Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа составлена на основе пособия для
подготовки общеобразовательных учреждений «Поурочные разработки факультативных
занятий по алгебре 9 класс», автор С.В.Ласкевич,Мозырь «Белый Ветер», 2012 г. Данный факультативный курс строится на основе содержания программного учебного материала алгебраического компонента. Он призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся. Содержание и технология его усвоения направлены на формирование математической культуры школьника.
Программа факультативного курса предусматривает изучение вопросов, непосредственно премыкающих к основному курсу математики и углубляющих его путем включения более сложных задач.
Факультативный курс расчитан на 1 час в неделю.
Объем курса — 35 часа.
Целью курса является осуществление преемственности в обучении в средней школе и высших учебных заведениях.
Задачи:
1.
Повысить уровень математической культуры учащихся путем овладения конкретными математическими знаниями.
2.
Развить научно — теоретическое и логическое
мышления,
необходимые для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики.
Углубление и расширение изученного учебного материала на уроках математики осуществляется посредством подбора задач и методических приемов по таким направлениям, как установление связей между понятиями, построение отрицания определений, установление логической связи между математическими предложениями, графические представления.
Важным средством углубления программного учебного материала является целенаправленная работа учителя по формированию математической культуры школьника. Основными ее компонентами являются: положительная мотивация к математической деятельности; система полноценных знаний, умений и навыков; алгоритмическая, вычислительная, графическая, логическая культура; культура мышления и речи; культура поиска математических решений.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории
вопроса, решение типовых задач, практические работы.Основные формы организации
учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал
дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени
подготовки.
Содержание материала.
1.
Функции и их графики.
Квадратичная функция и ее график. График функции, содержащий модуль. Построение графиков дробно — рациональных функций.
2.
Уравнения и системы уравнений.
Квадратные и
биквадратные уравнения. Иррациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами.
3.Уравнения и неравенства с параметром.
Линейные уравнения с параметром. Неравенство с параметром.
4.Решение текстовых задач.
Задачи на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на концентрацию смесей и сплавов.
Тематический план.
№
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
1.
|
Элементарное исследование функций
|
1
|
2.
|
Квадратичная функция и ее график
|
1
|
3.
|
Преобразование графиков функций
|
2
|
4.
|
Графики функций, содержащих модуль
|
2
|
5.
|
Дробно — линейная функция и ее график
|
1
|
6.
|
Примеры построения графиков дробно-рациональных функций
|
1
|
7.
|
Построение графиков кусочно-заданных функций
|
2
|
8.
|
Квадратные и биквадратные уравнения
|
2
|
9.
|
Иррациональные уравнения и методы их решения
|
1
|
10.
|
Решение иррациональных уравнений
|
1
|
11.
|
Уравнения с двумя переменными
|
2
|
12.
|
Методы решения систем уравнений с двумя переменными
|
2
|
13.
|
Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами
|
2
|
14.
|
Линейные уравнения с параметром
|
1
|
15.
|
Графическое решение уравнений, содержащих модуль,и линейных уравнений с параметром
|
1
|
16.
|
Неравенства с параметром.
|
1
|
17.
|
Графическое решение неравенств с параметром
|
2
|
18.
|
Методы решения систем уравнений с параметром
|
1
|
19.
|
Квадратные уравнения. Расположение корней квадратного трехчлена
|
1
|
20.
|
Расположение корней квадратного трехчлена
|
2
|
21.
|
Задачи на движение
|
2
|
22.
|
Задачи на совместную работу
|
2
|
23.
|
Задачи на концентрацию смесей и сплавов
|
2
|
Тематическое планирование.
№
|
Тема занятия
|
1
|
Элементарное исследование функций
|
2
|
Квадратичная функция и ее график
|
3
|
Преобразование графиков функций
|
4
|
Практическая
работа №1.Преобразование графиков функций
|
5
|
Графики функций, содержащих модуль
|
6
|
Графики функций, содержащих модуль
|
7
|
Дробно — линейная функция и ее график
|
8
|
Примеры построения графиков дробно-рациональных функций
|
9
|
Построение графиков кусочно-заданных функций
|
10
|
Практическая
работа №2. Построение графиков кусочно-заданных функций
|
11
|
Квадратные и биквадратные уравнения
|
12
|
Квадратные и биквадратные уравнения
|
13
|
Иррациональные уравнения и методы их решения
|
14
|
Решение иррациональных уравнений
|
15
|
Уравнения с двумя переменными
|
16
|
Уравнения с двумя переменными
|
17
|
Методы решения систем уравнений с двумя и тремя переменными
|
18
|
Методы решения систем уравнений с двумя и тремя переменными
|
19
|
Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами
|
20
|
Практическая
работа №3. Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами
|
21
|
Линейные уравнения с параметром
|
22
|
Графическое решение уравнений, содержащих модуль,и линейных уравнений с параметром
|
23
|
Неравенства с параметром
|
24
|
Графическое решение неравенств с параметром
|
25
|
Графическое решение неравенств с параметром
|
26
|
Методы решения систем уравнений с параметром
|
27
|
Квадратные уравнения. Расположение корней квадратного трехчлена
|
28
|
Расположение корней квадратного трехчлена
|
29
|
Практическая
работа №4. Расположение корней квадратного трехчлена
|
30
|
Задачи на движение
|
31
|
Практическая
работа №5. Задачи на движение
|
32
|
Задачи
на совместную работу
|
33
|
Практическая
работа №6. Задачи на совместную работу
|
34
|
Задачи на концентрацию смесей и сплавов
|
35
|
Практическая
работа №7.Задачи на концентрацию смесей и сплавов
|
Методические рекомендации.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос,
который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает
точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться
с мыслями и принимать решения.
Можно рекомендовать комментированные упражнения,
когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма
помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического
списывания с доски, а имеет место процесс повторения.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь:
ñ точно и грамотно формулировать теоретические положения
и излагать собственные рассуждения в ходе решений заданий;
ñ применять изученные алгоритмы для решения
соответствующих заданий;
ñ строить графики изученных функций;
ñ решать задачи по всему курсу.
Литература.
1.Азаров А.И. Математика для старшеклассников. Методы решения алгебраических уравнений, неравенств и систем.
2. Азаров А.И. Методы решения задач с параметрами.
3.Ананченко К.О. Сборник задач по алгебре.
4.Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре.
Календарно- тематическое планирование
№
|
план
|
факт
|
Тема занятия
|
1
|
|
|
Элементарное исследование функций
|
2
|
|
|
Квадратичная функция и ее график
|
3
|
|
|
Преобразование графиков функций
|
4
|
|
|
Практическая
работа №1.Преобразование графиков функций
|
5
|
|
|
Графики функций, содержащих модуль
|
6
|
|
|
Графики функций, содержащих модуль
|
7
|
|
|
Дробно — линейная функция и ее график
|
8
|
|
|
Примеры построения графиков дробно-рациональных функций
|
9
|
|
|
Построение графиков кусочно-заданных функций
|
10
|
|
|
Практическая
работа №2. Построение графиков кусочно-заданных функций
|
11
|
|
|
Квадратные и биквадратные уравнения
|
12
|
|
|
Квадратные и биквадратные уравнения
|
13
|
|
|
Иррациональные уравнения и методы их решения
|
14
|
|
|
Решение иррациональных уравнений
|
15
|
|
|
Уравнения с двумя переменными
|
16
|
|
|
Уравнения с двумя переменными
|
17
|
|
|
Методы решения систем уравнений с двумя и тремя переменными
|
18
|
|
|
Методы решения систем уравнений с двумя и тремя переменными
|
19
|
|
|
Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами
|
20
|
|
|
Практическая
работа №3. Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами
|
21
|
|
|
Линейные уравнения с параметром
|
22
|
|
|
Графическое решение уравнений, содержащих модуль,и линейных уравнений с параметром
|
23
|
|
|
Неравенства с параметром
|
24
|
|
|
Графическое решение неравенств с параметром
|
25
|
|
|
Графическое решение неравенств с параметром
|
26
|
|
|
Методы решения систем уравнений с параметром
|
27
|
|
|
Квадратные уравнения. Расположение корней квадратного трехчлена
|
28
|
|
|
Расположение корней квадратного трехчлена
|
29
|
|
|
Практическая
работа №4. Расположение корней квадратного трехчлена
|
30
|
|
|
Задачи на движение
|
31
|
|
|
Практическая
работа №5. Задачи на движение
|
32
|
|
|
Задачи
на совместную работу
|
33
|
|
|
Практическая
работа №6. Задачи на совместную работу
|
34
|
|
|
Задачи на концентрацию смесей и сплавов
|
35
|
|
|
Практическая
работа №7.Задачи на концентрацию смесей и сплавов
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.