Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа составлена на основе пособия для учителя «Методическая разработка курса наглядной геометрии 5 класс», автор Е.С.Смирнова, Москва «Просвещение». Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов, составлена на основе авторской (И.Ф.Шарыгин) концепции построения школьного курса геометрии, полностью соответствующей современным образовательным стандартам. Целью изучения курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления. Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Данная учебная программа по наглядной геометрии рассчитана в 5 классе на 35 часов(1 час в неделю) из них 6 практических работ.
УМК: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
Задачи курса:
-Создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
-Развить познавательные способности учащихся;
-Показать роль геометрических знаний в познании мира;
-Развить интуицию и геометрическое воображение каждого учащегося;
-Формировать
элементарные навыки изображения геометрических фигур.
Содержание материала
1.
Введение
Пространство и
размерность. Простейшие геометрические фигуры: луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение.
2.
Фигуры на плоскости
Ломаные. Треугольник. Построение треугольников. Квадрат. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и др. Конструирование из «Т». Геометрические головоломки.
3.
Фигуры в пространстве
Тетраэдр и
его элементы. Свойства тетраэдра. Флексагоны. Куб и его свойства. Развертка куба и параллелепипеда. Модель куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Задачи на проекционном чертеже
4.
Занимательная геометрия
Задачи, головоломки, игры. Танграм. Пентамино. Лабиринты. Оригами.
Тематический план
№
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
Практические работы
|
1.
|
Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки.
|
1
|
|
2.
|
Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.
|
1
|
|
3.
|
Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы.
|
2
|
|
4.
|
Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений. Практическая работа№1 «Куб».
|
4
|
1
|
5.
|
Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. Творческая работа «Паркеты на
клетчатой бумаге». Танграм.
|
2
|
|
6.
|
Треугольник. Виды треугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника. Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. Практическая работа№2 «Треугольник».
|
3
|
1
|
7.
|
Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения.
|
2
|
|
8.
|
Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы.
|
2
|
|
9.
|
Пирамида.
Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса.
|
2
|
|
10.
|
Правильные многогранники. Формула Эйлера. Практическая работа№3 «Развертки правильных многогранников и их
изготовление».
|
1
|
1
|
11.
|
Геометрические головоломки. Геометрия танграма. Стомахион.
|
2
|
|
12.
|
Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины. Периметр многоугольника.
|
2
|
|
13.
|
Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. Практическая работа №4«Площадь».
Объемы тел. Практическая работа№5 «Объемы».
|
4
|
2
|
14.
|
Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Конус, цилиндр, шар. Практическая работа №6 «Окружность»
|
2
|
1
|
15.
|
Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач.
|
2
|
|
16.
|
Задачи со спичками.
|
1
|
|
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия
|
1.
|
Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки.
|
2.
|
Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.
|
3.
|
Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол.
|
4.
|
Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы.
|
5.
|
Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба.
|
6.
|
Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба.
|
7.
|
Изображение куба и его сечений.
|
8.
|
Практическая работа№1 “Куб”.
|
9.
|
Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты.
|
10.
|
Творческая работа “Паркеты на клетчатой бумаге”. Танграм.
|
11.
|
Треугольник. Виды треугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника.
|
12.
|
Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник.
|
13.
|
Практическая работа №2“Треугольник”.
|
14.
|
Многогранники.
|
15.
|
Параллелепипед, его свойства и сечения.
|
16.
|
Призма.
Прямая призма.
|
17.
|
Свойства
и сечения прямой призмы.
|
18.
|
Пирамида.
Виды пирамид.
|
19.
|
Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса.
|
20.
|
Правильные многогранники. Формула Эйлера. Практическая работа №3 «Развертки правильных многогранников и их изготовление».
|
21.
|
Геометрические головоломки.
|
22.
|
Геометрия
танграма. Стомахион.
|
23.
|
Измерение
длины. Меры длины.
|
24.
|
Старинные
русские меры длины. Периметр многоугольника.
|
25.
|
Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка.
|
26.
|
Практическая работа№4 “Площадь”.
|
27.
|
Объемы
тел.
|
28.
|
Практическая работа №5“Объемы”.
|
29.
|
Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Практическая работа №6 «Окружность»
|
30.
|
Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Конус, цилиндр, шар.
|
31.
|
Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”.
|
32.
|
Решение
занимательных геометрических задач.
|
33.
|
Решение
занимательных геометрических задач.
|
34.
|
Задачи
со спичками.
|
35.
|
Решение
задач по курсу «Наглядная геометрия»
|
Требования к уровню подготовки:
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект (УМК):
Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.:
пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
Литература для учителя:
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.:
пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с
3. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.
4. Афонькин, С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. – 192 с.
5. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
6. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н.Никитин. – М.: Просвещение, 1994
Литература для обучающихся:
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
Адреса сайтов:
1. http://shimrg.rusedu.net/category/646/1578
2. http://www.uchportal.ru/
3.
http://www.gcro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208:matrp&catid=91:mathmat&Itemid=6922
4.
Календарно-тематическое планирование
№
|
план
|
факт
|
Тема
занятия
|
1.
|
|
|
Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки.
|
2.
|
|
|
Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.
|
3.
|
|
|
Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол.
|
4.
|
|
|
Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы.
|
5.
|
|
|
Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба.
|
6.
|
|
|
Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба.
|
7.
|
|
|
Изображение куба и его сечений.
|
8.
|
|
|
Практическая работа№1 “Куб”.
|
9.
|
|
|
Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты.
|
10.
|
|
|
Творческая работа “Паркеты на клетчатой бумаге”. Танграм.
|
11.
|
|
|
Треугольник. Виды треугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника.
|
12.
|
|
|
Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник.
|
13.
|
|
|
Практическая работа №2“Треугольник”.
|
14.
|
|
|
Многогранники.
|
15.
|
|
|
Параллелепипед, его свойства и сечения.
|
16.
|
|
|
Призма.
Прямая призма.
|
17.
|
|
|
Свойства
и сечения прямой призмы.
|
18.
|
|
|
Пирамида.
Виды пирамид.
|
19.
|
|
|
Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса.
|
20.
|
|
|
Правильные многогранники. Формула Эйлера. Практическая работа №3 «Развертки правильных многогранников и их изготовление».
|
21.
|
|
|
Геометрические головоломки.
|
22.
|
|
|
Геометрия
танграма. Стомахион.
|
23.
|
|
|
Измерение
длины. Меры длины.
|
24.
|
|
|
Старинные
русские меры длины. Периметр многоугольника.
|
25.
|
|
|
Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка.
|
26.
|
|
|
Практическая работа№4 “Площадь”.
|
27.
|
|
|
Объемы
тел.
|
28.
|
|
|
Практическая работа №5“Объемы”.
|
29.
|
|
|
Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Практическая работа №6 «Окружность»
|
30.
|
|
|
Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Конус, цилиндр, шар.
|
31.
|
|
|
Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”.
|
32.
|
|
|
Решение
занимательных геометрических задач.
|
33.
|
|
|
Решение
занимательных геометрических задач.
|
34.
|
|
|
Задачи
со спичками.
|
35.
|
|
|
Решение
задач по курсу «Наглядная геометрия»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.