Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРассказ "Господин из Сан-Франциско"

Рассказ "Господин из Сан-Франциско"

Скачать материал

Пример изучения рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

 

На уровне межпредметных связей может осуществляться интеграция литературы не только с одной учебной дисциплиной или семантическим полем, но и сразу с  несколькими. Такую многостороннюю межпредметную интеграцию можно продемонстрировать на итоговом занятии по литературе при изучении рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

 

Цель занятия:

1.     Обучающие:

·        проверка знание текста;

·        повторение изобразительно-выразительных средств ;

·        повторение других учебных дисциплин: русский язык, география, математика.

2.     Развивающие:

·        развитие представлений о целостности картины мира;

·        развитие коммуникативных способностей;

·        развитие общекультурного потенциала;

·        развитие внимания и интереса к художественному слову;

·        развитие навыков ведения дискуссии внутри малых групп;

·        развитие образного, логического, критического мышления;

·        развитие оформительских способностей;

·        развитие актерского мастерства через элементы ролевой игры;

·        развитие интереса к культуре других стран.

3.     Воспитывающие:

·        воспитание умения работать в коллективе, общительности;

·        воспитание чувства толерантности .

Оборудование:

волчок;

игровое поле с  секторами;

мультимедийное оборудование.

 

Ход занятия:

1.     Вступительное слово преподавателя.

2.     Деление на команды.

3.     Игра «Литература +».

     Для проведения игры требуется волчок со стрелкой и игровое поле, в центре которого написано:  «Литература +», а на секторах -  « литература», «музыка», «числа», «география», «русский язык».

Сектора могут быть и другими, в зависимости от того, какой характер носят вопросы, помещённые в конверты.

 

Команды по очереди крутят волчок и определяют игровой сектор.

Задается вопрос. На обдумывание – 1-3 минуты. Оценки по трёхбалльной системе.

  После  ответа на некоторые вопросы  преподавателем дается маленькая заметка , сопровождающаяся иллюстративным материалом, о том предмете, о котором прозвучал вопрос игры. (см.Приложения)

 

Вопросы и задания.

1 тур.

1.“Литература + литература”

1.  Определите вид изобразительно-выразительного средства в предложении: Океан с гулом ходил за  стеной черными горами. (метафора)

2. В чем символичность названия парохода , на котором путешествовал господин из Сан-Франциско? (Атлантида - исчезнувший город)

3. Чей это портрет: «Нечто  монгольское  было  в  его  желтоватом   лице   с подстриженными серебряными усами, золотыми  пломбами  блестели  его  крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова» (господин из Сан-Франциско). 

4. Определите изобразительно-выразительное средство в предложении: Пальмы у подъезда блестели жестью. ( метафора)

5. Определите идею данного рассказа.

6. Какой прием использует автор в конце рассказа:

       В  самом низу, в подводной утробе "Атлантиды", тускло блистали сталью, сипели паром и сочились кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и  всяческих  других машин, той кухни, раскаляемой исподу адскими  топками,  в  которой  варилось движение корабля, -  клокотали  страшные  в  своей  сосредоточенности  силы, передававшиеся в самый киль его, в бесконечно длинное подземелье, в  круглый туннель,  слабо  озаренный  электричеством,  где  медленно,  с   подавляющей человеческую душу неукоснительностью,  вращался  в  своем  маслянистом  ложе исполинский вал, точно живое чудовище, протянувшееся в этом туннеле, похожем на жерло.

      А средина "Атлантиды", столовые и бальные залы ее изливали свет  и

радость, гудели говором нарядной толпы,  благоухали  свежими  цветами,  пели струнным  оркестром.

7. Почему Бунин не дает имени своему герою?

8. Как вы понимаете выражение: « корабль,  многоярусный,   многотрубный,

созданный гордыней Нового Человека со старым  сердцем»?

 

2.“Литература + русский язык”

1. Как пишется название города Сан-Франциско ? (через дефис)

2. «Сирену  заглушали звуки  прекрасного  струнного  оркестра,  изысканно  и неустанно  игравшего  в  мраморной  двусветной  зале,  устланной  бархатными коврами». Определите род существительного «зала». (ж.р)

3. Определите вид тропа : «крупная и цветистая, как хвост павлина, волна..» (сравнение).

4.Подберите пароним к имени собственному Капри. (Кипр)

5.Какого происхождение существительного «смокинг». Докажите. (английское слово с «инговым» окончанием).

 

5.“Литература + география”

1. На каком острове не знали имени господина из Сан- Франциско? (Капри)

2. Люди какой национальности работали на господина из Сан-Франциско? (китайцы)

3.В какой стране находится город Сан-Франциско? (Америка)

4.Какой город упоминается в эпиграфе рассказа? (Вавилон).

