ТЕХНОЛОГИЯ
Пояснительная записка.
В 21 веке технологическое образование становится
технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным
внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких
технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей
личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует
подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых
к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные
знания.
Технологическое образование включает в себя
информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный
компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира.
Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами
созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными
критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания,
пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Рабочая программа по технологии составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта начального образования и
авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.
Курс «Технология» носит интегрированный характер.
Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира,
объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах
реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья,
энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий
«технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с
присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
1)
развитие личностных
качеств, интеллекта, творческих способностей;
2)
развитие
знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и
отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков,
схем, чертежей), творческого мышления;
3)
развитие регулятивной
структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
4)
развитие коммуникативной
компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной
деятельности;
5)
формирование общих
представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории
деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником
не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации
технологических замыслов и проектов;
6)
воспитание экологически
разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и
отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и
культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих
поколений;
7)
овладение детьми
элементарными обобщенными технико-технологическими,
организационно-экономическими знаниями;
8)
расширение и обогащение
личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий
и их социальным значением;
Данный курс закладывает основы гуманизации и
гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить
учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное
развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-
нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями
преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными
технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а,
прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств
каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений,
основ проектной деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно
структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических
знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый
раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в
основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную
часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному
принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического
(деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной
среды.
Данный курс является опорным для формирования системы
универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы
учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение
распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации,
предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата)
предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью
создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным
особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
Возможность создания и реализации моделей социального
поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для
коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально
продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные
методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя
наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:
информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум,
урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом
индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ,
особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце
каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
1)
качество выполнения
изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
2)
степень самостоятельности;
3)
уровень творческой
деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке
деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе
наблюдений, размышлений и самореализации.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу
обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь
представление:
·
о роли и месте человека в
окружающем ребенка мире;
·
о созидательной,
творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
·
о человеческой
деятельности утилитарного и эстетического характера;
·
о некоторых профессиях; о
силах природы, их пользе и опасности для человека;
·
о том, когда деятельность
человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
·
что такое деталь
(составная часть изделия);
·
что такое конструкция и
что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
·
какое соединение деталей
называют неподвижным;
·
виды материалов (природные,
бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на
уровне общего представления;
·
последовательность
изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
·
способы разметки:
сгибанием, по шаблону;
·
способы соединения с помощью
клейстера, клея ПВА;
·
виды отделки:
раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
·
названия и назначение
ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила
безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами;
Уметь:
·
наблюдать, сравнивать,
делать простейшие обобщения;
·
осуществлять организацию и
планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и
результатами;
·
получать необходимую
информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи;
·
различать материалы и
инструменты по их назначению;
·
различать однодетальные и
многодетальные конструкции несложных изделий;
·
качественно выполнять
изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную
разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью
клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой
строчкой и ее вариантами;
·
использовать для сушки
изделий пресс;
·
безопасно использовать и
хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
·
выполнять правила
культурного поведения в общественных местах;
Общеучебные
умения:
Под
контролем учителя:
·
рационально использовать
рабочее место с используемым материалом;
При помощи учителя:
·
проводить анализ образца
(задания), планировать последовательность выполнения практического задания,
контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы
по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним
готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с
доступными практическими заданиями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.