Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Рабочая тетрадь
10 класс
Жизнь и творчество Афанасия Афанасьевича Фета
«Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
Только художник на всем чует прекрасного след.»
Учитель: Ольга Владимировна
2 слайд
Биография
Афанасий Неофитович Шеншин
Шарлотта Фёт
А.А. Фет на военной службе
Мария Боткина (жена А.А.Фета)
Мария Лазич
А.А. Фет
1
3 слайд
2
А.А. Фет - помещик
Биография
4 слайд
Творческая мастерская
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
1. Подчеркните эпитеты к выделенным словам .
2. Чем выражены подчеркнутые слова?
3
5 слайд
Творческая мастерская
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли,
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
1. Подчеркните метафоры к выделенным словам .
4
6 слайд
Задание 2
1
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.
И воздухом чистым усталая грудь
Дышала отрадно. Легли
Вечерние тени.- Вечерний мой путь
Краснел меж деревьев вдали.
2
Растут, растут причудливые тени,
В одну сливаясь тень…
Уж позлатил последние ступени
Перебежавший день.
Что звало жить, что силы горячило —
Далеко за горой.
Как призрак дня, ты, бледное светило,
Восходишь над землей.
5
7 слайд
Лирика
Отчего со всеми я любезна,
Только с ним нас разделяет бездна?
Отчего с ним, хоть его бегу я,
Не встречаться всюду не могу я?
Отчего, когда его увижу,
Словно весь я свет возненавижу?
Отчего, как с ним должна остаться,
Так и рвусь над ним же издеваться?
Отчего — кто разрешит задачу?—
До зари потом всю ночь проплачу?
Исполняет Алла Борисовна Пугачева
6
8 слайд
Лирика
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
7
9 слайд
Лирика
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
8
10 слайд
Лирика
Исполняет группа «Ногу свело»
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
9
11 слайд
Словарь
Чистое искусство (искусство ради искусства) – это теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить "пользу", а должны служить лишь для эстетического наслаждений прекрасным. Идеи "чистого искусства" проявились в поздней лирике А.С.Пушкина (стихотворение "Поэт", "Поэту", "Поэт и толпа") и реализовались затем в творчестве таких поэтов, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. Ф. Анненский и др., а на рубеже XIX—XX вв. — в теориях и творческой практике декадентов. Теорию "чистого искусства" разрабатывали такие критики, как А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П. В. Анненков и др. Противоположная теория, согласно которой искусство и литература должны служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки и тем самым приносить пользу, разрабатывалась в критических и художественных произведениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова и др.
«Красота сама по себе до того лучезарна и привлекательна, что ни в какой святости не нуждается» (Письмо к К. Р. от 12 февраля 1888 г.). Критерии добра и зла необходимы в жизни, но чужды искусству. К художнику Фет обращается с такими словами:
Но если на крылах гордыни
Познать дерзаешь ты как Бог,
Не заноси же в мир святыни
Своих невольничьих тревог.
Пари всезрящий и всесильный,
И с незапятнанных высот
Добро и зло, как прах могильный,
В толпы людские отпадет.
(«Добро и зло»)
Он писал: «...попробуйте воспеть изобретение пороха, компаса или лекцию о рефлексах, и вы убедитесь, что это даже немыслимо»
Фет писал: «Но ведь красота-то вечна. Чувство ее — наше прирожденное качество».* «Высокое и прекрасное — высоко и прекрасно не потому, что им увлекается поклонник, а по собственной неизменной природе».
10
12 слайд
Словарь
Эпитет — это художественное определение. Это слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.
Метафора – это переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение.
11
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочая тетрадь для урока, который был ранее опубликован разделен на три части. Первая часть - фотографии и иллюстрации из жизни поэта. Вторая часть - работа с текстом. Третья - словарь. Тетрадь помогает провести урок красочно, если нет возможности применить проектор и экран.
Не всегда есть возможность спользовать технику на уроке, а тут красочное издание. Ученики с удовольствием рассматривают фотографии. Тексты тоже оформлены красочно.
Что касается работы с текстом, то возможно вы сочтете задания слишком простыми. Но тут каждый учитель должен сам знать возможности своих учеников. Да, задания просты для учеников, интерисующихся литературной наукой.
6 653 470 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Пранцкетис Ольга Владмировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.