Любому
обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои
способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя
увидеть, разглядеть способности ребенка, задача
школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для
того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые
сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе
можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на
уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои
вопросы в различных областях
знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется
различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести
школьников на дорогу поиска в
науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной
жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают
системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности
освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся
с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности
талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой
психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели
одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности
является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли.
Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
· интеллектуальных
способностей (превышающих средний уровень);
· креативности;
· настойчивости
(мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он
выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он
предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие
показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор
заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов
концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для
разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех
остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей,
обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не
разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не
востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность
обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения
информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес
к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий
охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на
уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в
них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а
применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.
Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я
занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая
работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои
учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад,
конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей
работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление
одаренных детей;
· развитие
творческих способностей на уроках;
· развитие
способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,
исследовательская работа);
· создание
условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо
уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске
ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются
хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя
классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна
научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей.
Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и
развития природных задатков учащихся я использую творческие задания,
занимательные опыты, материалы и задачи.
Систематически я провожу уроки с
практической направленностью, включающие в себя задачи биологического содержания,
доклады учащиеся о применении законов биологии в различных отраслях науки и
техники, уроки-экскурсии на предприятия. Основная задача этих уроков:
нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им
подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Невозможно привить интерес к дисциплине
ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно
учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации,
методические объединения школы и района, областные научно-практические
конференции.
Первый Новоорский лицей работает по агроэкологическому
профилю, поэтому вся учебная работа направлена на углубленное изучение
биологии, дополнительно введено изучение экологии и агротехнологии.
Большое внимание придаю вовлечению
талантливых детей во внеурочную работу по биологии и химии. В нашем лицее
работает научное общество учащихся «Лицей», где организованы занятия по
привитию навыков исследовательской деятельности. Ежегодно учащиеся,
занимающиеся в НОУ проводят исследования в разных направлениях, свои работы
оформляет согласно требованиям и представляют их на традиционных
научно-исследовательских конференциях. Лучшие работы направляются на
муниципальные и региональные конкурсы. Особое внимание уделяется практически
значимым проектам «Экология озера-старицы Белый камень», «Выживет ли
Мусагатка», «Особенности выращивания пшеницы в условиях Восточного
Оренбуржья», «Прививки плодовых культур». Эти проекты являются многолетними,
исследования и мониторинг проводится на протяжении нескольких лет.
При лицее также работает Центр
довузовской подготовки от Оренбургского аграрного университета, который ведет
подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена по биологии. По
окончании курсов учащиеся проходят тестирование педагогами ОГАУ. Результаты
тестирования используются для поступления в ОГАУ на льготных условиях. Также
ОГАУ проводит областную сельскохозяйственную олимпиаду для выпускников, наши
лицеисты принимали участие и занимали призовые места. В настоящее время
студентами ОГАУ являются наши выпускники Оголодкова Анастасия, Бакеева
Оксана, Осипова Марина и другие, многие закончив этот ВУЗ уже работают по
специальности.
Кроме этого одаренные дети занимаются в
различных творческих объединениях: экологический клуб «Шаг в XXI век»,
элективные курсы «Введение в агротехнологию», «Основы агротехнологии»,
«Экологическое краеведение», «Экология родного края». Занятия в этих кружках
позволяют одаренным детям развить свои способности, реализовать свой
творческий потенциал.
Такая кропотливая работа с талантливыми
детьми дает результаты. Ежегодно наши лицеисты принимают участие в различных
конкурсах муниципального и регионального уровня. Так, ежегодно команда
Первого Новоорского лицея участвует на областном этапе Всероссийского слета
ученических производственных бригад имени Трынова, где ребята занимают призовые
места, получая дипломы, медали и ценные призы. Можно назвать таких учащихся
как Ельжанова Жангуль, Горюнова Анастасия, Осипова Марина, Левченкова
Анастасия, Жумагулов Дастан.
Важнейшей формой работы с одаренными
учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют
выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию
образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению
высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и
практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и
районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми
детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем
исследовательские работы, проекты.
Немаловажным считаю и создание
условия для развития всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня
является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей
средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред
физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания
оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о
режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался
работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные
задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно
лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что
когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам
прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а
99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект
ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному
развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали
спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу
ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством
за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно
принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Я много беседую с талантливыми ребятами.
На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования
своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных
качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании
способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки
информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций,
предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Сознание ребенка находится в стадии
становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не
был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с
талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно
самосовершенствоваться.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.