Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабота с текстом по ЕГЭ (11 класс"

Работа с текстом по ЕГЭ (11 класс"

Скачать материал

http://narkom.su/uploads/posts/2012-12/1356251077_0398.jpegЕвгений Валерьевич Гришковец (род. 1967 г.) – из­вестный артист, писатель.

 

ТЕКСТ 4

 

(1) Я только один раз в жизни был в шахте, то есть глубоко под землей, в том месте, где до­бывают уголь. (2) Шахты окружают мой родной сибирский город. (3) Там трудятся шахтеры, но в самом городе ни шахт, ни шахтеров нет. (4) Они присутствуют только в виде скульптур и барельефов, изображающих весьма атлетического вида мужчин в касках. (5) Еще угольная тема при­сутствует в городе в виде названий: проспект Шахтеров, Угольный проезд, улица Горняков.

(6) Но увидел я шахтеров только тогда, когда выехал в шахтерский город в ста километрах от об­ластного центра, то есть от моего родного города.

(7) Когда я ехал в городском автобусе по то­му городу, я с удивлением увидел нескольких гладко выбритых мужчин с очень бледными ли­цами. (8) Но больше всего привлекала внимание не их бледность, а то, какие черные и яркие у них брови и ресницы. (9) Глаза у этих мужчин были явно подведены карандашом или тушью. (10) Бледность их лиц только подчеркивала эту странность. (11) Одеты они были очень просто и неприглядно... (12) Странно!

(13) Потом я увидел таких же людей на улице, в магазине, везде. (14) Только через некоторое время я получил объяснение. (15) Просто шах­терам в ресницы и брови набивается угольная пыль. (16) Эта пыль мелкая-мелкая, и так она забивается между волосков на лице, что просто душем это не смыть. (17) А выглядит это как на­стоящий макияж...

(18) На экскурсии в шахту, где добывают уголь, я увидел то, чего не ожидал увидеть.

(19) Сопровождал нас в шахту инженер этой шахты, он нам помогал и все объяснял. (20) Там, куда мы спустились, было довольно светло от электрического света, было много людей и не бы­ло сыро и холодно.

(21) – Вот поэтому никто не хочет работать на поверхности. (22) Там, наверху, зимой – минус

тридцать, летом – плюс тридцать, ветер, дождь, день, ночь. (23) А тут всегда плюс одиннадцать. (24) Всегда хорошая погода.

(25) Мы шли и шли, под ногами хлюпала во­да, тоннель был бесконечен, и лучи наших ламп просто тонули в темноте, не встречая ничего впе­реди, а по бокам и сверху был блестящий уголь. (26) Мы шли, периодически встречали группы что-то делающих людей. (27) Они здоровались, мы тоже, и шли дальше. (28) Потом мы долго ехали по рельсам в маленьких вагончиках, по­том снова шли.

(29) Наш инженер объяснял нам, как уст­роена шахта и как производится добыча угля. (30) Он говорил и шел. (31) Шел, кажется, са­мым обычным шагом, под ноги фонариком не светил. (32) Шел, говорил, дыхания не терял, а мы едва за ним успевали.

(33) Там, под землей, я обнаружил то, что ме­ня убедило в искренности слов нашего инже­нера, когда он говорил про то, что работать под землей лучше, чем на поверхности. (34) Я уви­дел четко организованную подземную структу­ру, созданную по науке, по законам какого-то маркшейдерского мастерства и искусства. (35) Я увидел порядок, причем осмысленный порядок, без суеты и излишеств. (36) Конечно, я был сви­детелем нечеловеческих, на мой взгляд, условий работы, я увидел саму эту работу и понял, что это не просто тяжелая работа, а отчаянно тяжелая. (37) И еще я увидел шахтеров в их рабочем со­стоянии.

(38) Когда я был наверху, когда ехал по горо­ду, шел по улице, заходил в дома, я видел только обреченный город, который взял все худшее от деревни и от большого города.

(39) Я видел и знал – все мужики в городе (ну почти все) пьют. (40) И город копошится, ко­пошится... (41) Некрасивый город, от которого красоты и удобства не ждут ни его жители, ни приезжие.

(42) А там, под землей, все оказалось иначе. (43) Там обнаружилась культура того самого

дела, которое в целом называется «шахта», там чувствовалась традиция, основательность и стро­гость. (44) И люди там, под землей, были собран­ными, сосредоточенными, немногословными и, безусловно, профессиональными. (45) В них было содержание, гордость и даже азарт.

(46) То есть я к тому, что мне понравилось в шахте. (47) И если совсем коротко, то шахта оказалась лучше, чем город. (48) Правда, может быть, в шахте такой четкий порядок потому, что, если бы его не было, все бы рухнуло?.. (49) Все-таки подземные пласты, глубины, выбросы газа и так далее. (50) А в городе можно как-то так...

(По Е.Гришковцу)


 

1. Какое высказывание соответствует содер­жанию текста?

 

1) Каждый город Сибири можно назвать шах­терским.

2) Все работники шахты с трудом передвига­ются под землей.

3) Чтобы работать в шахте, человеку необхо­димы такие качества, как собранность, сосредо­точенность, профессионализм.

4) Шахтерские города, как и окружающие их шахты, приходят в упадок из-за нечеловеческих условий труда.

 

2. Какое из перечисленных утверждений явля­ется ошибочным?

 

1) В предложения 25–26 включен элемент описания.

2) В предложениях 7–11 представлено описание.

3) Предложения 46–50 содержат рассуждение.

4) В предложениях 38–41 перечислены действия персонажа.

 

3. Какое слово использовано в тексте в пере­носном значении?

 

1) Бледность (предложение 8),

2) набивается (предложение 15),

3) макияж (предложение 17),

4) тонули (предложение 25).

 

4. Укажите способ образования слова осмыс­ленный (предложение 35).

5. Из предложений 25–26 выпишите все при­лагательные.

6. Из предложения 19 выпишите подчинитель­ное словосочетание со связью согласование.

7. Среди предложений 16 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопре­деленно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 3337 найдите предло­жение с обособленным распространенным согла­сованным определением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 2936 найдите сложное предложение, в составе которого есть место­именно-определительное предложение. Напиши­те номер этого предложения.

10. Среди предложений 811 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите но­мер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, состав­ленной на основе текста, который вы анализи­ровали, выполняя задания 110.

В этом фрагменте рассматриваются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места пропусков цифры, соответствую­щие номеру термина из списка.

Соблюдайте последовательность цифр при ответе.

 

«Сила впечатлений от масштабов проделанно­го труда отражена в тексте благодаря лексичес­кому средству – ______ (предложения 29 –32). Несоответствие между тем, что ожидалось уви­деть, и реальностью автору позволяют передать ______ (предложение 36). Восхищение людьми, работающими в очень тяжелых условиях, ста­новится видно читателю благодаря такому син­таксическому средству, как ______ (предложе­ния 43, 44, 45). Непринужденность и легкость интонации переданы с помощью использования _____ (предложения 11, 12, 50)».

 

Список терминов:

 

1) эпитеты,

2) контекстные антонимы,

3) фразеологизмы,

4) конструкции разговорной речи,

5) лексический повтор,

6) парцелляция,

7) ряды однородных членов,

8) сравнительный оборот,

9) анафора.

 

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

 

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегай­те чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчи­ка). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объ­ясните почему. Свой ответ аргументируйте, опи­раясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учи­тываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

К ТЕКСТУ 4

 

 

1. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 25–32?

 

1) Повествование,

2) повествование и описание,

3) описание и рассуждение,

4) рассуждение.

 

2. Укажите предложение, в котором использо­ваны антонимы?

 

1) 25; 2) 22; 3) 8; 4) 38.

 

3. Из предложений 28–29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным спо­собом.

4. Из предложений 3334 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным спо­собом.

5. Из предложения 36 выпишите слово, образо­ванное приставочным способом.

6. Из предложения 38 выпишите слово, образо­ванное приставочно-суффиксальным способом.

7. Из предложений 2629 выпишите страда­тельное причастие.

8. Из предложений 3233 выпишите притя­жательное местоимение.

9. Из предложения 37 выпишите словосочета­ние со связью согласование.

10. Из предложения 41 выпишите словосоче­тание со связью примыкание.

11. Укажите вид подчинительной связи в сло­восочетании его не было бы (предложение 48).

12. Среди предложений 13–18 найдите одно­составное безличное, которое входит в состав сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

13. Среди предложений 18–22 найдите односо­ставное неопределенно-личное, которое входит в состав сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

14. Среди предложений 33–37 найдите одно­составное безличное, которое входит в состав сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

15. Среди предложений 1–7 найдите предло­жение, осложненное необособленным согласо­ванным распространенным определением, вы­раженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

16. Среди предложений 33–37 найдите пред­ложение, осложненное обособленным и необособ­ленным согласованными распространенными определениями, выраженными причастными обо­ротами. Напишите номер этого предложения.

17. Среди предложений 19–28 найдите предло­жение, осложненное обособленным обстоятельс­твом. Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 38–44 найдите слож­ноподчиненные предложения, в составе которых есть придаточные определительные. Напишите номера этих сложных предложений.

19. Среди предложений 20–32 найдите слож­ноподчиненное с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 25–28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Работа с текстом по ЕГЭ (11 класс""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Е.В.Юминова.

(1) Я только один раз в жизни был в шахте, то есть глубоко под землей, в том месте, где до­бывают уголь. (2) Шахты окружают мой родной сибирский город. (3) Там трудятся шахтеры, но в самом городе ни шахт, ни шахтеров нет. (4) Они присутствуют только в виде скульптур и барельефов, изображающих весьма атлетического вида мужчин в касках. (5) Еще угольная тема при­сутствует в городе в виде названий: проспект Шахтеров, Угольный проезд, улица Горняков.

(6) Но увидел я шахтеров только тогда, когда выехал в шахтерский город в ста километрах от об­ластного центра, то есть от моего родного города.

 

(7) Когда я ехал в городском автобусе по то­му городу, я с удивлением увидел нескольких гладко выбритых мужчин с очень бледными ли­цами. (8) Но больше всего привлекала внимание не их бледность, а то, какие черные и яркие у них брови и ресницы. (9) Глаза у этих мужчин были явно подведены карандашом или тушью. (10) Бледность их лиц только подчеркивала эту странность. (11) Одеты они были очень просто и неприглядно... (12) Странно! 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 848 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1426
    • DOCX 141.5 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Рейтинг: 1 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Перевозова Виктория Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16021
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе