Инфоурок География Другие методич. материалыРабочие программы по истории

Рабочие программы по истории

Скачать материал

Пояснительная записка

Структура программы.

 

  1. Пояснительная записка.
  2. Основное содержание, где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
  3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
  4. Учебно-тематический план, в котором указаны количество часов, отводимые на изучение темы, количество контрольных работ и тем по развитию речи.
  5. Перечень учебно-методического обеспечения.
  6. Контрольно-измерительные материалы
  7. Примерное тематическое планирование, в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, тип урока, использование ИКТ, домашнее задание, дата проведения.
  8. Список литературы.

 

1.     Пояснительная записка

         Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государствен­ного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основе авторских  программ по истории: А.А. Вигасина,  Г.И. Годера., И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2007 год.

          На изучение истории в 5 классе отводится 72 часа, что составляет 2 часа в неделю. Из них 10 часов отводится на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история». Пропедевтический модуль вводится за счёт часов отведённых на повторение и сокращение часов на раздел Древний Восток вместо 18 часов отведено 15 часов, так как материал этого раздела более доступен для понимания и восприятия.

 

          Цель:

Формирование   у  школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности

 

            Задачи:

·        Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

·        Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

·        Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

·        Раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

 

 

 

1.     Основное содержание

 

Введение в изучение истории (не менее 10 часов)

Историческая память народа. Что изучает наука исто­рия. Исторические факты и события. Причины и след­ствия.

Источники знаний о прошлом. Источники устные, пись­менные, вещественные. О чем говорят пословицы, пес­ни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятель­ность археологов, этнография.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц. Историческая карта. Легенда карты.

Время. Способы измерения времени в разные историче­ские эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.

Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя ро­дословная. Мое имя.

Государственные символы. История становления гер­бов. Гербы в европейских странах. История Российско­го герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Зна­мена. Флаги. Национальные цвета. Гимны. Россия - многонациональ­ное государство

Курсы «Всеобщая история» и «История России».

Как работать с учебным материалом по истории.

    История Древнего мира (не менее 60 ч)

 

Жизнь первобытных людей  (5 часов)

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Повторение – 1 час

Древний Восток (15 часов)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

 

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Повторение – 2 часа

 

 

 

 

Древняя Греция  (20 часов)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры. 

 

Древний Рим  (17 часов)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

 

 

3. Требования к уровню подготовки  обучающихся

 

В результате обучения истории на базовом уровне ученик    должен

знать  \понимать

·        основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  •  изученные виды исторических источников;

уметь

  •  определять последовательность и длительность важнейших событий древней  истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

·        читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

·        рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов;

·        давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

·        использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

·        выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

·        группировать исторические явления и события по заданному признаку;

·        объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

·        выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

·        определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

·        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры.

 

 

 

         5.   Перечень учебно-методического комплекта:

1.     Учебник. История Древнего мира. 5 класс  Вигасин А. А.,  Годер Г. И., Свенцицкая И.С. Просвещение, 2008.

2.     Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е издание к учебному комплекту А.А. Вигасина, Г.И. Годера.. М., «ВАКО», 2011 г.

3.      Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

4.     Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. Вып.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток, вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим. М.: Просвещение.2010

 

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений,  составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление  и разгадывания кроссвордов,  работа с документами. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие  за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

 Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс

 

№ п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание 

 

Введение. Что изучает история (пропедевтический модуль)

10

5

 

 

 

1

Что изучает наука история.

1

  03.09

 

2

Источники знаний о прошлом.

1

06.09

 

3

Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи.

1

10.09

 

4

Археология – помощница историков.

1

13.09

 

5

Историческая карта.

 

1

 17.09

 

6

Наука о народах - наука о прошлом.

1

20.09

 

7

Знать своих предков – знать историю.

1

24.09

 

8

Географические названия – свидетели прошлого.

1

27.09

 

9

Государственные символы.

1

01.10

 

10

Как работать с учебными материалами по истории.

1

04.10

 

 

РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей

5

 

 

 

ТЕМА 1.  Первобытные собиратели и охотники.

3

 

 

11

Древнейшие люди.

1

 

08.10

 

12

Первобытные собиратели и охотники.

1

11.10

 

13

Возникновение религии и искусства

1

15.10

 

 

ТЕМА 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

2

 

 

14

Первобытные зем­ледельцы, скотово­ды.

 

1

18.10

 

15

Начало обработки металлов. Возникновение цивилизаций. Тест «Жизнь первобытных людей».

1

22.10

 

16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первобытный   мир».

1

 

25.10

 

 

РАЗДЕЛ II. Древний Восток

15

 

 

 

ТЕМА 1. Древний Египет

5

 

 

17

Государство на берегах Нила.

1

29.10

 

18

Как жили вельможи, земледельцы и ремесленники в Египте. Тест «Государство на берегах Нила».

1

01.11

 

19

Военные походы египтян.

1

15.11

 

20

Религия древних египтян.

1

19.11

 

21

Культура Древнего Египта (искусство, письменность, знания).

1

22.11

 

22

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет». Тест «Военные походы египтян»

1

26.11

 

 

ТЕМА 2. Западная Азия в древности.

6

 

 

23

Древнее Двуречье. Шумер и Аккад.

1

29.11

 

24

Объединение Междуречья под властью Вавилона. Законы Хаммурапи.

1

03.12

 

25

Финикия. Финикийские мореплаватели.

1

06.12

 

26

Библейские сказания. Древние евреи. Царство Давида и Соломона.

1

10.12

 

27

Ассирийская держава.

      1

 

13.12

 

28

Персидская держава «Царя царей». Тест «Ассирийская держава»

1

17.12

 

 

ТЕМА 3  Индия и Китай  в древности.

4

 

 

29

Природа и люди Древней Индии.

1

20.12

 

30

Индийские касты.

1

24.12

 

31

Природа и население Древнего Китая.

1

27.12

 

32

Объединение Китая.

1

14.01

 

33

Повторительно-обобщающий урок по теме: Культурное насле­дие Древнего Вос­тока.

1

 

17.01

 

 

 

РАЗДЕЛ III. Древняя Греция 

20

 

 

 

ТЕМА 1. Древнейшая Греция

5

 

 

34

Греки и Критяне.

1

21.01

 

35

Микены и Троя.

1

24.01

 

36

Поэма Гомера «Илиада».

1

28.01

 

37

Поэма Гомера «Одиссея».

1

31.01

 

38

Религия древних греков. Тест «Греки и критяне. Микены и Троя»

1

04.02

 

 

ТЕМА 2. Полисы Греции и их борьба с пер­сидским нашествием.

7

 

 

39

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

07.02

 

40

Зарождение Афинской демократии.

1

11.02

 

41

Древняя Спарта.

1

14.02

 

42

Греческие колонии на берегах Средиземноморья.

1

18.02

 

43

Олимпийские игры.

1

21.02

 

44

Марафонская битва.

1

25.02

 

45

Нашествие персов на Элладу под предводительством Ксеркса.

1

28.02

 

 

ТЕМА 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демокра­тии.

5

 

 

46

Афинский морской союз Порт Пирей.

 

1

03.03

 

47

Древние Афины. Афинский полис.

1

06.03

 

48

Образование афинян: школы, гимнасии.

Тест «Афинская демократия при Перикле»

1

10.03

 

49

Древнегреческий театр.

1

13.03

 

50

Афинская демократия в V в. до.н.э.

1

17.03

 

 

ТЕМА 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

3

 

 

51

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

27.03

 

52

Походы Александра Македонского на Восток.

1

31.03

 

53

В Александрии Египетской.

1

03.04

 

 

РАЗДЕЛ IV. Древний Рим.

17

 

 

 

ТЕМА 1. Рим: от его возникно­вение до господ­ства над Италией.

3

 

 

54

Древнейший Рим.

1

07.04

 

55

Завоевание Римом Италии.

1

10.04

 

56

Устройство Римской республики.

1

14.04

 

 

ТЕМА 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

3

 

 

57

Вторая войны Рима с Карфагеном.

1

17.04

 

58

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1

21.04

 

59

Рабство в Древнем Риме. Тест «Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье»

1

24.04

 

 

ТЕМА 3. Гражданские войны в Риме.

4

 

 

60

Земельный закон братьев Гракхов.

1

28.04

 

61

Восстание Спартака.

 

1

01.05

 

62

Единовластие Цезаря.

 

1

05.05

 

63

Окончание гражданских войн и установление империи.

1

08.05

 

 

ТЕМА 4. Римская империя в первые века н.э.

5

 

 

64

Римская империя и ее соседи.

1

12.05

 

65

В Риме при императоре Нероне.

 

1

15.05

 

66

Возникновение христианства. Тест «Установление империи. Соседи Римской империи».

1

19.05

 

67

Расцвет Римской империи.

1

22.05

 

68

Рим – столица империи.

1

26.05

 

 

ТЕМА 5. Падение  Западной Римской империи.

2

 

 

69

Рим во времена Константина.

1

29.05

 

70

Падение Западной Римской империи.

1

30.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


Формы и средства контроля

 

 

 

1. Промежуточный контроль (тестирование) – 8

- «Жизнь первобытных людей»                                                                                                                                                         - «Государство на берегах Нила»                                                                                                 - «Военные походы египтян»                                                                                                                                   - «Ассирийская держава»                                                                                                       - «Греки и критяне. Микены и Троя»                                                                                   - «Афинская демократия при Перикле»                                                                                   - «Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье»                                                                                                                                    - «Установление империи. Соседи Римской империи»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

2. Фронтальный опрос

3. Составление  сравнительных таблиц                                                                                                                          4. Самостоятельная  работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей    беседой. 

5. Составление тема­тических творческих рассказов на основе ис­пользования нескольких источников

6. Работа с документами                


 

                  Учебно- методические средства обучения

 

Основная литература для учителя:

1. Программа  «Введение в изучение истории» под ред. Майкова  А.Н. Программа       «История с древнейших времен до наших дней»: 5-11 классы./ Под общ. ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой. – М.: Вентана – Граф, 2008.с.10

2. Программа «История Древнего мира» под редакцией А.А. Вигасина,  Г.И. Годера., И. С. Свенцицкой  М.: Просвещение, 2007 год,

3. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: методическое пособие М.: Вентана-Граф, 2008.

4. К.В. Волков. Контрольно-измерительные материалы. История древнего мира. 5 класс. М.: ВАКО. 2011г.

5. Ю.И. Максимов. Тесты по истории Древнего мира. М.: ЭКЗАМЕН. 2010 г.                                            6. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е издание к учебному комплекту А.А. Вигасина, Г.И. Годера.. М., «ВАКО», 2011 г.                                                             7. Рабочая программа по истории 5-11 классы. Н.Б. Чеботарёва. М.: Глобус, 2009 г.

Дополнительная литература для учителя:

1. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998                                                                   2. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

3. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998

Сайты в помощь учителю

Название сайта

Электронный адрес

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

 

Основная литература для обучающихся:                                                                                                                                                                                

1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» – М.: Просвещение, 2008                                              

2. Учебник. История. Введение в историю. Майков А.Н. Вентана - Граф, 2010.

Дополнительная литература для обучающихся:

1. С.И. Алексеев. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Русское слово, 2006                                       

2. Е.А. Тудоровская. Троянская война и её герои. Приключения Одиссея. Гомер. Илиада. Одиссея.                                                                                                                                                   3. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей Древней Греции, составленные по Плутарху.

Оборудование:

Мультимедийный проектор-1

Компьютер-1

Экран-1

комплект карт по истории 5 класс

комплект плакатов по истории 5 класс

 

 

Тест по теме: «Жизнь первобытных людей»

 

А1. Какое событие произошло примерно 40 тысяч лет назад?

1) появился Человек разумный

2) люди научились обрабатывать металлы

3) люди перешли к земледелию и скотоводству

4) появились первые стоянки первобытных людей

А2. Страх первобытных людей перед грозными и необъяснимыми явлениями природы привел:

1) к появлению государств

2) к строительству городов

3) к появлению религиозных верований

4) к отказу от занятий охотой и собирательством

А3. Прочтите отрывок из книги и укажите название животного, о котором идет речь.

Ао подошел к обрыву и уверенным взмахом копья начертил на гладком отвесе очертания зверя. Это был горбатый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядями длинных волос и высоко поднимал концы могучих клыков...

1) носорог

2) бизон

3) мамонт

4) африканский слон

А4. Почему первобытные люди клали пищу и орудия труда в могилы умерших?

1) они имели излишки продуктов

2) они были уверены, что все это понадобится сородичу в «стране мертвых»

3) они хотели сохранить свои орудия труда для потомков

4) они прятали там свои запасы, так как опасались набегов соседей

А5. Какое животное человек приручил первым?

1) мамонта                                      3) собаку

2) носорога                                     4) обезьяну

А6. Какое правило действовало в соседской общине?

1) родня сильна, когда над ней крыша одна

2) братство дороже всякого богатства

3) за общим столом еда вкуснее

4) каждый сам за себя

А7. Какое занятие способствовало возникновению земледелия?

1) скотоводство                              2) ремесло

3) собирательство                          4) охота

А8. В чем состояло преимущество медных орудий труда перед каменными?

1) медные орудия труда более прочные

2) медь чаще встречается в природе, чем камень

3) медное орудие труда стоило дешевле каменного

4) медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново

А9. Главным отличием человека от животного является его способность:

1) охотиться                                                 3) делать орудия труда

2) прожить в одиночку                                4) строить жилище

А10. Укажите черты, присущие первобытной эпохе.

1) люди не угнетали друг друга

2) люди жили маленькими семьями

3) только старейшины и вожди умели читать и писать

4) люди использовали только деревянные орудия труда

 

 

А11. Племенем называли:

1) несколько родов, живущих в одной местности

2) коллектив родственников

3) жителей одного города

4) коллектив охотников

А12. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного человека?

1) люди перестали зависеть от природы         

2) люди перестали нуждаться в одежде          

3) огонь привлекал животных к жилищу человека

4) люди с помощью огня изготавливали орудия труда

 

В1. Какие орудия труда использовались в земледелии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) плуг

2) серп

3) гончарный круг

4) гарпун

5) копье

Ответ: _____________________________________

 

В2. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

 

Понятие

Определение

А) рабы

Б) ремесленники

В) знатные

 

1) потомки вождей, знаменитые люди

2) люди, которые занимаются

изготовлением различных изделий

3) захваченные на войне пленники

4) могущественные боги

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

В3. Расположите в правильной последовательности следующие события.

А) выделение знати

Б) рост урожаев, появление излишков

В) переход от родовой общины к соседской

Г) изобретение плуга, использование животных для рыхления земли

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме: «Жизнь первобытных людей»

 

А1-1

А2-3

А3-3

А4-2

А5-3

А6-4

А7-3

А8-4

А9-3

А10-1

А11-1

А12-4

 

В1-12

В2-А3,Б2,В1

В3-ГБВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме:  «Государство на берегах Нила»

 

А 1. Египет расположен:

1) между третьим и четвертым порогами Нила

2) вдоль побережья Красного моря

3) по берегам рек Нил и Евфрат

4) в Северо-Восточной Африке

 

А2. Когда на территории Египта образовались первые государства?

1) 40 тысяч лет назад

2) в конце 4 тысячелетия до н. э.

3) около 3000 г. до н. э.

4) в первом в. н. э.

 

А3. Земледелие в Египте стало главным занятием, т. к.:

1) в Египте часто шли дожди

2) в Египте протекало много полноводных рек

3) в долине Нила земля была мягкой и плодородной

4) по берегам реки находилось много свободных, пригодных для земледелия полей

 

А4. Что является признаком государства?

1) выборы старейшины

2) образование родовых общин

3) наличие религиозных верований

4) наличие определенной территории и границ

 

А5. Египет расположен:

1) в Западной Азии

2) от истоков Нила до дельты

3) вдоль побережья Средиземного моря

4) на берегах Пила от первого порога до Средиземного моря

 

А6. Единое государство сложилось в Египте примерно:

1) 40 тысяч лет назад                               3) в 3000 г. до н. э.

2) в 4000 г. до н. э.                                    4) в 1 в. н. э.

 

А7. Греческий ученый Геродот называл Египет «даром

Пила», потому что:

1) во время разливов Нила почва становилась плодородной

2) река была главной достопримечательностью Египта

3) первые жители Египта прибыли в страну по реке

4) основным занятием египтян было рыболовство

 

А8. Что является признаком государства?

1) появление Человека разумного

2) переход на христианское летоисчисление

3) использование металлических орудий труда

4) наличие правителя, получившего власть по наследству

 

 

 

В1. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

 

Понятие

Определение

А) папирус

Б) дельта

В) ил

 

1) высокий тростник, из которого дела ли материал для письма

2) место впадения реки в море

3) каменистая преграда на дне реки

4) осадок, образующийся на дне водоемов или после разлива реки

 

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

 

В2. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

 

Понятие

Определение

А) пороги

Б) оазис

В) рельеф

 

1) островок растительности, расположенный около естественного водоема посреди пустыни

2) место впадения реки в море

3) каменистая преграда на дне реки

4) выпуклое изображение на камне

 

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме:  «Государство на берегах Нила»

 

 

А1-4

А2-2

А3-3

А4-4

А5-4

А6-3

А7-1

А8-4

 

В1- А1,Б2,В4

В2- А3,Б1,В4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме: «Военные походы египтян»

 

А1. Примерно в 1500 г. до н. э.:

1) на территории Египта появились первые государства

2) объединились Северное и Южное царства

3) границы Египта достигли берегов Евфрата

4) Египет был завоеван соседними племенами

 

А2. Причиной военных походов египетских фараонов было их стремление:

1) научиться у соседних народов новым способам обработки земли

2) освободить народы соседних стран от рабства

3) увеличить свои богатства

4) усилить власть вельмож

 

А3. Как называется сплав меди с оловом?

1) железо

2) серебро

3) бронза

4) свинец

 

А4. Завоеванная египтянами страна, располагавшаяся за первым порогом Нила, называлась:

1) Сирией

2) Нубией

3) Палестиной

4) Финикией

 

А5. Фараон Тутмос совершил свои самые крупные завоевания примерно:

1) в 4000 г. до н. э.

2) в 3000 г. до н. э.

3) в 1500г.дон.э.

4) в 1000 г. н. э.

 

А6. Причиной военных походов египетских фараонов было их стремление:

1) познакомиться с культурными достижениями других народов

2) увеличить земельные владения крестьян

3) укрепить свою власть

4) захватить всю Африку

 

А7. Короткое копье египетских пехотинцев называлось:

1) гарпун

2) дротик

3) дышло

4) палка-металка

 

А8. Полуостров, завоеванный египетскими фараонами:

1) Синайский

2) Ливийский

3) Сирийский

4) Нубийский

 

В1. Какие две из перечисленных ниже причин способствовали военным успехам египтян при фараоне Тутмосе? Обведите цифры, соответствующие верным ответам,

и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) создание большого и хорошо обученного войска из земледельцев-пехотинцев

2) использование огнестрельного оружия

3) создание сильного морского флота

4) использование боевых колесниц

5) пополнение войска за счет рабов

Ответ: ___________________________________________________________

 

В2. Каковы были результаты военных походов египетских

фараонов? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных

символов.

1) обеднение крестьян

2) увеличение числа рабов

3) ослабление власти фараонов

4) завоевание всего побережья Средиземного моря

5) уменьшение территории Египетского государства

Ответ:____________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме:  «Военные походы египтян»

 

 

А1-3

А2-3

А3-3

А4-2

А5-3

А6-3

А7-2

А8-1

 

В1- 14

В2- 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме: «Ассирийская держава»

 

А1. Ассирия располагалась:

1) в южной части Двуречья

2) в верхнем течении Тигра

3) по берегам Красного моря

4) вдоль побережья Средиземного моря

 

А2. Главным природным богатством Ассирии были:

1) залежи железной руды

2) запасы строевого леса

3) запасы глины и песка

4) мягкие, плодородные почвы

 

А3. В чем причина военных успехов ассирийских царей?

1) использование оружия из меди

2) привлечение в войско рабов

3) отсутствие военачальников

4) использование конницы

 

А4. Ниневия была разрушена:

1) в результате землетрясения

2) в результате сильного наводнения

3) в ходе восстания вавилонян и мидийцев

4) во время восстания ассирийских бедняков против знати

 

А5. Расцвет Ассирии пришелся на:

1) 2 тысячелетие до н. э.

2) Х в. до н. э.

3) VIII в. до н. э.

4) 612 г. до н. э.

 

А6. Главным занятием ассирийцев было:

1) земледелие

2) скотоводство

3) производство предметов роскоши

4) выращивание винограда и оливковых деревьев

 

А7. Причина военных успехов ассирийских царей:

1) применение железного оружия

2) наличие большого военного флота

3) милосердное отношение к побежденным народам

4) включение покоренных народов в состав войска

 

А8. Ассирийский царь Ашшурбанапал известен:

1) постройкой храма Бога Яхве

2) разработкой нового свода законов

3) созданием библиотеки глиняных книг

4) прекращением завоевательных походов

 

В1. Какие слова и словосочетания относятся к истории Ассирии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) таран

2) Бог Яхве

3) Гильгамеш

4) пирамида Тутанхамона

5) библиотека глиняных книг

 

Ответ:____________________________________________________________

 

В1. Какие слова и словосочетания относятся к истории Ассирии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам,

и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) алфавит

2) бог Шамаш

3) пирамида Хеопса

4) Ниневия— «логовище львов»

5) статуи крылатых богов с человеческими лицами

 

Ответ:____________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме:  «Ассирийская держава»

 

 

А1-2

А2-1

А3-4

А4-3

А5-3

А6-2

А7-1

А8-3

 

В1- 15

В2- 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме: «Греки и критяне. Микены и Троя»

 

А1. Город Микены был расположен в:

1) Причерноморье

2) Северной Греции

3) Южной Греции

4) Малой Азии

 

А2. В Греции в отличие от Египта:

1) земля была плодородной

2) отсутствовали большие реки

3) было мало полезных ископаемых

4) большую часть территории покрывали пески

 

А3. Какому герою греческого мифа принадлежат следующие слова?

Если не могу я спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

1) Тесею                                 3) Ною

2) Дедалу                                4) царевичу Раме

 

А4. Укажите итог Троянской войны.

1) освобождение Греции от персидского господства

2) объединение Греции под властью троянского царя

3) падение Троянского царства

4) гибель Критского царства

 

А5. Балканский полуостров:

1) находится на юге Европы

2) омывается Красным морем

3) омывается Черным морем

4) находится в Южной Азии

 

А6. В Греции в отличие от Египта:

1) земля была мягкой и влажной

2) был суровый, холодный климат

3) реки разливались два раза в год

4) большую часть территории занимали горы

 

А7. Выражение «нить Ариадны» связано с мифом о:

1) Гильгамеше

2) Дедале и Икаре

3) Всемирном потопе

4) Тесее и Минотавре

 

А8. Укажите причину Троянской войны.

1) борьба между Троей и греческими государствами за господство в Эгейском море

2) стремление троянского царя объединить всю Грецию под своей властью

3) восстание греков против владычества персов

4) спор между богинями

 

 

В1. Прочитайте отрывок из древнегреческого мифа и напишите имя человека, о котором идет речь.

Он стоял на высокой скале у берега моря, ожидая сына. Вот вдали показалась черная точка. Это корабль Тесея. Но не блестят белые паруса на солнце, паруса черные, а это значит погиб Тесей. В отчаянии бросился он с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб безутешный отец, его именем.

 

Ответ:____________________________________________________________

 

В2. Прочитайте отрывок из древнегреческого мифа и напишите имя человека, о котором идет речь.

Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и носком и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Наконец, работа закончена, крылья готовы. Великий мастер привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух подобно громадной птице.

 

Ответ:____________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме:  «Греки и критяне. Микены и Троя»

 

 

А1-3

А2-2

А3-2

А4-3

А5-1

А6-4

А7-4

А8-1

 

В1- Эгей

В2- Дедал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме: «Афинская демократия при Перикле»

 

А1. Верховная власть в Афинском государстве принадлежала:

1) царю                              3) стратегу

2) архонту                         4) Народному собранию

 

А2. В работе Народного собрания принимали участие:

1) все греки

2) граждане Афинского государства

3) все жители Афинского государства

4) люди, свободно говорившие на греческом языке

 

А3. Стратега в Афинском государстве выбирали открытым голосованием, потому что:

1) стратег имел право наказать всех, кто проголосовал против него

2) должность стратега была самой незначительной в Афинах

3) считалось, что не каждый обладает талантом полководца

4) многие греки не умели читать и писать

 

А4. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

1) существовали законы

2) собирали налоги в казну

3) рабы принимали участие в управлении

4) должностных лиц выбирали по жребию или голосованием

 

А5. Руководство флотом и армией, внешней политикой в Афинском государстве возлагалось на:

1) архонта

2) стратега

3) царя

4) Народное собрание

 

А6. Чем занималось Народное собрание в Афинах?

1) принимало законы

2) следило за состоянием насыпей и каналов

3) руководило возведением храмов

4) объявляло о начале театральных представлений

 

А7. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

1) власть принадлежала демосу

2) в управлении государством участвовали рабы

3) верховная власть передавалась по наследству

4) должностные лица отчитывались перед стратегом

 

А8. За исполнение должностей в Афинском государстве платили деньги, чтобы:

1) привлечь к управлению чужеземцев

2) прославить Афинское государство на всю Элладу

3) бедняки могли занять государственные должности

4) афиняне могли купить входной билет на Акрополь

 

 

 

 

В1. Из перечисленных ниже имен укажите двух современников Перикла. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) Солон

2) Одиссей

3) Аспасия

4) Мильтиад

5) Софокл

 

Ответ:____________________________________________________________

 

В2. Из перечисленных ниже имен укажите двух современников Перикла. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без

дополнительных символов.

1) Драконт

2) Фидий

3) Тесей

4) Геродот

5) Парис

 

Ответ:____________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Ответы к тесту по теме:  «Афинская демократия при Перикле»

 

 

А1-4

А2-2

А3-3

А4-4

А5-2

А6-1

А7-1

А8-3

 

В1- 35

В2- 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства

Рима во всем Средиземноморье»

 

А1. Причиной борьбы Рима с Карфагеном было стремление Рима:

1) освободиться от зависимости

2) захватить побережье Черного моря

3) установить свою власть в Средиземноморье

4) распространить веру в римских богов на новые территории

 

А2. О каком событии идет речь?

.. . [Ганнибал] повел за собою пятьдесят тысяч пехоты и около девяти тысяч конницы; перевалил с ними через так называемые Пиренейские горы к месту переправы через реку, именуемую Роданом. Войско его отличалось не столько многочисленностью, сколько крепостью здоровья и было превосходно испытано в непрерывных битвах в Иберии.

1) нашествие галлов на Рим

2) триумф римского

3) завоевание римлянами Македонии

4) начало войны Рима с Карфагеном

 

А3. В битве при Заме победил полководец:

1) Пирр

2) Сципион

3) Катон

4) Ганнибал

 

А4. После завершения второй войны с Карфагеном Рим:

1) стал хозяином в Западном Средиземноморье

2) вынужден был сжечь все свои боевые корабли

3) потерял все свои завоевания в Северной Африке

4) обязан был заплатить Карфагену большую сумму денег

 

А5. О каком событии идет речь?

Наконец римляне... сломили неприятеля, ряды которого... выдавались вперед клином... Когда неприятель, уступая римлянам, поспешно и в беспорядке стал отступать, римляне преследовали его по пятам... и остановились, лишь наткнувшись на резерв африканцев: они стояли в виде полукружия в обе стороны растянув свои крылья; только центр... выдавался вперед... Когда римляне опрометчиво зашли в середину, они обошли их кругом и с тылу преградили им возможность отступления.

1) битва при Каннах

2) битва при Платеях

3) битва около города Зама

4) сражение римлян с македонянами

 

А6. Кому принадлежат слова?

Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен.

1) Ганнибалу

2) Катону

3) Сципиону

4) Пирру

 

 

 

В 1. Расположите в правильной последовательности следующие события.

А) захват Римом Сицилии

Б) битва при Заме

В) завоевание Римом Сирийского царства

Г) разрушение римлянами Карфагена

 

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

В 2. Расположите в правильной последовательности следующие события.

А) битва при Каннах

Б) вторжение Ганнибала в Италию

В) разрушение римлянами Карфагена

Г) завоевание римлянами Македонии

 

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме:  «Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье»

 

 

 

А1-3

А2-4

А3-2

А4-1

А5-1

А6-2

 

В1- АБВГ

В2- БАГВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме: «Установление империи. Соседи Римской империи»

 

А1. Какая страна в Средиземноморье потеряла независимость последней?

1) Греция

2) Парфия

3) Британия

4) Египет

 

А2. Состоятельный человек, бескорыстно помогающий людям искусства:

1) гражданин                                       3) император

2) меценат                                           4) сенатор

 

А3. Частое изображение Октавиана Августа рядом с богами свидетельствовало:

1) о признании спортивных заслуг императора

2) об обожествлении личности Августа

3) о распространении христианства

4) о восстановлении республики

 

А4. С каким событием связаны слова Октавиана Августа «Вар, верни мне мои легионы!»?

1) с заключением мира с Парфией

2) с захватом Цезарем власти в Риме

3) с борьбой за власть между Октавианом и Антонием

4) с поражением римского войска в Тевтобургском лесу

 

А5. Место морского сражения между Октавианом и Антонием:

1) мыс Акций

2) бухта Пирей

3) остров Саламин

4) Александрийская бухта

 

А6. Племена, проживавшие по берегам реки Рейн:

1) парфяне

2) венеды

3) скифы

4) германцы

 

А7. Пожизненное звание императора и народного трибуна, дарованное сенатом Октавиану, означало:

1) установление республики            

2) установление единоначалия Августа

3) признание полководческих талантов Октавиана

4) прекращение действия сената и Народного собрания

 

А8. Предводитель Арминий прославился тем, что:

1) победил парфянское войско

2) возглавил восстание рабов

3) возглавил заговор против Цезаря

4) разбил римлян в Тевтобургском лесу

 

 

В1. Какие события произошли в правление Октавиана Августа? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) взятие Карфагена

2) завоевание Галлии

З) установление в Риме республики

4) завершение гражданских войн

5) создание личной императорской стражи

 

Ответ:____________________________________________________________

 

 

В2. Какие события произошли в правление Октавиана Августа? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

 

1) захват Римом Сицилии

2) принятие земельного закона

З) заключение мира с Парфией

4) подавление восстания Спартака

5) превращение Римского государства в империю

 

Ответ:____________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме:  «Установление империи. Соседи Римской империи»

 

 

А1-4

А2-2

А3-2

А4-4

А5-1

А6-4

А7-2

А8-4

 

В1- 45

В2- 35

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочие программы по истории"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс.

         Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государствен­ного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основе авторских  программ по истории: А.А. Вигасина,  Г.И. Годера., И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2007 год.

          На изучение истории в 5 классе отводится 72 часа, что составляет 2 часа в неделю. Из них 10 часов отводится на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история». Пропедевтический модуль вводится за счёт часов отведённых на повторение и сокращение часов на раздел Древний Востоквместо 18 часов отведено 15 часов, так как материал этого раздела более доступен для понимания и восприятия.

 

          Цель:

Формирование   у  школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности

 

            Задачи:

·         Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

·         Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

·         Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

·         Раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Структура программы.

 

  1. Пояснительная записка.
  2. Основное содержание, где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
  3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
  4. Учебно-тематический план, в котором указаны количество часов, отводимые на изучение темы, количество контрольных работ и тем по развитию речи.
  5. Перечень учебно-методического обеспечения.
  6. Контрольно-измерительные материалы
  7. Примерное тематическое планирование, в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, тип урока, использование ИКТ, домашнее задание, дата проведения.
  8. Список литературы.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 962 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 352
    • DOCX 245.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акиншина Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Акиншина Наталья Владимировна
    Акиншина Наталья Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 21847
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 207 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 363 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 164 человека