У
одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой
активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в
творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к
открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Федеральные стандарты второго поколения делают
акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности
быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель,
искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и
ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно
направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на
творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на
основе полученного материала.
Обучение
талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный
материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим
подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы
творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в
жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая
его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие
самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также
придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Введение в педагогические технологии элементов
исследовательской деятельности учащихся позволяет мне не столько учить,
сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда учеников в
процессе учения, а также во внеурочной деятельности считаю метод проектов.
Данная технология очень активно применяется мною на всех уроках. При обобщении
учащиеся проявляют свою инициативу в поиске новой информации по пройденной теме
и оформляют всё это в виде презентации, учатся доступно преподнести материал
своим же одноклассникам.
С учащимися были выполнены в 2012-13 учебном году исследовательские работы по
темам: «Электричество в жизни человека», « Опасные профессии», « Почему снег
скрипит?», « Откуда к нам мыло пришло?», « Появление свечи», « Огород на
окне». Две из них заняли призовое место на муниципальном уровне. В 2011-12
году с проектом« Мы с природою на «ты»!» дети заняли 1 место среди учащихся
начальных классов города Сорочинска и были приглашены для участия в городской
научно-практической конференции «Интеллектуалы ХХI века».
Абубекерова Сафия с исследовательской работой
«Электрофикация Оренбургского края» стала победителем по Приволжскому
Федеральному округу, а с работой «Развитие транспортных артерий Оренбургской области»
заняла 1 место по России среди 3-4 классов.
.
Черепанов Данил с проектом «Появление свечи» лауреат 1 степени во Всесоюзном
конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество»(имеет приглашение на
участие в очной Всероссийской конференции);
Мои
ученики Ивашкин Илья и Черепанов Данил приняли участие и стали лауреатами
конкурса газеты «Сорочинский вестник»«Вот мой дом родной»,посвящённого
270-летию Оренбургской губернии и 80-летию области, награждены ценными
подарками, исследовательские работы печатались в местной газете.
Учащиеся моего класса активные участники
Всероссийского заочного конкурса проектных работ «Созидание и творчество»
В социально значимой проектной
деятельности учащиеся стараются показать практическое применение знаний,
полученных на уроках, на факультативе «Я- исследователь».
Учащиеся выступают со своими
работами перед детьми класса или параллели 8 февраля в день
Всемирного праздника «Науки и
творчества». В
2015 году из 14 работ – 5 учащихся со своими работами были приглашены на
городскую научно-исследовательскую работу «Интеллектуалы 21 века».Учащиеся
познакомили одноклассников с темами: «Как определить качество меда?»,
«Мылу вторую жизнь», «Боевой путь прадеда», «Замечательные люди нашего рода»,
«Истоки детской литературы- это история нашего Отечества».
Принимая участие в научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность
не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить
свою работу, выступить перед аудиторией, высказать свою точку зрения.
Немаловажную
роль в исследовательской работе играет реакция взрослых, умение учителя создать
максимально благоприятные условия ребёнка, стимулировать творческую
деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на
уроках. Задача моя, как учителя, состоит в том, чтобы создать условия
практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие
методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность
и творчество.
Большую помощь в организации проектно-исследовательской работы
оказывают родители:
помогают составить материальную базу, проверяют грамотность оформления, а
дети, в свою очередь объясняют им, как определить цель, актуальность, задачи.
На конференцию присутствуют родители всех выступающих, чтобы их поддержать.
На родительском собрании они рассказывают о выступлении и показывают
фотографии, пишут статью в газету, сфотографировав победителей.
Немаловажную роль в исследовательской работе играет реакция взрослых, умение
учителя создать максимально благоприятные условия ребёнка, стимулировать
творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно
сделать на уроках. Задача моя, как учителя, состоит в том, чтобы создать
условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать
такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою
активность и творчество.
Большое внимание
уделяю работе с одарёнными детьми. С «Умниками и
умницами» занимаемся по субботам. Проводим
соревнования, олимпиады, готовимся к конкурсам. По итогам каждого конкурса
победители награждаются грамотами и проводится фотосъёмка. Фотографии и
комментарии выкладываются учителем на страничку 3а класса школьного сайта.
Система
моей работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты:
-выявление
одарённых детей;
-развитие
творческих способностей на уроках;
-развитие
способностей во внеурочной деятельности( олимпиады, конкурсы, исследовательская
работа);
- создание условий
для всестороннего развития одарённых детей.
Работу
по подготовке к олимпиадам школьного и муниципальных уровней я провожу в
течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаюсь после уроков:
решаем нестандартные задачи, создаём исследовательские работы, проекты.
Я
утвердилась в своём мнении, что исследовательская деятельность – это один из
способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не
только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности,
развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность,
ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень
качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую
деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а
настоящий исследователь, первооткрыватель, творец.
Творческие проекты эффективно реализуются мною и во внеклассной работе, в
воспитательной деятельности, цель которой заключается в формировании и
раскрытии творческой индивидуальности каждого школьника.
В
заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одарёнными детьми- это
сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного
роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и
их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, администрацией и
обязательно с родителями. Поэтому мы, учителя, должны постоянно повышать
мастерство педагогической гибкости, должны отказаться оттого, что ещё сегодня
казалось творческой находкой и сильной стороной.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.