Министерство образования
Хабаровского края
Работа над проектом
Местное самоуправление в
Российской Федерации
(на примере
г.Комсомольска-на-Амуре)
Е.С. Марченко,
учитель
истории и обществознания
МОУ СОШ № 36, ВКК,
г. Комсомольска-на-Амуре.
Комсомольск-на-Амуре
2014 год
Общепризнано, что
современного человека должен отличать новый тип функциональной грамотности, характерными
чертами которого являются ответственность и инициативность, продуктивность и
эффективность, адаптированность к динамично меняющимся условиям, способность к
множественным выборам. Формирование этих социально значимых качеств призвана
осуществить профильная система образования, в которой одним из ведущих методов
обучения является метод проектов.
Метод проектов (с
греческого – «исследование») – система обучения, при которой учащиеся
приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов –
это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению
определенного результата. Он возник в начале XX века в США. Одновременно идеей проектного обучения возникли
в России. Его теоретическое обоснование связано с именами американского
философа и педагога Джона Дьюи, педагогов У. Х. Килпатрика и Э.Коллингса,
русского педагога С.Т. Шацкого, советских педагогов В.Н. Шульгина, М.В.
Крупениной, Б.В. Игнатьева. Одностороннее увлечение проектами в советской школе
привело к отрицанию усвоения знаний по учебным предметам, в целом к снижению
общеобразовательной подготовки учащихся, что послужило основанием для запрета
использования метода проектов в 1931 году.
В современной
российской школе проектная система обучения начала возрождаться в конце ХХ
века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую
эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он
становится интегрированным компонентом системы образования, но суть остается
прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим
владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,
предусматривающим решение этих проблем.
«Все, что я
познаю, я знаю, для чего мне надо и где, и как я могу эти знания применить» -
вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода
проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления. Поэтому, если мы говорим о методе
проектов, то имеем ввиду именно способ достижения цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Как данные
подходы реализуются в рамках школьного курса обществознание, предлагаю вам
рассмотреть на основе созданного проекта «Местное самоуправление в Российской
Федерации (на примере
г. Комсомольска - на-Амуре)».
Выбор темы
определялся следующими обстоятельствами:
·
на уроках
обществознания, учащиеся получают достаточно полные знания по структуре и
деятельности органов государственной власти РФ, что нельзя сказать о местном
самоуправлении.
·
Учащиеся
с самого начала работы над проектом понимали, что конечный продукт их
деятельности может представлять интерес не только сегодня, но и в будущем.
Большинство из них проживают и будут жить в этом городе. А для этого нужно
знать свой город, его управление, в органах которого в будущем они могут
принять участие.
·
На
сентябрь 2014 года были назначены выборы в органы местного самоуправления города
Комсомольска-на-Амуре. Развернулась предвыборная кампания, сопровождаемая
выходом обширной информации, которую можно было использовать в создании
проекта.
Выбор темы
определил цель и задачи исследования.
Цель: создать у учащихся целостный
образ о структуре и деятельности органов местного самоуправления г.
Комсомольска-на-Амуре.
Задачи:
1. Формирование у учащихся целостного
знания о местном самоуправлении через изучение Конституции РФ, Избирательного Кодекса
Хабаровского края, Устава г. Комсомольска-на-Амуре. Повышение мотивации
учащихся к получению дополнительных знаний о разнообразии видов человеческой
деятельности.
2. Воспитание у школьников значимых
общечеловеческих ценностей: социальное партнерство; толерантность; диалог; коммуникативность;
гражданственность.
3. Развитие исследовательских,
творческих способностей личности:
к самоопределению и целеполаганию; самостоятельному
конструированию своих знаний; позитивному взаимодействию; ориентироваться в
информационном пространстве (отбирать информацию из разных источников); работать
с различными типами текстов; навыки анализа и рефлексии представить результаты
своей работы;
Этапы
проектной деятельности:
1. Организационно-подготовительный.
2. Поисковый.
3. Итоговый.
Все этапы
проектной деятельности предусматривают совместную деятельность учащихся и
учителя – руководителя проекта. Поэтому четко определяем их деятельность.
Организационно-подготовительный
этап.
На установочном
занятии учитель дает информационное сообщение о цели и задачах проектной
деятельности, осуществляет формирование мотивации учащихся, создание
инициативной группы учащихся, консультирование по выбору и определению проблемы
(темы проекта), помощь в подборе материалов.
Деятельность
учащихся:
ü Выбор, определение темы,
цели, задач проекта.
ü Разработка плана реализации.
ü Формирование микрогрупп.
Содержание
работы микрогрупп:
1. Изучает Конституцию РФ, главу
«Местное самоуправление»;
2. Изучает избирательное право
на основе Конституции РФ, Избирательного кодекса Хабаровского края;
3. Изучает проблему основания
города, его статус, административное деление на основе Устава города;
4. Собирает и оформляет материал
об эмблеме и дне города;
5. Изучает понятие и принципы,
функции городского самоуправления (Устав города);
6. Изучает структуру городского
самоуправления;
7. Знакомится с участием
населения города в осуществлении местного самоуправления;
8. Собирает, анализирует
информацию о предвыборной кампании на основе материалов СМИ, деятельности
избирательной комиссии, избирательного участка, расположенного в школе.
В ходе
начавшегося исследования определяются возможные варианты решения проблемы.
Выдвигается
гипотеза:
исследование документов позволит узнать и изучить структуру органов МСУ в г.
Комсомольске-на-Амуре?
Проверка гипотезы
осуществляется в ходе исследования.
Поисковый
этап.
Деятельность
учащихся: собирают,
анализируют и систематизируют информацию, обсуждают её в микрогруппах, выдвигают
и проверяют гипотезы.
Деятельность
учителя: регулярно
консультирует учащихся по содержанию проекта, организует встречу с
председателем избирательной комиссии, проводит уроки по теме: «Избирательное
право».
Учащиеся: совершают экскурсию на
избирательный участок, посещают библиотеку, изучают документы и законы,
читают местные газеты, ведут просмотр телепередач ДВГТРК
«Комсомольск».
Учитель: оказывает помощь в
систематизации и обобщении материалов, отслеживает деятельность
участников проекта, оценивает промежуточные и конечные результаты.
Итоговый
этап.
Оформление
пакета документов по проекту: Конституция РФ,
Избирательный
Кодекс Хабаровского края, Устав муниципального образования г.
Комсомольска-на-Амуре,
Оформление
информационных стендов: Кандидаты на пост Главы города, Кандидаты в депутаты
Городской Думы.
Схемы: структура органов местного
самоуправления города, проявление гражданской активности населения.
Презентация и
защита проекта осуществляются в форме круглого стола в присутствии учащихся
8-10 классов, классных руководителей, администрации школы, родителей.
Учитель выступает
в качестве эксперта по защите проекта, анализирует работу, оценивает деятельность
участников проекта.
Итоговый
продукт: Модель органов местного самоуправления
г.
Комсомольска-на-Амуре.
|
|
|
|
|
Городская
Дума - Представительный орган муниципального образования
г.
Комсомольска-на-Амуре
мА
|
|
|
Глава
города –
Глава
муниципального образования
|
|
|
|
Администрация
города –
Исполнительно
– распорядительный орган.
|
|
Учащиеся узнали об участии населения
города в осуществлении МСУ:
ü Высшая форма участия –
Референдум
ü Участие в работе домовых,
уличных, квартальных Советов, Советов микрорайонов, в деятельности которых они
могут принять участие в будущем, а сегодня внести вклад в выполнение их
решений, многие из которых касаются проблем общественного порядка и
благоустройства. О растущей гражданской активности молодого поколения города
свидетельствует их вклад в решение городских проблем.
Жизнь — человека-
это движение по пути познания. Каждый из нас изначально, по своей природе, исследователь.
Мы можем эту способность подавить, а можем развить, освоив наработанные способы
организации исследования, ведущим из которых является метод проектов.
И как важно, в
условиях современного мира не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать
в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою
жизнь.
Литература
1. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998;
2. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная
деятельность учащихся//Истории и обществознание в школе. - 2012, №9;
3. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в
системе методической работы школы по теме: «Организация
научно-исследовательской деятельности учащихся» //Практика административной
работы в школе. – 2002, №1;
4. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности
старшеклассников при изучении обществознания//История и обществознание в школе.
- 2012, №9;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.