Как назывался пароход, на котором путешествовало семейство господина из Сан-Франциско?  («Атлантида»)

5. На какой остров плыло семейство господина из Сан-Франциско? (Капри)

6. В какой стране находится остров Капри? (Италия)

7. По какому морю путешествовали пассажиры парохода «Атлантида» ? (Средиземное море)

8.Одна из достопримечательностей острова Капри, «сказочная пещера» (Лазурный грот).

 

6. «Литература + Числа»

1. Сколько лет исполнилось господину из Сан-Франциско? (58)

2. До какого времени пассажиры парохода «гуляли по палубам, играли в разные игры для нового возбуждения аппетита»? (до 11 часов)

3. Во сколько пассажиры «Атлантиды» пили душистый чай с печеньем? (в 5 часов).

4. В каком  номере проживал господин из Сан-Франциско на пароходе? (43)

 

4.     Слово преподавателя и показ  презентации «Давай представим» (см. Приложение 8).

 

2 тур.

Задание командам: Быстро и правильно составить план маршрута господина из Сан-Франциско. В помощь командам предоставляется географическая карта (см. Приложение 4).

 

3 тур.

Задание командам: Восстановить  распорядок дня пассажиров «Атлантиды» , оформив его в виде информационного листа для туристов , желающих отправиться на этом пароходе в путешествие.

 

5.      Рефлексия. Заполнение анкеты:

Понравилось ли Вам проведенное занятие?______________________

Что нового я открыл для себя на сегодняшнем занятии?___________________________________________________________________________________________________________________

6.      Подведение итогов .

Приложение 1.

 «Заметка о смокинге»

 Смокинг представляет собой, как правило, однобортный или же двубортный костюм выходного типа для мужчин. Чаще всего цвет смокинга черный, реже встречаются темно -фиолетовые и темно-синие. В летний период, а также в теплых странах смокинг бывает светлых оттенков, как правило, белый. Пиджак у смокинга отделан шелковыми лацканами, а брюки чаще всего отделывают зауженными лампасами. У немцев и французов было принято после застолья удаляться в таких костюмах в специальную курительную комнату, что и обусловило название костюма - смокинг, а сами англичане называют его «костюмом для обеда» - dinnerjacket. Смокинг был введен в моду лордом Дузелэндом. Впервые о смокинге, как о мужском костюме упоминалось в февральском дрезденском журнале в 1889 году. Смокинг того времени был схож с современным смокингом, однако пиджак у смокинга не застегивался.

                             

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2.

«Атлантида»

  

 

АТЛАНТИДА — священный исчезнувший остров, символ идеального государства. В мифологеме о золотом веке под Атлантидой подразумевалась сверхразвитая допотопная цивилизация.

Гибель Атлантиды стала символом глобальной катастрофы. Существуют теории, согласно которым Атлантида находилась в Средиземном море. Сторонники этой теории утверждают, что Платон в своих описаниях несколько преувеличил размеры Атлантиды. На самом деле остров был значительно меньше и находился на месте современного острова Крит, который с тех пор претерпел значительные изменения. А в защиту этой теории выступает тот факт, что на самом деле в Средиземном море на острове Крит в древности существовала развитая минойская цивилизация. И погибла эта цивилизация от какого-то природного катаклизма. Все сходится с историей про Атлантиду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Что такое «двусветная зала»?

 

ДВУСВЕ́ТНЫЙ ЗАЛ  — архитектурный интерьер, большой зал с высотой стен в два этажа и двумя рядами окон (не разделенными перекрытием). "Вторым светом" называют верхний ярус стен и окон. Зал "в два света" в классической архитектуре создавали как парадное, представительское помещение во дворце, здании Ратуши.

                    

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Карта для обозначения маршрута путешествия господина из Сан-Франциско.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Средиземное море.

Средизе́мное мо́ре — средиземное, межматериковое море Атлантического океана, соединяющееся с ним на западе Гибралтарским проливом. Средиземное море располагается между Европой, Африкой и Азией.

На северо-востоке проливом Дарданеллы оно соединяется с Мраморным морем и далее проливом Босфор — с Чёрным морем, на юго-востоке Суэцким каналом — с Красным морем.

В Средиземном море выделяют, как его составные части, моря: Альборан,

Балеарское, Лигурийское, Тирренское, Адриатическое, Ионическое, Эгейское, Критское, Ливийское, Кипрское и Левантийское.

Крупнейшие острова: Балеарские, Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит и Кипр.

