Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по биологии

рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по биологии

Скачать материал

Введение

Биология – наука о живой природе

 

Основные термины и понятия: биология, жизнь, живые системы, методы биологического исследования

 

 

Биология – наука о жизни. Жизнь на земле чрезвычайно разнообразна.

 

 

 

1. Заполните таблицу, пользуясь справочным материалом или полученными ранее знаниями.

 

Биологические исследования

 

Объект исследований

Наука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Перечислите разделы общей биологии, пользуясь оглавлением учебника.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3. Подберите по одному примеру использования методов биологических наук в ботанике, зоологии или анатомии и физиологии.

 

 

 наблюдения_______________________

 

 описания__________________________

метод

 сравнения_________________________

 

 эксперимента______________________

 

 

 

4. Подумайте, знание каких учебных предметов пригодится вам при изучении общей биологии. Перечислите их. Ответ аргументируйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Каким образом и для чего в современном обществе используются биологические знания?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки (критерии) живых систем

Уровни организации живой материи

 

 

Основные термины и понятия: уровни организации живой материи, критерии живых систем.

 

 

Живое отличается от неживого. Мир живых существ представлен биологическими системами разного уровня организации. Различают молекулярный, надмолекулярный, клеточный, органно-тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический и биосферный уровни организации.

 Выделяют следующие критерии живых систем: сложность и высокая степень организации живых существ, обмен веществ и превращение энергии, единство химического состава, дискретность, раздражимость, рост, развитие, самовоспроизведение (репродукция), саморегуляция, приспособленность живых существ к среде обитания.

 

 

1. Существует мнение, что химический состав объектов живой и неживой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Чем отличаются понятия «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма? Приведите необходимые примеры.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Заполните правую колонку таблицы

 

 

Биологический объект

 

 

Уровень организации

 

Хлорофилл

 

Хлоропласт

 

Зеленые клетки

 

Лист

 

Березовая роща

 

 

 

 

 

4. Составьте таблицу, пользуясь текстом учебника.

 

Свойства (признаки) живых систем

Свойство живых систем

На каком уровне организации проявляется

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________

5._______________________

6._______________________

7._______________________

8._______________________

9._______________________

10.______________________

 

 

 

 

5. Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации, которые находятся в непрерывном взаимодействии.

Раскройте взаимосвязь различных уровней структурной организации животного мира. Ответ проиллюстрируйте примерами

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Среди перечисленных ниже объектов выберите те, которые являются предметом изучения биологии: море, солнце, бактерия, человек, белки, углеводы, водоросли. Ответ поясните.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

7. Какое свойство живых организмов: а) обеспечивает потомкам большое сходство с родительскими особями; б) является основой возможных отличий?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Химическая организация клетки

 

 

Основные термины и понятия: азотистые основания, активный центр фермента, аминокислоты, АТФ, белки, биополимеры, вода, водородная связь, гидрофильность, гидрофобность, дезоксирибоза, денатурация, диполь, ДНК, катализатор, комплементарность, липиды, макроэлементы, микроэлементы, мономер, нуклеотид, пептидная связь, полимер, рибоза, РНК, ферменты, углеводы.

 

Для того, чтобы познать сущность жизни, понять механизм процессов, происходящих в живых организмах, необходимо узнать химический состав основной единицы жизни – клетки.

 

 

1. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Объясните, почему.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2.                 Изучив соответствующий параграф, выпишите, функции жизненно важных элементов, входящих в состав клеток.

 

Элементы

Функции в клетках (в организмах)

 

______________

 

______________

 

______________

 

______________

 

______________

 

______________

 

______________



   

________________________________________

  

________________________________________

   

________________________________________

 

________________________________________

 

________________________________________

 

________________________________________

 

________________________________________

 

 

3. Вы знаете, что одно из важнейших свойств живых организмов – раздражимость. Какие химические элементы могут обеспечивать проявление этого свойства? В каком виде существуют эти элементы в клетках?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какими свойствами обладают буферные растворы? Ответ впишите в таблицу.

 

Буферность обеспечивается

 

Внутри клетки

 

Во внеклеточной жидкости

 

 

 

 

 

 

5. В клетках живых организмов содержится много воды (около 80 % ее массы). В чем заключается биологическая роль воды в клетке? К каким последствиям может привести потеря воды клеткой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Основными органическими соединениями в клетках живых организмов являются углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты.

Содержание углеводов в клетках растительных организмов намного больше, чем в животных, но и в них они выполняют важные функции, которые обусловлены строением этих соединений.

Не менее важную роль в организмах выполняют жиры. Они имеют сложное строение, могут быть растительного или животного происхождения, но те и другие обладают общим свойством – нерастворимостью в воде.  

Наиболее важными органическими соединениями клетки являются белки. Для понимания сущности многочисленных функций белков в клетке, обеспечивающих ее жизнедеятельность, необходимо знать строение белковых молекул.

Нуклеиновые кислоты выполняют чрезвычайно важную роль в клетке, являясь носителями и хранителями генетической наследственной информации. Нуклеиновые кислоты всех живых существ, от вирусов до высших многоклеточных организмов, обнаруживают удивительное сходство состава.

 

 

6. Макромолекулы органических веществ состоят из мономеров. Мономеры белков, нуклеиновых кислот одинаковы у всех организмов -  от бактерий до человека. О чем это свидетельствует? Из каких мономеров состоят молекулы белка? нуклеиновых кислот?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Заполните таблицу. Укажите состав молекул органических веществ.

 

 

 Органические вещества

 

Состав                  Состав

 Сложные углеводы

 

 

 Жиры

 

 

 Белки

 

 

 Нуклеиновые кислоты

 

 

 

 

 

8. Углеводы входят в состав всех клеток. Перечислите основные функции углеводов. Объясните, чем молекула крахмала отличается от молекулы целлюлозы. Почему молекулы целлюлозы очень прочные? Какое это имеет значение для живых организмов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

9. С каким важнейшим процессом, протекающим в растительных организмах, связано большее содержание углеводов по сравнению с клетками животных?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

10. В состав всех клеток входят липиды. Перечислите основные функции липидов. Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии в клетке? Какие особенности строения молекул липидов определяют их основные функции в клетках живых организмов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

11. Почему клетки и организмы могут выживать в экстремальных условиях?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Что они собой представляют? Какова их роль в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13*. Сколько может существовать вариантов полипептидных цепей, включающих 20 аминокислот и состоящих из 50 аминокислотных остатков; из 200 остатков?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14. Установлено, что при достаточной калорийности пищи, но при отсутствии в ней белка у животных наблюдаются патологические процессы: останавливается рост, изменяется состав крови и т.д. С чем это связано?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

15*. Пользуясь дополнительной литературой, назовите биологически активные вещества организма человека, имеющие липидную природу. Какова их роль?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

16. Каковы основные отличия в строении, функциях, месторасположении ДНК и РНК?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

17. Какие особенности строения определяют основную функцию АТФ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

18. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав: А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-А. Постройте другую цепь. Подсчитайте  общее число нуклеотидов в полученном отрезке молекулы ДНК.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19. Молекулы ДНК способны удваиваться. Объясните, как происходит удвоение молекулы ДНК. Какой принцип лежит в основе удвоения молекулы ДНК?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение клетки

Многообразие клеток

Вирусы

 

 

Основные термины и понятия: биологическая мембрана, вакуоль, включения, грана, жгутик, клеточная теория, комплекс Гольджи, кристы, пластиды, лизосома, микротрубочки, митохондрии, органоиды, пиноцитоз, прокариоты, реснички, рибосома, строма, фагоцитоз, хлоропласт, хромосома, эндоплазматическая сеть, эукариоты, ядро, ядрышко.

 

 

 

На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и все это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо к эукариотам, либо к прокариотам, особенности строения которых необходимо знать.

Основное отличие эукариотических клеток – наличие оформленного ядра, митохондрий, имеющих сложное строение.

Наиважнейшей частью эукариотических клеток, обеспечивающей всю ее жизнедеятельность, является ее ядро. Оно имеет сложную структуру и теснейшим образом связано с цитоплазмой.

Отдельной группой живых организмов, не имеющих клеточного строения, являются вирусы.

 

 

1.                 Заполните таблицу.

 

Органоиды

клетки

Строение

Функции

 

Клеточная оболочка

 

 

 

 

 

 

Плазматическая мембрана

 

 

 

 

 

 

Цитоплазма

 

 

 

 

 

 

ЭПС

 

 

 

 

 

 

Рибосомы

 

 

 

 

 

 

Митохондрии

 

 

 

 

 

 

Пластиды

 

 

 

 

 

 

Комплекс Гольджи

 

 

 

 

 

Лизосомы

 

 

 

 

 

 

Клеточный центр

 

 

 

 

 

 

Ядро

 

 

 

 

 

 

 

Ядрышки

 

 

 

 

 

 

Микротрубочки

 

 

 

 

 

 

 

2.                 Растительная клетка снаружи покрыта оболочкой, состоящей из клетчатки. Какие функции выполняет оболочка клетки? Каковы особенности строения и функции поверхностного слоя клеток животных (гликокаликса)? Как соединяются между собой клетки растений? клетки животных?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.                 Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны по строению, функциям и химическому составу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

4*. Все органоиды и части клетки взаимосвязаны. Установите, в чем проявляются взаимосвязи следующих структур клетки:

а) рибосомы – лизосомы – цитоплазма;

б) цитоплазма – ядро;

в) ЭПС – рибосомы – лизосомы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какое строение имеет спирализованная хромосома? Почему в таком состоянии хромосома в генетическом отношении является неактивной? С какого момента  хромосомы могут воспроизводить и реализовывать генетическую информацию?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Докажите, что ядро является центром управления жизнедеятельности клетки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

7. Объясните, почему у бактерий очень быстро по сравнению с эукариотами реализуется генетическая информация.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

8. Перечислите основные отличия растительной клетки от животной (особенности клеточной оболочки, наличие особых органоидов, строение цитоплазмы).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

9. К организмам, не имеющим клеточного строения, относят вирусы. Некоторые ученые считают, что вирусы нельзя отнести к живым существам, поскольку они проявляют активность лишь в клетках других организмов. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

10. Как может помочь медицине знание строения клетки, механизмов функционирования ее отдельных частей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Напишите, как называется наука о вирусах. С какими трудностями может быть связана профессия вирусолога?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Напишите свои соображения о том, каким образом на нашей планете могли возникнуть вирусы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Покажите схему взаимного перехода пластид. Впишите в прямоугольники условия взаимного перехода пластид.   

 

                                         Лейкопласты

 

 

 

 

 

 

 

 

   х

 

Хлоропласты                                    Хромопласты    

 

 

 

 

 

 

14. Используя предшествующие цитологические знания и материал учебника, постарайтесь доказать, что клетка – это элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

15. Половые клетки отличаются от соматических по числу хромосом. Как называют набор хромосом в соматических клетках? в половых клетках?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. Какие функции выполняют хромосомы в клетке? В какой части клетки они располагаются? Какой химический состав имеют хромосомы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмен веществ и энергии в клетке

(клеточный метаболизм)

 

 

Основные термины и понятия: автотрофы, анаэробный гликолиз, ассимиляция, аэробный гликолиз, биологическое окисление, биосинтез, брожение, гетеротрофы, диссимиляция, дыхание, окислительное фосфорилирование, пластический обмен, световая фаза фотосинтеза, строма хлоропластов, темновая фаза фотосинтеза, тилакоиды гран, фотолиз воды, фотосинтез, энергетический обмен.

 

В клетках все химические компоненты находятся в состоянии непрерывного обновления: разрушаются с освобождением заключенной в них энергии биополимеры клетки, одновременно при поглощении энергии идет постоянный синтез новых молекул. Эти два процесса – катаболизм и анаболизм – составляют единство важнейшего процесса обмена веществ и энергии – метаболизма.

Любое проявление жизнедеятельности клетки и всего организма (синтез веществ, движение, рост, секреция и пр.) требует энергетических затрат.

Энергия, необходимая для этих процессов, выделяется при расщеплении сложных органических соединений. Автотрофный тип обмена веществ – основополагающий процесс на Земле.

 Органическое вещество, создаваемое автотрофами, - источник питания и энергии, обеспечивает существование всего живого на Земле.

1.                 Выпишите определение анаболизма. Объясните, почему этот вид обмена относится к типу пластических реакций.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Обмен веществ – основной признак жизни. Докажите, что обмен веществ и превращение энергии – источники роста, развития и функционирования клетки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза. Сформулируйте определение понятия «фотосинтез». Как вы понимаете выражение: «Зеленые растения – источник энергии для всех организмов на Земле»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4.                 Русский ученый С.Н. Виноградский открыл процесс хемосинтеза. Что это за процесс? Назовите хемосинтезирующие бактерии. Что служит для них источником энергии и углерода? Какова роль хемосинтезирующих бактерий на Земле?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Почему при разрушении митохондрий в клетке будет наблюдаться снижение уровня активности, а затем и приостановление процессов жизнедеятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Что такое генетический код? Сколько триплетов входит в его состав? Какое значение имеет избыточность кода?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Почему обязательным условием успешного синтеза белка является хорошее энергетическое обеспечение клетки?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Каков состав и строение АТФ. Почему именно молекулы АТФ являются хранителями и накопителями энергии? В виде чего в них хранится энергия?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

9. Сравните фотосинтез и хемосинтез. Выявите черты сходства и различия. Заполните таблицу.

 

Название

процесса

Источник

углерода

Источник

энергии

Образуемые вещества

 

Фотосинтез

 

 

 

 

 

Хемосинтез

 

 

 

 

 

 

10. В молекуле белка инсулина 51 аминокислотный остаток. Сколько нуклеотидов находится в ДНК, кодирующей этот белок? Какова длина этой молекулы ДНК?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Чем отличаются обмен веществ и энергии в клетках растений и животных? Объясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

12. Проследите и подробно опишите путь следующих превращений:

а) от молекулы СО2 из воздуха до молекулы крахмала  в растительной клетке;

б) от молекулы крахмала в растительной клетке до СО2  и дальше до Н2О;

в) от молекулы крахмала в животном, которое съело растение, до молекулы гликогена в животной клетке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Напишите общие уравнения трех этапов дыхания, сравните количество потраченной и запасенной энергии в пересчете на АТФ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14. Почему при фотосинтезе энергия солнечного света, падающего на лист, переходит в химическую энергию органических соединений с эффективностью всего около 1-2 %? Какова судьба остальной энергии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Объясните потребность большинства живых организмов в кислороде.  Как образуется в клетке углекислый газ и вода?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл клеток.

Деление клеток.

 

 

Основные термины и понятия: амитоз, анафаза, интерфаза, клеточный цикл, конъюгация, кроссинговер, мейоз, метафаза, митоз,  профаза, телофаза, цитокинез, хромосома, хроматида, бивалент.

 

Жизненный цикл клетки представляет собой промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до ее гибели или до последующего деления.

Деление клетки – процесс увеличения числа клеток путем деления исходной клетки.

Известно три типа деления клеток – митоз, мейоз, амитоз.

Деление эукариотических клеток – важнейший процесс, обеспечивающий рост многоклеточных организмов, их развитие и бесполое размножение.

 

1. Изобразите схему жизненного цикла клетки многоклеточного организма:

 

 

 

 

 

 

 

2. Дайте определение митозу и сформулируйте его биологическое значение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3. Расшифруйте обозначение 2п4с. К какому периоду жизни клетки относится состояние хромосом в таком наборе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. Чем обусловлено интенсивное размножение прокариотических клеток?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

5. У каких клеток возможно совпадение жизненного и митотического циклов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Какие важные процессы происходят во время подготовки клетки к делению?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Как может отразиться на дальнейших митотических процессах возможное нарушение редупликации ДНК?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

8. Почему все клетки, образовавшиеся в процессе митоза, имеют одинаковые генетические особенности?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Назовите известные вам причины нарушения митоза.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

10. Приведите примеры практического использования знаний о митозе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

11. Для мейоза характерно два деления. Каковы особенности первого и второго деления мейоза? В чем проявляется сходство второго деления мейоза  с митозом?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

12.  Вставьте в текст пропущенные слова:

 

Мейозом называется _______ ______________ клеток, при котором происходит ______________________ числа хромосом, т.е. из ______________________ клетки образуются _____________________.

Мейоз состоит из _____ последовательных делений, причем ___________________ ДНК предшествует только _______ делению. В мейоз вступают хромосомы, каждая из которых состоит из _____ сестринских __________________________.

 

 

13. Дайте краткую характеристику амитоза: в каких клетках он протекает, в чем отличие от митоза.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14. Каким образом мейоз обеспечивает основу возникновения комбинативной генотипической изменчивости?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

15. Как вы думаете, почему ученые называют метафазную пластинку своеобразным паспортом организма?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

16. Если соматическая клетка данного организма имеет 28 хромосом, то сколько хроматид идет к каждому полюсу в анафазе II? Каково число бивалентов в профазе I?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Формы размножения организмов.

Развитие половых клеток.

 

 

Основные термины и понятия: бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродитизм, овогенез, овоцит, оплодотворение, партеногенез, половое размножение, половой диморфизм, почкование, семенник, сперматозоид, сперматоцит, спора, яичник.

 

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению, или самовоспроизведению. Не менее важным свойством, присущим всему живому, является развитие, тесно связанное с размножением.

В процессах, обеспечивающих непрерывность и воспроизведение жизни, более важное значение имеет половое размножение, характеризующееся образованием, а потом и слиянием гамет, в результате чего возникают новые организмы с измененными генотипами. Важнейший этап размножения – объединение двух гамет, дающее начало развитию нового организма. Способы, приводящие к этому объединению, то есть оплодотворению, у разных организмов различны.

 

 

1. Напишите, как называются специализированные клетки, дающие начало новому организму при половом размножении. Где они образуются у животных? у растений?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Какой цитологический процесс приводит к тому, что бесполое размножение не сопровождается повышением генетического разнообразия?

Перечислите организмы, которым свойственен такой тип размножения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3. Известны два способа размножения: половое и бесполое. Каковы особенности бесполого размножения? Какие формы бесполого размножения вам известны? Ответ проиллюстрируйте примерами. Заполните таблицу.

 

Способы

бесполого размножения

Примеры

 

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

4. Различают внешнее и внутреннее оплодотворение. Сравните внешнее и внутреннее оплодотворение. Выявите черты сходства и различия. Каковы преимущества внутреннего оплодотворения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Число яйцеклеток у разных организмов различно. У рыб число икринок достигает нескольких сотен и тысяч, а у млекопитающих число яйцеклеток невелико, однако млекопитающие процветают. Объясните этот факт.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Проведите сравнительный анализ процесса формирования половых клеток у животных и растений. В чем вы видите основное сходство и основное различие в этих процессах?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. У многих организмов гаплоидная стадия – это только стадия гамет. Как вы считаете, в чем преимущество диплоидности по сравнению с гаплоидностью?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

8. Какова практическая роль вегетативного размножения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Почему биологи утверждают, что «половое размножение в эволюционном развитии живой природы имеет большее преимущество по сравнению с бесполым»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное развитие организмов

(онтогенез)

 

Основные термины и понятия: бластомеры, бластула, гаструла, гаструляция, дробление, закон зародышевого сходства, зигота, мезодерма, нейрула, метаморфоз, непрямое развитие, онтогенез, органогенез, прямое развитие, эктодерма, эмбриогенез, эмбрион, энтодерма.

 

Эмбриология – наука, изучающая закономерности индивидуального развития, - сформировалась сравнительно недавно.  Она имеет большое практическое значение, помогая обнаружить, а потом и устранить самые ранние нарушения развития организмов.

Эмбриональный, или зародышевый, период развития организмов является одним из самых сложных и важных. Изменения, возникшие в этот период, могут иметь самые разные – положительные и отрицательные последствия для организмов.

Постэмбриональный период в развитии любого организма является не менее важным для жизнедеятельности каждого организма. Организмы на этом отрезке онтогенеза претерпевают сложнейшие изменения.

Все без исключения живые организмы, любого уровня организации и степени сложности, находятся в тесной взаимосвязи со средой обитания. Особое влияние оказывает окружающая среда на развивающийся организм.

Ценным доказательством эволюции является биогенетический закон, основанный на принципе гомологии – сходстве в зародышевом развитии родственных групп.

1. На какие периоды подразделяется онтогенез? Каковы характерные особенности каждого периода?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Зарисуйте процессы дробления и гаструляции на примере ланцетника.

 

Дробление

 

 

 

 

 

 

 

Гаструляция

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Охарактеризуйте зиготу и бластулу, опишите сходство и различия, сделайте вывод. Обратите внимание на количество хромосом в клетках бластулы, опишите их особенности.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. На какой стадии эмбрионального развития начинают формироваться зародышевые листки?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Как осуществляется перемещение клеточных масс в процессе гаструляции? С появлением какого слоя клеток зародыш становится трехслойным?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Прочитайте фрагмент параграфа о зародышевых листках, выпишите названия тканей, которые формируются из:

энтодермы - ________________________________________

                      ________________________________________

                      ________________________________________

 

мезодермы - ________________________________________

                      ________________________________________

                      ________________________________________

 

эктодермы - ________________________________________

                     ________________________________________

                     ________________________________________

 

 

7. Какая особенность этапа дробления проявляется в развитии животных, относящихся к разным классам?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

8. Каков общий ход развития животных, испытывающих метаморфоз? Какие изменения должны происходить с их личиночными органами при переходе на новый этап развития?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

9. Почему развитие представителей животного мира с превращением (метаморфозом) снижает интенсивность конкуренции за пищу? Уровень какого вида борьбы за существование в этом случае уменьшается?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

10. К каким классам относятся животные, имеющие прямое развитие?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

11. Какие изменения происходят во внутреннем и внешнем строении головастиков в процессе их превращения их во взрослых особей?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

12. Развитие каких организмов сопровождается неопределенным ростом?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

13. О чем свидетельствует большое сходство в строении зародышей животных разных систематических групп?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14. Что такое эмбриональная дивергенция? Каким образом она может рассказать об истории развития какого-либо вида?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

15. Какие этапы эмбрионального развития человека могут рассматриваться как повторение исторического прошлого:

а) первобытной амебы;

б) первого многоклеточного организма;

в) рыбообразного предка.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

16. Что демонстрирует биогенетический закон? Кто сформулировал этот закон?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

17. Используя разные примеры, докажите, что любой организм не может жить вне обычной для его вида среды обитания. Что получает организм из среды обитания, что он выделяет в окружающую среду?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

18. Напишите, какие компоненты окружающей среды  могут оказывать непосредственное влияние (как положительное так и отрицательное) на развитие конкретного организма?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

19. Объясните, какие периоды в развитии эмбриона называются критическими? Обоснуйте необходимость знаний особенностей этих периодов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

20. Что такое стресс? Опишите признаки его проявления. Какое значение имеет стресс?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные закономерности наследственности

 

 

Основные термины и понятия: аллельные гены, анализирующее скрещивание, взаимодействие генов, ген, генотип, гетерозиготность, гомозиготность, группы сцепления, дигибридное скрещивание, законы Г. Менделя, карты хромосом, кроссинговер, множественные аллели, моногибридное скрещивание, наследственность, независимое наследование, неполное доминирование, полное доминирование, расщепление, фенотип

 

Познание основ генетики – важнейшей биологической науки, изучающей закономерности наследственности и изменчивости, требует четких знаний генетических терминов и понятий.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, получившие в начале 20 века статус законов, проявляются у всех эукариотических организмов, населяющих Землю. Они справедливы для тех признаков, гены которых располагаются в разных парах гомологичных хромосом.

Генетические исследования, начатые Г. Менделем, были продолжены  многими учеными, среди которых был Т. Морган, открывший закон сцепленного наследования признаков и сформулировавший основы хромосомной теории наследственности.

Единство и целостность любого организма обеспечиваются целостностью генотипа, который представляет собой систему взаимодействующих  генов.

 

1. Какие признаки любого организма (растительного, животного или гриба) могут быть отнесены к разряду фенотипических? Приведите примеры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Для изучения закономерностей наследования признаков проводят скрещивание организмов. Как называют скрещивание, при котором организмы различаются по одному признаку? по двум признакам? Как называют признак, который проявляется у гибридов первого поколения? не проявляется у гибридов?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие из генов, обозначенных буквами, доминантные, а какие рецессивные: А, а, В, в, С, с? Укажите, какие из перечисленных генов – аллельные: А, В, с, а, С, в.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. Ген А определяет темный цвет волос, ген а – светлый. Определите фенотипы людей с генотипами Аа, АА, аа.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Круглая форма плодов томатов доминирует над грушевидной, а красная окраска плодов – над желтой. Запишите фенотипы и генотипы плодов томатов, которые имеют грушевидную форму и красную окраску, желтую окраску и круглую форму.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Типовой план решения задачи по генетике

 

Генетические и математические задачи имеют одинаковый принцип решения.

Запись условия задачи. Условие задачи записывают в символах. Вначале записывают, что дано (признаки каждого родителя) и что требуется определить (признаки у потомства):

1.                                                  на первом месте принято ставить женский пол (зеркало Венеры); на втором – мужской (щит и копье Марса).

2.                                                  родительские организмы, взятые для скрещивания, обозначают латинской буквой Р, потомство от скрещиваний двух особей с различными признаками (гибриды) буквой F. Цифра в индексе указывает порядок поколения (F1, F2, F3…… Fn)

3.                                                  доминантный признак обозначают произвольно любой заглавной буквой, а аллельный рецессивный признак – той же  буквой, но строчной.

                       Решение задачи. Решают задачи в определенной последовательности. Сначала составляют цитологическую схему гамет родителей, а затем решетку Пеннета для расчета возможных типов зигот.

Решетку Пеннета составляют так: по горизонтали располагают женские гаметы, по вертикали – мужские. В квадраты решетки вписывают  образующиеся сочетания гамет – зиготы. После этого записывают ответ о фенотипе и генотипе потомства. 

 

 

 

6. У кролика серый цвет шерсти доминирует над белым, короткий ворс – над длинным. Определите фенотипы особей с генотипами ААВВ, АаВв, ААВв, АаВВ, ааВВ, ААвв, ааВв, аавв. Сколько кроликов будут иметь фенотипы с доминантными признаками? С рецессивными признаками по одной паре генов? С рецессивными признаками по двум парам генов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Запишите фенотипы и генотипы родителей и потомства при скрещивании растений гороха со следующими генотипами:

1) Аа х Аа;

2) Аа х АА;

3) АаВв х аавв;

4) Аавв х ааВв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. У кроликов за окраску шерсти отвечает аллельная пара генов Аа   (А – черная окраска шерсти, а – белая), а за распределение пигмента по длине волоса – другая пара генов Вв ( В – пигмент находится у корня волос, в – пигмент распределяется равномерно по длине волоса).

Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного при скрещивании особей с генотипами:

1) АаВв х ААВВ;

2) ААвв х аавв;

3) ааВВ х Аавв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Определите, какие генотипы и фенотипы будут в F1  и F2, если гладкосеменное (А) растение гороха с усиками (С), гомозиготное по обоим признакам, скрещивается  с морщинистым (а) растением гороха без усиков (с). Оба признака локализованы в одной хромосоме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. У человека ген Н, расположенный в Х-хромосоме, определяет нормальную свертываемость крови, а при наличии гена h кровь теряет способность свертываться. Составьте схемы скрещиваний, используя следующие генотипы родителей:

а) нормальная женщина и мужчина, страдающий гемофилией;

б) женщина-носительница гена гемофилии и мужчина, страдающий гемофилией;

в) женщина-носительница гена гемофилии и здоровый мужчина.

Определите генотипы и фенотипы детей для каждого случая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. У мальчика первая группа крови, а у его сестры – четвертая. Что можно сказать о группах крови их родителей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. У матери первая группа крови, а у отца третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Охарактеризуйте связь между гетерозисом и сверхдоминированием.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14. Как проявляется комплементарность? Почему этот тип взаимодействия генов называется еще явлением взаимодополнения? Приведите примеры проявления комплементарности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Раскройте смысл утверждения о том, что действие любого гена зависит от генотипической среды, т.е. от влияния на него другого гена или других генов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закономерности изменчивости

 

 

Основные термины и понятия: генные мутации, геномные мутации, генотипическая изменчивость, доминантные мутации, комбинативная изменчивость, модификационная изменчивость, ненаследственная изменчивость, полиплоидия, хромосомные мутации.

 

Бесконечно разнообразие живых организмов на Земле, каждый из которых уникален. Только в редких случаях в природе встречаются одинаковые организмы, все живое испытывает изменчивость. Наибольшее значение для эволюции имеет наследственная изменчивость.

В отличие от генотипической изменчивости фенотипическая не наследуется и не имеет определенного значения для эволюции, но для практики сельского хозяйства и для медицины необходимы знания основных свойств модификации

 

 

1. Охарактеризуйте источник генетического разнообразия внутри любого вида организмов. Что входит в резерв наследственной изменчивости вида?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Прочитайте в учебнике информацию о соматических мутациях. Какое практическое значение имеют знание об этом виде мутации? Какой способ размножения следует применить для сохранения в последующих поколениях растений полезных соматических мутаций?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3. Перечислите факторы, которые способны вызвать различные мутации. Ответьте, почему получение мутаций (или их случайное возникновение) имеет большое практическое значение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

4. Докажите, что комбинативная изменчивость лежит в основе возникновения бесконечно большого наследственного разнообразия, наблюдаемого у представителей любой систематической группы живых организмов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. В одновозрастной посадке сосен через несколько лет появляются существенные различия. Почему одни деревья становятся мощными, высокими, а другие – низкорослыми, со слаборазвитой кроной? Какой вид изменчивости иллюстрирует данный пример? Будет ли потомство наследовать данные изменения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Любой признак может изменяться в определенных пределах. Что такое норма реакции? Приведите примеры признаков организмов, обладающих широкой и узкой нормой реакции. Чем определяется широта нормы реакции?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Некоторые культурные растения можно выращивать в разных условиях среды, а другие – в строго определенных. Что можно сказать о норме реакции этих растений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Модификационная изменчивость обусловлена непосредственным влиянием факторов окружающей среды на развитие признаков. Что такое модификации? Перечислите их свойства. Сравните свойства мутаций и модификаций.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

9. У одного котенка возникла мутация в хромосомах половых клеток, а у другого – в аутосомах. Как повлияют эти мутации на каждый организм? В каком случае мутация проявится у котенка фенотипически?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. В перечне признаков подчеркните одной чертой те, которым свойственна узкая норма реакции: 1) рост растений; 2) масса животного; 3) окраска зрачка человека; 4) размеры ушной раковины зайца; 5) окраска шерсти тюленя; 6) размер головного мозга рыбы; 7) длина шеи жирафа.

 

 

11. Все мутации связаны с изменением генотипа. Объясните, почему мутации не всегда влекут за собой изменение фенотипа? Какое это имеет значение для выживания вида? В каких случаях мутации проявляются фенотипически?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

12. Предположим, что в природе существует только изменчивость, а наследственность отсутствует. Какими были бы последствия в этом случае?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какие мероприятия требуется проводить по защите людей и природы от действия мутагенов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14. Виды живут тысячелетиями, сохраняя свой фенотип. В чем проявляется связь между стабильностью видов, их долголетием и генотипом особей как исторически сложившейся системой? Могут ли виды изменяться? Какова роль мутаций и отбора в этих процессах?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Основы селекции

 

 

Основные термины и понятия: селекция, центр происхождения, порода, сорт, штамм, искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия, генная инженерия, клеточная инженерия, гетерозис, биотехнология.

Знание законов наследственности и закономерностей изменчивости необходимо для того, чтобы улучшать существующие и создавать новые породы животных, сорта растений и штаммы микроорганизмов.

 

1. Чем занимается селекция?__________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Охарактеризуйте главные методы селекции____________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В каждой строчке три термина определенным образом взаимосвязаны, имеют общую область применения. Дайте им характеристику и определите четвертый, не имеющий к ним отношения, термин.

А) генетика, гибридизация, селекция, биотехнология;

Б) полиплоиды, мутации, мутагены, искусственный отбор;

В) гибрид, штамм, сорт, гетерозис.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. Назовите известные вам местные сорта полевых и огородных культур.__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Какое значение для практической селекции имеет учение о центрах происхождения культурных растений?_________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

6. Какие закономерности выявил Н.И. Вавилов, исследуя центры происхождения культурных растений?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Почему центры одомашнивания животных совпадают с центрами происхождения культурных растений?_________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

8. Замените выделенные слова в каждом утверждении одним термином.

А) Превращение диких животных в домашних путем приручения, содержания и разведения обусловило развитие животноводства как отрасли сельского хозяйства.

___________________________________________________

Б) Близкородственное скрещивание особей, имеющих общих предков, широко используется в гибридизации животных.

___________________________________________________

 

 

 

 

9. Завершите высказывание:

Для повышения или сохранения определенной степени гетерозиготности особей в селекции животных используется…._____________________________________

 

 

10. В чем отличие генной инженерии от клеточной?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

11. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны инбридинга у животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

12. Раскройте роль спонтанных и искусственных мутаций в селекции: а) растений; б) животных; в) микроорганизмов.

А)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________в)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

13. Селекционер заметил на поле растение пшеницы с необычайно крупным колосом (зерен в колосе больше и они крупнее). Он отобрал это растение и высеял на следующий год на отдельном участке. Какие растения вырастут из отобранных семян? Если потомство будет иметь сходство с исходной формой, то какое явление может констатировать селекционер? Если растения будут обыкновенными, то какую форму изменчивости может установить селекционер и почему не оправдаются тогда его надежды получить хорошее потомство?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Каким образом получают межвидовые гибриды? Какие преимущества и возможные недостатки имеют такие гибриды? Приведите примеры получения межвидовых гибридов.__________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

15. Воздействие каких компонентов внешней среды может нарушить строение молекул ДНК сельскохозяйственных объектов? К каким последствиям это может привести?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

16. Почему работа селекционера не может быть успешной с небогатым фондом исходного генетического разнообразия растений?__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

17. Почему селекцию следует считать «эволюцией, которую направляют воля, знания и тщательный труд людей многих специальностей»?

 

 

18. Укажите результаты работы ученых – селекционеров. Заполните таблицу.

 

ФИО ученого-селекционера

 

Результат работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов

 

 

Биология как наука. Методы биологического исследования

 

Биология –

 

 

 

Жизнь –

 

 

 

Живые системы –

 

 

 

Методы биологического исследования –

 

 

 

Уровни организации живой материи –

 

 

 

Критерии живых систем –

 

 

 

 

Химическая организация клетки

 

Азотистые основания –

 

 

 

Активный центр фермента –

 

 

 

Аминокислоты –

 

 

 

АТФ –

 

 

 

Белки –

 

 

 

Биополимеры –

 

 

 

Вода –

 

 

 

Водородная связь –

 

Гидрофильность –

 

 

 

Гидрофобность –

 

 

 

Дезоксирибоза –

 

 

 

Денатурация –

 

 

 

Диполь –

 

 

 

ДНК –

 

 

 

Катализатор –

 

 

 

Комплементарность –

 

 

 

Липиды –

 

 

 

Макроэлементы –

 

 

 

Микроэлементы –

 

 

 

Мономер –

 

 

 

Нуклеотид –

 

 

 

Пептидная связь –

 

 

 

Полимер –

 

 

 

Рибоза –

 

 

 

РНК –

 

 

 

Ферменты –

 

 

 

Углеводы –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение клетки

 

Биологическая мембрана –

 

 

 

Вакуоль –

 

 

 

Включения –

 

 

 

Грана –

 

 

 

Жгутик –

 

 

 

Клеточная теория –

 

 

 

Комплекс Гольджи –

 

 

 

Кристы –

 

 Пластиды –

 

 

 

Лизосома –

 

 

 

Микротрубочки –

 

 

 

Митохондрии –

 

 

 

Органоиды –

 

 

 

Пиноцитоз –

 

 

 

Прокариоты –

 

 

 

Реснички –

 

 

 

Рибосома –

 

 

 

Фагоцитоз –

 

 

 

Хлоропласт –

 

 

 

Хромосома –

 

 

 

Эндоплазматическая сеть –

 

 

 

Эукариоты –

 

 

 

Ядро –

 

 

 

Ядрышко

 

 

 

Метаболизм

 

Автотрофы –

 

 

 

Анаэробный гликолиз –

 

 

 

Ассимиляция –

 

 

 

Аэробный гликолиз –

 

 

 

Биологическое окисление –

 

 

 

Биосинтез –

 

 

 

Брожение –

 

 

 

Гетеротрофы –

 

Диссимиляция –

 

 

 

Дыхание –

 

 

 

Окислительное фосфорилирование –

 

 

 

Пластический обмен –

 

 

 

Световая фаза фотосинтеза –

 

 

 

Строма хлоропластов –

 

 

 

Темновая фаза фотосинтеза –

 

 

 

Тилакоиды гран –

 

 

 

Фотолиз воды –

 

 

 

Фотосинтез –

 

 

 

Энергетический обмен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл клетки. Деления клетки

 

Амитоз –

 

 

 

Анафаза –

 

 

 

Интерфаза –

 

 

 

Клеточный цикл –

 

 

 

Конъюгация –

 

 

 

Кроссинговер –

 

 

 

Мейоз –

 

 

 

Метафаза –

 

Митоз –

 

 

 

Профаза –

 

 

 

Телофаза -

 

 

 

Цитокинез –

 

 

 

Хромосома –

 

 

 

Хроматида –

 

 

 

Бивалент –

 

 

 

 

 

 

 

Формы размножения организмов

 

Бесполое размножение –

 

 

 

Вегетативное размножение –

 

 

 

Гаметы –

 

 

 

Гермафродитизм –

 

 

 

Овогенез –

 

 

 

Овоцит –

 

 

 

Оплодотворение –

 

 

 

Партеногенез –

 

 

 

Половое размножение –

 

 

 

Половой диморфизм –

 

 

 

Почкование –

 

 

 

Семенник –

 

 

 

Сперматозоид –

 

 

 

Сперматоцит –

 

 

 

Спора –

 

 

 

 Яичник -

 

Индивидуальное развитие организмов

 

Бластомеры –

 

 

 

Бластула –

 

 

 

Гаструла –

 

 

 

Гаструляция –

 

 

 

Дробление –

 

 

 

Закон зародышевого сходства –

 

 

 

Зигота –

 

 

 

Мезодерма –

 

Нейрула –

 

 

 

Метаморфоз –

 

 

 

Непрямое развитие –

 

 

 

Онтогенез –

 

 

 

Органогенез –

 

 

 

Прямое развитие –

 

 

 

Эктодерма –

 

 

 

Эмбриогенез –

 

 

 

Эмбрион –

 

 

 

Энтодерма –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные закономерности наследственности

 

Аллельные гены –

 

 

 

Анализирующее скрещивание –

 

 

 

Взаимодействие генов –

 

 

 

Ген –

 

 

 

Генотип –

 

 

 

Гетерозиготность –

 

 

 

Гомозиготность –

 

 

 

Группы сцепления –

 

Дигибридное скрещивание –

 

 

 

Законы Г. Менделя:

1)

 

 

 

 

 

 

2)

 

 

 

 

 

 

3)

 

 

 

 

 

 

Кроссинговер –

 

 

 

Множественные аллели –

 

Моногибридное скрещивание –

 

 

 

Наследственность –

 

 

 

Независимое наследование –

 

 

 

Неполное доминирование –

 

 

 

Полное доминирование –

 

 

 

Расщепление –

 

 

 

Фенотип –

 

 

 

 

 

 

 

Основные закономерности изменчивости

 

Генные мутации –

 

 

 

Геномные мутации –

 

 

 

Генотипическая изменчивость –

 

 

 

Доминантные мутации –

 

 

 

Комбинативная изменчивость –

 

 

 

Модификационная изменчивость –

 

 

 

Ненаследственная изменчивость –

 

 

 

Полиплоидия –

 

Хромосомные мутации –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы селекции

 

 

Селекция

 

 

 

Порода

 

 

 

Сорт

 

 

 

 Штамм

 

 

 

искусственный отбор

 

 

 

гибридизация

 

 

 

мутагенез

 

 

 

полиплоидия

генная инженерия

 

 

 

клеточная инженерия

 

 

 

гетерозис

 

 

 

биотехнология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль знаний

 

1. К прокариотическим организмам относится:

А) вирус гриппа

Б) дрожжевая клетка

В) холерный вибрион

Г) споры мха.

 

2. Исходным материалом для фотосинтеза служат:

А) кислород и углекислый газ

Б) вода и кислород

В) углекислый газ и вода

Г) углеводы.

 

3. В основе фотосинтеза лежит процесс превращения энергии:

А) света в энергию неорганических соединений

Б) света в энергию органических соединений

В) органических соединений в энергию неорганических соединений

Г) мелких органических молекул в более крупные.

 

4. Конечные продукты окисления органических веществ:

А) АТФ и вода

Б) кислород и углекислый газ

В) вода и углекислый газ

Г) АТФ и кислород.

 

5. Гетеротрофные организмы отличаются от автотрофных тем, что они:

А) как правило, могут использовать оба типа питания

Б) не могут питаться автотрофным путем

В) не используют энергию АТФ

Г) не окисляют глюкозу в процессе обмена веществ.

 

6. В ходе метаболизма происходят процессы:

А) синтеза веществ

Б) распада веществ

В) синтеза и распада

Г) окислительного фосфорилирования.

 

7. В состав ДНК не входит нуклеотид:

А) тимин

Б) урацил

В) гуанин

Г) аденин.

 

8. Транскрипцией называется процесс:

А) образования и-РНК

Б) удвоения ДНК

В) образования белковой цепи на рибосомах

Г) соединения т-РНК с аминокислотами.

 

9. Митозу предшествует:

А) исчезновение ядерной оболочки;

Б) удвоение хромосом;

В) образование веретена деления;

Г) расхождение хромосом к полюсам клетки.

 

10. Пара гомологичных хромосом в метафазе митоза содержит количество хроматид, равное:

А) 4

Б) 2

В) 8

Г) 16.

 

11. Митоз не обеспечивает:

А) образования клеток кожи человека

Б) сохранения постоянного для вида числа хромосом

В) генетического разнообразия видов

Г) бесполого размножения.

 

12. Укажите правильную последовательность фаз митоза:

А) метафаза

Б) анафаза

В) профаза

Г) телофаза.

 

13. В результатах мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:

А) удваивается

Б) остается прежним

В) уменьшается вдвое

Г) утраивается.

 

14. Гомеостаз –это:

А) защита организма от антигенов

Б) обмен веществ

В) относительное постоянство внутренней среды организма

Г) смена биологических ритмов.

 

15. Гаструляция –это:

А) митотическое деление зиготы

Б) образование трехслойного зародыша

В) образование кишечной полости

Г) развитие отдельных органов.

 

16. Какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной коровы  с рогатым быком (ген комолости В доминирует)

А) Все ВВ

Б) Все Вв

В) 50% ВВ и 50% Вв

Г) 75% ВВ и 25% Вв.

 

17. Сколько типов гамет даст зигота с генотипом ААВВСС?

А) один

Б) два

В) три

Г) четыре.

 

18. Суть 3 закона Менделя заключается в том, что:

А) гены каждой пары наследуются независимо друг от друга

Б) гены не оказывают никакого влияния друг на друга

В) гены каждой пары наследуются вместе

Г) один ген определяет развитие одного признака.

 

19. Сколько типов гамет образует зигота СсВв, если гены С и В, с и в сцеплены:

А) два

Б) четыре

В) три

Г) один.

 

20. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:

А) консументы – продуценты - редуценты

Б) редуценты - консументы – продуценты

В) продуценты  - консументы- редуценты

Г) продуценты- редуценты – консументы.

 

21. . Назовите химическое соединение, которое имеется в РНК, но отсутствует в ДНК.

А) тимин;

Б) дезоксирибоза;

В) рибоза;

Г) гуанин.

 

22. Какое азотистое основание ДНК комплементарно цитозину?

А). аденин;

Б) гуанин;

В)  урацил;

Г) тимин.

 

23. Какой органоид содержится в растительных клетках, но отсутствует в животных?

А) митохондрия;

Б) хлоропласт;

В) комплекс Гольджи;

Г) ядро.

 

24. Ненаследственной является изменчивость:

А) комбинативная;

Б) фенотипическая;

В) мутационная;

Г) соотносительная.

 

25.                   У праворуких кареглазых родителей родился леворукий голубоглазый ребенок. Назовите форму изменчивости, примером которой служит это явление:

А) мутационная;

Б) комбинативная;

В) модификационная;

Г) соотносительная.

 

26.                   Аллельные гены расположены в:

А) идентичных участках гомологичных хромосом;

Б) разных участках гомологичных хромосом;

В) идентичных участках негомологичных хромосом.

Г) разных участках негомологичных хромосом.

 

27.                   Сколько аллелей одного гена находится в:

А) яйцеклетке;

Б) зиготе;

В) соматической клетке;

Г) сперматозоиде.

 

28.                   Назовите стадию мейоза, во время которой в клетке происходит кроссинговер – перекрест гомологичных хромосом, в результате которого эти хромосомы обмениваются гомологичными участками:

А) профаза I

Б) метафаза I

В) профаза II;

Г) метафаза II.

 

29.                   Как называется совокупность внешних и внутренних признаков организма?

А) генотип;

Б) фенотип;

В) кариотип;

Г) геном.

 

30.                   Соотнесите термины и определения:

1 филогенез                                                          А) пересадка ткани

или органа у растений  животных

 

2. сходство зародышей                             Б) историческое развитие определенной систематической

группы живых организмов

 

3.                       трансплантация                В) явление, свидетельствующее о родстве представителей

  разных классов в пределах типа.

 

31.                   Некоторые структурные компоненты эукариотической клетки имеют 2 мембраны. Назовите один из таких компонентов.

А) рибосома

Б) клеточный центр

В) митохондрии

Г) Аппарат Гольджи

 

32.                    Липиды в клеточной мембране расположены послойно. Сколько таких липидных слоев содержится в мембране?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4.

 

33.                   Назовите органоид, который представляет собой образованный одной мембраной пузырек, внутри которого находится несколько десятков пищеварительных ферментов.

А) рибосома

Б) лизосома

В) полисома

Г) липосома.

 

34. Что является мономером белков?

А) нуклеотид;

Б) аминокислота;

В) нуклеиновая кислота;

Г) азотистое основание.

 

35. Каким термином называется потеря белком своей естественной пространственной структуры?

А) спирализация;

Б) конденсация;

В) денатурация;

Г) ренатурация.

 

36. Что является мономером ДНК?

А) дезоксирибоза;

Б) аминокислота;

В) нуклеотид;

Г) азотистое основание.

 

37. Какой пол у человека является гомогаметным?

А) мужской;

Б) женский;

В) оба пола;

Г) ни один.

 

38. Назовите вид мутаций, к которому относят утрату части хромосомы.

А) генные;

Б) хромосомные;

В) геномные.

 

39. К эукариотическим организмам относится:

А) амеба

Б) кишечная палочка

В) бледная спирохета

Г) вирус гриппа.

 

40. Органические вещества образуются из неорганических в результате:

А) гликолиза

Б) фотосинтеза

В) синтеза АТФ

Г) биосинтеза белка.

 

41. Главным событием интерфазы является:

А) мутационный процесс

Б) удвоение наследственного материала

В) деление ядра клетки

Г) сокращение наследственного материала вдвое.

 

42. Первая анафаза мейоза завершается:

А) расхождением к полюсам гомологичных хромосом

Б) расхождением хроматид

В) образованием гамет

Г) кроссинговером.

 

43. Доминантная аллель – это:

А) пара одинаковых по проявлению  генов

Б) один из двух аллельных генов

В) ген, подавляющий действие другого гена

Г) подавляемый ген.

 

44. При скрещивании 2 высокорослых (С) растений было получено 25% семян, из которых выросли низкорослые растения. Каковы генотипы низкорослых растений:

А) все СС

Б) все сс

В) все Сс

Г) 50% Сс и 50% СС.

 

45. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы  в экосистеме называют факторами:

А) абиотическими

Б) антропогенными

В) ограничивающими

Г) биотическими.

 

46. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

А) клевер – ястреб – шмель – мышь

Б) клевер – шмель – мышь – ястреб

В) шмель – мышь – ястреб – клевер

Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.

 

47. Какую функцию выполняют рибосомы?

А) синтезируют белки;

Б) синтезируют жиры;

В) синтезируют углеводы;

Г) расщепляют углеводы.

 

48. В результатах мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:

А) удваивается

Б) остается прежним

В) уменьшается вдвое

Г) утраивается.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по биологии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данную разработку включены задания по следующим темам: Биология как наука; химическая организация клетки, строение клетки, метаболизм, жизненный цикл клетки, формы размножения организмов, индивидуальное развитие организмов, основные закономерности наследственности,основные закономерности изменчивости, основы селекции.

Материалы предназначены для самостоятеьной работы студентов как на аудиторных занятиях для закрепления изученного материала, так и для выполнения домашних заданий. 

В каждой теме выделены основные термины и понятия, которые должны быть усвоены в результате изучения отдельной темы. Заполнение словаря терминов  способствует повторению и закреплению материала студентами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 868 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6971
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1673
    • DOCX 437.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колесова Надежда Александрвна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колесова Надежда Александрвна
    Колесова Надежда Александрвна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4775
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 158 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 238 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 12 человек