Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРАННЯЯ ЛИРИКА А. А. АХМАТОВОЙ. (11 класс).

РАННЯЯ ЛИРИКА А. А. АХМАТОВОЙ. (11 класс).

Скачать материал

Аннотация к работе:

В разработке учащиеся познакомятся с биографией А.А.Ахматовой; выявят особенности художественного мира поэта, основные черты поэтики Ахматовой; смогут развивать навыки устного ответа, анализа лирического произведения, навыки составления тезисного плана; в дальнейшем применять теоретические сведения при анализе лирических произведений.

 

 

План-конспект урока в 11 классе по изучению лирики А.А.Ахматовой. Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, учебник под редакцией В. П. Журавлева.

 

РАННЯЯ ЛИРИКА А.А.АХМАТОВОЙ.

 

...  Ахматова принесла  в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века...

      О.Мандельштам.

ЦЕЛИ: познакомиться с биографией А.А.Ахматовой; актуализировать понятие об акмеизме; выявить особенности художественного мира поэта, основные черты поэтики Ахматовой; развивать навыки устного ответа; развивать навыки анализа лирического произведения; развивать навыки составления тезисного плана; умения применять теоретические сведения при анализе лирических произведений.

Воспитательная – привить любовь к литературному наследию 20 века.

СЛОВАРЬ: психологизм, эпиграмматичность

ОБОРУДОВАНИЕ: фотография А. А. Ахматовой.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, прием – беседа, рассказ и слово учителя.

 

ХОД УРОКА.

 

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний и действий учащихся.

Беседа: Сегодня мы продолжим рассматривать творчество поэтов «серебряного века». Но прежде чем приступить к теме нашего урока, вспомним материал, касающийся основных течений в русской литературе к19-н.20века.

Вопросы: 1. Назовите основные течения русской литературы к.19-н.20 века.

2. Перечислите основных представителей акмеизма.

3. Назовите основные принципы акмеизма.

Ответы учащихся.

 

III. Мотивационный этап.

Слово учителя: Вы назвали основные течения русской литературы к.19-н.20 века, а также назвали причину «упадка» столь разнородного течения как символизм. Против идеологии символизма, как вы знаете,  выступили “акмеисты”.

Литературный процесс 20-х годов характеризуется большим разнообразием литературных направлений, школ и течений. Все они спорили, даже враждовали друг с другом на публичных диспутах и на журнальных страницах, прилавки книжных магазинов пестрели обложками новых стихотворных сборников. Впервые появлявшиеся в печати поэты пытались перещеголять соперников эстетской изысканностью речи. Их стихи отличались намеренной изощренностью. На этом пёстром и разноречивом фоне поэзия Анны Ахматовой сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и чёткостью мыслевыражения. Чувствовалось, что у молодого поэта свой голос, своя, присущая этому голосу, интонация. В предреволюционную поэзию лирика Анны Ахматовой вошла свежим потоком                  искреннего чувства.

Итак, тема нашего урока «РАННЯЯ ЛИРИКА А.А.АХМАТОВОЙ».

 

 

IV. Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».

Слово учителя: К сегодняшнему урока вы должны были подготовить биографию А. А. Ахматовой.

Одному из класса предоставляется 5 минут, для того чтобы рассказать биографию поэта.

Опережающее задание: Слово учителя: учащиеся должны будут во время сообщения составить в своих тетрадях хронологическую таблицу, посвященную жизни и творчеству А. А. Ахматовой. У одного из класса будет взята в конце урока тетрадь на проверку.

 

Для эмоционального настроя учащаяся прочитает стихотворение А. Ахматовой «Я к розам хочу, в тот единственный сад…»

 

Сообщение учащегося.

 Анна Андреевна Горенко родилась 11(23)июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребенком она была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет.  В родне матери были люди, причастные к литературе. Например, ныне забытая, а когда-то известная Анна Бунина (1794-1829), названная Анной Ахматовой "первой русской поэтессой", приходилась теткой отцу матери, Инна Эразмовна, мать Анны Ахматовой, вела свой род по женской линии татарского хана Ахмата.

