Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабота с памяткой на уроках русского языка.

Работа с памяткой на уроках русского языка.

Скачать материал

Работа с памяткой на уроках русского языка.

   На уроках русского языка очень часто используются различные памятки, алгоритмы, планы. Бесспорно, они приносят пользу. Я тоже составила свою памятку « Пишу грамотно» и применяю её в своей работе. Эту памятку можно использовать не только при письме под диктовку, но и на каждом этапе работы на уроке и в любом виде работы. Построена памятка на детальном анализе слова, которое надо написать и притом без ошибок. Если работать по этой памятке постоянно, каждодневно , то у детей вырабатывается как бы «условный рефлекс» на слышимое или видимое слово, и они автоматически, неосознанно действуют согласно установленному плану этой памятки.

   С 1 класса я повторяю детям : «Чтобы писать грамотно, нужно прежде всего думать над каждым словом, независимо от того, в сильной или слабой позиции находятся орфограммы». Применение данной памятки можно начинать уже с четвертой четверти в 1 классе, когда дети приступают к изучению частей речи.

Работа с памяткой «Пишу грамотно»

1. Определить, к какой части речи относится слово.

   Иногда бывает достаточно определить часть речи, и все орфограммы сами по себе становятся на свои места. Например, пишем предложение: На дереве сидела рыжая белочка. Ученик рассуждает: « На-это предлог, пишу отдельно с буквой а»  И всё. Дальше по памятке с этим словом работать не нужно. Ученик продолжает: «Дереве-существительное». Ученик знает, что существительное имеет целую сеть орфограмм, начиная с основной: безударной гласной в корне. Поэтому вступает в действие второй и пункт памятки и сразу третий.

2.. Поставить ударение.

Ученик рассуждает: « ДЕреве- ударение падает на первый слог».

3. Определить в какой части слова находится сомнительная орфограмма, гласная или согласная буква.

   Слово требуется разобрать по составу. Для 1 класса это пока деление на слоги. Иногда бывает достаточно выделить только окончание и основу, чтобы найти сомнительные орфограммы. Ученик продолжает: « ДЕреве- окончание –е (-и)-сомнительная гласная в окончании; -е (-и)- сомнительная гласная в корне (во 2-м слоге)».

4. Применить правило.

   Это означает, что ученик использует алгоритм работы над самой орфограммой. например: « ДЕреве- существительное, окончание –е( -и), безударная. Алгоритм такой- определить склонение, падеж, окончание. ДЕреве- дЕрево – 2 склонение; на чем?- предложный падеж, окончание –е, пишу – е. ДЕреве- безударная гласная в корне. Алгоритм- подбираю проверочное однокоренное слово – дерЕвья, слышу под ударением –е, пишу –е.».

  На следующим словом выполняется такая же работа по памятке.

   Работа по такой схеме приучают детей писать не бездумно, а думая и анализируя каждое слово; у ребенка укрепляются и углубляются умения и навыки разбора слова и по частям речи и по составу, применяются правила на изученные орфограммы. Одним словом, совершенствуются знания, умения и навыки по русскому языку и другим предметам. и уже к концу 2 класса можно добиться 100% успеваемости.

   Эту памятку можно применять и использовать не только на всех этапах урока, но и при выполнении различных видов работы, начиная со списывания и заканчивая письмом под диктовку.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Работа с памяткой на уроках русского языка."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уроках русского языка очень часто используются различные памятки, алгоритмы, планы. Бесспорно, они приносят пользу. Я тоже составила свою памятку « Пишу грамотно» и применяю её в своей работе. Эту памятку можно использовать не только при письме под диктовку, но и на каждом этапе работы на уроке и в любом виде работы. Построена памятка на детальном анализе слова, которое надо написать и притом без ошибок. Если работать по этой памятке постоянно, каждодневно , то у детей вырабатывается как бы «условный рефлекс» на слышимое или видимое слово, и они автоматически, неосознанно действуют согласно установленному плану этой памятки. С 1 класса я повторяю детям : «Чтобы писать грамотно, нужно прежде всего думать над каждым словом, независимо от того, в сильной или слабой позиции находятся орфограммы». Применение данной памятки можно начинать уже с четвертой четверти в 1 классе, когда дети приступают к изучению частей речи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 167 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.08.2020 256
    • DOCX 15.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чатаева Патимат Магомедовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чатаева Патимат Магомедовна
    Чатаева Патимат Магомедовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87121
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 31 региона

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 34 регионов

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 37 регионов

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов