Статья:
«Работа
с текстом на уроках казахского
языка как средство
формирования речевых навыков»
Преподаватель казахского языка, Мукатова Б.Ж.,
Павлодарский
политехнический колледж, РК
Наиболее эффективной формой в языковой подготовке я считаю работу с текстом, как одно из условий развития творческого потенциала
учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это
основа создания развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все
цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая,
воспитательная. Значительное
время, например, на уроке казахского языка отводится словарной подготовке.
Очень важно запомнить и закрепить новые слова и термины. В разных контекстах
они дают и разное значение, поэтому так важно отработать все речевые
обороты на текстовом материале, поупражняться в составлении словосочетаний,
простых предложений, повторить порядок слов в преложении, выделить синонимы или
антонимы, найти члены предложения, уточнить к каким частям речи относятся
новые слова. На текстовом материале можно поупражняться в словообразовании. Для
развития же речевых навыков еще больше возможностей. Во-первых работа по тексту
способствует улучшению техники чтения, правильному произношению,
пополнению лексического запаса. Учащиеся зрительно запоминают правописание
слов, упражняются в стилистике, учаться выделять в тексте главное, находить
ключевые слова, сравнивать, сокращать. Таким образом развивают свою память,
внимание, мышление.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и
методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов, кластеров к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.
В языковой подготовке важна очень комплексная работа с текстом. Поэтому тексты должны
быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи,
лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения
содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости
бережного отношения к слову. Особую роль в
воспитании, развитии современного ученика приобретают
тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему,
о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. Приведу примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
На основе образцовых текстов можно проводить и
самодиктанты.
Ребята должны непроизвольно запоминать такие
тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки
из произведений
художественной литературы, это тексты упражнений учебника или «мудрые
мысли».
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность
учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные,
диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает
логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а
также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста
(через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения.
Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается
такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических
упражнений. Ценность упражнений
такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и
интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. При этом во время
выполнения каждого задания обучаемый совершает
несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и
включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную,
монологическую и диалогическую.
Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется
за счет широкого использования исследовательских методов.
Особенно эффективны при развитии творческих
способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов,
кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную
информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное
отношение к изучаемому материалу.
Средством создания речевых возможностей на
уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные
задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются
в учебниках по изучаемому
языку. Приведу пример: «Вы экскурсоводы, ведете
экскурсию для других студентов. Старайтесь описать картину ярко, образно и
доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать
заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Объявляю
конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Подобные упражнения учат вдумываться в
речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к
эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые
упражнения.
Например, задание: прочитайте казахские пословицы о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд,
характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1. Сөз ара сияқты - балы да бар, зәрі де бара.
2. Красноречие - одно из главных искусств.
3.Сөздің көркі мақал, анасы-тіл, атасы-ақыл, баласы - ой.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
Развитию творческих способностей содействуют
дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически
правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в
тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово казахским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании
главное слово так, чтобы получилась метафора.
Также активизируют интеллектуальную и
речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к
учащимся нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры,
дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и
предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного
материала, формы выполнения работы и т.п. Подобные уроки создают условия для
проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих
способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов студентов.
Здесь происходит обобщение материалов в устной
или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных
мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над
текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только
результат, но и процесс работы. Языковой
материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями,
справочным и инструктивным сопровождением.
На всех видах вышеназванных уроков учителем
создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель,
ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и
практических навыков. Общение становится обязательным условием учебной
деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но
обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока
речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий
(технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого
обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм
организации деятельности.
Таким
образом, главной задачей работы с текстом является дальнейшее
совершенствование навыков чтения и понимания содержания текстов,
расширение словарного запаса, развитие разговорных навыков.
Для
того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить
обучаемых работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание
на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Пред текстовой
этап предназначается для
дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте,
овладения различными структурными материалами (словообразовательными
элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для
формирования навыков прогнозирования.
На
текстовом этапе предполагается
использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры
и языкового материала текста.
На
после текстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных
элементов содержания текста и на подготовку к монологическим и диалогическим
высказываниям по данной теме.
Заключение:
Все знания о мире, и школьные предметы в том
числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика
ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования
национального самосознания.
А текст является самой крупной единицей языка и
одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как
дидактическая единица в методике преподавания языковых дисциплин. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею,
которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный
текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Я считаю, что текст является основной единицой обучения не только на
уроках языковых или гуманитарных дисциплин, но и на других предметах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.