Инфоурок Музыка Другие методич. материалыРабота над техникой в классе баяна-аккордеона

Работа над техникой в классе баяна-аккордеона

Скачать материал

Теоретики музыкально-исполнительского искусства единодушны в том, что нельзя бесконечно разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься техникой рук в отрыве от конкретных художественно–исполнительских задач.

Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как все, чем занимается музыкант-исполнитель есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха, мелкая техника, крупная и т.д. В этом случае необходима каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники – репетиции, гаммо- и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные нестандартные фигурации, требующие специальных дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод – практический путь для достижения нужного результата. К сожалению, далеко не всегда педагоги помогают ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами работает над одним пассажем, бездумно гоняет его в быстром темпе, а качества все нет.

В технически трудных местах всегда важна точно осознать, что именно не получается. В таких, например, случаях известный пианист Корпю советовал вместо многократного повторения текста выявлять трудные элементы и на их основе создавать упражнения.

Если один и тот же пассаж получается не всегда качественно, причина может скрываться в том, что мы его играем то на разжим, то на сжим. Необходимо выявить при каком направлении движения меха его играть удобнее, и при последующих проигрываниях приводить мех в нужное исходное положение. При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрываниям в медленных темпах. Такие занятия весьма полезны для выработки автоматизированных движений пальцев.

Необходимо сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного художественного результата.

Ритмическая сторона, фразировка – обязательно должны соответствовать исполняемому как в быстром, так и в медленном темпе.

В принципе необходимо чередовать медленные темпы с быстрыми и умеренными.

Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть ее различными ритмическими фигурами, в том числе пунктирами. При такой игре каждый палец поочередно как-бы фиксируется на нужной клавише. Существует такое понятие – техническая фразировка. Суть ее заключается в том, что некоторая группа мелких нот расчленяется мысленно на подгруппы, которые в нашем сознании укладываются гораздо легче. Благодаря этому облегчается охват целого. В репертуаре баяниста-аккордеониста найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время (например «Полет шмеля»). Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приемом, иногда бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь кроме выносливости требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться надо учиться. У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец  и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики, рывок мехом, переключение регистра – во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Одним из самых распространяемых видов техники баяниста-аккордеониста является мелкая техника. Легкость, ажурность исполнения одноголосных пассажей и фигурации вряд ли кого оставляют равнодушным. В большинстве своем баянисты-аккордеонисты пользуются при этом штрихом Legato, но этот штрих не всегда достаточно полно отражает образную сферу произведения. Иной раз интереснее сыграть данный пассаж или вариацию non legato или staccato. Особенно это касается исполнения виртуозных обработок народных песен. Когда мы добиваемся легкости штриха staссato у мелкой техники, то может возникнуть тенденция к поверхностной игре. Этого следует избегать. Играть быстро и играть виртуозно – не одно и то же. Играть быстро – это попросту бесцельная беготня по клавиатуре. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное устремление каждого даже самого малого технического элемента к своей логической вершине. Исполнитель должен проявить свой характер, свою волю в соответствии с музыкально-смысловым содержанием произведения, тогда каждый пассаж будет звучать как бы бесповоротно и неотвратимо.

В принципе каждый баянист-аккордеонист находит для себя удобное движение пальцев, кисти рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно не обязательно удобно для всех. Особенно это важно осознать педагогам, склонным к авторитарным методам занятий с учениками.

Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью.

Техника - это средство для создания музыкально – художественного образа.

Значит, в конечном счете, главная не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но, именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передаче музыкального содержания.

 

Список использованной литературы

1) Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М., «Советский композитор», 1980

2) «Методика обучения игре на народных инструментах» Л., «Музыка», 1975.

3) Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку» М., «Музыка», 1987

4) Руденко В. «Вопросы музыкальной педагогики» Вып.7, М., «Музыка», 1986

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Работа над техникой в классе баяна-аккордеона"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Теоретики музыкально-исполнительского искусства единодушны в том, что нельзя бесконечно разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься техникой рук в отрыве от конкретных художественно–исполнительских задач. Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как все, чем занимается музыкант-исполнитель есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха, мелкая техника, крупная и т.д. В этом случае необходима каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники – репетиции, гаммо- и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные нестандартные фигурации, требующие специальных дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод – практический путь для достижения нужного результата. К сожалению, далеко не всегда педагоги помогают ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами работает над одним пассажем, бездумно гоняет его в быстром темпе, а качества все нет. В технически трудных местах всегда важна точно осознать, что именно не получается. В таких, например, случаях известный пианист Корпю советовал вместо многократного повторения текста выявлять трудные элементы и на их основе создавать упражнения. Если один и тот же пассаж получается не всегда качественно, причина может скрываться в том, что мы его играем то на разжим, то на сжим. Необходимо выявить при каком направлении движения меха его играть удобнее, и при последующих проигрываниях приводить мех в нужное исходное положение. При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрываниям в медленных темпах. Такие занятия весьма полезны для выработки автоматизированных движений пальцев. Необходимо сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного художественного результата. Ритмическая сторона, фразировка – обязательно должны соответствовать исполняемому как в быстром, так и в медленном темпе. В принципе необходимо чередовать медленные темпы с быстрыми и умеренными. Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть ее различными ритмическими фигурами, в том числе пунктирами. При такой игре каждый палец поочередно как-бы фиксируется на нужной клавише. Существует такое понятие – техническая фразировка. Суть ее заключается в том, что некоторая группа мелких нот расчленяется мысленно на подгруппы, которые в нашем сознании укладываются гораздо легче. Благодаря этому облегчается охват целого. В репертуаре баяниста-аккордеониста найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время (например «Полет шмеля»). Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приемом, иногда бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь кроме выносливости требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться надо учиться. У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики, рывок мехом, переключение регистра – во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Одним из самых распространяемых видов техники баяниста-аккордеониста является мелкая техника. Легкость, ажурность исполнения одноголосных пассажей и фигурации вряд ли кого оставляют равнодушным. В большинстве своем баянисты-аккордеонисты пользуются при этом штрихом Legato, но этот штрих не всегда достаточно полно отражает образную сферу произведения. Иной раз интереснее сыграть данный пассаж или вариацию non legato или staccato. Особенно это касается исполнения виртуозных обработок народных песен. Когда мы добиваемся легкости штриха staссato у мелкой техники, то может возникнуть тенденция к поверхностной игре. Этого следует избегать. Играть быстро и играть виртуозно – не одно и то же. Играть быстро – это попросту бесцельная беготня по клавиатуре. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное устремление каждого даже самого малого технического элемента к своей логической вершине. Исполнитель должен проявить свой характер, свою волю в соответствии с музыкально-смысловым содержанием произведения, тогда каждый пассаж будет звучать как бы бесповоротно и неотвратимо. В принципе каждый баянист-аккордеонист находит для себя удобное движение пальцев, кисти рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно не обязательно удобно для всех. Особенно это важно осознать педагогам, склонным к авторитарным методам занятий с учениками. Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника - это средство для создания музыкально – художественного образа. Значит, в конечном счете, главная не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но, именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передаче музыкального содержания. Список использованной литературы 1) Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М., «Советский композитор», 1980 2) «Методика обучения игре на народных инструментах» Л., «Музыка», 1975. 3) Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку» М., «Музыка», 1987 4) Руденко В. «Вопросы музыкальной педагогики» Вып.7, М., «Музыка», 1986

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.05.2020 223
    • DOCX 18.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пронькина Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пронькина Светлана Викторовна
    Пронькина Светлана Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75504
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 247 человек

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на баяне, аккордеоне

Преподаватель игры на баяне, аккордеоне

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов