Инфоурок Другое Другие методич. материалы«Работа со слабоуспевающими учащимися» (из опыта работы)

«Работа со слабоуспевающими учащимися» (из опыта работы)

Скачать материал

 «Работа со слабоуспевающими учащимися»

(из опыта работы)

Подготовила: учитель истории Бондарь Н.В.

Одна из главных проблем, которую приходится решать  сегодня педагогам наших школ — это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабой успеваемости подвержено 15-20% школьников (это общепринятая статистика на сегодня).

Слайд2.Неуспеваемость- сложное и многогранное явление  школьной действительности, требующее  разносторонних подходов при ее изучении. Отставание  ребенка предстает как невыполнение требований учебного процесса. Мои личные наблюдения педагога, работающего в школе 21 год, показывают, что сегодня причины слабой успеваемости или неуспеваемости на90 %   имеют социально-психологическую окраску и лишь  на 10 %- личностно-ориентированную.

         К социально-психологическим  причинам неуспеваемости      могут быть отнесены:

- разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм и антиобщественное поведение родителей.

- вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию

- ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

- также не маловажным являются: уровень  воспитания и образования родителей, количество книг в доме,  взгляды родителей на школьные успехи детей. От того, что  родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество —много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их: 
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать работу», 
«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети»  и т. п. 
Другие,  поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем,  что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.

- серьезным социально-психологическим  фактором слабой успеваемости,  особенно учащихся среднего звена, является и  несформированность  учебных навыков, истоки которой кроются в начальной школе (в 8 «Д» 4  из 18 не  умеют читать, в 7 «Г»-6 из28, в 6 «Е» 7 из 17). Большая часть учащихся  названных классов не обладают элементарными навыками-не обладают скорописью, не понимают системы сокращений, обладают беднейшим словарным запасом, не умеют пересказывать текст даже в объеме абзаца, выделять главное в тексте… НЕ  МЕЮТ УЧИТЬСЯ…

К личностно-ориентированным факторам слабой успеваемости учащихся я бы отнесла:

-низкий уровень умственного развития ребенка (дети с врожденными умственными патологиями, часто болеющие, страдающие хроническими заболеваниями дети)

-недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, легкомыслие, которые  и составляют условия для возникновения отставания. При неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

-низкий познавательный интерес (к таким ученикам не срабатывают карательные меры-двойки, наказания и т. д.)

-несформированность произвольной сферы ( проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач, ем свойственны конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий в учебной деятельности)

-отсутствие познавательного интереса( с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности,ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение)

-дефицит  внимания, гиперактивность (характеризуется отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью, неумением концентрировать внимание на выполнении задания)

Слайд 3.  Из личных наблюдений могу сказать, что мои слабоуспевающие:

1.задания воспринимают невнимательно;

2.работают пассивно;

3.не подмечают своих неудач и трудностей;

4.не планируют и не организуют свою работу;

5.либо работают очень вяло, либо снижают темп постепенно

Слайд 4.Считаю, что пути решения проблемы слабой успеваемости состоят в том, чтобы

1.своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

2.установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

3. так организовать учебный процесс,  чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Слайд 5.В схематичном изображении это будет выглядеть примерно так

 

Своевременное выявление-прогнозирование возможных сценариев-применение комплекса  нужных мер - положительный сдвиг, вытекающий не только в обучающее, но и в воспитательное воздействие

Слайд 6.Суть моей работы со слабоуспевающими

1.Рационально распределяю материал урока: «Трудное – сначала!»

2.Использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы,  план).

3.Многократно проговариваю и закрепляю материал урока.

4.Стремлюсь к внешней занимательности.

5.Применяю частую смену видов деятельности на уроке.

6.Взаимоконтроль и самоконтроль учащихся на уроке (затруднительно при больших классах)

7.Дифференцированный подход в форме индивидуальных заданий.

8.Подготовка памяток «Как готовить уроки»

9.Держу связь с классными руководителями и родителями (посредством информационных листов)

10. Консультирую во внеурочное время

11. Постоянно веду работу над усвоениемтерминологии, развитием логически стройной речи.

Слайд 7. В  начале учебного годасоставляю план работы со слабоуспевающими на данный учебный год, где подробнейшим  образом расписываю работу с этой категорией учащихся(содержание работы, сроки, форма работы, ответственные) В  конце учебного года обязательно делаю анализ работы  и осуществляю планирование на новый учебный год ( с учетом пробелов и достижений в этой работе)

Слайд 8.А закончить мне свое выступление хотелось бы словами …А.Дистервега : «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Работа со слабоуспевающими учащимися» (из опыта работы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.09.2020 145
    • DOCX 95.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мельникова Наталья Леонидовна
    Мельникова Наталья Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86677
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов