Работа со
слабоуспевающими учащимися
1. Цели:
1. Выполнение
Закона об образовании
2. Принятие
комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний
учащихся.
2. Задачи:
Создание условий
для успешного усвоения учащимися учебных программ.
Отбор
педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации
у слабоуспевающих учеников
Реализация
разноуровнего обучения
Изучение
особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой
мотивации
Формирование
ответственного отношения учащихся к учебному труду
3.
Основополагающие направления и виды деятельности:
а. Организация
работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке:
б. Методы и формы
работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
в. Воспитательная
работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение
успеваемости.
г. Организация
работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
4. Программа
деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися
а. Провести
диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
б. Использовать на
уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для
объективности результата.
в. Готовить и
использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства,
дидактический материал.
г. Регулярно и
систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления
оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить
(количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
5. Комментировать
оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
6. Ликвидировать
пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести
повторный контроль знаний.
7. Ставить в
известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о
низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3
и более “2”)
8. Проводить
индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в
помощи, для отработки базовых знаний и умений
Планирование
работы
1. Составить
список слабоуспевающих учащихся по предмету.
2. Проведение
контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного
материала предыдущих лет обучения. Цель:
а) Определение
фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в
знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
3. Провести
собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их
отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через
беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом
4. Встречи с
отдельными родителями и беседы с самими учащимися
5. Участие в
обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами
(на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)
6. Составление
плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую
четверть.
7.Используя
дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке,
включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику
Ключевые
моменты в организации учебного процесса
со
слабоуспевающими детьми
Для усиления
эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые
образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно –
ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных
способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую
дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать
индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные
задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные
работы, творческие работы по выбору.
На уроках и
дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся»,
шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне
подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе
слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается
пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у
доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются
наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически
проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал
по той или иной причине.
В ходе опроса и
при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе
изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется
на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается
к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,
стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе
самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания,
направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных
работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования
новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются
способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием
самостоятельности в учении.
При организации
домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по
осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке
выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при
необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала,
который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий
рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Планирование
работы
1. Взять на учет и
составить список слабоуспевающих учащихся
2. Установление
причин отставания слабоуспевающих учащихся.
3. Провести
собеседование с учителями-предметниками
4. Индивидуальные
беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.
5. Работа с
родителями слабоуспевающих учащихся
6. Проводить
дополнительные занятия 1 раз в неделю по понедельникам в 12 ч 30 мин для
учащихся 2 смены, и в 13 ч 30 мин для учащихся 1 смены
Для решения проблемы, связанной с
неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:
Верьте в способность любого ученика,
старайтесь передать и ему эту веру.
Помните, что для ученика необходим период
“вживания” в материал.
Не торопите его, научитесь ждать.
Каждый урок – продолжение предыдущего,
каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
Вселяйте слабым веру в то, что они всё
запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с
учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
Не воспринимайте работу с неуспевающими
примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления,
эмоций, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации.
Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
Обобщение – главная составляющая любой
методики.
Научитесь управлять классом, сочетать
фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
Помните, что через некоторое время группа
слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и
слабоуспевающих.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.