«Работа со
слабоуспевающими учащимися»
(из
опыта работы)
Подготовила:
учитель истории Бондарь Н.В.
Одна из главных проблем, которую приходится решать
сегодня педагогам наших школ — это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабой
успеваемости подвержено 15-20% школьников (это общепринятая статистика на
сегодня).
Слайд2.Неуспеваемость-
сложное и многогранное явление школьной действительности,
требующее разносторонних подходов при ее изучении. Отставание
ребенка предстает как невыполнение требований учебного процесса. Мои
личные наблюдения педагога, работающего в школе 21 год, показывают, что сегодня
причины слабой успеваемости или неуспеваемости на90 % имеют
социально-психологическую окраску и лишь на 10 %-
личностно-ориентированную.
К
социально-психологическим причинам неуспеваемости могут быть
отнесены:
-
разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм и антиобщественное
поведение родителей.
-
вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию
-
ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.
-
также не маловажным являются: уровень воспитания и образования родителей,
количество книг в доме, взгляды родителей на школьные успехи детей.
От того, что родители не вникают в содержание деятельности
детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только
количество —много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки
получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной
самооценки, но часто и мешают этому. Родители мешают тем, что вольно или
невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в
конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители,
которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и,
видя отдельные неудачи детей, попрекают их:
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать
работу»,
«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т.
п.
Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы
согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав
сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии
учителям.
- серьезным социально-психологическим фактором слабой
успеваемости, особенно учащихся среднего звена, является и
несформированность учебных навыков, истоки которой кроются в начальной школе
(в 8 «Д» 4 из 18 не умеют читать, в 7 «Г»-6 из28, в 6 «Е» 7 из 17). Большая
часть учащихся названных классов не обладают элементарными навыками-не
обладают скорописью, не понимают системы сокращений, обладают беднейшим
словарным запасом, не умеют пересказывать текст даже в объеме абзаца, выделять
главное в тексте… НЕ МЕЮТ УЧИТЬСЯ…
К личностно-ориентированным факторам слабой
успеваемости учащихся я бы отнесла:
-низкий уровень умственного развития ребенка (дети с
врожденными умственными патологиями, часто болеющие, страдающие хроническими
заболеваниями дети)
-недисциплинированность, безответственность, слабая
воля, отсутствие трудолюбия, легкомыслие, которые и составляют условия для
возникновения отставания. При неуспеваемости и в случаях отставания характерно
равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную
повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в
работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не
иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика
сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен,
что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.
-низкий познавательный интерес (к таким ученикам не
срабатывают карательные меры-двойки, наказания и т. д.)
-несформированность произвольной сферы ( проявляется в
том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые
усилия для выполнения учебных задач, ем свойственны конфликтные отношения со
сверстниками, учителями, отказ от усилий в учебной деятельности)
-отсутствие познавательного интереса( с ребенком никто
не занимался, не развивал его познавательные способности,ему мало что
интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает
пустое времяпрепровождение)
-дефицит внимания, гиперактивность (характеризуется
отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью, неумением концентрировать
внимание на выполнении задания)
Слайд
3. Из личных наблюдений могу сказать, что мои слабоуспевающие:
1.задания воспринимают невнимательно;
2.работают пассивно;
3.не подмечают своих неудач и трудностей;
4.не планируют и не организуют свою работу;
5.либо работают очень вяло, либо снижают темп
постепенно
Слайд
4.Считаю,
что пути решения проблемы слабой успеваемости состоят в том, чтобы
1.своевременно
выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и
организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
2.установить
правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при
необходимости корректировать эти способы.
3.
так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся
внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к
учению.
Слайд
5.В схематичном изображении это будет выглядеть примерно так
Своевременное выявление-прогнозирование возможных
сценариев-применение комплекса нужных мер - положительный сдвиг, вытекающий не
только в обучающее, но и в воспитательное воздействие
Слайд 6.Суть моей работы со слабоуспевающими
1.Рационально распределяю материал урока: «Трудное –
сначала!»
2.Использую средства невербального общения (опорные
сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план).
3.Многократно проговариваю и закрепляю материал урока.
4.Стремлюсь к внешней занимательности.
5.Применяю частую смену видов деятельности на уроке.
6.Взаимоконтроль и самоконтроль учащихся на уроке
(затруднительно при больших классах)
7.Дифференцированный подход в форме индивидуальных
заданий.
8.Подготовка памяток «Как готовить уроки»
9.Держу связь с классными руководителями и родителями
(посредством информационных листов)
10. Консультирую во внеурочное время
11. Постоянно веду работу над усвоениемтерминологии,
развитием логически стройной речи.
Слайд 7. В начале учебного годасоставляю
план работы со слабоуспевающими на данный учебный год, где подробнейшим
образом расписываю работу с этой категорией учащихся(содержание работы, сроки,
форма работы, ответственные) В конце учебного года обязательно делаю анализ
работы и осуществляю планирование на новый учебный год ( с учетом пробелов и
достижений в этой работе)
Слайд 8.А закончить мне свое выступление
хотелось бы словами …А.Дистервега
: «Развитие
и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только
возбуждение»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.