка
о смокинге»
Смокинг представляет собой, как правило,
однобортный или же двубортный костюм выходного типа для мужчин. Чаще всего цвет
смокинга черный, реже встречаются темно -фиолетовые и темно-синие. В летний
период, а также в теплых странах смокинг бывает светлых оттенков, как правило,
белый. Пиджак у смокинга отделан шелковыми лацканами, а брюки чаще всего
отделывают зауженными лампасами. У немцев и французов было принято после
застолья удаляться в таких костюмах в специальную курительную комнату, что и
обусловило название костюма - смокинг, а сами англичане называют его «костюмом
для обеда» - dinnerjacket. Смокинг был введен в моду лордом Дузелэндом. Впервые
о смокинге, как о мужском костюме упоминалось в февральском дрезденском журнале
в 1889 году. Смокинг того времени был схож с современным смокингом, однако
пиджак у смокинга не застегивался.
Приложение2.
«Атлантида»
АТЛАНТИДА
— священный исчезнувший остров, символ идеального государства. В мифологеме о
золотом веке под Атлантидой подразумевалась сверхразвитая допотопная
цивилизация.
Гибель
Атлантиды стала символом глобальной катастрофы. Существуют теории, согласно
которым Атлантида находилась в Средиземном море. Сторонники этой теории
утверждают, что Платон в своих описаниях несколько преувеличил размеры
Атлантиды. На самом деле остров был значительно меньше и находился на месте
современного острова Крит, который с тех пор претерпел значительные изменения.
А в защиту этой теории выступает тот факт, что на самом деле в Средиземном море
на острове Крит в древности существовала развитая минойская цивилизация. И
погибла эта цивилизация от какого-то природного катаклизма. Все сходится с
историей про Атлантиду.
Приложение 3.
Что
такое «двусветная зала»?
ДВУСВЕ́ТНЫЙ ЗАЛ — архитектурный интерьер,
большой зал с высотой стен в два этажа и двумя рядами окон (не разделенными
перекрытием). "Вторым светом" называют верхний ярус стен и окон. Зал
"в два света" в классической архитектуре создавали как парадное,
представительское помещение во дворце, здании Ратуши.
Приложение 4.
Карта для обозначения маршрута
путешествия господина из Сан-Франциско.
Приложение
5.
Средиземное
море.
Средизе́мное мо́ре — средиземное,
межматериковое море Атлантического океана, соединяющееся с ним на западе
Гибралтарским проливом. Средиземное море располагается между Европой, Африкой и
Азией.
На северо-востоке проливом Дарданеллы оно
соединяется с Мраморным морем и далее проливом Босфор — с Чёрным морем, на
юго-востоке Суэцким каналом — с Красным морем.
В Средиземном море выделяют, как его
составные части, моря: Альборан,
Балеарское, Лигурийское, Тирренское,
Адриатическое, Ионическое, Эгейское, Критское, Ливийское, Кипрское и
Левантийское.
Крупнейшие острова: Балеарские, Корсика, Сардиния,
Сицилия, Крит и Кипр.
Площадь 2 500 тысяч км².
Средняя глубина 1541 м, максимальная —
5121 м.
Приложение
6
О
городе Сан-Франциско
Сан-Франци́ско (англ. San Francisco,
сокр. Frisco) — город и округ в штате Калифорния, США, названный в честь
католического святого (по-испански San) Франциска Ассизского. Население в 2010
году составляло 815 358 человек, это четвёртый по численности населения город Калифорнии
и двенадцатый в США.
В 1776 году испанцы обосновались на
побережье полуострова, построив форт у пролива Золотые ворота и основав миссию,
названную в честь Святого Франциска. Возникший рядом с ней небольшой городок
назывался Йерба-Буэна . В 1848 году, благодаря калифорнийской золотой лихорадке,
город начал бурно расти. В этом же году он был переименован в Сан-Франциско.
После разрушительного землетрясения и пожара в 1906 году город был быстро и практически
полностью перестроен.
Сан-Франциско является мировым
туристическим центром, известный своими летними холодными туманами, крутыми
холмами и сочетанием викторианской и современной архитектуры. В число
достопримечательностей города входят мост «Золотые Ворота», остров Алькатрас,
система канатных трамваев, башня Койт и чайна-таун.
На 1 и 2 слайдах: Город в 1915 году (год
написания рассказа);
На 3 слайде: Современный Сан-Франциско
Приложение
7
Лазурный
грот на острове Капри
Лазурный грот– это не очередное древнее
сказочное название, все гораздо проще, этот грот наполнен водой необычного
ярко-синего цвета, а если опустить в нее руку она начинает светиться голубым
светом. По воде идут лиловые, оранжевые и розовые блики.
Приложение
8.
«Давайте
представим…»
Неаполь
о.Капри
«Господин из Сан-Франциско-имени его
ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил
- ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно
ради развлечения.»
Современная
Гостиница Royal.
«…ни на минуту не смолкая, пронзительно вопил
с качавшейся барки под флагом гостиницы
"Royal" картавый мальчишка, заманивавший путешественников:
"Kgoya-al! Hotel Kgoya-аl!.."
Неаполитанский
залив
«Пароходик, жуком лежавший далеко внизу,
на нежной и яркой синеве которой так густо и полно налит Неаполитанский залив, уже давал
последние гудки - и они бодро отзывались по всему острову, каждый изгиб которого,
каждый гребень, каждый камень был так явственно виден отовсюду, точно воздуха
совсем не было.»
Город-скала Гибралтар
«Был конец ноября, до самого Гибралтара пришлось плыть то в ледяной мгле,
то среди бури с мокрым снегом…»
Гора Монте- Тиберрио
и дворец Тиверия
И
вот семья из Сан-Франциско
решила отправиться со всеми своими
сундуками на Капри, с тем, чтобы,
осмотрев его, походив по камням на
месте дворцов Тиверия, побывав в
сказочных пещерах Лазурного грота и
послушав абруццских волынщиков, целый месяц бродящих перед рождеством по
острову и поющих хвалы деве Марии, поселиться в Сорренто.
Сорренто
Гора Сан-Мартино
«…в час-второй завтрак на горе Сан-Мартино, куда съезжается к полудню немало
людей самого первого сорта и где однажды дочери господина из Сан-Франциско
чуть не сделалось дурно…»
Палермо
"… «всюду происходит что-то
ужасное": на Ривьере небывалые ливни и бури, в Афинах снег, Этна тоже
вся занесена и по ночам светит, из Палермо
туристы, спасаясь от стужи, разбегаются...»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.