Работа
с учебно-научным текстом на уроках русского языка.
Методическая
система.
Переосмысление приоритетов школьного образования, связанное с выдвижением на
первый план языковой личности учащихся, требует особого внимания к познанию лингвистической
теории.
Познание, как известно, связано с овладением текстовой деятельностью. Поскольку
важнейшим средством познания является язык, само познание надо рассматривать
как процесс непрерывного чередования восприятия, переработки и создания текстов.
Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания
учебно- научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу
школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным
текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии
интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих
трудности, которые испытывает учитель в 10-11 классах при подготовке школьников
к ЕГЭ, в частности, при выполнения задания части «С». С 1998г. я преподаю в
классах 3 ступени, каждый год выпускаю одиннадцатиклассников. В поисках
резервов не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для обеспечения качественного
прироста знаний и умений учащихся в целом я и пришла к пониманию необходимости
систематизировать методику работы с учебно-научным текстом на уроке русского
языка.
1.Типы
учебно-научного текста в школьных учебниках.
|
По
способу предъявлений
|
По
дидактическому назначению
|
вербальные
|
невербальные
|
информирующие
|
тренировочные
|
Словесный текст
|
таблица
схема
график
рисунок
|
теоретические
иллюстрирующие
инструктирующие
|
обучающие
конролирующие
|
Для того чтобы научиться читать и понимать информацию, представленную в разных
кодах, а при создании собственного высказывания их использовать, необходимы
интеллектуально-речевые умения:
·
Аналитические
·
Реконструктивные
·
Продуктивные
Ожидаемый результат обучения надо рассматривать не только с точки зрения
приобретения знаний, но и с точки зрения развития интеллектуально-речевых
способностей.
2. Аналитическая
текстовая деятельность.
Основной
метод – лингво-смысловой анализ.
Цель:
обеспечение полного и точного понимания содержания учебно-научного текста.
Методика:
анализ проводится в три этапа:
·
Дотекстовой
·
Текстовой
·
Послетекстовой.
Дотекстовой
этап.
Задача
– настрой на адекватное восприятие текста.
Задания:
v выделить
в заглавии знакомые и незнакомые термины
v определить,
какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового
v предположить,
о чём пойдёт речь в тексте
Приёмы:
v
приём
анализа заглавия текста
v
приём
предвосхищения
v
приём
выдвижения гипотезы
Текстовой
этап.
Задача-
организация аналитического чтения нового текста.
Задания:
v найти
неясные слова и определить их значение по словарю
v выделить
новые термины и определения
v отделить
теоретическую информацию от иллюстративной
v определить
микротемы текста
v сформулировать
общую тему текста
Приёмы:
v постановка
вопроса к тексту
v поиск
ответа на этот вопрос
Основная текстовая категория – информативность, в учебно-научном тексте информация
теоретическая и иллюстративная. Освоение теоретической части учебного текста
предполагает выделение уже известных и новых понятий. Понятие – основа научного
стиля, поэтому работа над освоением содержания понятия и структуры его
определения очень важна.
Определение термина (специального слова, обозначающего научное понятие) строится
по плану:
1)
термин
2)
родовая принадлежность
3)
видовые отличия
4)
пример
О
полноте понимания учеником сущности термина можно говорить лишь при условии,
что он приводит собственные примеры и готов прокомментировать их.
Послетекстовой
этап.
Задача
– рефлексия собственной аналитической деятельности ученика.
Задания:
v поставить
вопросы к тексту и ответить на них
v привести
свои примеры и прокомментировать их
v составить
план текста и пересказать его по плану реконструкция текста)
v представить
текст в другой форме (реконструкция текста)
Важно,
чтобы ученики учились
·
называть использованные приёмы
·
определять их роль
·
обосновывать их место в процессе познания.
Таким образом, лингво-смысловой анализ текста знакомит учащихся с
закономерностями его построения и языковыми средствами передачи научной
информации (сам учебно-научный текст – образец их использования), поэтому он
является ведущим методом организации аналитической текстовой деятельности.
3.
Реконструкция учебно-научного текста.
Реконструкция – изменение формы
предъявления информации при сохранении содержания.
Приемы:
·
Составление плана.
Задания:
v Дополнить
данный учителем план
v Реконструировать
готовый план
v Сравнить
данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.
v Составить
план прочитанного параграфа ( используя памятку)
v Составить
сложный план нескольких параграфов
v Воссоздание
учебно-научного текста по предложенному плану.
·
Составление таблицы.
Начинается с определения:
1)
какие явления сравниваются в тексте
2)
по каким признакам они сравниваются
Задания:
v Сопоставление
таблицы и текста
v Дополнение
таблицы с опорой на текст
v Составление
таблицы по одному тексту
v Составление
таблицы по двум и более текстам
v Обоснование
количества столбцов, строк и их названий
v Воссоздание
учебно-научного текста по предложенной таблице.
·
Составление инструкции (при освоении
содержания правил и формировании умения их применения).
Виды: инструкция-схема,
инструкция-последовательность действий.
Задания:
v Сопоставление
инструкции и текста
v Дополнение
инструкции с опорой на текст
v Составление
инструкции по одному тексту
v Составление
инструкции по двум и более текстам
v Воссоздание
учебно-научного текста по предложенной инструкции.
·
Составление алгоритма
Алгоритм представляет собой пошаговую
инструкцию, включающую вопросы, которые требуют однозначного ответа: «Да» или «Нет».
Правильные ответы подводят к верному выполнению задания.
Задания:
v Сопоставление
алгоритма и текста
v Дополнение
алгоритма с опорой на текст
v Составление
алгоритма по одному тексту
v Составление
алгоритма по двум и более текстам
v Воссоздание
учебно-научного текста по предложенному алгоритму.
·
Составление схемы (отражение взаимосвязи и
взаимозависимости содержащихся в тексте понятий).
Задания:
v Сопоставление
схемы и текста
v Дополнение
схемы с опорой на текст
v Составление
схемы по одному тексту
v Составление
схемы по двум и более текстам
v Воссоздание
учебно-научного текста по предложенной схеме.
4.
Продуктивная текстовая деятельность.
(
Создание собственного речевого произведения на учебно-научную тему.)
Основной
метод – метод конструирования.
Жанры
учебно-научного стиля.
Первичные жанры
|
Вторичные жанры
|
ответ на вопрос
|
учебная статья
|
беседа
|
характеристика явления
|
определение понятия
|
рассуждение-доказательство
|
правило
|
учебная классификация
|
инструкция
|
тезисы
|
описание явления
|
реферат
|
учебное рассуждение
|
рецензия, саморецензия
|
|
исследовательская работа
|
Методические
приёмы:
·
Использование речевой опоры высказывания,
облегчающей построение текста, - наиболее эффективный приём.( Чтобы
определить…Рассуждайте так…)
(можно
использовать при обращении к новому жанру, при изучении нового материала, в
работе со слабоуспевающими учениками через организацию работы с памяткой)
·
Приём конструирования учебно-научного
текста по нескольким источникам.
( н., текст учебника и таблица)
·
Приём сопоставления близких по теме
учебно-научных текстов
(н., инструкция, схема, речевая опора)
5. Создание аргументативных текстов.
Аргументативные тексты имеют определённую
коммуникативную установку:
·
Объяснить
·
Доказать
·
Установить истину
Приёмы создания:
·
формулировка проблемы и демонстрация пути
её решения (рассуждение),
·
пояснение примеров,
·
ознакомление с приёмами решения учебной
задачи.
Базовые элементы аргументации
·
Тезис (положение, которое требует
доказательства)
·
Доводы (факты, явления, теоретические
положения, которые подтверждают или опровергают тезис)
·
Вывод (связь тезисов и доводов)
К аргументативным текстам относят:
·
Рассуждение (структура:
аргумент-аргумент-аргумент-тезис(вывод)
Задача:
показать, как выводится то или иное утверждение
Ключевые
слова в заданиях по созданию рассуждений:
Как
следует рассуждать при ответе на вопрос…?
Условия
успешности создания рассуждения:
¾
Точность формулировки тезиса
¾
Умение подбирать аргументы (примеры,
факты, теоретические положения)
¾
Умение использовать языковые средства
§
для введения аргументов (Рассмотрим
пример…; Обратите внимание на…)
§
для характеристики действий, связанных с
анализом примеров (сравним; составим схему…)
§
для оформления выводов (итак, таким
образом, из этого следует…)
§ для
передачи эмоциональной оценки содержания текста (Вот и оказывается…; Неужели
это интерфикс?..)
Речь
учителя, тексты учебников и научно-популярной литературы должны являться
образцом для самостоятельных высказываний школьников.
Задания:
Перед
речью учителя
v Внимательно
следите за тем, с чего я начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы;
Сколько аргументов я привела?..
К
письменному тексту из учебника
v Составить
схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их
пояснение; определить языковые средства связи между частями текста…
Умение
строить логическое рассуждение – метапредметный результат освоения школьной
программы, поэтому его формирование имеет большое значение для учебной
деятельности школьников.
·
Доказательство (структура: тезис (вывод) –
аргумент, аргумент)
Задача: обоснование правильности того или
иного утверждения
Задания:
v объяснить
написание букв
v объяснить
постановку знаков препинания
v квалифицировать
языковое явление
·
Объяснение (структура:
тезис-аргумент-аргумент-вывод)
(сходно
с доказательством, отличается большим количеством аргументов, причём
разнохарактерных)
Задача:
подтверждение мысли, всесторонняя интерпретация.
Средства
языка, поддерживающие логику объяснения:
§ порядок
действий (проанализируем, возьмём другой пример, рассмотрим…)
§
характер действий (сделаем вывод, из
этого следует…)
§ активизация
внимания слушателей (Возникает вопрос…; В чём причина…)
Вывод:
умение создавать аргументативные высказывания – базовое общеучебное умение,
необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным
текстом –важнейшее в данном направлении звено.
Общий
вывод: приёмы включения текста в процесс обучения русскому языку разнообразны. Интенсивное
использование текстов разного типа на уроках русского языка в старших классах
даёт серьёзный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм.
Использованная
литература:
1.Дейкина
А.Д., Малявина Т.П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по
коррекции правописных умений и навыков в 10-11 классах. // Русский язык в
школе.- 2011.- №5.- с.11.
2.
Малявина Т.П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и
навыков. // Русский язык в школе.- 2010.- №11.- с.10.
2012г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.