Следует еще упомянуть, что мать Анны Ахматовой в молодости была каким-то образом причастна к деятельности "Народной воли".
Об отце, по-видимому, всегда несколько отдаленном от семьи и мало занимавшемся детьми, Ахматова почти ничего не написала, кроме горьких слов о развале семейного очага после его ухода. О быте семьи известно очень мало, по-видимому, он мало чем отличался от образа жизни более или менее обеспеченных семей Царского Села.

В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она                   тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова                   написала, когда ей было одиннадцать лет.

Училась Анна в  Царскосельской женской гимназии. 1907 – поступает на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. К этому же году относится публикация первого стихотворения Ахматовой в журнале «Сириус».

Когда отец узнал, что дочь пишет стихи, он выразил неудовольствие, назвав ее почему-то "декадентской поэтессой". По сохранившимся в памяти отца представлениям, заниматься дворянской дочери стихами, а уж тем более их печатать совершенно недозволительно. "Я была овца без пастуха, - вспоминала Ахматова в разговоре с Лидией Чуковской. И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы... Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя".  «И не надо мне твоего имени!» - сказала я.

 Гумилев, еще будучи гимназистом, полюбил юную Ахматову. Его любовь была болезненной страстью. Он упорно и долго добивался ее расположения. Несколько раз ей делал предложения, но получал лишь отказы. И тогда следовал попытки покончить жизнь самоубийством. 25апреля 1910г. Состоялся брак Ахматовой и Гумилева.

Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1911г. участники недавно образованного «Цеха поэтов», секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.  Весной 1912 года вышел ее первый сборник стихов "Вечер", принесший Ахматовой мгновенную славу.  Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.  Ее книги стали литературным событием. Чуковский писал, что Ахматову встретили "необыкновенные, неожиданно шумные триумфы".  Ее стихи были не только услышаны, их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись влюбленные. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь  Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной  аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе).

 В 1914 выходит второй сборник «Четки», принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской  строки». В 1917г. Выходит сборник «Белая стая». Изменения содержательного уровня поэзии Ахматовой определили изменения поэтики третьего сборника: разговорные интонации сменяются одическими, ораторскими, видна явная ориентация поэтессы на классические размеры.   С началом Первой мировой войны  Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза,  болезни, долго не отпускавшей ее. В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для круга Ахматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась со своей Россией, разоренной и окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнему родной. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе, скорее даже – отповеди, тем, кто пытался переманить её в свой злобный стан: «Мне голос был. Он звал утешно…».

В 1918, разведясь с  Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями, бедностью и  полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника «Подорожник» и «Anno Domini (1922г.). MCMXXI». Главной темой этой книги стала гибель в 1921 г. Н.С.Гумилева.

 С середины 20-х гг. начинается травля Ахматовой в печати, возникает негласное постановление о запрещении печатать ее стихи, и  имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов.

С 1925 до 1936 г. Ахматова не пишет стихов. Эти годы она сама                называет  опытом «страха, скуки, пустоты, смертного одиночества». Ахматова выходит из Союза писателей, живет в нищете.

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед              многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В                печати появляются только переводы.

В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в  контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестован  сын Ахматовой.

Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили                   цикл  «Реквием» (1936-1940г.г.). Автобиографичность «Реквиема» очевидна, но драма женщины, потерявшей мужа и сына («Муж в могиле, сын в тюрьме – помолитесь обо мне…»), - это отражение трагедии всего народа.

 В 1940г. выходит ее сборник «Из шести книг» («Тростник»), но вскоре сборник изымается из библиотек. Война. Эвакуация

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные                  стихотворения (впоследствии «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали             всенародно известными).

 1941-май 1944 – Ахматова живёт в эвакуации в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-1962г.).

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов,                   приходят к новому поколению читателей.

В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.

 

Другой учащийся. С самого детства в судьбе будущего поэта присутствует тайна. Она содержится даже в дате рождения – 11 июня по старому стилю и 23 или 24 июня по новому стилю 1889 г. Неуверенность в дате – 23 или 24 – возникла из-за того, что по новому стилю к дате  по старому стилю в XIX в. надо было прибавлять 12 дней, а в XX в. – 13. Анна Андреевна праздновала свой день рождения то в один, то в другой из этих дней, а в автобиографических заметках писала, что родилась в ночь с 23-го на 24-е, «в ночь Ивана Купалы», в таинственную колдовскую Иванову ночь, когда расцветает папоротник, действуют чары и снимают заклятье.

    Рассказывая о своем детстве, Ахматова вспоминала о «таинственном недуге» – болезни, которая поразила ее в десять лет и во время которой она неделю «пролежала в беспамятстве», затем временно была поражена глухотой, а вскоре после этого, в одиннадцать лет, начала писать стихи. Эти стихи также утрачены.

    Вспоминала она и о своем лунатизме – болезни, во время которой бродила по коридорам и карнизам, не помня себя, и из-за которой родителям пришлось забрать ее из Смольного института благородных девиц.

    Татарская княжна Ахматова, в память о которой Анна Горенко взяла свой псевдоним, тоже была частью легенды, - прабабушка Прасковья Федосеевна Ахматова происходила из семьи симбирских дворян Ахматовых, которые никогда не имели княжеского титула и род которых едва восходил к хану Ахмату, убитому в 1481 г. В рассказах о детстве, в автобиографических набросках Ахматова так же подчеркивала свою колдовскую странность: в детстве умение угадывать события о которых ей не говорили, пророческие беды и сновидения:

Себе самой я с самого начала

То чьим – то сном казалась, или бредом,

Иль отраженьем в зеркале чужом,

Без имени, без плоти, без причины.

Уже я знала список преступлений,

Которые должна я совершить.

И вот я, лунатически ступая,

Вступила в жизнь и испугала жизнь.

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ДОЛЖНА ИМЕТЬ  СЛЕДУЮЩИЙ ВИД:

11(23)июня 1889 год – дата рождения А. А. Ахматовой.

1907г. – поступает на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. К этому же году относится публикация первого стихотворения Ахматовой в журнале «Сириус».

1910г. – Ахматова выходит  замуж  за  Николая Гумилева.

1911г.  – поэт становится секретарем «Цеха поэтов».

1912 г. – в свет  вышел ее первый сборник стихов "Вечер".

1914г. -  выходит второй сборник «Четки», принесший ей всероссийскую славу.

1917г. - сборник «Белая стая».

1921г., 1922г. - выходят два ее сборника «Подорожник» и «Anno Domini.

С 1925 до 1936 г. – творческий кризис поэта.

1936-1940г.г. - цикл  «Реквием».

 В 1940г.  -  сборник «Из шести книг» («Тростник»)

1941-май 1944 – Ахматова живёт в эвакуации в Ташкенте.

1940-1962г.г.  - работа над «Поэмой без героя».

1965 издан итоговый сборник «Бег времени».

5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась.

 

 Лекция учителя с постановкой опережающих вопросов:

1. Каковы  художественные особенности поэтического мира   Ахматовой?

2. Лирическая героиня. Какова она?

3. Назовите основные особенности поэтики Ахматовой.

 

  Подведя итог своей жизни, Ахматова сказала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Но вся биография поэта, как известно, в стихах. Поэтому перейдем к ранней лирике А. А. Ахматовой.

1. Стихи Ахматовой существуют не в отдельности, а как мозаичные частицы, которые сцеплены и нанизаны в нечто похожее как большой роман.  Именно романность как  художественную сосбенность А. Ахматовой выделил Эйхенбаум: «"Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьется этот роман".

2. Ахматова всегда предпочитала "фрагмент" связному, последовательному и повествовательному рассказу, так как он давал прекрасную возможность насытить стихотворение острым и интенсивным психологизмом; кроме того, как ни странно, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: ведь перед нами и впрямь как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз. Мы, таким образом, заглядываем в чужую драму как бы ненароком, словно вопреки намерениям автора, не предполагавшего нашей невольной нескромности.

3. Одна из самых характерных черт поэтической поэзии Ахматовой – психологизм (психологизм – подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживания вымышленной личности с помощью художественных средств и приемов художественной литературы).

4. Но психологизм, чувства в стихах передаются не через непосредственные описания, а через конкретную психологизированную деталь.

И оттого, что она обволакивает эти детали своим настроением, они     приобретают у нее новый характер, новое значение, большее, нежели имеет такая деталь, сама по себе.

В поэтическом мире очень значимой является художественная деталь, предметы быта, времени года, явления природы, цветы, детали одежды:

«И, простивши нрав мой вздорный,

Завещала перстень черный.

Так сказала: "Он по ней,

С ним ей будет веселей".

«Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем».

 

5. В ее поэзии преобладает сдержанный, матовый колорит.  Она использует черные, бледно-желтые тона, белый и серый цвет (белая птица, бледный лик солнца, серый Мурка, перстень черный). Иногда она использует более радужные цвета:  /красный/ тюльпан, /зеленая/ лампа, /белый/ башмачок, /золото/ ресниц, /розовые/ губы, /синяя/ скатерть воды, /красные/ черты, /желтый/ огонь свечи, /малиновое/ солнце и т.д. Эти краски настолько обыкновенны, что почти ничего не прибавляют к названию вещей, почти сливаются с существительным, к которому относятся.

6. Одну из важнейших особенностей поэзии Ахматовой составляет     эпиграмматичность словесной формы (эпиграмматичность – умение обобщать и высказывать обобщения в краткой словесной формуле). В основе ахматовской эпиграмматической формулы лежит не общее суждение, а иногда даже только остро и тонко переданное непосредственное ощущение. Вот пример характерных эпиграмматических строк:

«Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает».

«Какую власть имеет человек,

Который даже нежности не просит» и т.д.

7. Герой ахматовской лирики (не героиня) сложен  и  многолик.  Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова.  Это он - любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.

8. Лирическая героиня Ахматовой предстает то в образе монашенки, то королевы, то  приморская девчонки, то  канатной плясуньи, то в образе неверной жены, то бражницы и блудницы, то снегурочки, то зрелой женщины. Чаще всего она хочет представить себя не в ореоле, но в гнете порока, греха.

 Все мы бражники здесь, блудницы, - говорит она общим образом, и более лично:

Меня, и грешную, и праздную,

Лишь ты одна не упрекаешь…

Лирическая героиня не совпадает с личностью автора, она – лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань человеческой души.

В зрелом творчестве лирическая героиня предстает в ракурсе поэта и гражданина. Если основой женской поэзии считалась любовь, то Ахматова показала трагический путь женщины-поэта.

  

9. Тема любви, главная и единственная, напрямую связана со страданием (что обусловлено фактами биографии поэтессы), смертью:

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь '.

 

10. Поэзия Ахматовой представляет собой необычайно сложный и     оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы.

Иследователи видели в Ахматовой продолжателя русской классической поэзии (Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова) и восприемника опыта старших современников (Блока, Анненского), ставили ее лирику в непосредственную связь с достижениями психологической прозы XIX века (Толстого, Достоевского, Лескова). Но был еще один, не менее важный для Ахматовой, источник ее поэтического вдохновения – русское народное творчество.

 

Особенности поэтики.    

11. Лаконичность. Ахматова – приверженец малой лирической формы (2,4 четверостишья). «Ей свойственны лаконизм и энергия движения – основные особенности Ахматовой» (Б.Эйхенбаум). Об этом свидетельствует стихотворение «Мурка, не ходи, там сыч»

11. Ахматовской поэзии свойственна естественность. Этому способствует ориентация на разговорную речь.

Стихи Ахматовой не мелодичны, не напевны; при чтении они не поются, и не легко было бы положить их на музыку.

12. Редко у кого из русских поэтов мы найдем такие частые и капризные перебои ритма, как у Анны Ахматовой. Почти нет ни одного стихотворения, которое было бы выдержано от начала до конца и через все строчки в одном и том же темпе

13.Другая особенность: склонность Анны Ахматовой к трехсложным стопам, особенно к дактилю.

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: После того, как вы прослушали лекцию и записали ответы на вопросы, мы переходим непосредственно к  ранней лирике Ахматовой. Вам было задано к сегодняшнему уроку подготовить сообщение о двух сборниках Ахматовой: «Вечер» и «Четки». Основные моменты класс должен зафиксировать в тетради, которые в конце урока у нескольких человек будут взяты на проверку. 

 

Сообщения учащихся.

1.   Особенности сборника «Вечер».

Сборник вышел в 1912 году. Эпиграфом к нему Ахматова взяла слова из стихотворения  французского поэта Андре Перье: «Цветок виноградной лозы растет, и мне сегодня вечером 20 лет».  Это, наверное, не случайно, потому что первые стихи пронизаны грустью, трагедией одиночества. Любовь предстает  как пытка, страдание, смута:

                                       То змейкой, свернувшись клубком,

                                       У самого сердца колдует,

                                       То целые дни голубком

                                       На белом  окошке воркует,

                                       То в инее ярком блеснет,

                                       Почудится в дреме левкоя…

                                       Но верно и тайно ведет

                                       От радости и от покоя.

                                                        ( «Любовь»,1911г.)

     Акмеизм - стиль, основанный Гумилевым, подразумевал отражение                  реальности  легкими и емкими словами. Этот стиль был использован в поэзии                  Ахматовой. «Вечер» - почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как                   художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной,                   многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.

       Чаще всего в стихотворениях этого сборника дан миг прощания, разрыва, рокового конца. При чтении таких стихотворений представляется определенная «картинка», которая заставляет читателя сопереживать героине: Ахматова не отвергает любви, но чувствует ее, как рок: «Должен на этой земле испытать каждый любовную пытку». Так сказано в стихотворении 1911 года «Музе», где любовь оказывается соперницей поэзии, накладывая на душу «оковы». Этот поединок любви и поэзии продлится всю жизнь.

Уже в первом сборнике чувствуется, что А.Ахматова – поэт, который хорошо видит в окружающей жизни тревожные, беспокойные стороны. Она постоянно помнит, что счастье человеческое  непрочно. И сломать благополучие легче, чем построить. Она понимает, что её ждут суровые испытания. Поэтому мотивы беды, гибели, погубленного счастья, горечи неудач, горя звучат во многих её стихотворениях данного сборника.

 

2. Особенности сборника «Четки». Вторая книга стихов Ахматовой имела необыкновенный успех. Анализ внутреннего содержания книги начнем с эпиграфа, взятого из стихотворения Е. Баратынского «Оправдание»:

Прости ж навек! но знай, что двух виновных,      

Не одного, найдутся имена

В стихах моих, в преданиях любовных.

Данные строки уже в начале книги заявляют о многом, а именно: о том, что в «Четках» речь пойдет уже не об индивидуальных переживаниях лирической героини, не о ее страданиях и молитвах («моя молитва», «я»), а о чувствах, переживаниях, ответственности двух людей ( «ты и я», «наши имена»), то есть в эпиграфе сразу же заявлена тема любви как одна из доминирующих в данной книге. Словосочетанием «в преданиях любовных» в «Четки» вводятся темы времени и памяти.

Почему «Четки»? Здесь прослеживается религиозно-философская направленность творчества Ахматовой. Являясь непременным атрибутом религиозного культа, четки помогают верующему вести счет молитвам и коленопреклонениям.

Итак, определим, по какому принципу произошло деление книги на части. Тематической доминантой первой части будут стихотворения любовного плана (17 стихотворений). Причем они о любви без взаимности, которая заставляет страдать, приводит к разлуке, она – «надгробный камень», давящий на сердце. Такая любовь не вызывает вдохновения, трудно писать:

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

(«Смятение», 2, 1913, стр. 45).

Стихотворение «Все мы бражники здесь, блудницы», в первой части «Четок» дает начало развитию темы вины, греховности, суетности жизни:

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

(«Все мы бражники здесь, блудницы», 1912, стр. 54).

Во второй части «Четок» чувства двух влюбленных сменяет одиночество героини. Лирическая героиня вновь винит себя во всех бедах и недоразумениях. Сколько раз звучит это банальное: «Прости!» из ее уст:

Прости меня, мальчик веселый,

Что я принесла тебе смерть. - …

 

В третьей части происходит изменение взгляда героини Ахматовой на былое. Он становится несколько отстраненным, откуда-то сверху, с той высоты, когда имеется трезвость, объективность оценки. Она противопоставляет себя другим («мы» – «вы»):

Я с тобой не стану пить вино,

Оттого что ты мальчишка озорной.

Знаю я – у вас заведено

С кем попало целоваться под луной.

А у нас – тишь да гладь,

Божья благодать.

А у нас – светлых глаз

Нет приказу подымать.

(«Я с тобой не стану пить вино», 1913, стр. 65).

Главенствующей темой четвертой части «Четок» является тема памяти.

Героиня возвращается в покинутое прошлое, посещает любимые сердцу места: Царское Село; Венецию. Ее ожидает и встреча с любимым. Но это больше похоже на столкновение, которое всех тяготит:

Таким образом, рассмотрев четыре части книги «Четки», мы увидели, что в данной книге темы любви, творчества тесно переплетены с темой памяти как неотъемлемой части бытия поэта.

На вопрос о взаимосвязи заглавия книги «Четки» и ее содержания можно ответить следующее: скорее всего, образ «четок» вводит в книгу два временных пласта: 1.  прошлое, связанное с преданиями о былых чувствах, событиях, встречах; 2.   настоящее, связанное с отстраненным взглядом сверху, с объективной позиции.

 

V. Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: вы прослушали лекцию, сообщения ваших одноклассников о двух сборниках А. А. Ахматовой.

ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ: Проанализируйте два стихотворения А. А. Ахматовой: 1 группа. «Сжала руки под темной вуалью…»»  (сб. «Вечер») и 2 группа. «Я научилась просто, мудро жить…»  (сб. «Четки») по следующим вопросам:

1.   Определите темы обоих стихотворений.

2.   Найдите примеры подтверждения принципов поэтического мира Ахматовой в данных стихотворениях.

3.   От чьего лица изображены переживания

4.   Как проявляется душевное состояние лирической героини (через детали).

5.   Что общего в интонации обоих стихотворений, и какой тип интонации преобладает?

6.   Отчего стихотворение написано в драматургической манере? («Сжала руки…»)

7.    Как описана “диалектика страданий” мужчины и женщины? («Сжала руки…»)

8.   Что нового привносится в  раскрытие темы любви?

9.   Размер.

 

VI. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП.

Опрос задания V этапа.

Общий вывод: Поэзия А. в целом характеризуется классической простотой и ясностью стиля, конкретностью и «вещностью» образного строя, высоким лиризмом, мелодичностью. Ее так называемые вещные детали,  скупо поданные,  но отчетливые бытовые интерьеры, смело введенные прозаизмы, а главное, та внутренняя связь, какая всегда просвечивает у нее между внешней средой и потаенно бурной жизнью сердца, - все живо напоминает русскую классику,  не только романную, но и новеллистическую, не только прозаическую, но и стихотворную (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, позднее - Некрасов).

Ахматова создала яркую, эмоциональную поэзию; более чем кто бы то ни было из акмеистов, он преодолела разрыв между поэтической и разговорной речью. Она чуждается метафоризации, усложнённости эпитета, всё у неё построено на передаче переживания, состояния души, на поисках наиболее точного зрительного образа.

Ранняя поэзия Ахматовой уже предсказала её замечательный дар открытия человека. Пока ещё её герой не обладает широкими горизонтами, но он серьёзен, искренен. И главное поэт любит человека, верит в его духовные силы и способности. Вот почему такой проникновенной страницей воспринимаются её стихи, не только в сравнении с акмеистическими выступлениями, но и на фоне вообще русской поэзии начала XX века.

 

ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Подготовить сообщение о творчестве поэта в 20-40-х годах.

2.   Подготовить сообщение о цикле «Реквием».

3.    Прочитать цикл «Реквием». 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РАННЯЯ ЛИРИКА А. А. АХМАТОВОЙ. (11 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Ахматова создала яркую, эмоциональную поэзию. Ранняя поэзия Ахматовой уже предсказала её замечательный дар открытия человека. В разработке учащиеся познакомятся с биографией А.А.Ахматовой; выявят особенности художественного мира поэта, основные черты поэтики Ахматовой; смогут развивать навыки устного ответа, анализа лирического произведения, навыки составления тезисного плана; в дальнейшем применять теоретические сведения при анализе лирических произведений.

ОБОРУДОВАНИЕ: фотография А. А. Ахматовой.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, прием – беседа, рассказ и слово учителя.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 189 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1735
    • DOCX 77 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алыкова Сабина Рафиковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алыкова Сабина Рафиковна
    Алыкова Сабина Рафиковна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 3707
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе