Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная
школа №2»Комсомольского района Чувашской Республики
Согласовано. Согласовано.
Утверждаю.
Руководитель ШМО: Зам.
директора по УВР: Директор школы:
_____/Н.Г.Совина/ _______/Л.К.
Орлова/ _____/Г.Е. Длинов/
Протокол
№
Приказ № §.
Рабочая программа учебного предмета
«математика»
5 класс, базовый уровень
Срок
реализации программы: 2014/2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы
общеобразовательных учреждений «Математика.5-6 классы». Составитель Т.А. Бурмистрова.
Москва. Просвещение.2011
Разработана учителем
математики и физики высшей
квалификационной категории
Совиной Н.Г.
Комсомольское
– 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая
учебная программа соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта общего образования. Составлена на основе
примерной программы общего образования. Сборник рабочих программ Математика 5-6
классы: Составитель Т.А. Бурмистрова. М.Просвещение, 2011
г.
Рассчитана на преподавание по
учебнику для общеобразовательных учреждений «Математика», 5 класс /Н.Я. Виленкин,
В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –-М. Мнемозина, 2013
г.
Сроки реализации данной программы по математике - 2014-2015
учебный год
Количество часов в году 170ч. В неделю – 5 ч.
Плановых контрольных работ –13
Организация учебно-воспитательного процесса. Образовательные
и воспитательные задачи обучения математике должны решаться
комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся. Законом
об образовании учителю предоставляется право самостоятельного выбора
методических путей и приемов решения этих задач.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация
обучения. Это означает, что, осваивая общий курс,
одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной
подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей.
При этом каждый имеет право
самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться
дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении
математике.
Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою очередь, — навыки устных вычислений, которые входят неотъемлемой частью в любые письменные расчеты, служат основой для прикидки результата и т.д. Кроме того, устные вычисления — эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других важных для обучения качеств. На формирование навыков устных вычислений нацелены специальные пособия — математические тренажеры, которые необходимо использовать
на каждом уроке на этапе устной работы.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач.
Необходимо всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьники должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к оказанию помощи одноклассникам, к участию в математических кружках, олимпиадах,
факультативных занятиях; желательно рекомендовать им дополнительную
литературу. Развитие интереса к математике у
школьников является важнейшей задачей учителя.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся,
уровня их математической подготовки, развития общеучебных
умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание
традиционных и новых методов обучения, оптимизировать
применение объяснительно-иллюстративных и эвристических
методов, использование современных
технических средств.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при
изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них
навыков умственного труда — планирование своей
работы, поиск рациональных путей ее
выполнения, критическую оценку результатов.
Целью изучения курса математики в 5-6 классах является
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над
числами, переводить практические задачи на язык
математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов
алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал
курса излагается на наглядно-интуитивном уровне,
математические методы и законы
формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и
отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств
арифметических действий, составлении уравнений, продолжают
знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки
построения геометрических фигур и
измерения геометрических величин.
Структура программы. Программа по математике для 5 класса общеобразовательных учреждений состоит из двух
разделов: «Требования к математической подготовке учащихся», «Содержание обучения». К программе прилагаются
«Тематическое планирование учебного материала» и «Примерное поурочное планирование учебного материала».
Раздел «Требования к математической подготовке
учащихся» определяет итоговый уровень умений и
навыков, которыми учащиеся должны владеть
по окончании данного этапа обучения. Требования
распределены по основным содержательным линиям курса и характеризуют тот безусловный минимум, которого
должны достигать все учащиеся.
Раздел «Содержание
обучения» задает минимальный объем материала, обязательного для изучения. Содержание здесь
распределено не в соответствии с порядком изложения,
принятым в учебнике, а по основным содержательным линиям,
объединяющим связанные между собой вопросы.
Это позволяет учителю, отвлекаясь
от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии,
правильно определить и расставить
акценты в обучении, организовать итоговое повторение материала.
Вразделах «Тематическое планирование учебного
материала» и «Календарно-тематическое планирование учебного материала» приводится конкретное планирование, ориентированное
на учебники математики для 5 класса Н.Я. Виленкина и др.
Требования к математической подготовке учащихся
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
•
правильно употреблять термины, связанные с
различными видами чисел и способами их записи: целое,
дробное, рациональное, иррациональное, положительное,
десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел
к другой (например, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной, проценты — в виде десятичной или
обыкновенной дроби);
•
сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с
расположением точек на координатной
прямой; выполнять арифметические
действия с рациональными числами; находить значения степеней; сочетать при
вычислениях устные и письменные
приемы;
•
составлять и решать пропорции, решать
основные задачи на дроби, проценты;
• округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
•
правильно употреблять термины «выражение»,
«числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать
формулировку заданий: «упростить выражение»,
«найти значение выражения», «разложить на множители»;
•
составлять несложные буквенные выражения и
формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
•
находить значение степени с натуральным
показателем.
Уравнения и неравенства
В результате
изучения курса математики учащиеся должны:
•
понимать, что уравнения — это математический
аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
•
правильно употреблять термины «уравнение»,
«неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя,
понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
•
решать линейные уравнения с одной
переменной.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
•
распознавать на чертежах и моделях
геометрические фигуры (отрезки, углы,
многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
•
владеть практическими навыками использования
геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
•
решать задачи на вычисление
геометрических величин (длин, углов, площадей,
объемов), применяя изученные свойства
фигур и формулы.
Содержание обучения
Числа и вычисления
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства
арифметических действий. Степень с натуральным
показателем.
Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители.
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с
обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа
по его части.
Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление
обыкновенных дробей десятичными.
Среднее арифметическое.
Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции.
Проценты. Основные задачи на проценты.
Решение текстовых задач арифметическими приемами.
Положительные и отрицательные числа. Противоположные
числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными
и отрицательными числами, свойства арифметических действий.
Рациональные числа. Изображение чисел точками координатной прямой.
Приближенные значения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка результатов вычислений.
Выражения и их преобразования
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные
выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.
Уравнения и неравенства
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Числовые
неравенства.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
Представление о начальных понятиях геометрии и
геометрических фигурах. Равенство фигур.
Отрезок. Длина отрезка и ее свойства. Расстояние между
точками.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла.
Многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Длина окружности.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда.
Множества и комбинаторика
Множество. Элемент множества, подмножество. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило
умножения.
Тематическое
планирование учебного материала
5 класс 5 ч в
неделю, всего 170 ч
1. Натуральные числа и шкалы (12 ч).
•
Натуральные числа и их сравнение.
Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
•
Основная цель — систематизировать и обобщать
сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
•
Систематизация сведений о натуральных числах
позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и
записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел,
а также навыки измерения и построения отрезков.
Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи.
Вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных
умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному
штриху на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (23 ч).
•
Сложение и вычитание натуральных чисел,
свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение
и его числовое значение.
Решение линейных уравнений.
•
Основная цель — закрепить и развить навыки
сложения и вычитания натуральных чисел.
•
Начиная с этой темы главное внимание
уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над
многозначными числами, так как они не только
имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования
умений проводить вычисления с десятичными
дробями. Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений
на основе записи мости между
компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (25 ч).
•
Умножение и деление натуральных чисел,
свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых
задач.
•
Основная цель — закрепить и развить навыки
арифметических действий с натуральными числами.
•
Проводится целенаправленное развитие и
закрепление навыков умножения и деления многозначных
чисел. Вводятся понятия степени (с
натуральным показателем), квадрата и куба
числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше
на... (и...)», а также задачи на известные учащимся зависимости
между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и
стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении задач на части с
помощью составления уравнений
учащиеся впервые встречаются с уравнениями, и левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих
буквенных выражений.
4. Площади и объемы
(14 ч).
•
Вычисления по формулам. Прямоугольник.
Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
•
Основная цель — расширить представления
учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные
им сведения о единицах измерения.
•
При изучении темы учащиеся встречаются с
формулами. Навыки вычисления по
формулам отрабатываются при решении
геометрических задач.
Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению
перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (24 ч).
•
Окружность и круг. Обыкновенная дробь.
Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
•
Основная цель — познакомить учащихся с
понятием дроби в объеме, достаточном для введения
десятичных дробей.
•
Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых
умений основное внимание должно быть
привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой
части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби
связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 ч).
•
Десятичная дробь. Сравнение, округление,
сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых
задач.
•
Основная цель — выработать умения читать,
записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби,
выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
•
При введении десятичных дробей важно
добиться у учащихся четкого
представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений
читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что
сложение десятичных дробей подчиняется
переместительному и сочетательному
законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены
десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое
понятие — приближенное
значение числа, отрабатываются навыки округления
десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч).
•
Умножение и деление десятичных дробей.
Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
•
Основная цель — выработать умения умножать и
делить десятичные дроби, выполнять задания на все
действия с натуральными числами и десятичными дробями.
•
Главное внимание уделяется алгоритмической
стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах
отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Продолжается решение текстовых задач с данными,
выраженными десятичными дробями.
Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч).
•
Начальные сведения о вычислениях на
калькуляторе. Проценты. Основные задачи
на проценты. Примеры таблиц и
диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
•
Основная цель — сформировать умения решать
простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и
построение углов.
•
Важно выработать у учащихся содержательное
понимание смысла термина процент. На этой основе они
должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов
от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов;
находить,
сколько процентов одно число составляет
от другого. Продолжается работа по
распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание
формированию умений проводить измерения и
строить углы.. Представления о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины
дают учащимся круговые диаграммы. В
упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
9. Повторение (13ч).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.