- 03.10.2020
- 1897
- 40
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДЛЯ ВЫЯВДЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Дюсембаева С.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Айыртауской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области
Введение
Образование на рубеже тысячелетий обновляется и изменяется в зависимости от потребностей сегодняшнего и завтрашнего развития общества. А сегодня абсолютной ценностью общества становится человек, следовательно, целью образования является развитие личности. В настоящее время школа стремится обеспечить всестороннее развитие способностей ученика. В этой связи образование рассматривается как условие для его самоопределения и саморазвития, «взращивание индивида в мир культуры». В современной школе идёт процесс превращения ученика в субъект образования. И задача школы состоит в гармоничном и полном раскрытии этого субъекта. Перед нами стоит задача овладения современными педагогическими технологиями и новыми разнообразными формами в образовательном процессе, помогающих ученику достичь наибольшего успеха, создать для каждого ученика благоприятные условия для реализации его идей и творчества.
В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».
Сохранение и развитие одарённости – это проблема и прогресса общества, и реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Кроме того, выявление и развитие детской одаренности – одно из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан.
Система работы с одаренными детьми
Основная цель, которую ставит общество в работе с одарёнными детьми: развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одарённых и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.
Задачи школы, в этом направлении следующие: 1) эффективное обучение одарённого ребёнка, не удаляя его из круга сверстников; 2) изменение содержания образования в сторону углубления; 3) подбор продуктивных форм и методов обучения при подготовке различного уровня соревнованиям.
В организации работы с одарёнными детьми всю деятельность школы можно разбить на 5 этапов:
1. Диагностический - анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
2. Учебный - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.
3. Методический - создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.
4. Творческий - участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.
5. Профориентационный - профессиональное самоопределение учащихся.
Немаловажную роль в работе с одарёнными детьми играет диагностика, которая используется в 3-х уровнях:
• Концептуальный уровень - одарённость рассматривается как сочетание трёх основных факторов: мотивация, выдающиеся способности и креативность.
• Методический уровень - подбор комплектов диагностических методик по определению детской одарённости для психолога, педагогов, родителей, для самих детей.
• Организационный уровень - диагностика становится необходимой составной частью образовательного процесса.
На каждом из этих уровней используются методы по выявлению одарённости. Это – различные варианты наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, педагогами дополнительного образования; проведение пробных уроков по специальным программам; включение детей в специальные игровые предметно-ориентированные задания; организация различных предметных и интеллектуальных олимпиад; оценивание продуктов творческой деятельности и др.
Практика развития творческого потенциала одарённых учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одарённых детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
Принципы работы с одаренными детьми
• дифференциации и индивидуализации обучения;
• обеспечения выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
• обеспечения выбора учащимися профессионального образования с учетом индивидуальных потребностей и способностей выпускников;
• усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
• возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
• создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;
• профессиональной подготовке педагога и его готовности работать с одаренными детьми.
Исходя из принципов работы с одарёнными учащимися, в школе разрабатываются последовательные шаги деятельности.
1 шаг: понять - кто такой одаренный ребенок? Это можно сделать, диагностировав типы одарённости: интеллектуальный, академический, художественный, творческий, социальный.
2 шаг: организация образовательного процесса
• адекватное содержание обучения;
• внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;
• психологическое и педагогическое сопровождение учащихся;
• своевременная диагностика возможностей учащихся;
• побудительно-активная деятельность учителя.
3 шаг: организация внеурочной деятельности
Формы работы с одаренными учащимися:
• Участие школьников в академических олимпиадах.
• Реализация социальных проектов.
• Организации коллективных творческих дел.
• Реализация программ развития дополнительного образования.
• Участие школьников в неакадемических олимпиадах и конкурсах.
• Участие в спортивных соревнованиях.
• Дебатные клубы.
В организации работы с одарёнными детьми важно использовать следующие этапы: 1) отбор учащихся; 2) полное прохождение программного материала; 3) последующее углубление материала; 4) организация самостоятельной работы учащихся; 5) решение тренинговых заданий.
В стратегиях обучения используются горизонтальная и вертикальная интенсификация. Горизонтальная интенсификация предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми предметами и курсами. В нашей школе это следующие дополнительные компоненты учебного плана: 5-9 классы – информатика, математика, казахский язык, изобразительное искусство; 10-11 класс – прикладные курсы, курсы по выбору.
Вертикальная интенсификация предполагает обогащение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом. Она ориентирована на качественно иной уровень подготовки. Наиболее характерно изучение блока учебных дисциплин или отдельных учебных предметов.
