ГОУ
ДПО
«Ростовский
областной институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования»
Творческая работа
Рабочая
тетрадь по физике
к учебнику Л.Э. Генденштейна, А.Б.
Кайдалова, В.Б. Кожевникова
Физика
7 класс.
Работу выполнила
Морозова Галина Арсентьевна учитель
физики 1квалификационной категории
МОУ Тацинской СОШ №2
Ст.
Тацинская
2009 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь с дидактическим материалом содержит
систему знаний, обеспечивающих обработку нормативных требований к уровню
подготовки учащихся и представляет возможность развития индивидуальных систем
знаний и практических умений учащихся по всем темам учебника физики для 7
класса автора Л.Э.Генденштейна.
Рабочая тетрадь может быть использована учителем для проведения самостоятельной
работы по темам, для самостоятельной работы учащихся с учебником на уроке и
дома. Учащиеся при помощи рисунков знакомятся с физическими приборами,
определяют цену деления, проводят расчеты. Такая работа позволяет сократить
время проведения лабораторных работ на уроке, добиться наиболее точных
результатов эксперимента.
Вопросы и задания рабочей тетради позволяют выявить элементы знаний учащихся о
физических величинах, явлениях, понятиях, законах на уровне узнавания и
воспроизведения. Отдельные задания позволяют выявить умения учащихся применить
знания по образцу, а так же применять знания в измененной форме.
Глава 1. Физика и физические методы изучения природы
§ 1. Физика-наука о природе
1.1.
Рассмотрите
рисунок, на котором изображены явления природы. Назовите их.
1.2.
Назовите
тела, которые вы видите на рисунке, и вещества, из которых они изготовлены.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3.
С
помощью стрелочек рассортируйте слова по корзинам в соответствии с их
названиями, отражающими разные физические понятия.
1.4 .Какие
физические явления показаны на рисунке 4 а – г?
а_________________ б___________________
в__________________ г_____________________
1.5.Запишите, какие из
приведенных ниже явлений можно отнести к тепловым явлениям
а)
в чайнике закипела вода;
б)
вратарь отбил мяч;
в)
прозвенел звонок с урока;
г) в
печи сгорели дрова;
д)
на улице идёт дождь.
1.6
. Определите,
какие из перечисленных ниже слов обозначают физическое тело, какие – вещество
и какие – явление и запишите их в соответствующую колонку: мед, наводнение,
мел, молния, рассвет, капля воды, вьюга, вода, Луна, выстрел, ртуть,
циркуль, молоко, авторучка, лед, таяние льда.
§2. Как физика изменяет мир и наше
представление о нем
2.1. Приведите примеры применения
физических открытий:
В производстве
|
В быту
|
На транспорте
|
2.2. Перечислите, какие
современные источники энергии вы знаете?
___________________________________________________________________
2.3. Закончите фразу:
а)
Знание законов природы позволяет управлять ___________________________________________________________________
б)
Открытия ученых значительно расширили представление о ___________________________________________________________________
в)
Новые средства связи ___________________________________________________________________
2.4. Какие часы вы выберете для
следующих измерений:
а)
Времени движения поезда между двумя станциями_________________________________________________________;
б)
Число ударов пульса в минуту ____________________________________;
в)
Времени, в течение которого спортсмен пробегает стометровку, пытаясь установить
мировой рекорд?_________________________________________
§3. Наблюдения и опыты. Научный
метод
3.1.
Закончите
фразу:
а)
Изучая природу, человек использует научный метод, включающий в себя
_______________,
_____________________, _________________________.
б) Изучение явлений природы начинается с простых _____________________
в) Дальнейшее изучение явлений природы
можно осуществить в лаборатории, проводя_____________
г)
Обобщая знания о явлениях природы, полученные в результате наблюдений и опытов,
ученые создают научные __________.
3.2. Выберите правильное
предложение фразы.
В
физике явление считается реально протекающим, если … .
О
нем написано в газетах
О
нем высказывался знаменитый ученый
Его
наблюдал один ученый
Его
наблюдали несколько ученых
3.3. Допишите предложение.
Наблюдения
природных явлений отличаются от опытов тем, что опыты
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.4. Еще в древности люди
наблюдали, что:
а)
мачта отплывающего в море корабля скрывается за горизонтом позднее, чем его
корпус, и это происходит, когда самого корабля уже не видно;
б)
во время лунного затмения граница света и тени на поверхности Луны имеет
дугообразную форму.
Какая
гипотеза о форме Земли могла быть выдвинута на основе этих наблюдений?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3.5.
На рисунке изображено падение мушкетной пули и пушечного ядра. Что проверял на
опыте Галилей, бросая мушкетную пулю и пушечное ядро с Пизанской башни?
Запишите, какое предположение ученого подтвердил опыт.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§4 . Физические величины и их
измерение
4.1.
Закончите фразу:
Физическая
величина –
это характеристика тела или явления, которую можно ______________
4.2.
Напишите измерительные приборы, известные вам
_________________________________________________________
_________________________________________________________
4.3.
Укажите
цену деления и предел измерения каждого из приборов, изображенных на рисунке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.4.
Догадайся, как измерить!
Используя
рисунок, объясните, как измерили диаметр проволоки. Чему он равен?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.5.
Домашний эксперимент
1) Измерьте размеры спичечного коробка с помощью линейки с миллиметровыми делениями
и запишите эти значения с учетом погрешности измерения.
Ход работы
Определите цену деления и предел
измерения линейки _____________________________________________________________.
1.
Измерьте
при помощи линейки:
а) длину коробка a = ( _____±______)мм.
б) ширину коробка b= (_______±______)мм.
в) высоту коробка c= (_____±______)мм
Предыдущая запись означает, что истинные значения
длины, ширины, высоты коробка лежат в пределах:
a: от ______ до________ мм;
b: от ______ до _______. мм;
С:
от ______ до_______ мм.
2.
Воспользовавшись
данными измерений, вычислите площади граней
S= а х b S = b х c
S = a х c _____________________________________________________________
2)
Рассчитайте, в каких пределах лежит истинное значение объема коробка. ___________________________________________________________________
Объем коробка лежит в пределах от ………..мм3
до………мм3.\
4.6.
Про умного человека говорят: семь пядей во лбу. Оцените, каким бы мог быть лоб
у такого человека.
4.7.
Древнерусской единицей для измерения небольших расстояний был вершок – ширина
двух пальцев руки (указательного и среднего).
Постройте
отрезок, длина которого равна 4 вершкам.
Глава 2. Строение вещества
§5. Атомы и молекулы
5.1.
Заполните пропуски в следующем тексте:
Все
вещества ___________________ на более __________________ части.
5.2.
Самыми маленькими частицами являются:
а) _____________________
б) _____________________
в) _____________________
5.3.
Укажите, из каких частиц состоят вещества, изображенные на рисунке.
Углекислый газ,
вода неон, гелий соль, железо
___________________ _____________ __________________
5.4.
Укажите стрелками соответствие между названием вещества и моделью молекулы.
Молекула
водорода Молекула воды Молекула
ДНК
5.5.
Проведите опыты, которые доказывают, что вещества состоят из частиц,
разделённых промежутками.
Задание
1.
1)
Бросьте в
стакан кристаллик марганцовки. Налейте воду и размешайте. Почему раствор
окрасился?____________________________________________________
_____________________________________________________________
2)
Отлейте
половину содержимого стакана и долейте стакан доверху чистой водой. Как
изменился цвет воды? Как это объяснить?___________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 2
Растяните и сожмите резиновый ластик, мяч. Почему мяч
удаётся сжать сильнее?
________________________________________________________________________________________________________________________________
5.6. а) Чем можно объяснить способность тел изменять
свой объём? Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его
молекул?________________________________________________________________________________________________________________________
в) В тонкостенном стальном цилиндре сжимают масло под
большим давлением. Почему при этом капельки масла выступают на внешних стенках
цилиндра?_______________________________________________
________________________________________________________________
5.7. В стакан с теплой водой опустили несколько
кусочков сахара. Уровень воды при этом повысился. Почему после того, как сахар
размешали, уровень воды снова стал прежним?
________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 6. Движение и взаимодействие
молекул
6.1. Чем объясняется броуновское
движение?
________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. Процесс протекания, какого
явления изображен на рисунке?
______________________________________________________________________________
6.3. Домашний эксперимент.
Наблюдение явления диффузии
Задание 1.
1.
Откройте
на короткое время пробирку с ватой, смоченной спиртом. Что вы почувствовали?
___________________________________________________
2.
2. Как
можно объяснить распространение запаха спирта с точки зрения молекулярного
строения вещества?__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
1.Смочите часть листа бумаги водой и положите на увлажненное место кристаллик
марганцовки.
2.Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление с точки зрения
молекулярного строения вещества.__________________________________________________________
3. Сделайте вывод о том, где происходит диффузия быстрее: в газах или в
жидкостях. _________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 3.
1.
Проделайте
опыт, описанный в задании 2, но на этот раз смочите бумагу горячей водой.
2. В каком случае диффузия
происходит быстрее: при выполнении задания 2 или сейчас?
__________________________________________________________
3. Сделайте вывод о том, как
зависит скорость диффузии от температуры.
Чем выше температура, тем ……….......
происходит диффузия.
6.4. Подумай и ответь.
1. Представьте, что у вас есть волшебный
телевизор. Что вы увидите в нем, рассматривая строение веществ?
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие физические явления напоминают ситуацию, возникшую на футбольном поле?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.5. Почему чай заваривают горячей, а
не холодной водой?
6.6.
Заполните пропуски в тексте, используя слова: сильнее, слабее, притяжение,
отталкивание.
Нам
приходится прикладывать усилие, чтобы сломать палку или разорвать ткань, потому
что между молекулами существует взаимное _____________________. Некоторые
явления в природе, например смачивание, можно объяснить
именно_________________________ молекул друг к другу. Если жидкость смачивает
твердое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу
________________________,
чем к молекулам тела. Между молекулами также существует и взаимное ________________________.
Поэтому, например, сжатая пружина распрямляется. При растяжении тела заметнее
проявляется ______________между молекулами, а при сжатии ______________________.
6.7.
Соедините линиями явления и соответствующие им объяснения.
Ластик принимает исходную форму, если его
сжать и отпустить
|
Страницы тетради трудно разъединить, если
на нее пролить воду
|
Две половинки разломанной свечи трудно
соединить воедино, но после нагревания их торцов в пламени это можно сделать
|
Между молекулами существует притяжение
|
Между молекулами существует отталкивание
|
Взаимодействие между молекулами
проявляется только на малых расстояниях
|
6.8.
Стеклянную пластинку подвесили на пружине и опустили до соприкосновения с
поверхностью воды. Почему при подъеме пластинки пружина растягивается?
__________________________________________________________
§ 7. Три состояния вещества
7.1.Какое
состояние вещества характеризуется перечисленными признаками?
Сжимаемо,
легко меняет форму и объем ______________________________.
Несжимаемо,
сохраняет форму и объем _______________________________.
Несжимаемо,
не сохраняет форму, но сохраняет объем __________________.
7.2.
Каким состояниям воды соответствуют условные схемы расположения молекул воды,
изображенные на рисунке? ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
7.3.
На рисунке показано одно и то же вещество в трех состояниях. Укажите состояние
вещества соответственно рисунку и назовите это вещество. ____________________
_______________________
_______________________ __________________________
7.4.
Решите задачу:
Капля
масла объемом 0,003мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем
и заняла площадь 300см2, принимая толщину слоя, равную диаметру
молекулы масла. Определить этот диаметр.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
7.5.
Почему капли круглые?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.6.
Соедините линиями описание реального явления и соответствующий ему переход
вещества из одного состояния в другое.
Горящая
свеча оплывает
|
|
Твердое тело пар
|
Белье
сохнет на морозе
|
Твердое тело жидкость
|
Уровень
воды в стакане понижается
|
Жидкость пар
|
Над
морем образуются тучи
|
Пар жидкость
|
Глава 3. Движение и
взаимодействие тел
§8. Механическое движение
8.1.
Движется
или покоится пассажир идущего поезда?
___________________________________________________________________
8.2.
Какие из
изображенных на рисунке тел покоятся друг относительно друга?
___________________________________________________________________
8.3.
Подумай и
ответь.
1.
Сравните
пути, которые предстоит пройти Сереже и Мише:
а) от дома до школы _____________________________________________;
б) от кинотеатра до киосков
______________________________________.
2. Сравните путь и время движения пешехода и
автомобилиста из пункта А в пункт Б _______________________________________________________________________________________________________________________________.
3.
Какова траектория конца минутной стрелки часов?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.4.
1)
Человек едет на велосипеде по ровной прямой дороге. Нарисуйте примерную
траекторию педали, рассматривая ее движение относительно земли.
______________________________________________________________
2) В
каком направлении движется рама велосипеда относительно верхней части колеса?
________________________________________________________________
3) Какую
траекторию при движении описывает центр колеса велосипеда относительно
прямолинейной дороги?
_____________________________________________________________
§ 9. Прямолинейное равномерное
движение
9.1. Заполните пропуски в тексте,
используя слова, приведенные в скобках:
Равномерным
движением называется такое движение, при котором за ________________________ (определенные,
любые) ______________ (равные, неравные) промежутки времени тело
проходит _________________________ (равные, неравные) пути.
9.2.
Решите задачу:
Акула
проплывает за 1 минуту расстояние 500м, а заяц бежит со скоростью 60
км в час. Кто из них движется быстрее? Во сколько раз?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
9.3.
На рисунке показаны фотографии некоторых животных, а в приведенной таблице
указаны скорости их движения. Запишите названия животных в порядке убывания
скорости движения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.4.
На рисунке даны графики зависимости скорости движения двух тел от времени. Что
общего у этих графиков? Чем они отличаются друг от друга? Какой путь пройдет
первое тело за 3 с?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.5.
Велосипедист выехал из города и стал двигаться равномерно по прямой дороге.
Впишите в пустые окошки значения расстояния от города, на котором находился
велосипедист, в указанные на часах моменты времени.
9.6.
Выразите в метрах в секунду следующие значения скорости:
3,6
км/ч, 18
км/ч, 54 км/ч, 360 км/ч.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
9.7. Какой путь прошел турист за 150 мин, если он двигался со
скоростью 5 км/ч?
Дано: СИ Решение.
Ответ:
§ 10. Графики прямолинейного
равномерного движения
10.1. На рисунке приведены графики зависимости
пути от времени для двух тел, движущихся прямолинейно равномерно. Какое из этих
тел движется с большей скоростью?
____________________________________________________
10.2. Определите по графику, как двигалось
тело в течение первых 4 с. Чем отличалось его движение в течение следующих 4 с?
Какой путь прошло тело за 6 с?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.3. Пользуясь графиком зависимости
пройденного телом пути S от времени t, заполните таблицу.
Точка
на графике
|
О
|
А
|
В
|
С
|
Д
|
Е
|
Пройденный
путь S, м
|
|
|
|
|
|
|
Время
t, с
|
|
|
|
|
|
|
10.4. Рассмотрите график движения тела и
ответьте на следующие вопросы:
1)
Каков вид
этого движения на участках АВ и ВС ?
2)
Чему
равна скорость движения тела на этих участках?
3)
Каков
путь, пройденный телом, за 4 с?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
10.5. Рассмотрите графики движения двух тел
и ответьте на вопросы:
1)
Каковы
виды этих движений?________________________________
2)
Чем они
отличаются?_______________________________________
3)
Каковы
скорости движения этих
тел?_______________________________________________________
4)
Каков
путь, пройденный каждым телом, за 10 с?
________________________________________________________________
По
графику определите время и место встречи этих тел.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 11. Прямолинейное неравномерное
движение. Средняя скорость
11.
1. Реши
задачу:
Велосипедист за первые 10 с проехал 50
м, за следующие 20 с – 200 м и за последние 10 с – 150
м. Найдите среднюю скорость велосипедиста на всем пути.
Дано:
Решение:
t = vср = _____
S = s общ= s1+s2+s3
t = tобщ=t1+t2+t3
S =
t =
S =
Vср - ?
11.2. Реши задачу:
Первый
пролет лестницы длиной 10 м мальчик пробежал за 2 с, второй пролет такой же
длины – со скоростью 2 м/с. Найдите среднюю скорость мальчика.
Дано: Решение.
Ответ:
11.3. Составьте задачу о неравномерном
движении, ответ у которой был бы:
«Средняя
скорость равна 50 км/ч».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.4. Одним из самых быстро
растущих растений на Земле, является бамбук. За одни сутки он может вырасти в
среднем на 40 см. Определите среднюю скорость роста бамбука и выразите её в
см/час и см/мин.
Дано:
Решение.
Ответ:
§ 12. Закон
инерции. Масса тела
12. 1. . Инерция –
это___________________________________
12.2.
Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим
транспортом?
________________________________________________________________
12.3.
Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с
одежды?
________________________________________________________________
12.4.
Сформулируйте закон инерции.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.5. На тележку, съезжающую с наклонной
плоскости, поставлен брусок. Что с ним произойдет, если тележка наткнётся на
препятствие? __________________________________________________________
12.6.
На стакан положили открытку, а на неё – монету. Если
резким щелчком ударить по ребру открытки, она слетит со стакана, а монета
упадёт в стакан. Почему монета не слетает вместе с открыткой?_________________________
__________________________________________________________________
12.7. Какая лодка, массой 100
кг или 200 кг, при прыжке человека из неё, двигается назад с большей
скоростью, и во сколько раз? В каком случае лодка и человек двигались бы при
взаимодействии с одинаковыми скоростями?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12.8. а) Человек, находясь в неподвижной
лодке, толкает плавающее бревно. Почему при этом лодка тоже приходит в движение?_____________________
__________________________________________________________________
б) Во сколько раз масса лодки
больше массы бревна, если после взаимодействия скорости их движения
соответственно равны 0.4 м/с и 3 м/с? До взаимодействия лодка и бревно
покоились.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12.9.
а) Мальчик массой 40кг, стоя на коньках на льду,
бросает вперёд груз со скоростью 2 м/с. Найдите массу этого груза, если в
момент броска мальчик откатился назад со скоростью 80см/с.
__________________________________________________________________
б) Какую скорость приобрёл бы
мальчик, если бы он бросил груз, стоя без коньков на земле? Почему?______________________________________
_________________________________________________________________
§ 13. Плотность
вещества
13.1. Что
показывает плотность?______________________________
__________________________________________________________
13.2.
В каких единицах измеряется
плотность?__________________
13.3. Что значит: плотность алюминия ρал=2.7г/см3?
__________________________________________________________
13.4. Какова масса золотого
слитка, объём которого 5 см3?
Дано:
Решение: Вычислим m =
V = Плотность
вещества определяется по
ρ = формуле
ρ=m/v,откуда
масса равна
m - ? m =
Ответ: m
=
13.5. Найдите массу стальной гирьки,
показанной на рисунке. На шкале измерительного цилиндра указан объём жидкости
миллилитрах.
13.6. Определите массу оконного стекла
длинной 60 см, высотой 50 см и толщиной 0.5
см.
Дано:
СИ Решение.
Ответ:
13.7. Сосуд доверху наполнен водой. В
каком случае прольётся больше воды: при погружении в него куска свинца или
куска алюминия такой же массы? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
§ 14. Сила. Сила тяжести
14.1.
Посмотрите на рисунки и найдите, что с чем
взаимодействует?
___________________________________________________
14.2. Сила это-
_____________________________________________________
14.3. На тело действуют две вертикальные
силы – 10Н и 15Н. Изобразите эти силы. Сколько вариантов рисунков вы можете
сделать? Чему равна равнодействующая этих сил?
14. 4. Сила тяжести - это
______________________________________________________________________________________________________________________________________
14.5. Чему равна сила тяжести, действующая
на тело массой 200г, массой 1кг?
Дано: СИ Решение.
Ответ:
14. 6. Посмотрите на рисунок и объясните,
почему планета изменяет направление своей скорости.
__________________________________________________________
14.7. Все тела в природе притягиваются друг
к другу. Притяжение тел тем сильнее, чем
____________________________________________________
§ 15. Сила
упругости. Вес
15.1. Деформация- это
_______________________________________________
15.2.
Какие виды деформации испытывают предметы, изображенные на рисунке?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
15.
3. Заполните пропуски:
а)
Сила упругости возникает при ______________ тела, она стремится
________________ телу первоначальную форму
б)
Изменение расположения частиц при деформации является причиной
_______________________________________________
15.4.
Наблюдения возникновения силы упругости при деформации.
1.
Положите
полоску картона на книги, как показано на рисунке.
2.
На
середину полоски положите один, а затем два, три карандаша.
3.
Ответьте
на вопросы.
Что произошло с полоской
картона?________________________
Какая сила приложена к карандашам со стороны полоски
картона?____________________________
В какую сторону направлена сила
упругости?_________________
Как изменялась эта сила по мере того, как
увеличивалось количество карандашей, лежащих на картоне?__________________________________
15.
5. Изобразите графически силу упругости, действующую на шар, висящий на нити.
15. 6. а) Перечислите силы, действующие на стоящую на
столе гирю. Чему равна равнодействующая этих сил?
________________________________________________________________________________________________________________
б) Изобразите на рисунке эти силы.
в) Определите значение каждой силы, действующей на
гирю
________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Определите силу, с которой гиря давит на стол
_____________________.
§ 16. Закон
Гука. Равнодействующая
16.1. На тело вдоль одной прямой действует
две силы 20 кН и 30 кН. Изобразите эти силы графически для случаев, когда их
равнодействующая равна 10 кН и 50 кН.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.2.
Может ли равнодействующая двух сил 2 Н и 10 Н, действующих на тело, быть
равной:
а) 5
Н
б) 8
Н
в)
12 Н
г)
20 Н
Сделайте
рисунки в тех случаях, когда это возможно.
16.3.
Какие две силы, направленные вдоль одной прямой, могут дать равнодействующую,
модуль которой равен 10 Н? Сделайте рисунки для двух-трёх возможных случаев.
16.4.
На рисунке показано движение парашютиста. В каком из этих случаев
равнодействующая сил действующих на парашютиста равна нулю?
______________________________________________________________________________
16.5.
На рисунке изображено тело и силы действующие на него. Равнодействующая каких
сил равна нулю? Равна ли нулю равнодействующая всех сил, действующих на тело?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.6.
Какую силу надо приложить к пружине жёсткостью 40 Н/м, чтобы растянуть её на
5см?
Дано: СИ Решение:
Ответ:
16.7.
Определите удлинение пружины, если на неё действует сила, равная 10 Н, а
жёсткость пружины 500 Н/м.
Дано: Решение:
Ответ:
§ 17. Сила трения
17.1.
Заполните
пропуски в тексте, используя слова: смазка, движения, отшлифовать, неровности,
увеличиваться, притягиваться, вдоль.
Сила
трения – это сила, препятствующая _____________тел относительно друг друга и
направленная ___________ поверхности взаимодействующих тел. Существует две
причины возникновения силы трения между соприкасающимися поверхностями:
_________ цепляются друг за друга, и молекулы соприкасающихся частей тел
________________ друг к другу. Значение первого фактора снижается, если
поверхность тела _______________, но при этом значение второго фактора
возрастает, так как ____________ число молекул, приблизившихся друг к другу на
достаточно малое расстояние. Обе причины можно устранить, применив __________ -
вещество, которое уменьшает силу трения во много раз.
17.2.
В каких случаях, изображённых на рисунках, трение полезно, а в каких – вредно?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.3.
Рассмотрите рисунок и сделайте вывод, от чего зависит сила трения.
______________________________________________________________________________
17.4.
Брусок с помощью динамометра равномерно перемещают по горизонтальной
поверхности.
а)
изобразите на рисунке все силы, действующие на брусок.
б)
как соотносятся между собой модули сил, направленных горизонтально:
________________________ вертикально: _______________________?
17.5.
Как изменится сила трения скольжения, если сила нормальной реакции увеличится в
два раза, а коэффициент трения в четыре раза уменьшится?
____________________________________________________________________________
Глава
4. Давление. Закон Архимеда и плавание тел
§ 18. Давление
твёрдых тел
18.1. Подумай и ответь:
1) От чего зависит давление тел на
опору?______________________________
__________________________________________________________________
2) Каким образом можно увеличить
давление?______________________________________________________________
18.2.
Укажите,
на каких рисунках показаны примеры
а) увеличения давления _________________________________________________________________
б) уменьшения давления _________________________________________________________________
18.
3. К человеку, провалившемуся под лёд, опасно подходить
близко. Чтобы его спасти, надо передать ему широкую доску. Почему подходить к
полынье опасно? Почему с
помощью доски можно выбраться из воды на лёд?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18.4.
На
рисунке изображён кирпич в трёх положениях. При каком положении кирпича
давление на доску будет:
а)
наименьшим;_______________________________________
б)
наибольшим________________________________________
18.5.
Какое
давление на пол производит мальчик, сила тяжести которого
500 Н, а площадь подошв его обуви 300 см2?
__________________________________________________________________
18.6.
Выразите
значения давления в указанных единицах.
а) Давление человека на грунт примерно
равно
10 кПа = ____________ Па = _________ * 10
Па
б) Давление фундамента останкинской
телевизионной башни на почву равно
270 кПа = __________ Па = ___________ *
10 Па
в) Давление колеса железнодорожного вагона
на рельсы может достигать
290 МПа = __________ Па = ___________ *
10 Па
г) Давление резца на деталь в станке может
быть равно
2500 МПа = __________ Па = ___________ *
10 Па
Напомним: 1 МПа = 1 000 000 Па =
10 Па.
§ 19. Давление
жидкостей и газов. Закон Паскаля
19.1. Как жидкости и газы передают
оказываемое на них давление? Посмотрите на рисунок и сделайте вывод.
_____________________________________________________________________________
19.2.
Заполните пропуски: жидкости и газы передают оказываемое на них давление по всем
направлениям ____________________________________ .
19.3.
Подумай и ответь:
1)
Почему, когда мы сдавливаем воду в пластмассовой банке с боков, она начинает
выливаться из горлышка?
______________________________________________________________________________
2)
Почему, когда мальчик дует в трубку, вода начинает выливаться из колбы в
стакан? Какое свойство жидкостей и газов здесь проявляется?
______________________________________________________________________________
19.4.
Ответьте на вопросы:
а)
Почему сплющенный мяч или велосипедная шина с воздухом быстро принимают свою
прежнюю форму, если на них перестают действовать деформирующие силы?
___________________________________________________________________
б)
Почему при выдувании мыльных пузырей они принимают форму шара?
___________________________________________________________________
в)
Используя закон Паскаля, объясните, почему зубную пасту легко выдавить из
тюбика.________________________________________________________
19.5.
Для разрушения льдов в полярных морях взрывчатку закладывают под лёд (в воду),
а не на лёд. Почему это усиливает взрывной эффект?
______________________________________________________________________________
§ 20. Зависимость
давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов
20.1.
__________________________________________________________
20.2. Однородная жидкость в сообщающихся
сосудах устанавливается _________________________________________________________________.
20.3.
На рисунке 2 жидкость движется, пока уровни не будут одинаковы. Почему?
____________________________________________________________________________
20.4.
Для чего используют шлюзы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
20.5.
В узкое и широкое вёдра цилиндрической формы налили по 7
литров воды в каждое. В каком ведре давление на дно больше?
___________________________________________________________________
20.6.
Отметьте знаком «+» верные утверждения.
Сосуды
различной формы заполнили водой. При этом …
- давление на дно сосуда 1 больше, чем сосуда 2, поскольку масса воды в нём
больше.
- давление воды на дно сосуда 1 меньше, чем сосуда 3, поскольку площадь его
основания больше
- давление воды на дно сосуда 3 больше, чем сосуда 2, поскольку площадь его
основания меньше
- давление воды на дно всех сосудов одинаково, поскольку давление жидкости на
дно определяется только высотой столба жидкости.
20.7.
Используя рисунок, определите:
а)
Давление, созданное столбом керосина на поверхность воды:
р =
_________________________________ Па.
б)
Давление на дно сосуда, создано только столбом воды:
р =
__________________________________ Па
в)
Давление на дно сосуда, созданное двумя жидкостями:
Р =
_________________________________ Па
§ 21. Атмосферное давление
21.1.
При движении поршня вверх внутри стеклянной трубки вода поднимается за ним.
Отметьте правильное объяснение этого явления.
Вода поднимается за поршнем ….
- потому, что её молекулы
притягиваются к молекулам поршня
- потому, что она обладает
свойством принимать форму сосуда, в котором находится
- по инерции
- под давлением наружного воздуха, заполняя безвоздушное пространство,
образовавшееся между поршнем и водой.
21.2.
Какое значение атмосферного давления больше: 100 КПа или 700
мм рт ст.? 1000 мм рт ст. или 1000 Па?
___________________________________________________________________
21.3.
Ответьте на вопросы:
а)
Почему трудно пить сырое яйцо, если в нём имеется только одно отверстие? Какую
роль будет играть атмосферное давление, если в яйце сделать ещё одно отверстие?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
б)
Почему вода не выливается из бутылки
____________________________________________________________________________
21.4.
Объясните на основе законов физики:
а)
Действие медицинских банок
б)
Действие приспособления для набирания чернил в авторучку
в)
Действие присосок
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21.5.
Найдите давления на дно цилиндра, заполненного подсолнечным маслом, если
атмосферное давление равно 750 мм рт ст.
Атмосферное
давление: Р = 750 мм рт ст. = ______________________ Па.
Давление
подсолнечного масла на дно цилиндра P = gрh ___________________________________________________________________
Давление
на дно цилиндра: ___________________________________________________________________
Р =
______________________ Па.
Давление
жидкости на глубина H равно сумме атмосферного
давления и давления столба жидкости высотой Н: Р = Р +gрh
|
§ 22. Выталкивающая
сила. Закон Архимеда
22.1. Почему возникает
выталкивающая сила? ________________________________________________________________________
22.2.
Почему при
погружении цилиндра в жидкость показания динамометра уменьшились?
_________________________________________________________________
22.3.
Отчего зависит архимедова сила? ___________________________________________________________________
В
каком случае архимедова сила больше?___________________________________________________________
22.4.
1)Зависит ли архимедова сила от плотности жидкости, в которую погружают
тело?___________________________________________________ 2) Заполните пропуски
в тексте, используя слова: больше, плотность, объем.
Выталкивающая
сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, тем ___________, чем больше
___________________ тела и _____________ жидкости.
22.5.
Решите задачу:
На
сколько гранитный булыжник объемом 4 дм3 будет легче в воде, чем в
воздухе? Плотность гранита 2600 кг/м3.
Дано: СИ Решение.
Ответ:
22.6.
К коромыслу весов подвешены алюминиевый и медный грузы равного веса. Как
изменится равновесие, если оба груза опустить в воду? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
§
23. Плавание тел
23.1.
Посмотрите
на рисунок и сделайте вывод об условии плавания тел:
если сила тяжести больше архимедовой, то
тело ____________________;
если сила тяжести меньше архимедовой силы,
то тело ___________________;
если сила тяжести равна архимедовой силе,
то тело ______________________
23.2. В мультфильме «Ну, погоди!» волк
проглотил воздушный шарик и поднялся в воздух. Каким должен был стать объём
волка, чтобы такое могло произойти? Считайте, что масса волка равна 30
кг.
Дано:
Решение :
Ответ.
23.3.
Груз,
какого веса удержит на воде плот, связанный из 25 сосновых брёвен, если объём
каждого бревна в среднем равен 0.8 м в кубе?
Дано:
Решение:
Ответ.
23.4.
Тело
массой 1 кг при полном погружении вытесняет 800
г воды. Всплывёт это тело или утонет, если его отпустить?
Дано:
Решение:
Ответ.
23.5.
Судно
с грузом, находясь в пресной воде по ватерлинию, вытесняет 15 тыс. м в кубе
воды. Вес судна 5 * 107 Н. Чему равен вес груза?
Дано:
Решение:
Ответ.
§
24-25 Простые механизмы. Рычаг
24.1.
Заполните
пропуски в тексте.
В быту, в строительстве и других видах
деятельности человек использует различные приспособления, которые позволяют
получить_____________ в силе или просто изменить ______________ действие силы.
Приспособление, служащее для ______________ силы, называются механизмами.
24.2. Перечислите три простых механизма и
приведите примеры их использования.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24.3.
На
рычаг, находящийся в равновесии, действуют две силы F1
и F2,
имеющие плечи L1
и L2
соответственно. Зачеркните все ошибочные алгебраические выражения.
F1L1=
F2L2
; F1L2=F2L1
; F1
/ F2=L1/L2
; F1/
F2=L2/L1
24.4.
В
точке А приложена сила F = 4.5 Н. Какую
вертикальную силу надо приложить к рычагу в точке В, чтобы он остался в
равновесии?
Дано:
Решение:
Ответ.
24.5.
Почему
ножницы для разрезания листового металла имеют более длинные рукоятки, чем
ножницы для разрезания бумаги?
24.6. На рисунке показан подвижный блок, с
помощью которого равномерно поднимают груз.
а) На рисунке отметьте точку опоры рычага,
соответствующую этому блоку, изобразите действующие на него силы и покажите
плечи этих сил.
б) Определите массу груза. Массой блока
пренебречь. Ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24.7. Рабочий
закатывает тележку массой M
= 50 кг на платформу высотой Н 80 см, прикладывая силу F
= 125 Н. Длина наклонной плоскости 4 м. Определите КПД механизма.
Дано: Решение:
Ответ.
24.8. Рабочий использует неподвижный блок
для подъёма груза массой 12 кг на высоту 2
м, держа верёвку так, что она образует с вертикалью угол 0 градусов (рисунок
А), 45 градусов (рисунок Б) и 60 градусов (рисунок В). Какую работу совершает
рабочий в каждом случае? Ответ поясните
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24.9. На рисунке показана система из двух
блоков, которая часто используется на практике.
а) Опишите, какие блоки здесь использованы
и какую функцию выполняет каждый из
них._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Рассчитайте, с какой силой рабочий
тянет за свободный конец веревки, если масса бадьи с раствором 30
кг. Силу трения и массу веревки с блоком не учитывайте.
Дано:
Решение:
Ответ:
24.10.
Выберите правильное окончание определения момента
силы.
Момент силы – это …
- время приложения силы
- место приложения силы
- отношение модуля силы к плечу этой силы
- произведение модуля силы на плечо этой
силы.
§
26. Механическая работа. Мощность
26.1.
Механической работой называют произведение
__________________________________________________________
26.2.
В каких случаях механическая работа равна нулю?
Приведите примеры, иллюстрирующие ваш ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26.3. Какую работу совершает сила тяжести,
действующая на камень массой 20 кг:
а) Когда камень лежит на скале высотой 100
м;
Дано:
Решение:
Ответ.
б)
Когда камень падает с этой скалы?
Дано: Решение:
Ответ.
26.4.
Автомобиль едет с постоянной скорость 20 м/с, при
этом двигатель развивает мощность 10 кВт. Какова сила тяги автомобиля?
Дано: СИ
Решение:
Ответ.
26.5.
Какую мощность развивает моторчик механической
игрушки, если за 1 мин он совершает работу 120 Дж?
Дано:
Решение :
Ответ.
§
27. Коэффициент полезного действия
27.1. При использовании блока полезная
работа равна 750 Дж, а совершенная - 1кДж. Каков КПД блока?
Дано:
Решение:
Ответ.
27.2. С помощью наклонной плоскости
поднимают груз на некоторую высоту. КПД наклонной плоскости равен 75%. Что это
означает?
Дано:
Решение:
Ответ.
27.3. Каков КПД механизма, если полезная
работа составляет три четверти от совершенной работы? Две трети?
Дано:
Решение:
Ответ.
27.4. Равномерно поднимая груз весом 100 Н
с помощью подвижного блока, рабочий прикладывает силу 70 Н. Каков КПД этого
блока?
Дано:
Решение:
Ответ.
27.5. Высота наклонной плоскости равна 1,2
м, а длина 10,8 м. Для подъёма по этой наклонной плоскости груза массой 180кг,
потребовалась сила 250 Н. Определите КПД наклонной плоскости.
Дано:
Решение:
Ответ.
§28.
Механическая энергия
28.1. Заполните пропуски в тексте.
Если тело или несколько взаимодействующих
тел могут совершить работу, то говорят, что они обладают
________________________. Единицей энергии в СИ является та же единица, что и
единица механической работы, а именно________________ . Сжатая пружина,
распрямляясь, способна совершить механическую работу, например
______________________ , следовательно, сжатая пружина обладает энергией.
Поднятый над землей мяч при падении способен совершить работу, например
__________________ , значит, он обладает энергией. Любое движущееся тело также
обладает энергией, так как при столкновении с другим телом
_____________________________________________.
28.2. В каких случаях можно сказать, что
тело обладает энергией? Приведите примеры.____________________________________________________________________________________________________________________________
28.3. В каких из перечисленных случаев
тело приобретает кинетическую энергию, а в каких - потенциальную:
а) пуля вылетает из ружья _____________________________________
б) кирпич равномерно поднимают на
некоторую высоту__________________
в) недеформированную пружину
сжимают_____________________________
г) недеформированную пружину растягивают?
__________________________
28.4. Какой потенциальной энергией
обладает дождевая капля массой 28 мг на высоте 2км? Считайте, что нулевому
значению потенциальной энергии соответствует положение капли у поверхности
земли.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
28.5. Две одинаковые тележки движутся со
скоростями 36км/ч и 54 км/ч. Во сколько раз отличаются значения их кинетической
энергии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
28.6. Какова масса тела, если при скорости
5м/с его кинетическая энергия равна 50Дж?_______________________________________________________________________________________________________________________________
28.7. Выразите значение энергии в
указанных единицах.
7кДж=_____Дж
20мДж=____Дж 400мкДж=_____Дж
0,54МДж=____Дж 68гДж=____Дж 700Дж=_______кДж
0,37Дж=______мДж 0,008Дж=_____мкДж 970000Дж=______МДж.
Содержание
Глава 1. Физика и физические методы изучения природы
§
1. Физика-наука о природе 3-5
§2.
Как физика изменяет мир и наше представление о нем 5-6
§3. Наблюдения
и опыты. Научный метод 6-8
§4
. Физические величины и их измерение 8-11
Глава 2. Строение вещества
§5.
Атомы и молекулы 11-13
§
6. Движение и взаимодействие молекул 13-17
§
7. Три состояния вещества 17-19
Глава 3. Движение и взаимодействие тел
§8.
Механическое движение 19-21
§ 9.
Прямолинейное равномерное движение 21-23
§
10. Графики прямолинейного равномерного движения 23-28
§
11. Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость 28-29
§
12. Закон инерции. Масса тела
29-31
§
13. Плотность вещества 31-33
§
14. Сила. Сила тяжести 33-35
§
15. Сила упругости. Вес 35-38
§
16. Закон Гука. Равнодействующая 38-41
§
17. Сила трения 41-43
Глава 4. Давление. Закон Архимеда и
плавание тел
§
18. Давление твёрдых тел 43-46
§
19. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля
46-48
§
20. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон
сообщающихся сосудов 48-50
§
21. Атмосферное давление 50-52
§
22. Выталкивающая сила. Закон Архимеда 52-55
§ 23. Плавание тел 55-57
§ 24-25 Простые механизмы. Рычаг 57-61
§ 26. Механическая работа. Мощность 61-63
§ 27. Коэффициент полезного действия 63-64
§28. Механическая энергия 64-65
Содержание 66-67
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.