МБОУ
ДОД « ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА им. ШЕНДЕРЕВА Г. Г.»
ГОРОДСКОГО
ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Адрес: 298000
Республика Крым,
г. Судак, ул. Ленина,д.42
Тел:
(06566)2-23-62
Открытый
урок
«Работа над
крупной формой в классе фортепиано (вариации)».
Провела:
Лычёва Т. В.
Преподаватель
1 категории
С У Д А К
Тема
урока
«Работа
над крупной формой в классе фортепиано».
Урок
с учащейся 8 класса Барановой Анастасией
Тип
урока:
комбинированный.
Цель:
Совершенствование знаний и исполнительских навыков на примере изучаемого
произведения М. Глинка Вариации на тему романса «Среди долины ровныя»
Задачи:
-
Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно
целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов,
осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей русской музыки,
работа над выразительностью исполнения.
-
Развивающие: развитие интеллекта - памяти, внимания,
мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма».
-
Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения
произведения.
Методы:
- словесный (устное
изложение, беседа, анализ музыкального произведения);
-
наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи
исполнения данного произведения, просмотр фотокопий репродукций картин,
изображающих сцены из сельской жизни для представления характера мелодии);
- практический (работа над
выразительностью в процессе исполнения произведения).
Структура
урока:
1.
Вступительная
часть:
2. Основная часть:
- работа над произведением:
тема,
1 вариация,
2 вариация,
3 вариация,
4. вариация,
5. вариация.
3.
Заключительная часть:
- итог урока;
- домашнее задание.
Приемы
и методы
1.
Вступительная
часть
2.
(цель
и ход работы).
Словесный,
наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой: проигрывание педагогом
данного произведения, просмотр, прослушивание видеозаписи исполнения
произведения, демонстрация фотокопий картин).
2. Основная
часть (работа над произведением).
Словесный,
ритмический, артикуляционный: силовой вариант, многократное повторение, способ
постепенного удлинения при работе над регулировкой звучности, над
выразительностью деталей.
Методы
для выучивания на память музыкального текста: мысленная игра, игра в медленном
темпе, игра с опорных пунктов.
3. Заключительная
часть (итог урока, домашнее задание).
Словесный,
наглядный.
Учебно
– методический комплекс:
1.
Фортепиано,
2.
Ноутбук,
3.
Иллюстративный материал (фотокопии картин, видеозаписи, нотный текст).
Ход
урока:
1. Вступительная часть
Изучение
произведений крупной формы позволяют учащимся осознать основы и
закономерности строения и развития музыкального материала, стилевые
особенности эпох. Специфическая особенность фортепианного обучения заключается
в том, что мыслительная деятельность протекает в процессе исполнительского
освоения произведения, когда учащийся не только умозрительно, но и посредством
практических действий оперирует музыкальным материалом. Работа над
произведением - определение технических трудностей и необходимых пианистических
приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его
реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с
логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения
пианистического мастерства.
2. Основная часть.
Работа
над произведением.
Прослушивание
и просмотр видео и фотоматериала.
Исполнение
произведения ученицей.
Тема. Сложна в
плане исполнения. Нелегко добиться совершенного legato. Необходимо научиться
слышать длинную фразу, вести мелодическую линию, почувствовать образ и широту
мелодии (слушаем оригинал романса М. Глинки «Среди долины ровныя»).
Добиваемся целостности в исполнении мелодической линии.
1
вариация.
Имеет полифоническое строение. Тема проходит в басу, рельефно выделяясь
на фоне верхнего голоса. При проучивании вариации - один голос поем, другой
играем. Добиваемся выразительного исполнения.
2
вариация.
Канон - мужественный, энергичный. Принцип проучивания тот же: один голос поем,
другой - играем и наоборот. Добиваемся умения слышать параллельные
голоса.
3
вариация.
Фактурная, сложна в пианистическом отношении. Проучиваем в медленном темпе
крепкими пальцами, двойными репетициями, разбиваем пассажи на звенья,
постепенно их объединяем. Середину проучиваем различными способами - отдельно
правую руку замахом, второй голос пропеваем, ведущий голос играем весом руки
«тяжело», звуки сопровождения «мягко переступающими» пальцами, на staccato,
руку собираем к 5 пальцу. В конце вариации появляется тема в сокращении на фоне
аккордов. Необходимо распределить вес в пальцах, чтобы звучание было
естественным и звуки темы не потерялись в аккордах. Также для выразительного
исполнения важную роль играет развитие образа, педаль, цезуры, темп в
произведении. Добиваемся создания целостного образа.
4
вариация Сложная в ритмическом плане. Септоли сочетаются триолями и
квартолями. При этом в аккомпанементе 3-хдольный размер.
5.
вариация Характер торжественный, бравурный. Добиваемся яркого,
выразительного исполнения, отрабатывая штрих marcato.
Исполняем произведение полностью, с учетом отработанных трудностей, технических
моментов, нюансов динамики, штрихов.
3. Заключительная часть.
Итог урока.
После
исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что
происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют
цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм. В чем особенность русской музыки.
Таким
образом - средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом
влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.
При
изучении произведения ученик осознает стилевые особенности русской музыки,
проникает в понимание интонации, полифонии, осознает музыкально-исполнительские
особенности, соотношение темпов, метро-ритмические особенности.
Домашнее задание:
отработать
каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности
мелодической линии, поработать над развитием образа.
Список
литературы:
1. Алексеев
А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1961.
2. Теплов
Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр. Труды в 2-х томах. М.,
1985.
3. Цыпин Г.М.
Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.
4. Тагильцева
Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у
детей. - М., 2002.
Нотный
материал: М. Глинка Вариации на тему романса «Среди
долины ровныя».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.