Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
“Тахталымская
средняя общеобразовательная школа”
Рассмотрено
на заседании МО учителей _______________, протокол № ___ от _________2013
|
Согласовано
с заместителем директора
по учебной
работе __________ (Султанова А.Д.)
от
__________2013
|
Утверждена приказом директора
__________(Гибадуллина С.Н.)
№
___ от _______ 2013_
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Русский
язык 11 «А», «Б» класс
Фазуллина
Н.P.
2013
год
Пояснительная
записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской
программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское
слово, 2012 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11
классы. М.: «Русское слово», 2012)
Нормативные документы, определяющие
содержание программы:
Изучение
учебного предмета «Русский язык» в 11 классе осуществляется на основании
нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта
общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03 2004
г. №1089 «Об утверждений федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2.
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
3.
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего
образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в
образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263);
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067
г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный
№ 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
5.
Письмо Министерства
образования и науки Челябинской области от 24.07.2013
«О преподавании учебного предмета «Русский
язык» в 2013-2014 учебном году»
6.
«Русский язык. Программа курса 10-11 классы»/ Гольцова Н.Г..- М.:
«Русское слово», 2012 г
7.
Учебный
план МБОУ «Тахталымская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год от 29.08.2013
Цели обучения русскому
языку:
·
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному
языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
·
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний
о русском языке, обогащение словарного запаса;
·
формирование
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
·
применение
полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи обучения русскому языку в старшей
школе определяются с позиций компетентности подхода:
·
воспитать
гражданина и патриота;
·
сформировать
представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением
культурой межнационального общения;
·
развивать
и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и
саморазвития;
·
углубить
знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся
системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее
функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
·
совершенствовать
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых
случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и
ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применять
полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и
целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения. Место
предмета в учебном плане школы
Согласно действующему учебному плану в 11 классе обучение русскому языку
рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).
Учебно-тематический
план. 11 класс. Базовый уровень. 70 часов
№
|
Тема, раздел
|
Количество часов
|
Контрольные работы
|
Развитие речи
|
1
|
Основные принципы русской пунктуации.
|
1
|
|
|
2
|
Словосочетание
|
2
|
|
|
3
|
Простое предложение
|
3
|
|
2
|
4
|
Простое осложнённое предложение
|
17
|
1
|
2
|
5
|
Сложное предложение
|
11
|
2
|
1
|
6
|
Предложения с чужой речью
|
2
|
|
|
7
|
Употребление знаков препинания
|
4
|
1
|
|
8
|
Текст
|
3
|
|
|
9
|
Стилистика
|
10
|
|
2
|
10
|
Культура речи
|
5
|
|
|
11
|
Повторение.
|
1
|
|
|
Всего часов
|
59
|
4
|
7
|
Национально-региональный
компонент
Содержание регионального компонента учебного предмета
«Русский язык» определяется тенденциями в развитии языкознания, актуализацией
проблем коммуникации в современном мире, становлением коммуникативной культуры
личности. В связи с этим базовый курс русского языка дополнен модульным курсом
«Русская словесность», имеющим целью повышение языковой и коммуникативной
культуры учащихся, углубление знаний по теории русского языка, обогащение
словарного запаса школьников.
При
проведении модульного курса используется учебник: Горшков А.И. Русская
словесность. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2010.
.
|
№
п/п
|
№ урока
|
Дата
|
Тема НРК
|
|
|
1
|
4
|
|
Предложение. Типы предложений.
|
|
|
2-3
|
30-31
|
|
Типы связи частей сложного предложения.
Порядок слов.
|
|
|
4-5
|
44,45
|
|
Формы и качества словесного выражения.
|
|
|
6
|
55,
|
|
Публицистический стиль
|
|
|
7
|
56
|
|
Взаимодействие форм словесного
выражения.
|
|
|
8
|
59
|
|
Общая характеристика художественного
стиля.
|
|
|
9
|
60
|
|
Язык художественной литературы.
|
|
|
10
|
62
|
|
Эстетическая функция языка в
произведениях художественной словесности.
|
|
График контрольных диктантов,
сочинений, изложений.
№
п.п
|
№ урока
|
Темы
контрольных работ
|
Дата
|
план
|
факт
|
1
|
7-8
|
Изложение
с элементами сочинения
|
|
|
2
|
20-21
р/р
|
Сочинение по тексту в
формате ЕГЭ.
|
|
|
3
|
29
|
Контрольный диктант № 1 по теме «Простое осложненное
предложение».
|
|
|
4
|
38 р/р
|
Сочинение по
тексту в формате ЕГЭ.
|
|
|
5
|
41-42
|
Контрольная работа по теме
«Знаки препинания в сложном предложении».
|
|
|
6
|
49
|
Контрольный диктант № 2 по
теме «Употребление знаков препинания».
|
|
|
7
|
63 -64
|
Сжатое изложение с элементами сочинения.
|
|
|
8
|
68-69
|
Контрольная работа по теме «Культура речи».
|
|
|
Содержание учебного курса по
русскому языку для 11 класса рассчитано на 70 часов (2часа в неделю):
Синтаксис и пунктуация - 1 час
Основные
понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные
принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
-
2 часа
Классификация
словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор
словосочетания.
Предложение
(1 час)
Понятие
о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое
предложение (4 часа)
Виды предложений
по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения
утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и
односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные
члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое
осложненное предложение (20 часов)
Синтаксический
разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях однородными
членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки
препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные
приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие,
пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные,
вопросительно-восклицательные слова.
Сложное
предложение (14 часов)
Понятие о сложном
предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного
предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими
придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного
сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения
с чужой речью (2 часа)
Способы
передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при
диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Употребление знаков препинания -4 часа
Сочетание знаков
препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие
и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие
знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Текст (3
часа)
Функционально-смысловые
типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и
жанров.
Из истории русского языкознания (самостоятельное изучение). М.В.
Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К Грот. А.А. Шахматов.
Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И.Ожегов.
Стилистика
(12 часов)
Стилистика как
раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также
изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль.
Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль.
Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Культура
речи (7 часов)
Культура речи как
раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические,
акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические,
синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность,
богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
Требования к
уровню подготовки выпускников:
В результате изучения русского
языка ученик должен
знать / понимать:
роль
русского языка как национального языка русского народа, государственного языка
Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл
понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого
общения;
основные
признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового
стилей, языка художественной литературы;
особенности
основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи;
признаки
текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
основные
единицы языка, их признаки;
основные
нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать
разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы;
определять
тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать
языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять
с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование:
·
адекватно
понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и
дополнительную, явную и скрытую информацию);
·
читать
тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым);
·
извлекать
информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить
текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать
тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление,
письмо, расписку, заявление);
осуществлять
выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией
общения;
владеть
различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога
(побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать
в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать
в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать
нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические
(внеязыковые) средства общения;
осуществлять
речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности,
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания
роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития
речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения
коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях
общения;
увеличения
словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
применения
родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам
и продолжения образования.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при
оценивании уровня подготовки учащихся:
контрольные
диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного
характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании
Нормы
оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому
языку
Объем
диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:
Классы
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
Х
|
ХI
|
Количество
слов
|
90-100
|
100-110
|
110-120
|
120-140
|
150-170
|
170-190
|
190-
21О
|
Объем
школьных диктантов для классов с углубленным изучением предмета может быть
увеличен на 20-30 слов.
Примечания:
-
При
подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
-
Если контрольный диктант сопровождается дополнительной
работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для
данного класса.
-
Текст
диктанта должен быть понятным для учащихся.
-
Слова,
редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и
объясняются.
-
Отдельно
выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.
Для
контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых бы изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктуационные правила были представлены не менее чем
2-3 случаями.
Рекомендуется
по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:
Классы
|
Число
видов орфограмм
|
Число
видов пунктограмм
|
V
|
12
|
2 -
3
|
VI
|
16
|
3 -
4
|
VII
|
20
|
4-5
|
VIII
|
24
|
10
|
IX
|
24
|
15
|
Х-ХI
|
28
|
20
|
В
диктантах должно быть: в V классе -
не более 5, в VI-VII - не
более 7, в VIII-IX - не
более 10, в Х-ХI - не
более 12 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию
которых ученики специально обучались.
В
тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех
предыдущих уроках).
Примечание:
-
До
конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия)
сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Оценивая
орфографическую и пунктуационную грамотность, следует исходить из общего
правила: ученикам предъявлять требования в объеме знаний и умений, которым их
обучали. Поэтому при проверке письменных работ все орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке
учитываются не все.
Не
учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:
·
в
переносе слов;
·
на
те правила, которые не предусмотрены школьной программой;
·
на
еще не изученные правила;
·
в словах с непроверяемыми написаниями, работа над
которыми не проводилась;
·
явные
описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо слова «бульба»,
«мемля» вместо «земля» и т. д.);
·
в
передаче авторской пунктуации.
По
орфографии необходимо различать:
·
орфографические
и грамматические ошибки;
·
орфографические
и фактические ошибки;
·
орфографические
ошибки и описки;
·
грубые
и негрубые ошибки;
·
повторяющиеся
и неповторяющиеся ошибки;
·
однотипные
и неоднотипные ошибки.
Грамматическими
являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо «ляг».
К
фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием
реалий: "у Нагульного" вместо "у Нагульнова" и т. д.
Описки
- неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов («стл» вместо
«стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).
Негрубыми
орфографическими ошибками являются:
·
ошибки
в исключениях из правил;
·
написание
ы и и после приставок;
·
большие буквы вместо малых и наоборот в составных
собственных наименованиях;
·
написание
собственных имен нерусского происхождения;
·
нерегулируемые
правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от
существительных и предлогов;
·
случаи
трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался,
никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…;
не что иное, как и др.);
·
случаи
слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого.
Негрубыми
пунктуационными ошибками являются:
·
постановка
одного знака препинания вместо другого;
·
пропуск
одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности
(сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).
Повторяющимися
считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове,
использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.
Однотипными
называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических
(пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки
на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова
требуется подобрать другое опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток,
грустный – грустить, резкий – резок).
Примечания:
-
Грамматические,
фактические ошибки, описки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете
не учитываются.
-
Негрубые
ошибки считаются за пол-ошибки.
-
Повторяющиеся
(сколько бы их ни было) считаются за одну.
-
Первые
три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка
учитывается как самостоятельная.
-
Если
в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются
за одну.
-
При
наличии в контрольном диктанте более пяти поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не
выставляется при наличии трёх и более исправлений.
-
Диктант
оценивается одной отметкой.
При
проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться
следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок,
вторая – пунктуационных):
Оценка
|
Количество допускаемых ошибок
|
«5»
|
0 /
0
|
«4»
|
2 /
2, 1 / 3, 0 / 4
|
«3»
|
4 /
4, 3 / 5, 0 / 7
|
«2»
|
7 /
7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6
|
Примечания:
-
«5»
может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической
ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.
-
«4»
может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть
однотипные.
-
«3»
может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных
ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
-
В
V классе
допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех
пунктуационных ошибках.
При
некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки
за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические ошибки, для
«3» - четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса
предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).
Диктант
оценивается одной отметкой.
В
комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания,
выставляются две оценки - за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну
графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.
При
оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:
Оценка
|
Объём
правильно выполненной работы
|
5
|
Все
задания
|
4
|
Не
менее 3 / 4
|
3
|
Не
менее 1 / 2
|
2
|
НЕ
ВЫПОЛНЕНО более половины
|
1
|
НЕ
ВЫПОЛНЕНО ни одного задания
|
Примечание:
-
Орфографические
и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,
включаются в число ошибок за диктант.
Контрольный
словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми
орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Классы
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
Х-ХI
|
Количество
слов
|
15-20
|
20-25
|
25-30
|
30-35
|
35-40
|
45-50
|
При
оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:
Оценка
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
Количество
допускаемых ошибок
|
0
|
1
– 2
|
3
– 4
|
Оценка
тестов
При
проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Учебно–методическое обеспечение по
русскому языку. 11 класс.
Учебники
|
Методические
пособия для учителя
|
Методические
пособия для учеников
|
Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10 – 11 классы. Учебник 10-11 классы
общеобразовательных учреждений - М: ТИД «Русское слово», 2011
|
«Русский язык. Программа курса 10-11 классы»/ Гольцова Н.Г..-
М.: «Русское слово», 2012 г
Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И.
Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.- М: «ВАКО», 2012.
Контрольно-измерительные материалы:
11класс/сост. Н.В. Егорова.- М.: «ВАКО», 2012
Гольцова
Н.Г. Русский язык. Профильный уровень. Базовый уровень. Поурочное
планирование.10 -11 классы- М:«Русское слово», 2012
Русский
язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Гольцова Н. Г., Мищерина М.А.- М.: ООО
«Русское слово», 2012
|
Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10 – 11 классы. Учебник 10-11 классы
общеобразовательных учреждений - М: ТИД «Русское слово», 2011
Русский
язык. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация, 10-11 классы./Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.- М: ТИД «Русское слово», 2011
Русский
язык. Тематические тесты: подготовка к ЕГЭ. Части А,В и С (модели сочинений).
10- 11 класс. учебное пособие/под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону:
Легион,2011.
ЕГЭ
-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред.
И.П. Цыбулько. М.: «Национальное образование», 2014.
|
Приложение
№1
Контрольный
диктант №1 по теме «Простое осложненное
предложение».
Осенью в Балаклаве.
1)В конце октября, когда последние курортные гости
уже потянулись на станцию, а дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, в Балаклаве
становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошенных
гостей.
2)Кругом тишина. 3)Вода так густа и тяжела, что
звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая.
4)Во всем крымском побережье: в Анапе, Судаке,
Керчи, Балаклаве - рыбаки готовятся к лову белуги. 5)Чистятся огромные сапоги,
подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные
штаны, штопаются паруса.
6)И вот уже, похлопав нерешительно в воздухе,
поднимается парус, как острое, торчащее концом вверх птичье перо. 7)Под
кормовой решеткой хранится небольшой запас хлеба и бочонок с водой, а на боту
сидит с хвастливой небрежностью молодой рыбак.
8)Это
не кто иной , как Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный
грек. 9) Никто не сравнится с ним в удачливости. 10) Наутро его баркас первым
влетает в залив и небрежно, не дожидаясь, когда гребцы замедлят разгон лодки,
Юра соскакивает на деревянную пристань.
11)
Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают по три рыбины и швыряют их в
корзины, ведя точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счёт.
12)Крепкий
запах свежепойманной и чадный запах жареной рыбы стоит в воздухе в течение
многих дней.
13)Ленивые,
объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров, нехотя приоткрывают один
глаз, когда их толкнешь ногой, и тотчас засыпают опять. 14)Домашние гуси, тоже
сонные, качаются на середине залива, а из клювов у них торчат хвосты
недоеденной рыбы.
(220
слов)
( по А.Куприну)
Задание
1.
Выписать
из 1 предложения слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
2.
Из
предложения № 3 выпишите словосочетания со связью примыкание (1вариант) и
управление (2вариант).
3.
Среди
предложений 1-4 найдите сложное предложение с придаточным времени.
4.
Определить
тип речи и стиль текста.
Контрольный
диктант № 2 по теме «Употребление знаков препинания».
Шорох
листопада.
1)Часто
осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную
долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но мне
это долго не удавалось. 2)Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие
листья, но я никогда не слышал этого звука. 3)Если листья и шуршали, то только
на земле, под ногами человека. 4)Шорох листьев в воздухе казался мне таким же
неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
5)Я
был, конечно, неправ. 6)Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета
городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней
земли.
7)Бывают
осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым
краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
8)Была
такая ночь. 9) Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный
ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
10)Я
посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки
красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал
падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. 11)Впервые я услыхал шелест
падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.
(190
слов)
(по К.Паустовскому)
Грамматическое
задание:
1.
Среди
предложений 1-5 выпишите номера сложных предложений с последовательным подчинением
придаточных.
2.
Из
предложения № 3 выпишите словосочетания со связью примыкание (1вариант) и
согласование (2вариант).
3.
Среди
предложений 9 - 11 найдите предложение с обособленным согласованным
определением.
4.
Определить
тип речи и стиль текста.
Контрольная работа по теме «Культура речи» Тест.
Вариант 1
1. Найдите неправильно поставленное
ударение в одном из слов.
а) арЕст, бантЫ;
б) гравЁр, гладИльная (доска);
в) восприняла, баловнИк;
г) безУдержный. диалОг;
д) троЮродный, граждАнство.
2. Найдите словосочетание, в котором
нарушены нормы сочетаемости.
а) предостеречь от поступка;
б) нетерпимая мука;
в) произвести впечатление;
г) высказывать мнение на что-нибудь;
д) иметь представление о чем-либо.
3. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему
значении.
а) Дивиденды были распределены между
акционерами в зависимости от числа акций.
б) Скандал разразился, когда свекровь не
позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом с кроватью.
в) В кулуарах съезда обсуждались новые
назначения.
г) Парламент заслушал предложение о легализации
торговли оружием.
4. Найдите речевую ошибку.
а) Депутаты Государственной думы стали в курсе
этого решения лишь сегодня.
б) У американцев не принято спрашивать, какие
доходы они зарабатывают.
в) В этой ситуации мы не могли предпринимать
никаких решительных действий, так что оставалось ждать у моря погоды.
5. Найдите речевую ошибку.
а) Не думайте, что я против
жилищной реформы, — я обоими руками готов голосовать за нее, были бы средства.
б) Она была выбрана режиссером на эту роль
из шестисот пятидесяти претендентов.
в) Далеко не все политики, которые
вершат нашими судьбами, достойны уважения.
г) Фабрика специализируется на выпуске
товаров для малообеспеченных слоев населения, к которому относится большинство
граждан в провинции.
6. Какая ошибка допущена в предложении?
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и
красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов;
звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я
вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные
принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь
вымышленные права.
а) орфографическая;
б) пунктуационная;
в) речевая.
7. Определите стиль приведенного ниже текста.
Часы пробили первый и второй час утра, - и
он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала
и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали,
раздались голоса, и дом осветился.
а) газетно-публицистический;
б) официально-деловой;
в) разговорный;
г) научный;
д) художественный.
8. Определите тип текста задания № 7.
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
9. Установите значение слова беллетрист.
а) специалист по описанию
книг и составлению их перечней, указателей;
б) автор художественных
произведений повествовательного характера;
в) продавец старинных и подержанных книг;
г) автор записок о прошлых
событиях, сделанных их участником или современником;
д) любитель и собиратель книг;
е) человек, который выдает чужое произведение
за свое.
Контрольная работа по теме «Культура речи» Тест.
Вариант 2.
1.Найдите неправильно поставленное ударение
в одном из слов.
а) добЫча, дЕспот;
б) глашАтай, вероисповЕдание;
в) дОллар, догнАла;
г)жалюзи,дремота;
д)давнИшний, закупОрить.
2. Найдите словосочетание, в котором
нарушены нормы сочетаемости:
а) провести уборку территории;
б) придерживаться мнения;
в) жертвы во имя прогресса;
г) получить фиаско;
д) усвоить новую специальность.
3. Найдите слово, употребленное в
несвойственном ему значении.
а) Его первая жена умерла, но в
памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.
б) В национальном округе
доминируют жители коренной национальности.
в) Березовский персонифицирует в
себе все негативные качества финансового капитала.
г) Фрегат втянули в гавань и ввели в
док.
4. Речевая ошибка допущена в предложении.
а) Командированный отчитался о
поездке перед коллективом отдела.
б) В этом году несколько гимназий
провели эксперимент: заместо обычной пятибалльной шкалы по некоторым предметам
знания оценивали по шкале от 1 до 12.
в) Спасибо вам за то, что вы
сейчас, возможно, кому-то вселили надежду, вернули веру в будущее.
5. Речевая ошибка допущена в предложении.
а) В Сочи прибыли самолеты с двумястами
пятьюдесятью пятью туристами из районов бедствия.
б) Мои любимые грузинские блюда - из помидоров,
баклажанов с грецкими орехами и чесноком — прекрасно готовит моя мама.
в) Главные виновники случившегося - в верхних
эшелонах власти, и это никому не секрет.
г) Мои должностные обязанности заключаются в
подборе и руководстве кадрами.
6. Какая ошибка допущена в предложении?
Мне иногда
кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи
нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее, чем длинные
нотации сухого и бледного Карла Карловича или разглагольствования гувернантки,
старающейся доказать, что вода состоит из кислорода и водорода.
а) орфографическая;
б) пунктуационная;
в) речевая.
7. Определите стиль приведенного ниже текста.
За месяц до
отъезда из Москвы у нас не стало денег - это папа готовился к рыбной ловле... И
вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил свое хозяйство, опустил
садок в воду, закинул удочки - нет рыбы. Такое вот было невезение.
а) газетно-публицистический;
б) официально-деловой;
в) разговорный;
г) научный;
д) художественный.
8.Определите тип текста задания № 7.
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
9. Установите значение слова лингвист.
а) человек, равнодушный к пище;
б) человек, предрекающий будущее;
в) человек, знающий много языков;
г) специалист в области языкознания;
д) тот, кто произносит речь, обладает даром красноречия:
е) коллекционер марок.
Контрольная работа по теме «Знаки
препинания в сложном предложении».
Вариант 2
А1.
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
С крыши капала вода () и унылый звук её падения странно сливался
со стуком часов.
1) Сложносочинённое предложение,
перед союзом И запятая не нужна.
2)
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И
запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
запятая.
А2. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя
изменить?
1) Просыпаюсь и брожу возле моря, будто ожидаю чего-то
особенного.
2) Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени
устраивал из молодых пушистых пихт большую загородку.
3) В то время как теплоход причаливал к пристани, народ
на берегу оживился.
4) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину
пшеницей.
АЗ. Какое предложение содержит придаточное условное?
1) Вы не помните, когда проходила первая Олимпиада?
2)
Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицерский чин.
3) Я не люблю, когда мне лезут в душу.
4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их
дело не пойдёт.
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Очень хорош храм на Нерли летом (1) когда косари выходят на пойму
(2) когда замолкают кукушки (3) и на зелени появляются солнечные подпалины.
1)1,3
2)2,3
3)1,2
4)1,2,3
А5. В каком предложении
надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Перед
нами стоял огромный сосновый лес западная часть которого освещалась
заходящим солнцем.
2) В столице каждый живёт для себя и стремится казаться не тем что
он есть а гораздо крупнее.
3) Душа Онегина ждала других отношений чем
те на которых держалось общество.
4) С юридической точки зрения колхозник не
имевший паспорта был привязан к колхозу так же как когда-то крепостной к
земле своего хозяина.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1)
Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали
до меня.
2) Мне подумалось, что если подняться на
гору, можно увидеть Волгу.
3) Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в
России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа,
где русских картин было немного.
4) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы,
победить которых очень и очень нелегко.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и
С1.
(1)В начале XX века выдающийся русский учёный В.И. Вернадский
получил мировую известность энциклопедическими трудами, которые послужили
основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии,
радиологии. (2)Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной
экологии, что свидетельствует о научной дальновидности учёного и масштабах его
личности. (З) Новаторство идей, которые высказаны Вернадским, в полной мере
осознаётся только теперь, когда мир очутился на пороге экологической
катастрофы.
В1. Найдите в предложении 1 средство связи, при помощи которого придаточное предложение прикрепляется к
главному. Напишите морфологическую принадлежность этого средства связи.
В2. Напишите вид придаточного, входящего в предложение 2.
ВЗ. Найдите в предложении 3 слово, к которому относится уточняющее придаточное. Определите морфологическую
принадлежность этого слова.
В4. Определите вид подчинения придаточных в предложении 3.
С1. Напишите,
в чём вы видите заслуги В.И. Вернадского, объясните, как вы понимаете выражение
«революция в естествознании».
Контрольная
работа по теме «Знаки препинания в сложном предложении».
Вариант 1
А1.
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Плотники-дятлы
понастроили в дуплах удобные домики () и в них охотно поселились скворцы.
1) Сложносочинённое предложение,
перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом
И нужна
запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И
запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
запятая.
А2. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя
изменить?
1) Прасковья Фёдоровна Михель была самая
привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван
Ильич.
2) Когда начинался лов, на судне было много работы.
3) После того как прошла гроза,
стало легче и приятнее дышать.
4) Я опустил в реку ладонь,
чтобы узнать направление течения.
АЗ. Какое предложение
содержит придаточное определительное?
1) Представляешь, что могло случиться?!
2) Остаётся только сожалеть,
что подлинник «Слова о полку Игореве» безвозвратно утрачен.
3) До сих пор вспоминаю дни, что мы провели на берегу
Японского моря.
4) Столько искренности и силы было в её голосе, что зал слушал с
замиранием сердца.
А4.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову (1) и
мысли пришли в обычный порядок (2) я понял (3) что гнаться за погибшим
счастием бесполезно и безрассудно.
1)1,2
2)2,3
3)1,3
4)1,2,3
А5. В каком предложении
надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась
историческая эпоха представшая через историю героя и сюжет то это произведение
является романом.
2) Сначала Печорин глазами которого читатель изучает княжну не
отличает Мери от других светских девушек.
3) Где некогда всё было пусто голо теперь
младая роща разрослась.
4) Если в результате удара молнии начался
пожар на даче бизнесмена и его имущество сгорело преступления
не будет.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Река, что берёт начало в горах далее
теряется в пустыне.
2) Брюса почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили,
что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу.
3) Бывает, что если не повезло с утра, то не
везёт целый день.
4)
Наконец-то по радио передали мою любимую мелодию, услышать которую мне никак не
удавалось.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и
С1.
(1)Мирискусники заняли резко критическую позицию в отношении
передвижников, считая, что последние, выполняя несвойственную искусству
функцию, нанесли огромный вред русской живописи. (2)Они считали, что искусство
- это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности, что оно не
должно зависеть от политических и социальных влияний.
В1. Напишите вид придаточного, входящего в предложение 1.
В2. Найдите в предложении 1 слово, к которому относится придаточное.
Напишите морфологическую принадлежность этого слова.
ВЗ. Найдите в предложении 2 средства связи, при помощи которых придаточное предложение прикрепляется к
главному. Напишите морфологическую принадлежность этих средств связи.
В4. Определите вид подчинения придаточных в предложении 2.
С1. Согласны
ли вы с точкой зрения участников творческого общества «Мир искусства»,
сформулированной во втором предложении текста? Обоснуйте своё мнение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.