Работа с личностью на развитие духовно
нравственных способностей
Егорова Лидия
Васильевна,
учитель биологии первой
категории МБОУ «СунтарскаяСОШ №1 имени А.П.Павлова»
эл. почта:nurgus74@mail.ru
Школа
сегодня – главный центр организации базового духовно – нравственного воспитания
детей, а так же содействия этому процессу вне школы и в семье. А классный
руководитель, как никто другой, влияет на становление личности школьника,
проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей в классе. И наша
задача - духовно – нравственное обогащение и формирование личности, способной
создавать свою жизнь достойной Человека разумного.
Я
работаю классным руководителем 15 лет. В 2008 году я разработала воспитательную
программу для своего класса с целью помочь учащимся обрести внутреннюю гармонию.
Чтобы достичь этой цели я поставила такие задачи:
-оснащение
учащихся основными знаниями, умениями и навыками, привычками, предметными
способностями.
-научить
видеть проблему жизни и найти выход в трудных ситуациях.
-научить
учащихся осмысливать ценности жизни.
Для
достижения этих задач нужно использовать принцип доминанты, то есть по
очерёдное от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны очередного
желаемого результата. Таким образом, работа подобна ступенчатому восхождению.В
5-7-х классах задачей доминантой является очеловечивание, распредмечивание
предмета, ученик относится к предметам как к достижениям культуры, достигая
общей культуры и прежде всего духовной.
В
8-9-х классах умение рассмотреть за каждой ценностью огромное количество
жизненных явлений и предметов – они становятся объектами проживаемого
школьником отношения.
В
10-м классе поиск личностью наиболее подходящей для себя роли своего места в
жизни.
В
11 классе формирование человека способного строить достойную жизнь – это жизнь,
основанная наивысших ценностях современного мира:
Пути
реализации программы через воздействие на личность.
Работа с личностью
1.
Изучение
условия существование и условия жизнедеятельности ученика.
Изучить:
·
Культуру
семейных отношений как первичный социум ребенка;
·
Материальное
обеспечение физической, гигиенической, духовной жизни ребенка;
·
Объем
жизненного опыта ребенка, как виденное, так и пережитое, как наблюдаемое, так и
совершаемое им самим;
·
Положение
личности ребенка в микрогруппе класса и социальной группе школы;
·
Практические
возможности приложение сил и способностей в какого-либо рода деятельности.
·
Характер
коммуникативных социальных влияний в обществе и поле традиционных форм
поведение в общественной микросреде, где растет и развивается личность.
Ожидаемый
результат:
Помогает понять, принять индивидуальность другого человека.
2.
Создание
условия благоприятного положения в системе групповых связей.
·
Выявление,
публичное признание и подчеркивание в процессе общения достоинств ребенка.
·
Создание
ситуации успеха для всей группы, а также и для каждого отдельного ребенка в
ходе предметной деятельности.
Ожидаемый результат:
Если
находить и подчеркивать исключительную роль, которую играет каждый из детей,
будучи членом группы, то положение каждого ребенка значительно повышается и
укрепляется, придает уверенность ребенку.
3.
Найти
«деятельную нишу » каждого из учеников.
·
Вместе
с ребенком и его родителями найти деятельность в соответствии способностям в
согласии с интересами ребенка;
·
Работа
с учителями – предметниками для выявления мнений о работе и способностях
ученика;
·
Работа
с социально психологической службой.
Ожидаемый
результат: «Деятельностная
ниша» каждого школьника, позволяет ему утверждать свое уникальное «Я»,
держать равновесие «успех – неуспех», сохранять бодрость и радость жизни, а
главное, претендовать на реальное заслуженное уважение подкрепляя его индивидуальными
заслугами.
Вывод:Духовно-нравственный
человек осознает жизнь как ценность, личную значимость в выборе собственной
жизни, организует жизнь, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное
направление.
Настоящая жизнь–
это неисчерпаемое творчество, способствующее личностной самореализации.
Содержание работы:
1.
Добро;
Истина; Красота.
1)
Обустройство
классной комнаты.
2) Обустройство
жизни учащихся.
3)
Отношения между учащимися, учителями, предметниками, классным руководителем.
4) В мире красоты.
7) Забота
о здоровье.
2. Жизнь
Природа. Общество.
Рекомендации:
1. При
развитии духовно-нравственных способностей у учащихся нужно учесть факторы
развития индивидуальности:
а) Семью и
историю взаимоотношений в ней;
б)
Социальное окружение, социальный опыт ребёнка;
в) Общение
ребёнка с педагогом.
3.
Организовать внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение, внешне
выраженные материализованные в словах, мимике, пластике, действиях и предметах
расположения к каждому ребёнку.
4.
Организуя самодеятельность детей необходимо позаботиться о том, чтобы в
процессе её совершения каждый ребёнок проживал состояние удовлетворения собой.
Педагог,
вводя детей в мир духовности, вводит их в систему ценностей. И там, где
духовные ценности присутствуют как содержание жизни, так жизнь обретает высокую
психологическую атмосферу проживания каждого отдельного момента жизни.
В итоге
реализации данной программы учащиеся достигли таких результатов:
-повысился
уровень познавательной и учебной мотивации.
-успеваемость
и качество обучения повысились.
- у
учащихся проявились организаторские способности, творческое отношение к жизни
класса.
- ученики
стали заинтересованнее относиться к жизни класса и школы, проявляют инициативу
и самостоятельность.
- класс
достиг определенных успехов в спортивной, культурно-массовой,
общественно-полезной жизни школы.
-
принимают участие в улусных мероприятиях, НПК разного уровня, олимпиадах и
конкурсах по предметам.
- в
региональных, республиканских, всероссийских конференциях и конкурсах,
выставках принимали участие 18 человек.
- успешная
социализация учащихся прошла во время участия в общественно-полезных
мероприятиях (благоустройство и озеленение территории школы, акции, субботники,
тимуровские выходы).
Воспитательная
программа показала свою эффективность по развитию духовно-нравственнных
способностей.
Литература:
1.
Аттюхова
И.С. Дереклеева Н.И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя.-М.:
«Вако », 2005
2.
Рожкова
М.И. Классному руководителю.-М.: «Владос»,1999.
3.
Савченко
М.Ю. Обухова Л.А. Формирование классного коллектива.-М.: «5 за знание»,2006
4.
Щуркова
Н. Е. Классный руководитель.-М.:2001
5.
«Эркээйи»-
программа развития личности ребенка в Республике Саха (Я)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.