Обогащение знаний осуществляется на 2-х уровнях. 1 уровень – горизонтальное обогащение, в которое входят развитие психосоциальной, интеллектуально-творческой, физической сфер учащихся. Учителя уделяют внимание развитию творческого мышления, процессам эффективного познавательного поиска, с использованием здоровьесберегающих технологий. Усиливается линия физического развития посредством занятий в спортивных секциях и на уроках физической культуры. 2 уровень – вертикальное обогащение, которое предполагает учёт в образовательно–воспитательных системах неповторимости каждого ребёнка, активизацию обучения за счёт придания ему исследовательского творческого характера, а также изложение нового материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить проблему.
При разработке содержания учебных программ используются следующие подходы:
- Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренными темпами развития. Но применять его надо с осторожностью.
- Углубление. Такой подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной области знаний. Предполагается глубокое изучение тем и разделов курса.
- Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное установление связей с другими темами или предметами.
- Проблематизация. Такой подход предполагает стимулирование личностного развития ребёнка. Специфика заключается в подборе оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпритаций.
Главное, чтобы ребёнок понимал значение своей деятельности, а также мог отслеживать свой путь к успеху.
№
Ф.И.ученика
Выступил с полным ответом
Дополнял ответ
Задал интересный вопрос
Высказал интересное собственное мнение
Другое
Таблица успехов
№ п/п
Направления деятельности
Содержание деятельности
Механизмы реализации
Учебно-методические
Внеклассные
1
Ищем способных!
Анализ наклонностей и способностей детей
Применение на уроках таблицы успехов
Вовлечение в организацию и проведение внеклассных мероприятий по предмету.
2
Учимся интересно!
Активное включение учащихся в предметную среду
Использование приемов педагогической техники; проведение нестандартных уроков.
Включение учащихся в организацию и проведение предметных недель, внеклассных мероприятий.
3
Развиваем способности!
Формирование и развитие предметной направленности
Организация групповых занятий, факультативных занятий, проведение дополнительных занятий; подготовка к ЕНТ.
Организация творческой деятельности учащихся (конкурсные работы), осуществление системной подготовки к предметным олимпиадам.
4
Учимся на результат!
Создаём личные достижения!
Достижение результатов
Формирование индивидуальных траекторий развития детей, результатов успеваемости, экзаменов.
Достижение положительных результатов на олимпиадах, в конкурсах.
Таблица 2 «Направления деятельности»
Формы работы:
1. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. Консультирование по возникшей проблеме;
3. Научные кружки, общества
4. Дискуссия;
5 Игры.
Очень важны:
8. Продуцирование.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им формы и виды творческой деятельности.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
4. Ребенку предоставить:
· название темы,
· план изучения темы,
· основные вопросы,
· понятия и термины, которые он должен усвоить,
· практические работы,
· список необходимой литературы,
· формы контроля,
· задания для самопроверки.
5.Для анализа результатов работы оформить таблицу:
· предмет,
· дата и время консультаций,
· главные рассматриваемые вопросы,
· время работы с темой по программе,
· фактическое затраченное время,
· дополнительные вопросы, не предусмотренные программой,
· невыясненные вопросы,
· причины отклонений от сроков.
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
В нашей школе традиционными стали мероприятия, проводимые нами по поощрению и стимулированию учеников. Успехи детей отмечаются на чествовании победителей олимпиад, научных соревнованиях, интеллектуальных марафонов. Учащиеся поощряются путевками в лагеря в летний период, поездками в достопримечательности нашего края (Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров, усадьба Айганым, бабушки Ш.Уалиханова, археологический памятник «Ботай»).
Результаты участия школьников в олимпиадах и различных конкурсах отслеживаются и анализируются. На заседаниях МО, методических и педагогических советах выявляются факторы, способствовавшие успехам, и факторы, препятствовавшие результативной работе. Корректируются планы работы с одаренными детьми.
Останавливаясь на проблемах, следует отметить, что одна из основных - это проблема специальной подготовки учителя к работе с одаренным учеником в условиях сельской школы. Вузовское образование студента – будущего учителя ориентировано, прежде всего, на раскрытие концептуальных и теоретических основ такой готовности, организовать же реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного учреждения (его традиций, особенностей педагогического коллектива, контингента учащихся в целом и контингента одаренности в частности). То есть работа с одаренными детьми в сельской школе всегда определяется, как говорят, на «месте». А отсюда следует, что управлять работой педагогов с контингентом одаренных детей в условиях сельской школы наиболее целесообразно посредством профессиональных учительских объединений.
Решая эту проблему, для повышения компетентности педагогов в нашей школе ведется по следующим направлениям:
1. Диагностика деятельности педагогов.
2. Коррекционно-развивающая обучающая работа в форме семинаров по проблемам одаренности, в ходе которых своим опытом делятся те учителя, которые добиваются хороших, устойчивых результатов в этом плане. Такие педагоги выступают со своими наработками на методических советах, педагогических советах.
Заключение
Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Это далеко не так. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив одаренного ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя – предметника, в котором проявляется одарённость. Учителями школы созданы индивидуальные траектории для учащихся, кот
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дюсембаева Самал Наукановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.