Из опыта организации
работы в группах и формативное оценивание в уроках математики в IV и V
классах
Ключевые
слова: группы, лидер группы, распределение работы, презентация, формативное оценивание.
Образование является приоритетом
государственной политики и всегда находится в центре внимания. Ответственные за
науку и образование государственные структуры обязаны проводить реформы в
соответствии с требованиями современной жизни. Это проявилось в принятии
Европой и постсоветскими республиками членства в Болонском и Лиссабонском
проектах.
Стратегия модернизации школьного
куррикулума, ориентированного на формирование компетенций, предусматривает, в
первую очередь, переоценку образования через его содержание, а затем – через
сосредоточение самого учебного процесса в рамках формируемых компетенций
школьников. Именно эти аспекты стали центральными в обновлённых программах,
соответствующих требованиям Болонской системы образования.
Для успешного проведения реформ,
требуется большая ответственность учителей. Они должны всегда работать над
собой, заботиться о повышении научного и методического уровня. Учитель при
подготовке к занятиям определяет эффективные формы и методы для каждого
конкретного урока.
С другой стороны, эффективное
преподавание возможно только при условии развития самостоятельности и
активности учащихся. Учитель не должен давать знание учащимся в готовом виде, а
наоборот, он должен организовать обучение таким образом, чтобы ученики получили
знания как результат собственных исследований, в том числе как решение
поставленных учителем проблем. В арсенале учителя много форм и методов, одним
из которых является работа в группах - очень распространенная в последнее
время. Во время работы в группах помимо того, что у учащихся повышается
познавательная активность, у них еще и формируются навыки работы в команде,
сотрудничества и межличностные отношения.
При организации уроков в
формате «работа в группах» педагог реализует следующие цели:
·
При
выполнении учащимися работы проводить правильное распределение заданий, и
наблюдать за их выполнением.
·
Обучать
учащихся быть организатором или исполнителем; другими словами, обучать их
соблюдать общие правила совместной работы.
·
Оказывать
учащимся помощь при кооперации с коллегами и сотрудничестве в процессе работы.
·
Формировать
у них навыки проведения дискуссии, умения слушать других и доказывать свою
точку зрения.
Процесс работы в группах можно
разделить на следующие этапы:
·
Организация
класса и объявление целей урока.
·
Создание
групп.
·
Определение
содержания, этапов и времени «работы в группах».
·
Организация
в группах самоконтроля и взаимного контроля.
·
Итоги
работы и формативное оценивание.
Формативное оценивание можно провести
различными способами: оцениваются результаты всей группы и в итоге -
оценивается каждый член группы одинаково, или каждый член группы оценивается
индивидуально, в зависимости от активности. Первый способ считается более
приемлемым, ибо в свете современных требований жизни навыки работы в команде
и интересы команды выше индивидуальных навыков и интересов.
При распределении «должностей»
рядовые члены группы должны слушать друг друга и подчиняться общей дисциплине;
а стать лидером группы, с одной стороны очень ответственно и, с другой
стороны, развивает у учеников навыки управления и воспитывает у них умение
принимать оперативное правильное решение. Одновременно между членами групп
возникают межличностные отношения, требующие правильного общения, доверия друг
к другу, служения общим интересам. Кроме того, избрание лидера группы,
распределение «должностей»- первые проявления демократии.
Мы покажем несколько примеров
уроков, проведенных в форме «работы в группах».
Тема 1. Углы
После объяснения темы ученики
делятся, например на три группы по 6 в каждой (если в классе 18 учеников).
При распределении класса на группы можно использовать приём «прогулка», то есть
дети свободно ходят по классу, а при команде «стоп» оказавшиеся ближе друг
другу входят в одну группу. Избираются лидеры, и группам даются имена. Определяется
время для выполнения заданий.
Вопросы демонстрируются на экране.
Команда, которая хочет отвечать, поднимает флажок, и отвечает тот, кого
назначает лидер группы. Правильные ответы оцениваются 2 баллами, неполные
ответы 1 баллом и т.д. Если ответ дан неправильно, отвечает другая команда.
Оценивание отражается на доске. По истечении времени начисляются баллы. Покажем
таблицу формативного оценивания:
|
I группа
|
II группа
|
III группа
|
Умение работать в команде
|
|
|
|
Правильные ответы
|
|
|
|
Штрафные баллы
|
|
|
|
Как видно из таблицы, на первом месте
- умение работать в команде. Такие уроки проходят очень оживленно и
эмоционально. Учёт штрафных баллов помогает ученикам соблюдать дисциплину и
ответственнее относиться к работе.
Покажем примеры слайдов с вопросами:
Потом группам
дается задание:
вырезать из
бумаги разные углы и назвать их.
Ученики охотно
берутся за дело, учитель проводит презентацию и результаты отображает в
«таблице оценивания».
Раз в месяц
можно проводить такие уроки в виде соревнования, и это повысит интерес к
математике; у учеников при этом проявляются и развиваются навыки работы в
команде, чувство быть полезным, и, конечно, уверенность в собственных силах.
Но, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы ученики чувствовали себя
побежденными. А для этого оценивание работы необходимо осуществлять по чётким
критериям, которые обсуждаются с ребятами до начала самостоятельной работы в группах.
В соответствии с данными критериями дети способны провести под руководством
учителя взаимооценивание и самооценивание своей работы и работы своих коллег.
Тема
2 .Симметрия
Этот урок
проводится в компьютерной комнате. Класс разбивается на шесть групп по 3
ученика в каждой. После объяснения темы учитель так же отмечает, что при помощи
симметрии можно создавать красивые узоры. Он просит выполнить задание за 25
минут:
- две группы
находят примеры на симметрию и создают слайды;
- две другие
составляют узоры из геометрических фигур;
- две группы
отбирают на страницах интернета примеры узоров ковров, созданных древними
мастерами (традиционное ремесло азербайджанского народа). После выполнения
заданий проводится презентация и формативное оценивание:
|
I группа
|
II группа
|
III группа
|
IV группа
|
V группа
|
VI группа
|
Умение работать в команде
|
|
|
|
|
|
|
Умение работать на компьютере
|
|
|
|
|
|
|
Результат презентации
|
|
|
|
|
|
|
Покажем образцы работ
учащихся:
Как видно,
помимо усвоения темы, у детей еще развиваются навыки исследования и умение
пользоваться социальными сетями, что очень важно в современной
жизни.
Тема 3 .Пространственные
фигуры и их представление
Класс разбивается на три группы.
Урок делится на следующие этапы:
1. Написать эссе о прямоугольном
параллелепипеде(10 минут).
2. Изготовить из картонной
развёрстки прямоугольный параллелепипед(7 минут).
3. Вычислить объем
параллелепипеда(7минут).
4. Вычислить площадь
поверхности(8минут).
5. Презентация и оценивание(11
минут).
6. Домашнее задание(2 минуты).
Результаты работы представляются в
таблицу формативного оценивания:
|
I группа
|
II группа
|
III группа
|
Умение работать в команде
|
|
|
|
Теоретические знания
|
|
|
|
Практическая работа
|
|
|
|
Вычисление объема
|
|
|
|
Вычисление площади
|
|
|
|
Тема 4 .Урок- повторение
Этот урок проводится в канун
национального праздника Азербайджана «Новруз байрам». Ученики делятся на
группы. В соответствии с традициями праздника каждой группе раздают по одной
шапке, в каждой находится один из этих вопросов:
1)обыкновенные и десятичные дроби,
2)четырехугольники, 3)прямоугольный параллелепипед.
Группы готовят соответствующее
выступление, отвечая на эти вопросы и готовя презентацию. Другие группы
слушают, добавляют, потом задают вопросы по теме выступления. Подобные уроки
продуктивны тем, что ученики эффективно повторяют пройденный материал,
включаясь в своего рода соревнование. Они совершенствуют навык создания
докладов и презентаций. Это первые проявления их будущей исследовательской
работы.
Формативное оценивание можно
отметить в следующей таблице:
|
I группа
|
II группа
|
III группа
|
Умение работать в команде
|
|
|
|
Презентация
|
|
|
|
Добавление
|
|
|
|
Удачные вопросы
|
|
|
|
Ответы на вопросы
|
|
|
|
Мы показали на нескольких примерах,
как провести уроки, используя форму «работа в группах». Надо иметь в виду, что
проведение подобных уроков требует от учителя высокой подготовки, хороших
организаторских способностей и умения грамотно распределять время урока. У
учащихся, в свою очередь, повышается социальная и познавательная активность,
проявляются и развиваются способности работать в команде для достижения общей
цели, и, наконец, у них формируются исследовательские качества. А главным
результатом является повышение учебной мотивации учащихся и рост интереса к
математике.
Библиография:
1. Asif Nabiyev «The Bologna Sistem: A
Significant European Projocet»
Saarbrücken, 2013,
2. «Закон об образовании
Азербайджанской Республики», №833, 19 июня 2009 г,
3. www.edu.gov.az Официальный сайт Министерства Образовании
Азербайджанской Республики,
4. www.edu.ru
Официальный сайт Министерства Образования России,
5. www.edu.md Официальный сайт
Министерства Просвещения Республики Молдова.
6. Основы национального
куррикулума. В.Гуцу. Кишинёв, 2007 .
7. Ministerul Educației
Republicii Moldova. Matematica. Curriculum școlar pentru clasele I-IV-a.
Chișinău, 2010.
Набиев
Асиф
Казым оглы, учитель математики Европейской
Азербайджанской школы, кандидат педагогических наук.
Адрес:
г.Баку, ул.К.Караева 66, кв.40 T.(070)6421625, e.адрес: asif.nebiyev@mail.ru
Соколова Людмила
Владимировна, учитель начальных классов I
дидактической степени Теоретического лицея «Кирилл и Мефодий» мун. Кишинэу.
Адрес:
Р.Молдова, г.Кишинёв, ул.Дж.Латинэ, 21, кв.217, тел.(373)022343283, e-mail:
ptichka_sokolova@mail.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.