МУЗЫКА
33
учебные недели по 1 часу – всего 33 часа
Учебно-методический
комплект:
Ø Музыка
: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.О. Усачёва,
Л.В. Школяр. - М.: Вентана - Граф, 2011. – (Начальная школа XXI век).
Пояснительная
записка
Курс «Музыка» ( авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею
самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего
ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют
русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные»
проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная
(церковная) и современная музыка.
При
отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной
музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения,
играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в
данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в
душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.
В
качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка»
выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе
искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается
на следующие принципы:
§
преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
§
возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности
искусства;
§
деятельностное освоение искусства;
§
моделирование художественно-творческого процесса.
Учебники
последовательно раскрывают идею отражения в музыке истории страны и души
русского народа, последовательно раскрывает взаимосвязь народной и
композиторской музыки как двух пластов национальной музыкальной культуры.
Погружение в истоки народного творчества, в сущность национального музыкального
искусства воспитывает в детях любовь к родной стране.
Блокноты
являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекта по музыкальному
искусству, своего рода рабочими тетрадями для письменных работ учащихся. На их
страницах представлено поле деятельности для свободного творческого развития
учащихся. Хрестоматии, входящие в комплект пособий, содержат основной нотный
материал, необходимый для проведения полноценных уроков. Используя нотный
материал, собранный авторами-составителями в хрестоматии, учитель сможет не
только познакомить учеников с музыкой прославленных композиторов, но и
организовать вокальную часть уроков.
Целью
уроков музыки в начальной школе является воспитание у
учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где
содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём
богатстве его форм и жанров
художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
1. Раскрытие
природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
2. Формирования
у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3. Воспитание
устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего,
исполняющего и слушающего музыку
4. Развитие
музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к
искусству.
5. Овладение
интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта
творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
Основные
требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе
учащиеся должны:
Ø Проявлять
готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать
музыкальные произведения;
Ø проявлять
способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
Ø знать
о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и
внутреннего мира человека;
Решать
практические и учебные задачи:
Ø выявлять
жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и
неживого в окружающем мире;
ориентироваться в
многообразии музыкальных жанров;
Ø различать
характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические,
интонационные особенности;
Ø применять
элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Ø
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела
|
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Планируемые результаты по разделу
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Жанры
музыки
|
1.
2.
|
6.09
13.09
|
Образ
музыки
(Экскурсия
в ДШИ)
Жанры
музыки. С.С. Прокофьев « Марш»
(Экскурсия
в РДК)
|
-уметь
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
-уметь
определять на слух основные жанры музыки
|
Личностные:
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-
чувства прекрасного и эстетического;
Регулятивные:
-принимать
и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять
о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
-
выражать своё отношение к музыкальному произведению
|
|
3.
|
20.09
|
Родина
музыки. А. Попатенко «Скворушка прощается». Разучивание песни.
(Актовый
зал)
|
-знать
автора, название, текст изученного произведения
|
|
|
4.
|
27.09
|
Мелодия.
П.И. Чайковский «Мелодия»
|
-уметь
выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;
-
определять на слух основные жанры музыки
|
|
|
5.
|
4.10
|
Характер
музыки. П.И. Чайковский. «Немецкая песенка»
|
-знать
об истоках происхождения музыки;
-уметь
различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки,
настроение.
|
|
|
6.
|
11.10
|
Искусство
выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений. А.
Попатенко «Скворушка прощается». Индивидуально- хоровое исполнение. (ДШИ)
|
-
уметь определять на слух основные жанры музыки;
-участвовать
в коллективном пении
|
|
|
7.
|
18.10
|
Где
найти песню? Жанр колыбельной песни. «Баю –бай»
|
-
уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой
деятельности
|
|
|
8.
|
25.10
|
Где
взять танец? П.И.Чайковский «Мелодия», «Камаринская»
|
-уметь
определять на слух основные жанры музыки;
-выявлять
жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы
|
|
|
9.
|
8.11
|
Маршевый
порядок. П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (фрагмент из
фортепианного цикла «Детский альбом»)
|
-знать
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»
|
|
Музыка
живая
|
10
|
15.11
|
Содержание
музыки. П.И. Чайковский «Времена года» (фрагмент из фортепианного цикла).
Русская народная песня «Жнеи, мои жнеи»
|
-уметь
определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в
музыкальных произведениях;
-узнавать
изученные музыкальные произведения
|
Личностные:
-эмпатия,
как понимание чувств и сопереживание;
-чувство
прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной культурой;
Регулятивные:
-принимать
и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять
о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
-
выражать своё отношение к музыкальному произведению
|
|
11.
|
22.11
|
Можно
ли увидеть музыку?
М.П.
Мусоргский «Баба Яга» (фрагмент из фортепианной пьесы музыкального альбома
«картинки с выставки»)
|
-уметь
определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп,
ритм)
|
|
|
12.
|
29.11
|
Как
увидеть музыку? З.Левина «Длинные ноги у дождя». Разучивание песни
|
-уметь
узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов
|
|
|
13.
|
6.12
|
Музыка
живая. С.С. Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»)
|
-знать
названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного
произведения
|
|
|
14.
|
13.12
|
Каждый
композитор – художник. Э.Григ «Утро» (фрагмент из фортепианной пьесы). З.
Левина «Длинные ноги у дождя».
|
-уметь
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
|
|
|
15.
|
20.12
|
Изобразительность
в музыке. П.И. Чайковский «Спящая красавица» (фрагмент из балета)
|
-знать
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»
|
|
|
16.
|
27.12
|
Изобразительность
в музыке. К.Сен-Санс «карнавал животных» (фортепианная пьеса)
|
-уметь
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
|
|
|
17.
|
17.01
|
Фрагменты
бытования музыки. А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни.
|
-уметь
определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной
выразительности в музыкальных произведениях
|
|
|
18.
|
24.01
|
Рождение
музыкальной формы. Русские народные песни: «Вейся, капустенька», «Авсень»
|
-уметь
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
|
|
Театр.
|
19.
|
31.01
|
Музыкальный
театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни
|
-уметь
выявлять жанровое начало;
-знать
смысл понятия «музыкальный театр»
|
Личностные:
- ценить
отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать
и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-сопоставлять
различные образцы народной и профессиональной музыки;
Коммуникативные:
-
выражать своё отношение к музыкальному произведению
|
|
20.
|
7.02
|
Музыкальный
театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни
|
-уметь
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров
|
|
|
21.
|
21.02
|
Музыкальный
театр. Р.Шуман «Мотылёк». Индивидуальное и групповое исполнение песни
|
-уметь
определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности
|
|
|
22.
|
28.02
|
Что
такое балет? С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» (фрагмент из балета – «Танец
рыцарей»)
|
-узнавать
изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов
|
|
|
23.
|
6.03
|
Музыкальный
театр. Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». Разучивание.
|
-знать
образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края
|
|
|
24.
|
13.03
|
Идём
в театр. Язык театра. С.В. Рахманинов «Итальянская полька»
|
-уметь
выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы
|
|
|
25.
|
20.03
|
Идём
в театр. Язык театра. Н. А. Римский- Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент
из оперы – сказки «Снегурочка»)
|
-уметь
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров
|
|
|
26.
|
3.04
|
Чудеса
в музыке и в жизни. Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни.
|
-знать
образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края
|
|
|
27.
|
10.04
|
Чудеса
в музыкальном театре. Н. А. Римский- Корсаков «Три чуда» (фрагмент из оперы
«Сказка о царе Салтане»)
|
-уметь
определять на слух основные жанры музыки;
характер,
настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
|
|
Язык
музыки.
|
28.
|
17.04
|
Язык
музыки. М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома»
|
-уметь
выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы
|
Личностные:
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства
прекрасного и эстетического;
Регулятивные:
-принимать
и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять
о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
-размышлять
над образами музыкального произведения,
Эстетически
откликаться на музыкальное искусство
Коммуникативные:
-
выражать своё отношение к музыкальному произведению
|
|
29
|
24.04
|
Язык
музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк»
|
-уметь
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
|
|
|
30
|
8.05
|
Язык
музыки. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
|
-знать
названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного
произведения
|
|
|
31.
|
15.05
|
Язык
музыки. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский»
|
-
знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего
мира и внутреннего мира человека
|
|
|
32.
|
22.05
|
Урок-
концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает»
|
-уметь
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
|
|
33 час - 1 мая - выходной
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.