|
|
I. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит
в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые
задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития
одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними
достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования,
выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей
могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.
Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить
его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были
реализованы.
II. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в
начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических -
особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и
способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших
аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и
проявления;
• имеют доминирующую активную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается
на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению
образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы
работы:
1. Урочная деятельность (уроки по предметам).
2. Школьные декады.
3. Театрализованные праздники.
4. Олимпиады по иностранному языку.
1. В урочной деятельности я использую следующие виды
деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- работа в малых группах,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной
мотивации развития способностей (разно уровневые тесты, презентации,
тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
2. Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям,
направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся,
являются школьные декады. В рамках проведения школьной декады можно
организовать предметную неделю, внеклассные мероприятия, открытые
театрализованные уроки и тд.
3. Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми,
поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские
способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить
творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к
художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и
исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа
способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с
педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
4. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и
остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.
Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое
возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих
ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности –
залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
|
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.
Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который
хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о
первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом
он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что
чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие
учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя
ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов,
наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за
отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями,
предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который
может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе,
так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать
причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной
деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство
организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная
неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее
преодолению.
Отстающие дети – это
часто педагогически
запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был
педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован принцип
индивидуального подхода в воспитании; дети, на которых вовремя не обратили внимания, не применили
своевременных мер к коррекции их личности; дети, у которых не сложились правильные отношения с учителем,
которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов
самоутверждения в нем.
В этом смысле термин «
слабоуспевающий школьник» не означает
отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. «Отстающий» не
означает «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более «безнадежный». «Отстающий» – это
такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания
воспитателя и коллектива, ученик, которому необходим индивидуальный подход в
воспитании.
Программа деятельности
учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с
целью выявления уровня знаний учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды
опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках
опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически
опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце
четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество
опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика, отмечая
недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
5. Ликвидировать пробелы в знаниях,
выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль
знаний.
6. Ставить в известность классного
руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если
наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые
консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки
базовых знаний и умений.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со
слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии,
инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный
подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и
уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию
на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую
работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные
практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы
по выбору.
На уроках и дополнительных занятий
применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые
задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В
работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим
школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом,
составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать
предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы,
помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение
материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной
причине.
В ходе опроса и при анализе
его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала
внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее
важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к
ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,
стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового
материала.
В ходе самостоятельной работы
на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания,
направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных
работах: отмечаются положительные моменты в их работе для
стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе
и указываются способы их устранения, оказывается помощь с
одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы
для слабоуспевающих школьников подбираются задания по
осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке
выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются
карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который
потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так,
чтобы не допустить перегрузки.
Программа деятельности классного
руководителя со слабоуспевающими учащимися
С целью предупреждения снижения
успеваемости и повышения уровня и качества знаний школьников усилить
работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.
Взять под систематический контроль
посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий в школе.
Наметить пути создания успешности для
этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся –
родители – преподаватели.
В работе с родителями: поддерживать связь,
привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы
и рекомендации по улучшению успеваемости.
Работать над выработкой
сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в
обучении.
Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
Оценку своих знаний учащийся уже получил
и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте
меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности
выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который
хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами
погонишься…"
Начните с ликвидации тех учебных
трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать
исполнение
Оценка должна иметь точный адрес.
Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи
учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех – это победа над
собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный
островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести
наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно,
дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но
могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно
конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник
оценки
Умение оценивать себя самостоятельно –
главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните
с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения
работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное
выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо
зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и
сегодняшние достижения учащегося.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.