Инфоурок Музыка Другие методич. материалыРабота над крупной формой в классе фортепиано (вариации)

Работа над крупной формой в классе фортепиано (вариации)

Скачать материал

 

МБОУ ДОД « ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА им. ШЕНДЕРЕВА Г. Г.»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

Адрес: 298000

Республика Крым, г. Судак, ул. Ленина,д.42

Тел: (06566)2-23-62

 

 

Открытый урок

 

 

«Работа над крупной формой в классе фортепиано (вариации)».

 

 

 

                                                                  Провела: Лычёва Т. В.

                                                                  Преподаватель 1 категории

 

 

 

С У Д А К

 

Тема  урока

«Работа над крупной формой в классе фортепиано».

Урок с учащейся 8 класса Барановой Анастасией

Тип урока: комбинированный.

Цель: Совершенствование знаний и исполнительских навыков на примере изучаемого произведения М. Глинка Вариации на тему романса  «Среди долины ровныя»

Задачи:

 -  Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей русской музыки, работа над выразительностью исполнения.

 -  Развивающие:  развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма».

 - Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.

Методы:

-  словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения);

 - наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи         исполнения данного произведения, просмотр фотокопий репродукций картин, изображающих  сцены из сельской жизни для представления характера мелодии);

- практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).

Структура урока:

1.    Вступительная часть:

2. Основная часть:

- работа над произведением:  

тема,

1 вариация,

2 вариация,

3 вариация,

4. вариация,

5. вариация.

3. Заключительная часть:

- итог урока;                                                                                        

- домашнее задание.

Приемы и методы

1.    Вступительная часть

2.    (цель и ход работы).

Словесный, наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой: проигрывание педагогом данного произведения, просмотр, прослушивание видеозаписи исполнения произведения, демонстрация фотокопий картин).

2. Основная часть (работа    над    произведением).

Словесный, ритмический, артикуляционный: силовой вариант, многократное повторение, способ постепенного удлинения при работе над регулировкой звучности, над выразительностью деталей.

Методы для выучивания на память музыкального текста: мысленная игра, игра в медленном темпе, игра с опорных пунктов.

3. Заключительная часть (итог урока, домашнее задание).

Словесный, наглядный.

Учебно – методический комплекс:

1. Фортепиано,

2. Ноутбук,

3. Иллюстративный материал (фотокопии картин, видеозаписи,  нотный текст).

 

Ход урока:

1. Вступительная часть

Изучение произведений  крупной формы позволяют учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального  материала, стилевые особенности эпох. Специфическая особенность фортепианного обучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает в процессе исполнительского освоения произведения, когда учащийся не только умозрительно, но и посредством практических действий оперирует музыкальным материалом. Работа над произведением - определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.

2. Основная часть.

Работа над произведением.

Прослушивание и просмотр видео и фотоматериала.

Исполнение произведения ученицей.

Тема. Сложна в плане исполнения. Нелегко добиться совершенного legato. Необходимо научиться слышать длинную фразу, вести мелодическую линию, почувствовать образ и широту мелодии (слушаем оригинал  романса М. Глинки «Среди долины ровныя»). Добиваемся  целостности в исполнении мелодической линии.

1 вариация. Имеет полифоническое строение. Тема проходит в басу, рельефно  выделяясь на фоне верхнего голоса. При проучивании вариации - один голос поем, другой играем. Добиваемся выразительного исполнения.

2 вариация. Канон - мужественный, энергичный. Принцип проучивания тот же: один голос поем, другой - играем и наоборот. Добиваемся умения слышать   параллельные голоса.

 3 вариация. Фактурная, сложна в пианистическом отношении. Проучиваем в медленном темпе крепкими пальцами, двойными репетициями, разбиваем пассажи на звенья, постепенно их объединяем. Середину проучиваем различными способами - отдельно правую руку замахом, второй голос пропеваем, ведущий голос играем весом руки «тяжело», звуки сопровождения «мягко переступающими» пальцами, на staccato, руку собираем к 5 пальцу. В конце вариации появляется тема в сокращении на фоне аккордов. Необходимо распределить вес в пальцах, чтобы звучание было естественным и звуки темы не потерялись в аккордах. Также для выразительного исполнения важную роль играет развитие образа, педаль, цезуры, темп  в произведении. Добиваемся создания целостного образа.

4 вариация Сложная в ритмическом плане. Септоли сочетаются триолями и квартолями. При этом в аккомпанементе 3-хдольный размер.

5. вариация Характер торжественный, бравурный. Добиваемся яркого, выразительного исполнения, отрабатывая штрих  marcato.

       Исполняем произведение полностью, с учетом отработанных трудностей, технических моментов, нюансов динамики, штрихов.

3. Заключительная часть.

       Итог урока.

После исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм. В чем особенность русской музыки.

Таким образом - средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.

При изучении произведения ученик осознает стилевые особенности русской музыки, проникает в понимание интонации, полифонии, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро-ритмические особенности.

        Домашнее задание:

отработать каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.

Список литературы:

1.    Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1961.

2.    Теплов  Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр.  Труды в 2-х томах. М., 1985.

3.    Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.

4.    Тагильцева Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. - М., 2002.

Нотный материал: М. Глинка  Вариации  на  тему романса  «Среди долины ровныя».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Работа над крупной формой в классе фортепиано (вариации)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: Совершенствование знаний и исполнительских навыков на примере изучаемого произведения М. Глинка Вариации на тему романса«Среди долины ровныя» Задачи: - Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей русской музыки, работа над выразительностью исполнения. - Развивающие: развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма». - Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.Методы:- словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения); - наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи исполнения данного произведения, просмотр фотокопий репродукций картин, изображающих сцены из сельской жизни для представления характера мелодии);- практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2020 568
    • DOCX 21.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фомина Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фомина Светлана Анатольевна
    Фомина Светлана Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 120387
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс профессиональной переподготовки

Музыковедение

Музыковед

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу

Преподаватель академического вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек