Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
______________/ Горобец Е.К.
«25» августа 2014 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете «29» августа 2014 г.
Протокол №1
Директор школы МБОУ СОШ№7
/Краснова Е.В.
|
Рабочая программа по химии
9 класс
учитель: Духова Екатерина Алексеевна
количество часов 68 часов — 2 часа в неделю
учебник: О.С.Габриеляна Химия. 9 кл.
учебник для общеобразовательных учереждений- М.: Дрофа, 2014.
Соответствует федеральному компоненту
стандарта среднего общего образования. Разработана на основе авторской
программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
Государственного стандарта среднего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации: Химия. Базовый
уровень. 11 кл. О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2014
2014
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа учебного предмета Химия 9
класс составлена на
основе:
·
Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования
·
Рабочая
программа учебного курса по химии для 9 класса разработана на основе ФГОС
второго поколения, на базе программы основного среднего образования по химии и
авторской программы О.С.Габриеляна Химия.
9 класс:М.: Дрофа, 2014.
Программа курса химии построена по
концентрической концепции. Поэтому весь теоретический материал рассматривается
в 7-8 классах. В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения
о свойствах классов веществ, металлов и неметаллов, а затем подробно освещены
свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа, как
представителя металлов побочных подгрупп, галогенов, халькогенов, неметаллов IV, V групп. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных
важных в народнохозяйственном отношении веществ, в данном курсе появляется
возможность познакомить учащихся с химической технологией на примере
производства серной кислоты и аммиака.
Значительное место в содержании курса отводится химическому
эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные
предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые
химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному
обращению с веществами.
Значительное место занимают
качественные и расчётные задачи разных типов, что способствует развитию навыков
в решении задач, позволяет качественно подготовить учащихся к аттестации в
форме ГИА.
Цели изучения химии в 9 классе:
1.
освоение важнейших
знаний об основных понятиях и
законах химии, химической символике;
2.
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ
и уравнений химических реакций;
3.
развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
4.
воспитание отношения к химии как к одному из
фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой
культуры;
5.
применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
1.Сформировать
знание основных классов неорганических веществ;
2.Воспитывать
общечеловеческую культуру;
3. Учить наблюдать, применять
полученные знания на практике
Выпускник получит возможность
научиться:
- определять роль различных веществ в
природе и технике;
- объяснять роль веществ в их
круговороте.
- рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов
в природе;
- находить черты, свидетельствующие об
общих признаках химических процессов и их различиях.
- объяснять значение веществ в жизни и
хозяйстве человека.
- перечислять отличительные свойства
химических веществ;
- различать основные химические процессы;
- определять основные классы
неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
- овладение основами методов познания,
характерных для естественных наук: характеризовать методы химической
науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании
природы;
- проводить химические опыты и
эксперименты и объяснять их результаты.
- умение оценивать поведение человека с
точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при
соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; различать
опасные и безопасные вещества.
На курс химии в 9 класса отведено: контрольных работ-3;
практических работ-5.
Учебно-методическое
обеспечение
- Химия: 9 класс:
контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9
класс» / О.С. Габриелян– М. : Дрофа, 2013.
- Габриелян О.С.,
Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.:
Дрофа
- Контрен - Химия
для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт
для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется
химией.
- CD
«Неорганическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Школа Кирилла
и Мефодия», издательство «Учитель»
- Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8
класс. (2 часть)
- .Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория
(учебное электронное издание)
Формы организации учебного
контроля
В качестве форм контроля выступают:
коллективные, индивидуальные, групповые, парные. Текущий контроль
осуществляется про помощи учетов знаний, контрольных работ.
Критерии
оценки устных, контрольных, самостоятельных и практических работ на уроках
химии
Устный ответ
Оценка
"5" ставится, если ученик: показывает
глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей;умеет составить полный и правильный ответ на основе
изученного материала;выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать
анализ, обобщения, выводы;устанавливать межпредметные (на основе ранее
приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации;последовательно, чётко, связно, обоснованно и
безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные
выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя;самостоятельно и рационально использовать
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и
опытов;самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта,
который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы
с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка
"4" ставится, если ученик:показывает знания всего изученного
программного материала; даёт полный и правильный ответ на основе изученных
теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и
опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при
этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины; не обладает
достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает
негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик: усвоил
основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает
недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в
использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно
четкие;не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;испытывает
затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,
при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; отвечает
неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение
в этом тексте;обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская одну-две грубые
ошибки. Оценка
"2" ставится, если ученик: не усвоил и не раскрыл основное
содержание материала;не делает выводов и обобщений;не знает и не понимает
значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их
к решению конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один
вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при
помощи учителя.
Оценка
самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка
"5" ставится, если ученик выполнил
работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного
недочета. Оценка "4" ставится,
если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочета или не более двух
недочетов.
Оценка
"3" ставится, если ученик:правильно выполнил не менее
половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок или не более одной
грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех
негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии
ошибок, но при наличии четырех-пяти
недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины
работы.
Оценка выполнения
практических работ, опытов по химии
Оценка "5"
ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном
объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и
измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно,
логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном
отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения
(поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует
расходные материалы). эксперимент осуществляет по плану с учетом техники
безопасности и правил работы с материалами и
оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил
требования к оценке "5", но: опыт проводил в условиях, не
обеспечивающих достаточной точности измерений или было допущено два-три
недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета или эксперимент
проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности,
выводы сделал
неполные Оценка
"3" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта;
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной
части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным,
принципиально важным задачам работы; или подбор оборудования, объектов,
материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело
к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в
общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в
вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.);
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик: не
определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения
производились неправильно или в ходе работы и в отчете обнаружились в
совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к
оценке "3"; допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении,
в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию
учителя.записка
Содержание программы
Тема 1. Повторение 8 класс (Растворы)
(6 часов )
Оксиды, их химические свойства.
Свойства кислот в свете ТЭД.Основания, их свойства в свете ТЭД. Соли, их
свойства в свете ТЭД. Окислительно-восстановительные реакции. Метод ОВР
баланса.
Тема 2. Металлы (19 часов )
Классификация и основы номенклатуры
органических соединений. Изомерия в органической химии. Вывод формул
органических веществ(решение задач).Положение металлов в периодической системе
Д.И.Менделеева. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Характеристика
элемента по его положению в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева. Химическое равновесие. Скорость химической реакции. Принцип Ле
Шателье. Правило смешения равновесия. Расчетные задачи на скорость химической
реакции.Положение металлов в ПСХЭ, строение и физические свойства.Химические
свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Способы
получения металлов.Щелочноземельные металлы и их соединения. Химические
свойства Алюминий и Железо. Их соединения Практическая работа №1.
Получение и свойства соединений металлов.
Тема 3. Неметаллы (20 часов )
Положение неметаллов в ПСХЭ,
строение и физические свойства. Водород и Кислород. Физические и химические
свойства. Практическая работа №2. Получение водорода, кислорода и
изучение их свойств. Галогены. Физические и химические свойства. Практическая
работа №3. «Качественные реакции на Cl-, F-,Br- I- ».Сера
и Азот. Соединения серы и азота. Серная кислота. Химические свойства.Азотная
кислота. Химические свойства.Нитраты. Правило разложения нитратов.Аммиак. Соли
аммония.Практическая работа №4. « Получение аммиака». Фосфор и Углерод.
Соединения фосфора и углерода. Практическая работа №5. «
Получение углекислого газа». Кремний и его соединения.
Тема 4. Расчетные задачи ( 12
часов)
Задачи на вычисления по химическим
уравнениям с использованием понятий «молярная масса» и «молярный объем». Задачи
на вычисления с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».
Задачи вычисления по химическим уравнениям на «избыток» и «недостаток». Задачи
на определение выхода продукта реакции( в процентах) от теоретически
возможного. Задачи на вычисления по химическим уравнениям с использованием
понятий «примеси».
Тема 5. Обобщение знаний по
химии за курс основной школы (9 часов)
Периодическая система Д.И.Менделеева и
строение атома. Электроотрицательность степень окисления. Классификация
химических реакций. Химическое равновесие. Диссоциация электролитов в водных
растворах. Ионные уравнения. Окислительно-восстановительные реакции.
Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные
химические свойства неорганических веществ.
Примерное
календарно- тематическое планирование уроков 9 класс (2 часа в неделю, всего 68
часов, из них 2 часа – резервное время)
№ п/п
|
Количество часов (ч.)
|
Название разделов: темы уроков
|
Дата урока
|
Контроль
|
Повторение
|
Примечание
|
Повторение
8 класс (Растворы) (6 часов )
|
1
|
1
|
Вводное
повторение: «Химические реакции»
Оксиды, их химические свойства.
|
|
|
|
|
2
|
1
|
Свойства кислот в свете ТЭД.
|
|
учет знаний
|
|
|
3
|
1
|
Основания, их свойства в свете ТЭД. Соли, их
свойства в свете ТЭД.
|
|
учет знаний
|
повторение хим св-в оксидов, кис-т
|
|
4
|
1
|
Окислительно-восстановительные реакции.
Метод ОВР баланса
|
|
учет знаний
|
|
|
5
|
1
|
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Растворы»
|
|
|
|
|
6
|
1
|
Контрольная работа №1: «Растворы»
|
|
|
|
|
Металлы
(19 часов )
|
7
|
1
|
Периодический
закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете
учения о строении атома.
|
|
|
|
|
8,9
|
2
|
Характеристика
элемента по его положению в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева
|
|
учет знаний
|
повторение изм. св. в ПСХЭ
|
|
10
|
1
|
Химическое
равновесие. Скорость химической реакции.
|
|
|
|
|
11
|
1
|
Принцип Ле
Шателье. Правило смешения равновесия
|
|
учет знаний
|
|
|
12,13
|
2
|
Расчетные задачи
на скорость химической реакции.
|
|
учет знаний
|
повторение пр-п Ле Шат.-е
|
|
14
|
1
|
Положение металлов
в ПСХЭ, строение и физические свойства.
|
|
|
|
|
15,16
|
2
|
Химические
свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Способы
получения металлов.
|
|
учет знаний
|
|
|
17,18
|
2
|
Щелочные металлы
и их соединения. Химические свойства
|
|
учет знаний
|
повторение Мет.
|
|
19,2
|
2
|
Щелочноземельные
металлы и их соединения. Химические свойства
|
|
учет знаний
|
|
|
21
|
1
|
Алюминий и
Железо. Их соединения
|
|
|
|
|
22
|
1
|
Практическая
работа №1. Получение и свойства соединений металлов.
|
|
|
|
|
23,24
|
2
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «
Металлы»
|
|
|
|
|
25
|
1
|
Контрольная работа №2: «Металлы»
|
|
|
|
|
Неметаллы
(20 часов )
|
26
|
1
|
Положение неметаллов
в ПСХЭ, строение и физические свойства.
|
|
|
повторение Мет.
|
|
27
|
1
|
Водород и
Кислород. Физические и химические свойства.
|
|
|
|
|
28
|
1
|
Практическая
работа №2. Получение водорода, кислорода и изучение их свойств.
|
|
|
|
|
29
|
1
|
Галогены.
Физические и химические свойства.
|
|
|
|
|
30
|
1
|
Практическая
работа №3. «Качественные реакции на Cl-, F-,Br-
I- »
|
|
|
|
|
31,32
|
2
|
Сера и Азот. Соединения серы и азота.
|
|
учет знаний
|
|
|
33,34
|
2
|
Серная кислота. Химические свойства.
|
|
учет знаний
|
повторение соед серы
|
|
35,36
|
2
|
Азотная кислота. Химические свойства.
|
|
учет знаний
|
повторение соед азота
|
|
37,38
|
2
|
Нитраты. Правило разложения нитратов.
|
|
учет знаний
|
|
|
39,4
|
2
|
Аммиак. Соли аммония.
|
|
|
повторение хим св-зи
|
|
41
|
1
|
Практическая
работа №4. « Получение аммиака»
|
|
|
|
|
42
|
1
|
Фосфор и Углерод. Соединения фосфора и
углерода.
|
|
|
|
|
43
|
1
|
Практическая работа №5. « Получение
углекислого газа»
|
|
|
|
|
44
|
1
|
Кремний и его соединения.
|
|
|
|
|
45,46
|
2
|
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Неметаллы»
|
|
|
|
|
47
|
1
|
Контрольная работа №3:
«Неметаллы»
|
|
|
|
|
Расчетные
задачи ( 12 часов)
|
48,49
|
2
|
Задачи на вычисления по химическим
уравнениям с использованием понятий «молярная масса» и «молярный объем»
|
|
учет знаний
|
повторение понятия «моль»
|
|
50,51
|
2
|
Задачи на вычисления с использованием
понятия «массовая доля растворенного вещества»
|
|
учет знаний
|
повторение понятия «раствор»
|
|
52,53
|
2
|
Задачи вычисления по химическим уравнениям
на «избыток» и «недостаток»
|
|
учет знаний
|
|
|
54,55
|
2
|
Задачи на определение выхода продукта
реакции( в процентах) от теоретически возможного
|
|
учет знаний
|
|
|
56,57
|
2
|
Задачи на вычисления по химическим
уравнениям с использованием понятий «примеси»
|
|
учет знаний
|
|
|
Обобщение
знаний по химии за курс основной школы (9 часов)
|
58
|
1
|
Периодическая система Д.И.Менделеева и
строение атома
|
|
|
|
|
59
|
1
|
Электроотрицательность степень окисления.
|
|
|
|
|
60,61
|
2
|
Итоговое
повторение: «Строение атома»
Классификация химических реакций. Химическое
равновесие.
|
|
учет знаний
|
|
|
62
|
1
|
Итоговое
повторение: «Металлы»
Диссоциация электролитов в водных растворах.
Ионные уравнения.
|
|
|
|
|
63,64
|
2
|
Итоговое
повторение: «Неметаллы»
Окислительно-восстановительные реакции.
|
|
учет знаний
|
|
|
65
|
1
|
Итоговое повторение: «Расчетные задачи»
Неорганические вещества, их номенклатура и
классификация.
|
|
|
|
|
66
|
1
|
Характерные химические
свойства неорганических веществ.
|
|
|
|
|
Список
использованной литературы:
- Габриелян.О.С. Химия. 9 класс: учебник- 2-е изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2014.
- Габриелян О.С.
Изучаем химию в 9 кл.: дидактические материалы – М.: Блик плюс,2013.
- Химия: 9 класс:
контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9
класс» / О.С. Габриелян– М. : Дрофа, 2013.
- Габриелян О.С.,
Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.:
Дрофа
- Алхимик
(http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного
химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя
и студента.
- Контрен - Химия
для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт
для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется
химией.
- CD
«Неорганическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Школа Кирилла
и Мефодия», издательство «Учитель»
- Химия.
Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (2 часть)
- .Химия (8-11
класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.