Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРабота по родословной:"Я горжусь своим дедушкой"

работа по родословной:"Я горжусь своим дедушкой"

Скачать материал

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Я ГОРЖУСЬ СВОИМ ДЕДУШКОЙ

В Осетии, наверное, нет человека, который бы не знал Мурата Михайловича Кабоева и его книг о бесланской трагедии – «Плакал дождь холодными слезами...» и «Огненный шар». Автор обычно гордится своими произведениями, но Мурат всегда повторяет, что больше всего на свете он желал бы, чтобы этих книг не было, как и не было тех трагических событий в 2004 году.

Мурат Кабоев родился в селении Хумалаг, давшем Осетии немало известных людей. Писать он любил ещё с детства. Сначала это были стихи, затем небольшие заметки в районной прессе. Его первая статья вышла в далёком 1956 году. Бывало, его публиковали и в республиканских изданиях, но тогда журналистом он не стал. Он выбрал профессию подводника.

После Северо-Осетинского педагогического училища окончил Высшее военно-морское инженерное училище в г. Ленинграде. Служил на атомных подводных лодках на Краснознамённом Северном флоте. Не раз ходил в дальние походы к берегам Америки. После увольнения в запас в течение семи лет работал старшим инженером отдела подготовки кадров на судоремонтном заводе «Звёздочка» (г. Северодвинск). В Осетию Мурат вернулся в 1990 году.

 

Учился я в третьем классе. Иду как-то из школы домой, поздоровался со стариками, сидящими на скамейке. Один из них подозвал меня, спрашивает:

– Чей ты такой хороший мальчик, даже с незнакомыми людьми здороваешься?

Не задумываясь, я с гордостью ответил:

– Я внук Кабоева Мурата.

Они засмеялись, говорят:

– Мы не спрашиваем, чей ты внук, мы спрашиваем, чей ты сын.

– Папу никто не знает, а Кабоева Мурата все знают, уважают. Когда мы идем вместе, все с ним здороваются, останавливают, разговаривают, о чем-то спрашивают, – ответил я.  

Старики остались довольны моим ответом, похлопали по плечу:

– Молодец, у тебя действительно хороший дедушка, не подводи его…

Эти слова я запомнил и стараюсь быть достойным своего дедушки. Только не знаю, получается это у меня, или нет…

Почему же люди так уважают моего дедушку Кабоева Мурата Михайловича?

Я знаю, что такое уважение нельзя заслужить за один день, что оно приобретается образом всей жизни человека, его повседневными поступками, делами. Дедушка не любит говорить о себе, но иногда, когда кто-то из нас, внуков, сделает что-то не то, он в качестве назидания рассказывает эпизоды из своей жизни. Я многое помню, что рассказывал нам  дедушка. Он учит нас трудолюбию и честности. Однажды он нашел по дороге из школы карандаш, а отец выгнал его из дома:

– Иди, положи туда, где взял. Может, его будет искать тот, кто уронил...

Дедушка относится к поколению, которое называют детьми войны. Рос в голодные военные и послевоенные годы. Был старшим из восьмерых детей, поэтому ему пришлось с раннего возраста помогать родителям по хозяйству. Он рассказывал, что, когда ему было 7-8 лет, ездил из Хумалага в поселок БМК за хлебом на отцовском велосипеде, просунув ногу в раму, так как до рамы не доставал. Выезжал из Хумалага в 2-3 часа ночи. До утра простаивал в очереди, покупал по карточкам три буханки хлеба, привязывал их к багажнику велосипеда, и отправлялся обратно. Дорога проходила вдоль окраины соседнего селения Новый Батако. А там его подстерегали голодные ребята, которые отнимали у него хлеб, да еще и избивали. Другой дороги дедушка не знал. И тогда он придумал: как только подъезжал к месту засады, развивал максимальную скорость и резко направляя руль-рога (велосипед был с рулем, «рогами» вперед) на нападавших, отгонял их. Так стал удирать дед от любителей дармового хлеба, чтобы накормить голодных братьев, сестер, отца и мать.   

Во время школьных каникул он работал на колхозных полях или на различных стройках чернорабочим. Чтобы облегчить труд матери, которая до войны была одной из первых женщин-трактористок Северной Осетии, мыл полы, посуду, стирал белье, ухаживал за младшими братьями и сестрами. И я тоже стараюсь, как Дада (мы так его называем), помогать маме и папе. Если надо, помою посуду, полы. На последних каникулах ездил с папой в дальний рейс, он дальнобойщик. По дороге помогал ему ремонтировать машину, менять колеса.

По рассказам дедушки я понял, что он прожил трудную жизнь. Хотя, судя по его сегодняшней активности, у меня и язык не поворачивается, чтобы сказать: «прожил». Он не только прожил, но и живет, старается чем-то помочь людям. Наверное, за это его и уважают. Мне нравится, что он всегда весел, остроумен. Хотя между нами по возрасту несколько десятков лет, он для меня не только дедушка, но и друг. И всегда обращаюсь к нему за советом. К тому же, он обладает колоссальным чувством юмора, кажется, что острое слово всегда висит у него на кончике языка. Говорит, что на подводной лодке нельзя служить без юмора.

Дедушка окончил Северо-Осетинское педагогическое училище. Только год отработал учителем начальных классов в поселке Цалык, но его тогдашние ученики до сих пор помнят о нем. В прошлом году к нему даже приезжали его бывшие ученики – военно-морской офицер из Севастополя и еще несколько человек.

После педучилища и работы в Цалыке дедушка окончил Высшее военно-морское училище в Ленинграде. Больше 20 лет отслужил на атомных подводных лодках инженер-механиком по атомным энергетическим установкам. У него сохранилась военная форма, на которой я видел его награды – десять медалей, значки «Мастер военного дела», «За дальний поход» и другие. Когда я спрашиваю, за что они, он говорит, что это все юбилейные: за 10, 15, 20 лет безупречной службы и так далее. Но по его рассказам я знаю, что его атомная подлодка и горела, и тонула. И то, что благодаря грамотным действиям экипажа, в том числе и дедушки, лодка с экипажем спасалась. На мой вопрос: почему за это его не наградили хотя бы одним орденом, дедушка говорит:

– Тебе трудно понять. Но тогда награждали тех, у кого мохнатая лапа, или тех, кому повезет в «морского».

Когда я спросил, что такое «мохнатая лапа» или «повезет в морского», дедушка пояснил:

– Мохнатая лапа – это у кого близкие родственники на высоких должностях. А «повезет в морского», когда в соединение кораблей приходят какие-то высокие награды и их распределяют не по боевым заслугам, а кому повезет в морского. То есть, в фуражку кидают бумажки с цифрами, и кто вытянет нужную бумажку, тому и достанется высокая награда. Так орден «За службу Родине» достался нашему замполиту-бездельнику, который носил его, как будто заслужил своими боевыми заслугами. Но и эти, так называемые юбилейные медали, доставались нам не даром. Кто служил плохо, тем их не вручали.

 Как-то я поинтересовался:

– Дада, а куда вы плавали на своей подлодке?

Я не знал, что слово «плавали» для подводников обидное. Дедушка засмеялся и говорит:

– Не плавали, а ходили. Много раз пересекали экватор, ходили в автономку – это боевое дежурство – в Карибское и Саргасово моря, поближе к берегам Америки. Там мы патрулировали в нейтральных водах в определенном квадрате, чтобы в случае начала военных действий со стороны США ударить ракетами с ядерными зарядами по ее территории с военными и промышленными объектами. Тогда США считались наиболее вероятным противником Советского Союза. Но, чтобы добраться до района патрулирования, нам приходилось прорывать три рубежа противолодочной обороны сил НАТО. А это было нелегко. На протяжении всего рубежа были разбросаны сигнальные буи для обнаружения подводных лодок, над территорией постоянно курсировали самолеты НАТО со средствами обнаружения, район бороздили противолодочные корабли. Наша лодка уходила на глубину, где была меньшая вероятность ее обнаружения, то есть, где большая плотность воды. Выключались все средства жизнеобеспечения – вентиляторы, кондиционеры и так далее. В отсеках страшная жара, обливаемся потом, но надо терпеть. И на самом малом ходу, чтобы шум винтов был минимальным, лодка кралась как мышь. За пять-шесть часов преодолевала один из противолодочных рубежей  противника. Когда мы пересекали экватор, устраивали праздник Нептуна – царя морей и океанов. Надевали маски, веселились, показывали интермедии. Последнюю автономку я ходил в район айсбергов у Гренландии. Назначение подводной лодки – скрытно подобраться ближе к противнику, чтобы в случае необходимости нанести по нему ракетно-ядерный удар. А среди айсбергов лодку трудней обнаружить. Нашей подлодке пришлось первой в мире осваивать район айсбергов.

По моей просьбе дедушка рассказал подробней об этой автономке:

– Наверное, это был самым тяжелым походом за всю мою более чем двадцатилетнюю службу. Наконец-то удовлетворили мою просьбу об увольнении в запас, и у меня на руках уже был приказ Главнокомандующего Военно-Морским флотом, когда одна из подлодок должна была уходить на боевое дежурство. Но командир турбинной группы той лодки, как говорится, тронулся умом. С аварийным топором в руках гонялся за подчиненными по всем палубам и трюмам девятого отсека. С большим трудом удалось его обезоружить, связать и отправить в госпиталь. А в лодке уже были введены на мощность атомные реакторы, пора было выходить в море. И вот ко мне в казарму специально пришли адмирал Логинов ­– командир соединения подводных лодок и его заместитель по электромеханической части. Стали уговаривать меня заменить заболевшего, пойти в автономку вместо него. Нажали на мой «партийный долг». По закону я уже гражданский человек, имел полное право отказаться, но совесть этого не позволила. И я согласился. По-быстрому собрался и меня отвезли на лодку. А теперь о самом походе. Ты знаешь из географии, что айсберг – это огромная плавающая ледяная гора, две третьих которой находится под водой. А мы почти три месяца патрулировали в подводном положении среди множества таких гор. Скажу честно, волосы дыбом вставали от скрежета прочного корпуса подводной лодки, сжимаемого айсбергами. Нужна была особая бдительность, чтобы лодка не получила повреждение и не утонула.  Поэтому в течение суток не менее пяти-шести раз командиру приходилось объявлять боевую тревогу. По лодке давалась команда: «Слушать в отсеках!» Весь экипаж замирал на своих боевых постах. Было такое напряжение, что в сутки приходилось спать не более четырех-пяти часов. Во время этой автономки обнаружено поступление забортной воды в шестой отсек, а потом там же возник пожар. По лодке объявили аварийную тревогу. В аварийном отсеке выключили свет. Благодаря умелым, грамотным действиям экипажа, в сплошной темноте удалось ликвидировать эти аварии, при этом, к счастью, никто не пострадал. Чтобы меньше был слышан шум множества работающих механизмов, весь корпус подводной лодки обклеен толстым слоем звукоизолирующей резины. Так вот, когда лодка вернулась на базу, мы увидели, что от всей этой резины остались одни лохмотья, все содрали айсберги…

Как-то с разрешения дедушки, я начал листать документы в его «военной папке». Я там обнаружил много Почетных грамот, дипломов, в том числе «Лучшему специалисту соединения кораблей», «Лучшему рационализатору соединения кораблей», «За разработку и внедрение рационализаторских предложений». Есть даже Почетная грамота от Главнокомандующего Военно-Морским флотом СССР. Там же в папке было много удостоверений на внедренные рационализаторские предложения, из которых я понял, что дедушка много сделал для усовершенствования работы систем и механизмов главной энергетической установки подводной лодки. Многие его рацпредложения были внедрены на подводных лодках Северного и Тихоокеанского флотов.

После увольнения в запас дедушка в течение восьми лет работал старшим инженером в отделе подготовки кадров на заводе «Звездочка» в городе Северодвинске. Там он готовил специалистов для отремонтированных на заводе подводных лодок, обучал экипажи легководолазной подготовке, организовывал конкурсы по рабочим специальностям. За эту работу дедушку тоже много раз награждали грамотами и денежными премиями, наградили медалью «Ветеран труда».

В 1990 году дедушка с бабушкой вернулись в родную Осетию. Бабушка Ольга Николаевна начала работать воспитателем в Хумалагской школе, а дедушка – в редакции районной газеты «Жизнь Правобережья». Дедушка говорит, что у него нет журналистского образования, но писать в газеты начал с восьмого класса. В основном он пишет о том, что волнует простых людей. Я знаю, что всем нравится, как честно и доходчиво он пишет обо всем. Например, большой резонанс вызвали его статьи, посвященные, как он выражается, «жилищно-коммунальным грабежам». Это статья «Заплати налоги и… протяни ноги», журналистское расследование «Еще раз о жилищно-коммунальной удавке», опубликованное в шести номерах газеты «Пульс Осетии» в первой половине 2012 года, статья «Северная Осетия – Крайний Север?». Запомнились читателям и другие материалы дедушки о социальных проблемах жителей республики, как например, «Мошенники выберут за нас кого надо», «Мертвых обустраивают… жильем», «Дышать или не дышать?» (об отравлении природной среды заводом «Электроцинк»), «Закон – что дышло?», «Прихватизатор», «Кидалы высокого ранга», «Разборки по-соседски», «Наказаны за инициативу» и так далее. Это только перечень некоторых из опубликованных за последний год статьей.

С особой болью воспринял дедушка бесланскую трагедию. И в течение нескольких лет писал много по этой тематике. За эти публикации в 2005 году его наградили в Москве дипломом Союза журналистов России «За мужество и профессионализм» с вручением денежной премии и знака «Золотое перо России». О бесланской трагедии дедушка написал и издал две книги: «Плакал дождь холодными слезами…» и «Огненный шар». Эти книги получили большую известность не только в Осетии, но и в России, в некоторых странах мира. Первую книгу переиздавали четырежды, в том числе переиздали ее американцы в одной из германских типографий. По словам Мурата Кабоева, название для книги "Плакал дождь холодными слезами", он выбрал не случайно. "В ночь с 1 сентября на 2 разразилась страшная гроза, и такой же сильный дождь лил в день похорон, как будто природа плакала вместе с нами", - рассказал он.

В книге 4 части и блок фотографий трех дней теракта, многие из которых опубликованы впервые. "В первой части изложена хроника событий со слов очевидцев - тех, кто был в школе и вокруг нее, во второй части собраны рассказы о погибших, они скомпонованы по семьям, всего в Беслане 66 семей, в которых погибли более 2 человек", - рассказал Кабоев.

Отдельная глава посвящается жителям нескольких улиц в городе, на которые не вернулись из школы дети, но особо дорога автору, по его признанию, глава, которую он озаглавил "По зову сердца".

"Здесь собраны рассказы о бойцах спецподразделений и простых спасателях, о том, как дети в школе помогали друг другу, спасали младших, как после теракта наш городок поддерживала вся планета, - говорит Мурат Кабоев. - Публикуются письма, телеграммы и рисунки, стихи, которые до сих пор приходят в Беслан изо всех уголков земного шара".

18.02.05 12:00

В 5 номере «Левобережного НАВИГАТОРА» мы пообещали рассказать вам о журналисте, о человеке с добрым и открытым сердцем. 
Этот талантливый человек вобрал в себя боль и муку своего народа, каждым своим словом увековечивая память погибших маленьких жителей Беслана. 
Мурат Михайлович Кабоев получил премию Союза журналистов России «Золотое перо» за «Мужество и профессионализм». 
Готовится к печати его книга о детях Беслана.

Неповинные и беззащитные стали заложниками жестокости, изуверства дьявольских отродьев. Мурат Кабоев стал тем, кто облекает боль трагедии, боль утраты в слова, чтобы мы могли разделить с эти народом это горе и непомерную ношу.

Мурат Кабоев : 
Я считаю, что удостоин этой награды не я, а мой народ. Мой долг журналиста в том и состоит, чтобы рассказать всему миру о том, что пережил маленький Беслан в сентябре 2004 года. 
Как бы мы хотели, чтобы наш Беслан до сих пор оставался никому неизвестным, тихим, счастливым и мирным городком. Как бы мы хотели не видеть черные траурные платки обезумевших от горя матерей и седые головы отцов. Беслан нескоро будет улыбаться. Мы потеряли около 1500 человек,. Это - наши дети, внуки, их не родившиеся дети. Осетия до сих пор в трауре. Дни идут, но боль не проходит, она лишь каменеет и застывает в скорбных взглядах, в тихих голосах, в отсутствии слов. Только поэтому я обязан рассказать о каждом, кто безвозвратно ушел в те дни. Наша жизнь разделилась на две части – «до» и «после». 
Хочу через газету «Левобережный НАВИГАТОР» поблагодарить всех жителей Новосибирска за моральную поддержку нашему Беслану. Тысячи людей разделили с нами наше горе. Мы чувствуем это, благодарны и очень признательны за любую оказанную помощь. Если человек переживает свое горе в одиночестве, то горе становится еще тяжелее. Когда рядом становятся сотни и тысячи людей, ему становится чуть легче. Это чувствует весь Беслан. 
Трагедия моего народа останется в истории для предупреждения подобного несчастья. Пусть никогда и нигде не повторится этот ужас! Я молю Бога, чтобы ни одна семья, ни один человек ничего подобного никогда не пережил!

23 февраля считается днем Защитников Отечества. Мужчины от мала до велика получают подарки и принимают поздравления. В мирное время этот день символизирует уважение, гордость, радость. Но сегодня мы отойдем от привычных всем пожеланий и расскажем вам о совсем юном герое , о настоящем мужчине - о 14 – летнем Алане Гайтове. Об этом юноше вам рассказывает Мурат Кабоев. <br>«Алану Гайтову 9 сентября 2004 года должно было исполниться 15 лет. Мальчик не дожил всего несколько дней до своего Дня рождения. До сих пор в Беслане этого юношу вспоминают с уважением и огромным почтением. Он погиб в сентябрьском ужасе, спасая малышей, вытаскивая их с «того света». Алан буквально выискивал детей, переносил на руках, под мышками, гнал перед собой. И это все под пулями. Он мог бы спастись сам десяток раз, но не мог бросить погибающих детей. Выбравшись из спортзала вместе с своим соседом, Алан резко бросился назад в этот ад и стал помогать ребятишкам выбираться из окон. Мужской поступок маленького мужчины. Достойная жизнь! В свои четырнадцать лет Алан стал героем. Последними словами мальчина были: - «передайте бабуле, что я скоро буду… Алана убили выстрелом в спину, когда он почти уже вывел из под обстрела ребенка… Он еще боролся за свою жизнь, но храброе сердце остановилось по дороге в больницу. Эту жестокость не объяснить. Как взрослые мужики могли стрелять в мальчишек и девчонок?! За что? Почему? Никто не ответит.. Никто не вернет Алана матери, отцу, сестренке. А Бабуля Зина так и сидит перед дверью, боясь пропустить и не услышать шаги любимого внука…»</br

………………

Жизнь приготовила всем нам страшный урок. 
Сотни безвинных душ взамен изуверству и подлости, безверию и смерти. 
В канун праздника 23 февраля мы от лица всех читателей передаем слова утешения всем тем, кто лишился самого дорогого на свете – своих ДЕТЕЙ… Крепитесь, дорогие! 
Мы вместе с вами молимся о невинных душах.

Благодарим за помощь при подготовке материала 
ЮРИЯ САФРОНОВА
специального корреспондента «Новой газеты» (г. Москва).

 

В 2006-2008 годах дедушка работал в независимой республиканской газете «Осетия. Свободный взгляд», а с 2008 года в газете «Пульс Осетии». Темы его публикаций по-прежнему актуальны для простого народа, за что снискал к себе особое уважение. Он является членом Союза журналистов России. Указом Главы республики Таймураза Мамсурова в апреле 2012 года дедушке – Кабоеву Мурату Михайловичу – присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия-Алания».

Хотя дедушке скоро будет 73 года, но его энергии могут позавидовать многие молодые. И самое главное в его характере и образе жизни, это неумение быть равнодушным. У него необыкновенно активная жизненная позиция. Обычно он выражается: «Равнодушие – смерти подобно!»

Скажите, как не гордиться таким дедушкой!..

 

 Ацамаз ВАЛИЕВ, ученик 11 класса МКОУ № 3 г. Беслана

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 997 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 387
    • 12.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дулаева Ира Руслановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дулаева Ира Руслановна
    Дулаева Ира Руслановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9782
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе