Инфоурок География Другие методич. материалыРасцвет Руси при Ярославе Мудром.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

Скачать материал

 

Тема урока

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Вопрос урока 

Почему,  князь Ярослав  был прозван Мудрым?

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-презентация

Материальное обеспечение урока

 

·        Карта «Киевская Русь в IX–XI вв.»,

·        видеофрагмент по «Русской Правде» (CD « История России с древнейших времен до конца XVI в.» Часть 1)

·        презентация

·        раздаточный материал (отрывки из «Русской Правды»)

·        учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Просвещение, 2011

·        Поурочные планы по учебнику А.А Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI в». (автор-составитель Н.Ю.Колесниченко) Волгоград, 2010

·        КИМ История России 6 кл., Москва «Вако», 2011

·        В.В.Шаповал «Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI в.» Издательство «Экзамен» Москва, 2008

 

План урока

 

1.      Внутренняя и внешняя политика князя Ярослава Мудрого.

      2.  «Русская Правда» - первые законы Русского государства.

 

Цель урока
Задачи урока

Способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции обучающихся.

 

Предметные (образовательные):

Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси через деятельность Ярослава Мудрого

 

Метапредметные (развивающие):

развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности Карла Великого. Сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи

Личностные (воспитательные): формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории, продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

 

Формы и

методы обучения

индивидуальная, фронтальная.

  • частично-поисковый;
  • диалогический;
  • проблемный.

Основные понятия и термины 

«Русская Правда», династические браки.

 

Важнейшие даты 

1015-1019 – междуусобица

1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Используемые технологии

системно-деятельностный метод;

ЭОР;                                                              комбинация элементов

развитие критического мышления;

здоровьесберегающая

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенная компетентность

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о правлении Карла Великого

Объяснять смысл понятий: усобицы, закон

Умеют: определять понятия; высказывать собственные суждения; работать  с дополнительной литературой.

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации работы на уроке

1.Организационный момент

 

Создание проблемной ситуации

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Тема урока Расцвет Руси при Ярославе Мудром (слайд 1)

– Что означает слово «мудрый»?

 

- Прочитайте  определение из толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля. ( в распечатке)

Задание: Выберите, что означает слово «МУДРЫЙ»?   (слайд 2)

·        Логичный. С холодным рассудком

·        Справедливый, умный, дальновидный  +            

·        Добрый, простодушный, открытый

 

Статья из «Русской Правды»  (слайд 3)

      Если убьет свободный человек свободного, то  мстит брат за убийство  брата, сын за отца, или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры. Если не будет никого, кто бы отомстил, то выплатить убийце князю 40 гривен за голову убитого.

Вопрос:

Ø  Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников?

·        Убийцу казнили

·        Убийца скрывался за границей

·        Убийца расплачивался деньгами               +

Задание:    Сравните толкование слова «мудрый» и закон,  который издал Ярослав Мудрый. Какое наблюдается противоречие?

-  Можем ли мы – люди XXI века  признать такое решение мудрым?

Какой возникает вопрос?

Это главный вопрос нашего урока (слайд 5)

 

Определение целей урока.

Как мы можем решить эту проблему, найти ответ на вопрос?

Запись в тетрадях

 

 

 

Работают с раздаточным материалом; зачитывают

 

 

 

 

Справедливый, умный, дальновидный 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся

Убийца расплачивался деньгами              

 

 

 

Ответ учащихся

 

 

 

нет

 

Почему,  князь Ярослав был прозван Мудрым?

 

 

Предполагаемые ответы учащихся

 

 

 

 

индивидуальная

 

 

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

2.Актуализация имеющихся знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Вопросы:  (слайд 6)

- Вспомните, мирным ли путем пришел к власти Ярослав?

- Что такое усобица?

- Когда впервые она произошла?

-Какой поступок Ярослава Владимировича в годы усобицы можно считать мудрым?

 

Ответы учащихся

Нет, в результате усобицы

Княжеские раздоры на Руси

1015-1019 гг..

Борис и Глеб причислены к лику святых

 

фронтальная

 

 

3.Изучение нового материала

Цель: Формирование новых знаний у учащихся.