Площадь 2 500 тысяч км².

Средняя глубина 1541 м, максимальная — 5121 м.

 

 

 

 

 

Приложение 6

О городе Сан-Франциско

 

Сан-Франци́ско (англ. San Francisco, сокр. Frisco) — город и округ в штате Калифорния, США, названный в честь католического святого (по-испански San) Франциска Ассизского. Население в 2010 году составляло 815 358 человек, это четвёртый по численности населения город Калифорнии и двенадцатый в США.

В 1776 году испанцы обосновались на побережье полуострова, построив форт у пролива Золотые ворота и основав миссию, названную в честь Святого Франциска. Возникший рядом с ней небольшой городок назывался Йерба-Буэна . В 1848 году, благодаря калифорнийской золотой лихорадке, город начал бурно расти. В этом же году он был переименован в Сан-Франциско. После разрушительного землетрясения и пожара в 1906 году город был быстро и практически полностью перестроен.

Сан-Франциско является мировым туристическим центром, известный своими летними холодными туманами, крутыми холмами и сочетанием викторианской и современной архитектуры. В число достопримечательностей города входят мост «Золотые Ворота», остров Алькатрас, система канатных трамваев, башня Койт и чайна-таун.

На 1 и 2 слайдах:  Город в 1915 году (год написания рассказа);

На 3  слайде: Современный Сан-Франциско

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Лазурный грот на острове Капри

 

Лазурный грот– это не очередное древнее сказочное название, все гораздо проще, этот грот наполнен водой необычного ярко-синего цвета, а если опустить в нее руку она начинает светиться голубым светом. По воде идут лиловые, оранжевые и розовые блики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8.

«Давайте представим…»

     

 

       Неаполь    

 

       о.Капри

 

     «Господин из Сан-Франциско-имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто  не запомнил - ехал в Старый  Свет  на  целых  два  года,  с  женой  и  дочерью, единственно ради развлечения.»

 

 

Современная Гостиница Royal.

«…ни на минуту не  смолкая,  пронзительно вопил с качавшейся барки под флагом гостиницы  "Royal"  картавый  мальчишка, заманивавший путешественников: "Kgoya-al! Hotel Kgoya-аl!.."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Неаполитанский залив

«Пароходик,  жуком лежавший далеко внизу, на нежной и яркой синеве которой так  густо  и  полно налит Неаполитанский  залив,  уже  давал  последние  гудки  -  и  они  бодро отзывались по всему острову, каждый изгиб которого, каждый  гребень,  каждый камень был так явственно виден отовсюду, точно воздуха совсем не было.»

  

Город-скала  Гибралтар

     «Был конец ноября, до самого Гибралтара  пришлось  плыть  то  в  ледяной мгле,  то  среди  бури  с  мокрым  снегом…»

 

 

 

Гора Монте- Тиберрио

 

 и дворец  Тиверия

   И вот  семья  из  Сан-Франциско

решила отправиться со  всеми  своими  сундуками  на  Капри,  с  тем,  чтобы,

осмотрев его,  походив  по  камням  на  месте  дворцов  Тиверия,  побывав  в

сказочных пещерах Лазурного грота и послушав  абруццских  волынщиков,  целый месяц бродящих перед рождеством  по  острову  и  поющих  хвалы  деве  Марии, поселиться в Сорренто.

             Сорренто

 

     Гора Сан-Мартино

«…в  час-второй  завтрак  на  горе  Сан-Мартино,  куда съезжается к полудню немало людей самого первого сорта и где однажды  дочери господина из Сан-Франциско чуть не сделалось дурно…»

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Палермо

                   

"… «всюду  происходит  что-то  ужасное":  на  Ривьере небывалые ливни и бури, в Афинах снег, Этна тоже вся  занесена  и  по  ночам светит, из Палермо  туристы,  спасаясь  от  стужи,  разбегаются...» 

 

     

       

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рассказ "Господин из Сан-Франциско""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уровне межпредметных связей может осуществляться интеграция литературы не только с одной учебной дисциплиной или семантическим полем, но и сразу с  несколькими. Такую многостороннюю межпредметную интеграцию можно продемонстрировать на итоговом занятии по литературе при изучении рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». 

Для проведения игры требуется волчок со стрелкой и игровое поле, в центре которого написано:  «Литература +», а на секторах -  « литература», «музыка», «числа», «география», «русский язык». Сектора могут быть и другими, в зависимости от того, какой характер носят вопросы, помещённые в конверты.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 943 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 495
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1676
    • DOCX 1.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Толикина Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Толикина Елена Анатольевна
    Толикина Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2128
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе