Работа с родителями в начальной школе
Семья – первый коллектив ребёнка,
естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С
момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает
«педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как
складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и
достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом,
но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за
воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником
учебно-воспитательного процесса.
Работа с родителями обучающихся является
важным направлением деятельности педагогического коллектива школы- гимназии №
1. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру,
педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни в
обществе.
Школа не может не считаться также с тем,
что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания.
Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека
закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние
родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что
также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.
Воспитательная деятельность семьи
оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети,
как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового
сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше
дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют
поддержанию здоровых Создание в обществе единого морального влияния на
подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных
педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой,
а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива,
подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским
коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее
внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости
совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.
Подготовка учителя к работе с родителями
- актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного
направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы,
формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных
результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный
учебно-воспитательный процесс.
Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию
учащихся.
Объединяя свои педагогические усилия,
учителя и родители должны хорошо знать проблемы, над решением которых они
должны работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой
долей условности их можно разделить на три основных группы.
К первой группе следует отнести те
проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной
работы школы и семьи.
Вторую группу составляют проблемы
методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным
развитием и формированием.
Наконец, к третьей группе относятся
проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процecce
семейного воспитания. В чем же заключается сущность этих проблем, и какой
должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?
Воспитательная работа школы не может строиться
без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного
руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении
ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая
часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный
руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями
учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и
семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики
и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного
воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной
среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика,
консультанта-специалиста, непосредственного представителя
учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Выделяются следующие функции
классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и
методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение
родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми
деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных
учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями
.
Еще одна функция работы школы и
классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях
отдельных учащихся.
Первый аспект – оказание
психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к
каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.).
Другое направление заботы классного
руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении
трудных проблем семейного воспитания.
Последняя функция работы школы с
родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей:
родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту
жительства и т.д. В их компетенцию входит:
помощь школе и классам в проведении
воспитательной работы с учащимися;
коллегиальное решение отдельных вопросов жизни
школы;
связь с административными и
правоохранительными органами;
участие в работе с родителями учащихся
(проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и
правовое воздействие на родителей)
Таким образом, можно сказать, что данные
функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации
школьного воспитательного процесса.
Что касается основных способов общения
родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
организация родительских конференций,
собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
организация работы телефонной линии, по
которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу
домашнего задания и способов его выполнения;
использование средств телекоммуникации и
регулярной почты;
разработка домашних заданий, в ходе выполнения
которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или
подготовить совместно с ними исследовательский проект;
создание родительского клубы или центра в
школе;
проведение неформальных встреч родителей,
детей, и учителей( праздники и т.д.)
уважительное общение с учетом культурной,
религиозной и этнической принадлежности
Таким образом, можно сказать, что
в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и
мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня
их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители
готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители,
которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким
пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности
действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа
обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического
просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты,
лектории, конференции, семинары, объединения родителей
Формы работы с родителями:
* Индивидуальные;
* Групповые;
* Коллективные;
*посещение на дому;
*приглашение в школу;
*индивидуальные консультации педагога;
*переписка;
*родительский лекторий;
*тематические консультации;
*классные детские мероприятия;
*родительские вечера
*классные родительские собрания;
*общешкольные родительские собрания;
*дни открытых дверей;
*концерты;
*выставки учебных работ;
*творческие отчеты
Посещение
семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются
условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об
особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания
позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить
направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас
интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение
ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой
поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены,
что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а
как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения
родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и
несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное
конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются
следующие правила:
проявлять высокий такт в разговоре с
родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о
проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в
исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность
судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво,
взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне
сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Приглашение
в школу.
Родители приглашаются в том случае,
когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным
материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной
постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать
родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или
низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное
отношение к школе.
Индивидуальные
консультации педагога.
Это одна из важнейших форм
взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для
того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем
ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и
учителем.
Консультации проводятся по мере
необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в
неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы
сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие
реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
Переписка.
В работе с родителями переписка
используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем
родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или
очень далеко живу.
Родительские
лектории.
Задачи лектория многообразны:
познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе,
дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Как отмечалось, одной из существенных
сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к
реализации целевых установок и повышению содержательности
образовательно-воспитательной работы сучащимися. Семья должна помогать школе готовить
образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них
принципиальность и прогрессивные убеждения. Контакты между семьей и школой в
этом направлении должны охватывать, следующие вопросы.
Весьма важно, чтобы родители хорошо
осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость
гражданского формирования личности, и обращали внимание не только-, на учебную
работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и техни ческой
подготовке, физическом, нравственном и. эстетическом воспитании. Нс секрет, что
некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении
успеваемости, детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.
Воспитание предполагает развитие и
формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи
с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и
способствовать их развитию. В то же время школа. нуждается в том, чтобы
родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их
участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им
в создании домашних рабочих уголков и т.д.
Задача родителей - развивать у учащихся
здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет
та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей
превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод,
если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма
отрицательно сказывается на воспитании детей. Вот почему школе следует
проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с
вопросами развития искусства и литературы, науки и техники и направлять их
внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся,
побуждать их к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и
художественному творчеству.
Высокий эффект в семейном воспитании дает
умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и
гуманным отношением к детям.
К семейной атмосфере, ее состоянию и
перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако
наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье
формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит
первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли,
закладываются основные ценности жизни.
Таким образом, воспитание родителей на
сегодняшний день – одна из важнейших задач в работе, стоящая перед педагогами и
психологами, работающими в школе.
Важной задачей в работе с родителями
является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной
культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”, развитие
их родительских чувств. Одним из способов помочь детям и их родителям является
психологическое просвещение родителей, обучение их навыкам сотрудничества с
детьми, повышение их психолого-педагогической грамотности.
В своей модели психологического
сопровождения младших школьников цель просвещения и консультирования родителей
– создание социально-психологических условий для привлечения семьи к
сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации
сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению
к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Психологическое просвещение
родителей проходит через: групповое консультирование в рамках родительского
собрания с целью повышения психологической компетентности родителей в тех
вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода
развития.
Перед началом развивающей работы обязательно рассказываю родителям о ее целях и
задачах, даю определенные задания родителям по наблюдению за детьми в период
психологической работы. Тренинги для родителей с определенной тематикой. Так в
начале 1-го класса проводится тренинг “Наши общие цели и задачи”, позволяющий
познакомить родителей друг с другом, выработать мнение, что развитие и
воспитание ребенка – это общая задача семьи и школы, что только сотрудничество
школы и семьи даст положительные результаты. Чаще всего после проведения
данного тренинга учителя начальных классов вместе с родителями составляют план
воспитательной работы на год. Психологическое консультирование родителей чаще
всего проводится как помощь в организации эффективного детско-родительского
общения. Но бывают и ситуации, когда консультирование родителей является
поводом для получения дополнительной диагностической информации от родителей о
влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в школе. В любом случае,
итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях
родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его
обучения в школе.
Нетрадиционные формы работы с
родителями.
-тематические консультации
-родительские
чтения
-родительские
вечера
Тематические консультации дают рекомендации по
проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся
и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти
проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно
решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Примерные темы:
1. Ребенок не хочет
учиться.
2. Как развить плохую
память ребенка.
3. Единственный ребенок в
семье.
4. К чему может привести
тревожность детей.
5. Талантливый ребенок в
семье.
Родительские чтения дают возможность
родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать
литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Этапы проведения чтений
следующие:
-на первом собрании родители
определяют вопросы педагогики и психологии
-учитель собирает и анализирует
информацию
-определяет список литературы по
данному вопросу
-изучение литературы родителями
-изложение собственного
понимания вопроса родителями на чтениях
Родительские вечера направлены на
сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год
без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть
разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг
друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерная тематика:
1.Первый год ребенка, каким он
был.
2.Каким я вижу будущее своего
ребенка.
3.Друзья моего ребенка.
4. Праздники нашей семьи.
Итак, подводя итоги проделанной работы,
можно с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые
условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития –
психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в
целом.
Детей нужно тренировать, настраивать на
здоровый образ жизни. Постепенно процесс воспитания здоровой психики должен
перейти в ее самовоспитание. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью
полнее всего раскрывается в настроении, доминирующем у личности. Именно для
младшего школьного возраста очень значимы факторы среды как источник риска
нарушения психологического здоровья. Для сохранения психологического здоровья
детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью
снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение
педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения
с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе
благоприятного психологического климата.
Список
литературы:
1. Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей
// Начальная школа. 2008.
2.Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из
активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса //
Начальная школа. 2010.
3.Тимарцева Л. В. Изучение истории семьи//
Начальная школа. 2008
4.Рябов А. Е. Что определяет отношение
родителей к учителям, работающим в начальной школе? // Начальная школа. 2001
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.