 

А) Внутренняя и внешняя политика князя Ярослава Мудрого

Задание: Ознакомьтесь с материалом по правлению Ярослава и запишите в тетради те его действия, за которые князь мог получить прозвище «МУДРЫЙ»?   (слайд 7)

 

Рассказ учителя по презентации

Выйдя победителем из княжеской усобицы и став полновластным правителем всей русской земли, (слайд 8 -1)  Ярослав продолжил политику своего отца. Защищая Русь от печенегов (слайд 8-2), он в 1036 г. нанес им под стенами Киева сокрушительное поражение, после которого кочевники так и не смогли оправиться.

 

       Защищенное от набегов государство богатело,  (слайд 9-1) активно осваивались окраины, основывались новые города. (слайд 9-2)

 

      Дружеские отношения со многими государствами   Ярослав обеспечил с помощью браков между правящими династиями.   (слайд 10-1)          (слайд 10-2)   

 

               По приказу Ярослава в Киеве и Новгороде строятся храмы, (слайд 11 -1) названные как храм православного мира Константинопольская София – Киевский собор Святой Софии  (слайд 11 -2) и Новгородский собор Святой Софии  (слайд 11 -3)  Это были огромные сооружения из камня и кирпича, украшенные мозаиками, фресками и иконами.

   

            (слайд 12-1)  Недалеко от Киева в заброшенных пещерах, на берегу Днепра, поселились монахи,  (слайд 12-2)  христианские подвижники, которые стремились своей благочестивой жизнью показать людям, что главное для христианина не погоня  за земными богатствами и удовольствиями, а спасение своей души от злобы, ненависти и греха.

      Великий князь Ярослав стал помогать монахам строить церкви, дарить им книги. Так появился, ставший знаменитым на всю Русь Киево-Печерский монастырь  (слайд 12-3) 

      В Киево-Печерском монастыре и при софийских соборах были помещения, где стали собирать и переписывать книги, (слайд 12-4) обучать детей чтению. Письму, грамматике, риторике, древним языкам. Так готовили будущих высших священников русской церкви - помощников князей. Избирается первый митрополит из русских  - (слайд 12-5)  Илларион.  При Софийских соборах начали составлять летописные своды, собирая сведения о начальной истории Руси, прославляли правление первых князей и самого Ярослава Мудрого.

       В год его смерти, приближенные написали прямо на стене Киевской Софии  «О кончине ЦАРЯ нашего»

      

       (Слайд 13-1.2)  Столица Руси – Киев (слайд 13– 3) был расширен и перестроен так, что европейский летописец Адам Бременский называл его украшением Востока и соперником Константинополя, а его главные ворота,  (слайд 13 – 4) как и в Константинополе были украшены сияющими на солнце медными листами и названы Золотыми воротами.

 Задание:

 Повесть временных лет гласит  (слайд 14)

Вопрос:   А как ответили вы? 

(слайд 15)    

Ø   Избавил Русь от печенегов;

Ø  Основал новые города;

Ø  Укреплял связи с соседями через  династические браки;

Ø  Культурный расцвет Руси

     ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ       (слайды 16-17)     

Просмотр презентации

 

 

 

 

 

 

          (делают записи)

Ø  Избавил Русь от печенегов;

 

 

 

 

          (делают записи)

Ø  Основал новые города:

              Юрьев, Ярославль

 

 

          (делают записи)

Ø  Укреплял связи с соседями через  династические браки;

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(делают записи)

 

Ø  Культурный расцвет Руси

 

 

 

Ответы учащихся

Сравнивают свои ответы

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) «Русская Правда» - первые законы Русского государства.

 

«Мудрая сова» Я принесла вам документ эпохи Ярослава Мудрого. Интересно, что это такое?

(слайд 18)

 

Учитель: В XI веке Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи для разрешения споров между людьми. Требовалось записать новые правила поведения и придать им силу государственного закона.

В 1016 году Ярослав Мудрый установил для Новгородской земли «Правду Ярослава» (то есть записал, как надо справедливо вершить суд). Потом он дополнял этот свод новыми законами. Его сыновья в 1072 году на специальном съезде в Любече после совета со своими боярами издали новый свод законов для всей Руси – «Русскую Правду» (слайд 19).

Вопрос: А что такое закон?

 (слайд 20)

 

 

 

(слайд 21)

Задание:   Ознакомьтесь с жизнью общества по законам «Русской Правды» и определите свою позицию: можно ли принятие законов считать мудрым поступком?

                   (видеофрагмент с диска)      

После слов:    на улицах города может начаться настоящее сражение…

Вопросы: 

- Как назывался обычай, которым руководствовались жители Руси?  

 -  Власти – великий князь и его слуги – вмешивались в эти взаимоотношения жителей Руси?   

                    

-  Чем угрожает государству этот обычай?

 

Работа детей с распечаткой

 В 1016 г. Ярослав издал свод законов, известный как «Русская Правда». Какой из законов подходил для описанного случая Вакулы с Анфимом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:   (слайд 22)

1.       Что изменил закон Ярослава, от чего избавил он жителей Руси?

2.       На ваш взгляд, для того времени закон Ярослава можно считать Мудрым?

3.       Почему в современном мире мы не используем такой закон?  

 

Решение проблемного вопроса:

Почему Ярослава назвали Мудрым?

 

 

 

 

 

Сравнивают  (слайд 23)

 

 

Итог урока: выводы.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!

 

Работают с раздаточным материалом.

Отвечают на вопрос.

 

 

Свод законов «Русская Правда»

создан в XI  в. Ярославом Мудрым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись термина в тетрадь

Закон – это письменный документ, в котором закреплены правила, определенные государством

 

 

 

 

 

Смотрят и слушают видеофрагмент

 

 

 

 

 

(кровная месть)

 

(не вмешивались)

 

 

 

 

Читают законы в распечатке.

 

 

(ст. 3 )

. «Если убьет свободный человек свободного, то  мстит брат за убийство  брата, сын за отца, или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры. Если не будет никого, кто бы отомстил, то выплатить убийце князю 40 гривен за голову убитого.»

 

От кровной мести.

 

Для того времени – да.

 

Никто не имеет права отнимать жизнь у другого человека

 

 

Ответы учащихся

1.      Ярослав признал святыми братьев погибших, но не пожелавших участвовать в усобице

2.      Основал города, обеспечил мир на границах

3.      Обеспечил культурный расцвет Руси

4.      Издал законы «Русская Правда», которые заменили первобытные обычаи.

 

индивидуальная

 

 

 

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная

 

 

 

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

Первичное осмысление и закрепление

 

 

 

 

 

(слайд 24)

Задание: 

Прочитайте  материал о правлении Карла Великого в Западной Европе IX в и Ярослава Мудрого в  XI в. Скажите,  что  было общим в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого.

 

Проверка самостоятельной работы

 

 

Читают отрывок из текса.

 

 

 

Ответы учащихся

·        Оба организовали строительство церквей, переписывание книг, создание школ

·        Оба издавали законы

·        Оба избавили своих подданных от войн

·        Именовали обоих «император» «цезарь, царь»

 

 

 

индивидуальная

 

 

 

 

 

фронтальная

Итоги урока. Рефлексия

(слайд 25)

Предлагаю детям продолжить следующие предложения:

 

 

 

1) Сегодня я узнал, что…

2) Самым интересным для меня было то, что…

3) Мне непонятно…

4) Я ещё хотел бы узнать…

 

 

 

 

Домашнее задание

 

§ 6 п.1, 2, 4

Найти отличия в  правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Расцвет Руси при Ярославе Мудром."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" предназначен для учащихся 6 класса. На уроке используются следующие технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо,здоровьесберегающие,ЭОР, системно-деятельностный и прблемный методы. Вид урока - урок - презентация. Главный вопрос урока "Почему Ярослава назвали Мудрым?" Через знакомство с деятельностью Ярослава и работу с документами обучающиеся делают вывод по главному вопросу.Урок содержит достаточно много дополнительного материала по истории Российского госудрства в 9-11 вв. Одно из главных понятий для обучающихся - появились первые законы Русского государства.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 533 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 483
    • DOCX 34 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гребёнкина Нина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гребёнкина Нина Ивановна
    Гребёнкина Нина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6258
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 729 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе