Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая тетрадь для обучающихся к элективному курсу

Рабочая тетрадь для обучающихся к элективному курсу

Скачать материал

 



Дорогой друг

 


Если ты:

Ø любишь делать открытия, и делится ими со своими друзьями;

Ø хочешь сохранить свое здоровье;

Ø готов работать в команде с другими школьниками;

Ø хочешь узнать, почему нарушения режима питания усугубляет проблему здоровья;

Ø хочешь изучить основы здорового образа жизни, ты имеешь полное право посещать элективный курс «Продовольственная безопасность и ЗОЖ», а так же стать участником проекта по данной теме.

 

УЧАСТВУЯ  В РАБОТЕ, ты не только сможешь помочь себе и своим близким, но и узнаешь много полезного и интересного.

Тебе будет понятно, почему важно стремится сохранять свое здоровье с молоду,  а также, что необходимо для этого делать.

Ты узнаешь, что такое пища и из чего она состоит, что с ней происходит в организме и как влияет её состав на здоровье.

Надеюсь, что участвуя в работе, ты сделаешь новые открытия и выполнишь множество увлекательных заданий.

 

Для работы тебе необходимо:

1.     Выполнить все предложенные задания.

2.     Вместе с командой провести необходимые исследования.

3.     На занятиях ты встретишься с интересными людьми.

4.     Проявишь творчество и предложишь свои собственные идеи.

 

Тебе может понадобиться помощь учителей, друзей и одноклассников.

 

 

Будь здоров и счастлив!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №1

Тема: Что такое «продовольственная безопасность» и «ЗОЖ»?

Прямоугольник: скругленные углы: СЛОВАРЬ
Здоровый образ жизни – 
Продовольственная опасность -
 

 

 

 

 

 


Задание 1

Внимательно прочти вопросы анкеты. Подумай и запиши свой ответ. Для ответа на одни вопросы надо поставить галочку, на другие вписать свое мнение. Если какой – то вопрос тебе непонятен, оставь его без ответа или обратись за помощью к родителям.

1.     Анкета

1.     Какое значение придается питанию в вашей семье?

*                   Культ

*                   Необходимость

2.     Как вы относитесь к приему пищи по часам?

*                     Положительно

*                     Отрицательно

*                     иное мнение

3.     Какой пищи отдают предпочтение в вашей семье?

*                     Жирной

*                     Постной

*                     Сладкой

*                     Острой

*                     Овощам и фруктам

*                     Белковой

*                     Вегетарианской

4.     Едят ли в вашей семье каши?

*                     Если да, то какие ______________________________

           и в какое время   суток? ________________________

          _____________________________________________

5.     Как часто в семье готовят супы?

*                     Каждый день

*                     Через день

*                     Раз в неделю

*                     Когда придется

*                     Другой вариант.

6.     Чем, по вашему мнению, может занять себя человек, сидя у телевизора?

*                     Семечками или орехами

*                     Чаем или кофем

*                     Чипсами

*                     Фруктами

*                     Другой вариант.

7.     Способны ли вы сесть на диету без консультации врача? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.     В какой форме вы говорите «нет», если вам предлагают перекусить, а вы только что поели?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.     Как вы считаете, нужно ли вашему сверстнику следить за режимом питания?

*                     Если «да», то почему? ______________________________________________________________________________________________________

*                     Если «нет», то почему?_______________________________________________________________________________________________

10.  Как вы считаете, нужно ли вашему сверстнику следить за количеством    съеденной пищи?

*                   Если «да», то почему? ______________________________________________________________________________________________________

*                   Если  «нет», то почему? ______________________________________________________________________________________________________

11.  Какое значение в вашем питание имеет сок?

*                     Необходимость

*                     Удовольствие

*                     Могу прожить без него

*                     другие варианты.

12.  Какое значение в вашем питание имеет вода?

*                     Необходимость

*                     Удовольствие

*                     Могу прожить без неё

*                     Другие варианты.

13.  Сколько воды в день вы выпиваете?

*                     Литр

*                     Два

*                     Более двух

*                     Не считаю.

14.  Зависит ли выпитое количество жидкости от настроения?

*                     Да

*                     Нет

15.   Влияет ли качество воды на ваше здоровье?

*                     Да

*                     Нет

16.   Влияет ли качество продуктов на ваше здоровье?

*                     Да

*                     Нет

17.   Если продукт дорогой, означает ли, что он хорошего качества?

*                     Да

*                     Нет

18.   Какую пищу, вы предпочитаете?

*                     Свежеприготовленную

*                     Разогретую в микроволновой печи

*                     Полуфабрикаты и т. д.

19.  Какую пищу, вы едите чаще всего?

*                     Свежеприготовленную

*                     Разогретую в микроволновой печи

*                     Полуфабрикаты и т. д..

20.   Попробуйте описать значение воды в организме.  

 

Задание 2

Игра «Мои мысли»

Письменно закончи предложения  

«Мои мысли»:

a.     Самое важное изменение, которое необходимо сделать в режиме питания ….

b.     Считаю, что могу помочь себе и своей семье путем …..

c.     Когда я думаю о проблеме продовольственной безопасности, то самым важным считаю….

d.     Считаю, что знания о продовольственной безопасности необходимы, потому что….

e.     Верю, что в будущем ……

 

 

Закончи предложения: 

                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

Занятие №2

Тема: Особенности пищеварения человека. Гигиена органов пищеварения.

 

Задание 1

Игра «Угадай, кто я?»

Найди соответствие  между названием органа, особенностями строения и функцией. Впиши в прямоугольник номера суждений к органу, которому они соответствуют.

 

Желудок:

 

 

 

 

1.     имеет непостоянный объем;

2.     находится в правой верхней части брюшной полости;

3.     вырабатывает особое вещество - желчь, участвующее в  распаде жиров;

4.     здесь происходит распад жиров;       

5.     ворсинки имеют одноклеточное строение;

6.     слепая кишка имеет небольшой отросток - аппендикс, который находится в  …… ,  …… части брюшной  полости;

7.     его железы вырабатывают соляную кислоту;

8.     главный фильтр организма;

9.     сюда открываются протоки желчного пузыря и поджелудочной железы;

10. имеет три отдела;

11. в верхней части происходит окончательный распад белков, жиров, углеводов;

12. здесь начинается распад белков;

13. средний слой стенки данного органа состоит из гладкой мышечной ткани;

14. депо клеток крови;

15. поддерживает постоянство состава плазмы крови;

16. имеет длину - 25-30 см;

17. имеет длину 5-6 м;

18. внутренняя поверхность имеет огромное количество ворсинок;

19. идет всасывание питательных веществ;

20. идет всасывание воды;

21. идет формирование каловых масс;

22. идет поглощение газов.

 

Печень

 

 

 

 


Двенадцатиперстная кишка

 

 

 

 


Тонкий кишечник

 

 

 

 


Толстый кишечник

 

 

 

 

 


Задание 2

Взрыв: 14 точек: ?Ответь на  вопросы:

Какими системами контролируется работа пищеварительной системы? ___________________________________________________

____________________________________________________________

Каким отделом головного мозга контролируется работа пищеварительной системы? ___________________________________

Что стимулирует пищеварительную систему к работе? ____________

____________________________________________________________

Что  такое рефлекс? __________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Какие рефлексы бывают? _____________________________________

____________________________________________________________

Что будет являться условным рефлексом на прием пищи у человека? ____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Кто из ученых внес особый вклад в изучение процессов пищеварения? ______________________________________________

Какой методикой он пользовался? _____________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Овал: Оценка урока

 

 


        

Ответь на вопросы:

                                                    Что тебе больше всего понравилось? __________________________________________________________________

                Что тебе меньше всего понравилось?__________________________

 


                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №3

Тема: Режим питания и обмен веществ.

 

Прямоугольник: скругленные углы: Эпиграф: "Желудок посвященного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность".
 

 

 

 

 

 


Задание 1

Прочти стихотворение и ответь на вопросы.

 

Идет в знакомом театре драма,

Спектакль с названием "Обед"

Играют роли папа с мамой,

Сынишка, бабушка и дед.

 

Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.

Ну, открывай же шире рот.

И папа хлопает в ладоши,

И мама суп сынишке льет.

 

Дед нарядился Фантомасом,

Устроил целый карнавал,

Чтоб внучек взял кусочек мяса,

Чтоб макаронину сжевал.

 

С тарелкой папа, с вилкой - мама,

В руках у бабушки салат…

А не назвать ли эту "драму"

Комедией "Кто виноват?"

 

Взрыв: 14 точек: ? 


          Ответь на  вопросы:

1.     О какой драме идет речь?

2.     Прокомментируйте роль всех участников драмы.

Задание 2

Игра «Угадай, кто я?»

Перед вами  20 карточек размером 5*7 см., на каждой из которых написаны  характерные свойства веществ.        Перетасуйте карточки.       Вам необходимо определить все четыре вещества и собрать все пять карточек, описывающих свойства этих веществ.

 

Прямоугольник: скругленные углы: ? Прямоугольник: скругленные углы: ? Прямоугольник: скругленные углы: ? Прямоугольник: скругленные углы: ?
 

 

 

 


1.     Органические вещества, мономерами которых являются аминокислоты.

2.     Проявляют амфотерные свойства.

3.     На их долю приходится 50-80% сухой массы клетки.

4.     Другое название этих веществ – протеины.

5.     При окислении 1г. выделяется 38,9 кДж энергии.

6.     Это производные многоатомных спиртов и жирных кислот.

7.     Могут использоваться в качестве резервного источника воды в организме.

8.     Поступающие с пищей, органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

9.     Начинают распадаться на  более простые вещества в ротовой полости.

10. Не накапливаются в организме.

11. Состоят из углерода, водорода и кислорода (Химики определяют эти соединения как многоатомные оксиальдегиды или многоатомные оксикетоны).

12. Одна из функций этих веществ – ферментативная.

13. Проявляют гидрофобные свойства.

14. Распадаются на мономеры в двенадцатиперстной кишке под действием ферментов печени и поджелудочной железы.

15. Свое название эти вещества получили потому, что у большинства из них соотношение водорода и кислорода в молекуле такое же, как и в воде.

16. Рибоза, фруктоза, галактоза, мальтоза, глюкоза  - … .

17. Большая часть разрушается при тепловой обработке пищи.

18. Не могут синтезироваться в организме, поступают только с пищей.

19. Недостаток этих веществ ведет к особому нарушению обмена веществ – гиповитаминозу.

 

 

Задание 3.

Классифицируйте  суждения «НУЖНО»,   «НЕЛЬЗЯ». Распределите номера суждений по нужным графам.

«НУЖНО

 

 

«НЕЛЬЗЯ»

1.       Есть много и часто.

2.       Ужинать перед сном

3.       Не мыть руки перед едой, если вы сегодня не выходили из дома.

4.       Есть регулярно, лучше пять раз в день.

5.       Кушать много соленой пищи.

6.       Кушать много сырых овощей и фруктов.

7.       Регулярно разнообразить пищу.

8.       Не ужинать перед сном.

9.       Достаточно иметь одну разделочную доску.

10.    Пить сырую воду.

11.    Кушать яйца сваренные в всмятку.

12.    Есть мало, но часто.

13.    Ужинать за два часа до сна.

14.    Обязательно мыть руки перед едой.

15.    Пить воду из открытых водоемов.

16.    Кушать овощи и фрукты, предварительно протерев их салфеткой.

17.    Кушать овощи и фрукты промыв их горячей, а затем холодной водой.

18.   Тщательно пережевывать пищу.

19.    Включать в рацион молоко, рыбу, растительное масло, даже если вы их не любите.

20.    Пить много жидкости, а особенно газированной воды.

21.    Кушать и смотреть телевизор, либо читать газету одновременно.

 

Задание 3

Сформулируйте 5 основных правил приема пищи:

1.     _________________________________________________________

_________________________________________________________

2.     _________________________________________________________

3.     _________________________________________________________

_________________________________________________________

4.     __________________________________________________________________________________________________________________

5.     _________________________________________________________

_________________________________________________________

Овал: Оценка урока

 

 

 


Ответь на вопросы:

                                                    Что тебе больше всего понравилось? __________________________________________________________________

                Что тебе меньше всего понравилось?__________________________

 


                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

 

Занятие №4.

Тема: Основы рационального питания. Нормы питания.

Прямоугольник: скругленные углы: Эпиграф: " …одно только поколение правильно питающихся людей,  возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное."               
                     Ивринг Фишер
 

 

 

 

 

 

 

 


Оборудование: калькулятор, ручка, инструктивная карточка с заданиями.

 

Справочный материал.

Философскую и нравственную концепцию рационального питания академик И.П. Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть благоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит в середине».

Этнографы утверждают, что привычка к вкусной, ароматной и внешне привлекательной еде одна из самых устойчивых и консервативных. Каждому этапу развития человечества соответствовали свои представления о сбалансированном питании.

·       У древних римлян оно формулировалось примерно так: от яиц до яблок, поскольку тогда было принято начинать обед куриным яйцом и заканчивать его яблоками.

·       Дети и взрослые многих индийских поселений в Южной Америке, оказавшихся пока в стороне от влияния современного мира, с удовольствием едят жаренных муравьев и буквально заболевают от съеденного куриного яйца или жаренного цыпленка.

·       В Корее одно из самых больших лакомств – мясо собак. Но кореец не станет есть лягушку, которую так любят французы.

·       Население многих районов Китая, Японии к молоку и ряду молочных продуктов относятся с предубеждением, а большинство народов, населяющих Центральную Азию, с детства и до старости не мыслят своей жизни без молока.

·       Новгородский купец и путешественник Афанасий Никитин почти 500 лет тому назад писал об Индии: «Индеяне же не ядять никоторого мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы ни свинины». А по рецептам гуаньдунской кухни в Ките для пищи пригодно все, живущее в воде и на суше, в том числе змеи, полевые мыши, дикие и домашние кошки.

·       В некоторых районах Вьетнама принято куриное яйцо, обмазанное глиной, сто дней выдерживать в земле. В результате ферментации желток и белок превращаются в блестящее желе с весьма специфичными вкусовыми свойствами.

·       Жаренные и сырые кузнечики – едва ли не самое изысканное блюдо для значительной части населения Уганды. В то время как их соседи туареги не едят ничего, что ползает, плавает, или летает.

·       Одно из распространенных блюд польской кухни – тушеная белокочанная капуста с мясом (бигус). Но в ряде других стран капусту считают кормом для животных.

·       В России, пережившей из-за жестоких неурожаев и войн немало голодных лет, обильная еда с давних пор расценивалась как один из главных признаков благополучия человека. Так как значительная часть территории нашей страны находится в Северном полушарии, то для восполнения расхода энергии организмом особо ценилась жирная либо богатая углеводами пища.

 

Практическая работа (распределитесь  по парам, каждая пара выполняет четыре задания).

 

Инструктивная карточка

В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» - разумный, целесообразный. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро- и ультромикроэлементы, пищевые волокна. Сбалансированное питание – полноценное питание, характеризующееся оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи. Белки, жиры, углеводы – основные компоненты пищи и главные источники энергии.

Количество энергии в науке о питании оценивается в килокалориях (ккал.) например , 1г. жира дает человеку 9 ккал, 1г. белка или углеводов – 4 ккал. Пользуясь этими цифрами, врачи рассчитывают потребность разных людей в энергии и определяют калорийность суточных рационов. Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, выполняемые в течении дня, а также на поддержание жизнедеятельности организма.

В настоящее время на любой упаковке продукта питания, кроме указания состава, сообщаются сведения о содержании в 100 г готового продукта, белков, жиров, углеводов, витаминов и его калорийность. Эти свойства продуктов используют для составления рациона питания.

 

Задание 1

Выполните  практическую  работу.

«Основы рационального питания. Нормы питания»

Задание №1

Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17 летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки – 2600 ккал. Пользуясь данными таблицы №1, подсчитайте, сколько вы расходуете килокалорий в сутки (можно округлять до получаса)

 

Задание №2

Рассчитайте дневной рацион питания, исходя из собственных потребностей в килокалориях. Наиболее оптимален четырехразовый прием пищи. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки, обед 35%, полдник 15%. Для составления меню используйте данные таблицы 2. Суточный объем пищи (вместе с выпиваемой жидкостью) должен быть в пределах 2,5 -3 кг.

При составлении меню помните, что на завтрак полезно съедать молочную кашу или другой молочный продукт; обед по возможности должен включать закуску (салат из свежих овощей),  первое блюдо (любой суп), второе (мясо или рыба с гарниром) и третье (сок, компот или напиток); в течении дня обязательно съедать несколько свежих фруктов. Запишите в таблицу составленный суточный рацион.

 

 

Суточный рацион питания                                                             Таблица 3

Прием пищи

Наименование блюд

Общая масса, г.

Общая калорийность

Завтрак

 

 

 

Обед

 

 

 

Полдник

 

 

 

Ужин

 

 

 

 

Задание №3

Определите оптимальное для вас время приема пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4-4,5ч., а минимальный перерыв был не менее 3ч. Кроме того интервал между ужином  и отходом ко сну не должен быть меньше 2ч. Данные запишите в таблице 4 и сравните их с рекомендуемыми.

 

 

Часы приема пищи                                                                         Таблица 4

Прием пищи

Индивидуальное время

Рекомендуемое время

Завтрак

 

7.30-8.00

Обед

 

12.30-13.30

Полдник

 

15.30-16.30

Ужин

 

18.30-19.30

 

Задание №4

Рассчитайте нормальную массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:  масса тела (в кг.) = 50+0,75(Т-150)+(А-20)/4

Т – рост в см.;

А – возраст (в годах)

 

Расход энергии на различные виды деятельности                         Таблица 1

 

Вид деятельности

 

 

Энергозатраты, ккал/ч.

1.     Сон и отдых лежа

2.     Уборка постели, умывание

3.     Чтение, просмотр телевизионных передач

4.     Мытье посуды, глаженье белья

5.     Вытирание пыли, подметание полов

6.     Стирка белья, мытье полов

7.     Чтение учебника

8.     Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа

9.     Выполнение лабораторной работы

10. Занятие спортом

11. Езда в транспорте

 

65-77

102-144

90-100

130-144

167-180

200-270

100-110

100-120

120-150

200-600

100

 

Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд               Таблица 2

 

Наименование продукта, блюда

 

 

Масса, г.

 

Калорийность, ккал.

 

Наименование продукта, блюда

 

Масса, г.

 

Калорийност, ккал.

Хлеб ржаной

50

109

Говядина отварная

90

134

Хлеб пшеничный

50

123

Треска жаренная

100

162

Масло

20

76

Котлета говяжья паровая

100

168

Яйцо

1 шт.

133

Овощи тушеные

225

140

Чай с сахаром

200

86

Картофель отварной с маслом

250

280

Кофе с молоком и сахаром

200

139

Зеленый горошек

100

40

Какао с сахаром и молоком

200

218

Сельдь слабой соли

100

120

Сыр российский

50

104

Макароны отварные с маслом

200

364

Колбаса вареная

50

103

Орехи грецкие

100

565

Каша гречневая

200

102

Мороженное пломбир

100

226

Каша геркулесовая молочная с маслом

200

200

Шоколад молочный

50

233

Йогурт

200

100

Печенье

100

298

Творог полужирный

100

174

Огурец свежий

100

30

Молоко

180

111

Салат из свежей капусты с растительным маслом

155

100

Кефир

180

109

Отвар шиповника с сахаром

200

161

Бульон куриный с вермишелью

200

260

Яблоко, груша, апельсин

100

42

Борщ со сметаной

300

169

Сок фруктовый

200

90

 

Задание 2.

Прочтите пословицы и поговорки:

-         Покуда ем, так глух и нем.

-         Самые точные часы – желудок.

-         Укоротить ужин – удлинить жизнь.

-         Ужен не нужен, был бы обед.

-         Не ложись сытым  - станешь здоровым.

-         Ешь досыта, а делай до поту.

-         Спеши за работой, а не за едой.

-         Обед без овощей – праздник без музыки.

-         Лук – от семи недуг.

-         Лук да баня все исправят и т.д.

 

 

 

Задание 3

На основе выполненной практической работы и анализа поговорок и пословиц сформулируйте  принципы рационального питания:

1.     _____________________________________________________

2.     _____________________________________________________

3.     _____________________________________________________

4.     _____________________________________________________

5.     _____________________________________________________

6.     _____________________________________________________

7.     _____________________________________________________

8.     _____________________________________________________

9.     _____________________________________________________

Овал: Оценка урока

 

 


Ответь на вопросы:

                                                    Что тебе больше всего понравилось? __________________________________________________________________

                Что тебе меньше всего понравилось?__________________________

 

                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

Занятие №5

Тема: Оценка состояния здоровья.

 

Задание 1

Выполните практическую работу «Оценка состояния здоровья»

Цель работы:

научиться оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели здоровья; на основании анализов результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

 

 

 

Требования к выполнению практической работы:

1.   Поводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение одной – двух недель, четко фиксируя результаты в таблице.

2.   После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные и сделать соответствующие записи в тетради.

3.   После выполнения практической работы сформулируйте вывод о характере зависимости состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. 

 

Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день      Таблица 1

 

Исследуемые показатели

 

Результаты оценки

 

Оценка в баллах

1. Самочувствие

А) хорошее (ощущение бодрости, силы)

Б)  плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность)

+1

-1

2. Настроение

А) приподнятое

Б) удовлетворительное

В) подавленное

+1

0

-1

3. Аппетит

А) хороший

Б) плохой

+1

-1

4.Умственная работоспособность

А) высокая

Б) средняя

В) низкая

+1

0

-1

5. Частота сердечных сокращений (ударов в минуту)

А) менее 75

Б) от 75 до 85

В) более 85

+1

0

-1

6. Сон

А) дающий ощущение бодрости и отдыха

Б) поверхностный, с ночным просыпанием, не приносящий ощущения отдыха

+1

-1

7.Болевые ощущения

А) отсутствовали

Б) присутствовали

+1

-1

Сумма баллов: состояние здоровья: высокий, средний или низкий уровень

 

8.Особенности психосоциальных условий

А) были ли ссоры и конфликты с друзьями:

Нет

Да

Б) особенности психологического климата в семье:

Спокойный, благоприятный

Напряженный, конфликтный

В) особенности эмоционального состояния:

Радость, положительные эмоции

Эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции

 

 

+1

-1

 

 

+1

-1

 

 

+1

-1

Сумма баллов: оценка психосоциальных условий:

Благоприятная – сумма баллов +2 и выше,

Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже

9. Особенности режима дня

А) продолжительность сна:

Более 8 часов

Менее 8 часов

Б) утренняя зарядка:

выполнялась

не выполнялась

В) прогулки на свежем воздухе:

имели место

не имели место

Г) время, затрачиваемое в течении дня на просмотр телепередачи или игры на компьютере:

менее 2 часов

более 2 часов

Д) занятия спортом, физическими упражнениями:

выполнялось

не выполнялось

 

+1

-1

 

+1

-1

 

+1

-1

 

 

+1

-1

 

+1

-1

Сумма баллов: оценка режима дня:

Соответствует гигиеническим требованиям (+4,+3)

Не соответствует (+2 и менее)

 

Ход работы

1.     Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим за текущий день. Результаты самонаблюдения внесите в таблицу 1.

2.     Подсчитав сумму баллов по пунктам 1-7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма:

А) если сумма баллов равна (+7 - +5) - высокий уровень здоровья;

Б) если сумма баллов равна (+4 - +3) - средний уровень здоровья;

В) если сумма баллов равна (+2 и менее) - низкий уровень здоровья;    

3.     Оцените особенности психосоциальных условий жизни (благоприятные/неблагоприятные) пункт 8 таблицы 1.

4.     Оцените соответствие вашего режима дня гигиеническим требованиям режима дня школьника – пункт 9 таблицы 1.

5.     Проанализировав полученные в процессе наблюдения данные, ответьте на вопросы: влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья? Каков характер этого влияния? Влияет ли режим дня на состояние здоровья? Каков характер данного влияния?

6.     Выявите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.

7.     По итогам работы сформулируйте вывод.

Овал: Вывод: 

 

 

 

 

 


Задание 2

Выполните практическую работу «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»

 

Цель работы:

Провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья человека.

 

Ход работы

       I.            Проанализируйте свой образ жизни для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас,  и соответствующий балл внесите в таблицу 2.

1.     Особенности питания.

a)     Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья. (балл = +2)

b)    Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь, свое питание привести в соответствие с ними, однако вы позволяете себе их нарушить, например, во время праздников и т.п. (балл = +1)

c)     Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания. (балл = -1)

d)    Не соблюдаете правил рационального питания, так как не считаете, не считаете, что особенности питания могут каким – то образом повлиять на здоровье. (балл = -2)

 

 

2.     Особенности двигательной активности.

a)     Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье. (Балл = +2)

b)    Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (Балл = 0)

c)     Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочитаете любое другое занятие, например,  просмотр телепередач. (Балл = -1)

 

 

 

3.     Закаливание.

a)     Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или другие. (Балл = +2)

b)    Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом), либо в зависимости от настроения. (Балл = +1)

c)     Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно. (Балл =0)

 

4.     Особенности режима дня, труда и отдыха.

a)     Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (Балл = +2)

b)    Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете его для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм. (Балл = +1)

c)     Не соблюдаете режим дня и отдыха. (Балл = -1)

 

5.     Особенности эмоционального состояния.

a)     Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее. (Балл = +2)

b)    Ваше настроение очень не устойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии пессимистическое настроение. (Балл = 0)

c)     Мельчайшие мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время можете находиться  в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете.(Балл = -2)

 

6.     Жизненная позиция.

a)     Если какое – то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (Балл = +20

b)    Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело  справится самому со своим подавленным состоянием. (Балл = -2)

c)     Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше (а, b), или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.

 

7.     Вредные привычки

Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оцениваются в -4 балла.

 

    II.            Определите сумму баллов в таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

·        Если сумма баллов равна от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья.

·        Сумма набранных баллов от +6 до +8. Такой образ направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению.

·        Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате

 

Таблица 2

 

Факторы образа жизни

 

Оценка в баллах

Особенности питания

 

Физическая активность

 

Закаливание

 

Режим дня, труда и отдыха

 

Особенности эмоционального состояния

 

Жизненная позиция

 

Вредные привычки

Курение

 

Употребления алкоголя

 

Употребление наркотиков

 

Сумма баллов

 

 

 

Овал: Вывод: 

 

 

 

 

 

 


Занятие №6 

Тема: Мое здоровье.

Прямоугольник: скругленные углы: Эпиграф: «Ни что не дается так дешево
                   и не ценится так дорого, как здоровье».
 

 

 

 


Теория:

Здоровье – это сложное понятие. Включающее три элемента: физическое здоровье, психическое или умственное и социальное здоровье или социальное  благополучие. Поддержанию и сохранению здоровья человека способствуют или препятствуют различные факторы. Это, прежде всего сам человек. От его поведения (например, соблюдения гигиенических норм и занятий спортом), образа мыслей (например, умение сопротивляться стрессу) и привычек (например,  курения или злоупотребления алкоголем) во многом зависит его здоровье. Внешние факторы среды, также могут сказаться на здоровье человека. Это наличие качественных продуктов питания, бытовые условия, чистота питьевой воды и воздуха, особенности местной экологии и производственной деятельности, плотность населения. В силах каждого человека поставить перед собой цель сохранения здоровья и избегать вредных привычек, наносящих ему ущерб.

Прямоугольник: скругленные углы: Словарь:
- Здоровье – это состояние физического, умственного и социального благополучия человека.
- Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
- Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.
- Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
- Алкоголик – человек, употребляющий спиртные напитки, больной.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 1.

Закончите предложения:

Прямоугольник: скругленные углы: Здоровые люди  - это ……… Прямоугольник: скругленные углы: Нездоровые люди  - это ……..
 

 

 


Задание 2

Рассмотрите вырезки из газет и журналов, иллюстрирующие здоровье и нездоровье (здоровая/нездоровая пища, здоровые/нездоровые люди, здоровая /нездоровая среда, здоровые / нездоровые условия жизни).

 

Взрыв: 14 точек: ? 


                     Ответь на вопросы:

1.    Что считается здоровым и нездоровым?

2.    Кого следует считать здоровым и нездоровым?

 

 

Задание  3.

Вставьте пропущенные слова в предложения.

Здоровье – это когда ты чувствуешь себя ________________ , а не только когда не болеешь.

Здоровье зависит от многого, а также от принимаемых тобой решений  и твоих ___________ ___ .

Чтобы учится и быть успешным, тебе надо заботится о своем  _______________________ .

Полезные привычки и увлечения укрепляют __________________________ .

 

 

Задание 4

Наклей на одной странице изображение здоровых людей, явлений, предметов и на другой нездоровых людей, предметов, явлений.

 

 

Взрыв: 14 точек: ? 

 


1.     Какие различия в листах, посвященных здоровому/ нездоровому ты заметил? ____________________________________________

_______________________________________________________

2.     Как ты узнал, что кто – то или что – то является здоровым/ нездоровым? ___________________________________________

_______________________________________________________

3.     В чем разница на лице и в теле здоровых/ нездоровых людей? __

_______________________________________________________

 

4.     Что еще надо знать, чтобы точно сказать, является человек здоровым или нездоровым?________________________________

_________________________________________________________

 

 

Задание 5

 

Нарисуй:

·       человека, который употребляет психо  - активные вещества (алкоголь);

·       человека, который не соблюдает режим питания;

·       человека который не занимается спортом; 

·       человека, который ведет здоровый образ жизни.

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: Человек, употребляющий психо  - активные вещества (алкоголь);

Прямоугольник: скругленные углы: Человека не соблюдающий  режим питания
Прямоугольник: скругленные углы: Человек, который не занимается спортом;

Прямоугольник: скругленные углы: Человек, который ведет здоровый образ жизни.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответь на вопросы:

Взрыв: 14 точек: ? 

 

 

 

 


1.     В чем состоят различия в изображениях здоровых и нездоровых людей? _________________________________________________

_________________________________________________________

2.     В чем причина этих различий? ______________________________

_________________________________________________________

3.     Думаете ли вы, что все больные люди выглядят одинаково? _____

_________________________________________________________

4.     Как выглядят люди, которые употребляют алкоголь и табак? ____

_________________________________________________________

5.     Как хотели бы выглядеть вы? _______________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

6.     Можно ли ставить своей личной целью здоровье?______________

________________________________________________________

 

Задание 6

Выбери одну из предложенных тем и подготовь сообщение по ней к следующему занятию:

·       «Мутагены антропогенного происхождения».

·       «Потребительская корзина обучаемых нашей школы».

·       «Секреты правильного питания».

·       «Заболевания, связанные с водным фактором».

·       «Способы улучшения качества воды в бытовых условиях».

·       «Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии».

·       «Биологически активные добавки».

·       «Диеты: за и против».

Овал: Оценка урока

 

 


Ответь на вопросы:

                                                    Что тебе больше всего понравилось? __________________________________________________________________

                Что тебе меньше всего понравилось?__________________________

 


                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

 

 

 

Занятие №7

Тема: Очаги продовольственной безопасности. Трансгенные продукты.

Прямоугольник: скругленные углы: Словарь:
Генная инженерия - технология, с помощью которой можно изменить строение генов или внести в организм чужеродные гены с заданными функциями. В организм переносится только один ген, а остальной генотип остается неизменным. При этом можно придать организму признаки, которые нельзя перенести путем скрещивания с близкородственными видами. Есть возможность создать организмы с новыми свойствами. Например, дешевые и быстро размножающиеся бактерии могут синтезировать новый белок со встроенного в их генотип чужого гена. Так дешево, быстро и в больших количествах получают интерферон, инсулин.
ГМ – продукты -  продукты при производстве которых используются генетически модифицированные культуры.

.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 1.

Ответь на вопросы:

Взрыв: 14 точек: ?

1.   Можно ли однозначно сказать о  пользе и вреде ГМ – продуктов?

2.   Зачем необходима информация о ГМ – культуре, на этикетке продукта?

 

Задание 2

Заполни таблицу:

ГМ – продукты: «за» и «против»

(+)

(-)

1.      

 

 

 

2.      

 

 

3.      

1.      

 

 

 

2.      

 

 

3.      

Овал: Выводы:
1.	
2.	
3.

           

 

                                                        

 

 

 

 

Занятие №8

Тема: Очаги продовольственной безопасности. Пищевые добавки.

 

Прямоугольник: скругленные углы: Словарь:
Пищевые добавки – вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.
Ребята рассматривают упаковки продуктов, которые они принесли из дома.
 (Необходимо обратить внимание на дату выпуска, срок годности, целостность и внешний вид упаковки, наличие пищевых добавок).

Индекс «Е» - система кодификации, разработанная в Европе. Цифры – тип пищевой добавки: консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы, усилители вкуса.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Теория:

На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД), применяемых в различных странах, составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями. Пищевые добавки, поступающие в организм, не остаются бездеятельными. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты введения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие. «Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза», - царь  Соломон. Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит  дальнейшее исследование ПД на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие ПД, так как они взаимодействовать друг с другом, давая непредвиденные эффекты. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола (опасный канцероген, способный вызвать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения).

 

Задание 1

Ответь на вопросы:

Взрыв: 14 точек: ? 


 

1.     Каковы основные причины заболеваний органов пищеварения? _____

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2.     Только - ли нарушение режима питания и правил личной гигиены может привести  к заболеваниям органов пищеварения? ____________

____________________________________________________________

3.     Что же еще может стать причиной болезни?_______________________

____________________________________________________________

4.     Знаете ли вы, что такое пищевые добавки?_______________________

____________________________________________________________

5.     Зачем указываются дата выпуска и срок годности? ________________

____________________________________________________________

6.     Почему это важно знать при приобретении товара? ________________

____________________________________________________________

7.     Почему упаковка должна быть не поврежденной? _________________

____________________________________________________________

8.     Заходя в супермаркет, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? _______________________________________________

____________________________________________________________

9.     Обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? ____________________________________________________

____________________________________________________________

 

Задание 2

Изучите таблицу  «Пищевые добавки» и ответьте на вопросы.

«Пищевые добавки»                                                                    

Тип добавок

 

Значение

 

Примеры

 

Воздействие на организм

Е1** - красители

1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

2. Для окрашивания бесцветных продуктов.

3. Для повышения интенсивности цвета.

4. Применяется при подделке продуктов

1. Натуральные красители, сырьё для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды. Например: В – каротин или краситель из шиповника.

2.  Синтетические красители не содержат вкуса, витаминов, дают яркие цвета. Например: фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин, метиловый фиолетовый.

Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывает аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е1310-0142, 153)

Запрещенные: Е103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152.

Опасные: Е 102, 110, 120, 123, 124, 127, 155.

Е2** - консерванты

1.Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов.

2. Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.

3. Угнетают рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий.

1.В домашних условиях – соль, сахар, уксус – (они меняют вкус продукта).

2. Промышленные – сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта).

3. Антибиотики – консерваторы (для транспортировки мяса и рыбы)

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота – плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы – токсичны. Бензоат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни.

Ракообразующие: Е 210, 211-217, 219.

Вредные для кожи: Е 230-232, 238.

Вызывают расстройства кишечника: Е – 221, 226.

Влияют на давление: Е 250, 251.

Опасные: Е 201, 222-224, 233, 270(для детей)

Е3** - антиокислители

1.Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания.

2. Останавливают самоокисление продуктов

1.Природные – аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле.

2. Синтетические бутилоксианизол и бутилокситолуол.

Вызывают сыпь: Е311-313.

Вызывают расстройства кишечника: Е 338-341

Повышают холестерин: Е 320-322

Е4** - загустители

1.Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2. Используются в производстве мороженного, желе, консервов, майонеза.

1. Натуральные – желатин, крахмал, пектин, агар, карраген.

2. Полусинтетические – целлюлоза, модифицированный крахмал.

Впитывают вещества, не зависимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Вызывают расстройства кишечника: Е 407, 450, 462, 465. 466.

Е5**

1. Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость.

2. Используются при производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских  и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь).

1. Натуральные – яичный белок, природный лецитин.

2. Синтетические – фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота.

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохое усвоение кальция способствует развитию остеопороза.

Опасные: Е501-503, 510, 513, 527, 560.

Е6**

1.Для усиления выраженного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженному.

3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4. Подсластители.

1. Натуральные – получают из натурального сырья.

2. Идентичные натуральным – искусственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов.

3. Искусственные – не имеющие аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол,  глютамат натрия.

4. Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит, некалорийные: сахарин, аспартам.

 

Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течении  многих лет.

Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота превращает в амино – масляную, которая является возбудителем ЦНС.

Ракообразующие:  Е626 – 630, 635.

Опасные: Е620, 636, 637.

 

Взрыв: 14 точек: ?

1.     В чем плюсы и минусы применения консервантов? _______________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2.     Чем красят продукты питания и насколько это безопасно?__________

___________________________________________________________

3.     С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм? ______________________

___________________________________________________________

4.     Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания?__________

___________________________________________________________

5.     Не злоупотребляют ли производители, достижениями науки, стараясь применять новшества там, где надо и не надо?______

___________________________________________________________

6.      Почему нужно быть осторожным в использовании глютамата натрия? ____________________________________________________

____________________________________________________________

 

Задание 3

Выполните практическую  работу

«Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»

 

Оборудование: упаковки от майонеза, плавленого сыра, йогурта, паштета, мороженного, чипсов, лапши быстрого приготовления, различные приправы, жевательных резинок, шоколадных батончиков, продукты детского питания и т.д.

 

Задание: Исследуйте  продукты различных производителей. Результаты отразите  в таблице.

Отметьте знаком « + » или « - » наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического потребления.

Содержание пищевых добавок в продуктах питания

Продукт

Красители  Е1**

Консерванты Е2**

Антиокислители Е3**

Загустители Е4**

Эмульгаторы Е5**

Усилители вкуса Е6**

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4

Проанализируй данные практической работы, и составь рекомендации по употреблению продуктов питания:

1. _______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3.________________________________________________________

4.________________________________________________________

5.________________________________________________________

6. ________________________________________________________

7.________________________________________________________

8.________________________________________________________

9.________________________________________________________

10._______________________________________________________

 

 

 

Овал: Выводы:
Овал: Оценка урока
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответь на вопросы:

                                                    Что тебе больше всего понравилось? __________________________________________________________________

                Что тебе меньше всего понравилось?__________________________

 


                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 9

Тема: Очаги продовольственной безопасности. Диеты.

 

Прямоугольник: скругленные углы: Словарь
Диета  (от греческого diaita – образ жизни) – специально подобранный по количеству, химическому составу, калорийности и кулинарной обработке рацион, а также режим питания. 
Диетотерапия - один из главных методов лечения многих заболеваний.
Диетология  - учение о рациональном питании здорового и больного человека.
Диетотерапия - применение с лечебной или профилактической целью определенных диет.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 1

Напиши  на плакате известные  тебе данные, интересные факты о которых узнал в ходе подготовки своего сообщения или прослушав сообщение товарища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


0тветь на вопросы:

Взрыв: 14 точек: ? 


 

1.     Можно ли однозначно сказать о  пользе и вреде диет? __________

_________________________________________________________

2.     Почему нельзя самостоятельно голодать ради красивой фигуры?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

 

 

Ø Составьте памятку для людей, которые любят сидеть на диетах по следующему плану:

1. Выбор продуктов  (ограничить мучные, сладкие, жирные продукты, сохранять овощи, фрукты, постное мясо)

2. Правила приема пищи

3. Соотношение труда, отдыха, пищи.

 

Памятка:

·       _____________________________________________________________

·       _____________________________________________________________

·       _____________________________________________________________

·       _____________________________________________________________

·       _____________________________________________________________

 

 

Овал: Оценка урока

 

 


Ответь на вопросы:

                                                    Что тебе больше всего понравилось? __________________________________________________________________

                Что тебе меньше всего понравилось?__________________________

 


                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №10

Тема: Очаги продовольственной безопасности. Вода.

 

 

Задание  1

Методом мозгового штурма  сформулируйте как можно больше фактов экологического значения воды (обратитесь к рисунку Ю.Г. Шаровой «Где вода – там жизнь»)

Где вода – там жизнь (рисунок Ю.Г. Шаровой)

H2O

 

 

Значение воды:

1.    ___________________________________________________

2.    ___________________________________________________

3.    ___________________________________________________

4.    ___________________________________________________

5.    ___________________________________________________

6.    ___________________________________________________

7.    ___________________________________________________

8.    ___________________________________________________

 

0тветь на вопросы:

Взрыв: 14 точек: ? 

 

 

Какую воду (водопроводную, кипяченную, очищенную и т.д. используют в твоей семье?

а) для питья __________________________________________ б) для приготовления пищи_____________________________ в) для умывания купания ________________________________

г) для стирки __________________________________________

Устраивает ли членов твоей семьи качество используемой воды? ________________________________________________

Запрещают ли тебе взрослые пить некипяченую воду? _______

Почему? ______________________________________________

______________________________________________________

 

 

 

Занятие 11.

Тема: Чем может быть загрязнена вода?

 

 

Задание 1

Взрыв: 14 точек: ?0тветь на вопросы:

 

·        Что вы понимаете под загрязнением воды? ____________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

·        Что может загрязнять воду___________________________________

__________________________________________________________

·        Кого и что можно считать загрязнителем? _____________________

__________________________________________________________

 

Задание 2

Проведите эксперимент 1 . Загрязнения воды органическими отходами

Оборудование и материалы: аквариум, сахар, желатин

Ход эксперимента и наблюдения:

1.     В аквариум с водой, имитирующий экосистему водоема (заселенный, к примеру, водорослями и улитками), положите сахар и желатин. Перемешайте. Какого цвета стала вода в аквариуме? Можно ли воду  в аквариуме назвать загрязненной? Продолжите наблюдение за состоянием воды через несколько дней.

2.     Внимательно рассмотрите содержимое аквариума. Что происходит с водой в аквариуме? Что происходит с организмами, живущими в аквариуме? Почему это происходит?

3.     Опишите проведенный вами эксперимент. Ответьте на вопросы:

- какие вещества в данном эксперименте выступают как органические загрязнители?

- какие условия изменяются в созданной модели экосистемы водоема при внесении органических загрязнителей?

4. Сделайте вывод.

 

Проведите эксперимент 2. Загрязнение воды неорганическими веществами (на примере железа).

Оборудование и материалы: стаканчики с водой из разных источников (из скважины, колодца, водопроводного крана в школе, реки и т.д.), бумажные фильтры, пустые стаканчики, воронки.

Ход эксперимента и наблюдения:

1.     Возьмите по 1 литру из тех источников, которые собираетесь обследовать. Какого цвета вода для фильтрования? (Например:  вода имеет желтоватый оттенок, через 2ч. после отбора пробы появилась муть).

2.     Пронумеруйте стаканчики для проб воды из разных источников, чтобы потом их не спутать, сделайте записи в тетради. (Например:  №1 – вода из скважины на ул. 2ая Ново - Деповская.  Дата отбора – 25.02. 07г.  Время отбора  - 12 ч.  Время эксперимента – 15.00).

3.     Поместите в воронки бумажные фильтры, намочив чистой водой. Каждую пробу воды отфильтруйте через новый фильтр. Какого цвета вода стала после фильтрования? Можно ли сказать, что с помощью бумажного фильтра удалены соединения железа?

4.     Аккуратно (не порвите) вытащите фильтры из воронок, разложите для высыхания на белых пронумерованных листах бумаги. Если в исходной воде было много железа, на фильтре остается осадок, цвет которого имеет коричневатый оттенок. Интенсивность окраски пропорциональна  количеству железа. Расположите фильтры в порядке увеличения содержания железа, загрязняющего воду (можно приклеить фильтры скотчем).

5.     Сделайте выводы о степени загрязнения железом воды из разных водоисточников. Запишите результаты в тетради.

6.     Оформите свои  результаты наглядно в виде информационного листка, небольшого стенда, плаката, чтобы удобно было продемонстрировать при публичном выступлении. Сравните свой вывод о качестве воды с данными Госсанэпиднадзора, результатами гидрогеологических исследований, с паспортами данных скважин, имеющимися у службы ЖКХ.

 

Проведите эксперимент 3. Бактериальное загрязнение воды.

Оборудование и материалы: 5 химических стаканов (либо небольших банок), микроскоп и предметные стекла, вода из 1-3 поверхностных водоемов.

Ход эксперимента и наблюдения:

1.     Отберите в стаканы объемом 200 мл. несколько проб воды: из естественного стоячего водоема (пруд, канавы), из реки, озера, из водопроводного крана (или колодца). Обозначьте цифрой каждую пробу, запишите в тетради место и время отбора пробы, в примечании особые наблюдения.

2.     Подготовьте к работе микроскоп и предметные стекла с каплями, взятыми из разных проб.

3.     Зарисуйте в тетради внешний вид организмов, которые удалось увидеть. Определите род или вид этих организмов.

4.     Оставьте воду на 2-3 дня в теплом помещении (за это время произойдет размножение существующих в воде организмов). В один из стаканов, где невооруженным глазом видно большое количество микроорганизмов, поместите несколько кристаллов соли меди.

5.     Рассмотрите под микроскопом предметные стекла с каплями, взятыми из разных проб, и зарисуйте внешний вид организмов, которых удалось увидеть.

6.     Сравните количество микроорганизмов.  Для сравнительной оценки можно использовать условные баллы.  За 5 баллов примите качественную оценку «очень много», за 4 балла – «много», за 3 балла – «умеренно», 2 балла – «мало», 1 балл – «очень мало».

7.     Попробуйте построить таблицу или график зависимости количества микроорганизмов от времени пребывания в теплой комнате для каждой пробы. Сделайте вывод о степени загрязненности воды микроорганизмами в зависимости от их происхождения, от времени нахождения в теплой комнате. Отметьте, как повлияли ионы меди на численность микроорганизмов.

 

 

0тветь на вопросы:

Взрыв: 14 точек: ? 

·       Изменилось ли твое  понимание загрязнения, его источников, способов решения этой проблемы? _________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

·       Что нового вы узнали и чему новому научились в процессе выполнения эксперимента? ________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

 

Справка

Микробы,  или  микроорганизмы – это общее название самых маленьких обитателей Земли, размеры которых 10-5 – 10-9 м. среди них есть водоросли, грибы, бактерии, вирусы. Хотя вода и является неблагоприятной средой для существования болезнетворных микроорганизмов, отдельные их представители способны существовать в ней определенное время, а в некоторых случаях и размножаться. Многие годы в воде могут сохраняться споры возбудителя сибирской язвы; несколько месяцев – энтеровирусы, сальмонеллы, лептоспиры; несколько недель – возбудители холеры, дизентерии, бруцеллеза.

Подземная вода в Приобье чаще всего содержит много растворенного железа.  От этого свежая вода сначала  мутная, желтоватая, а потом выделяется бурый осадок. В такой воде плохо стирать , готовить пищу, её неприятно пить. Вода из реки или колодца может содержать загрязнители, попавшие с поверхности: азот в виде иона NH4+, болезнетворные бактерии.

При наличии кислорода органические вещества, в нашем примере сахар и желатин, распадаются на более простые в результате активности бактерий; этот процесс именуется биохимическим окислением. Если определенные бактерии присутствуют в достаточном количестве, то углерод С сахара и желатина окисляется до двуокиси СО2. Водород Р сахара и желатина окисляется до воды Н2О, а азот N желатина постепенно превращается  в нитрат – ион  NО3-. На все эти реакции затрачивается кислород. Суммарный эффект проявляется в значительном снижении количества кислорода, растворенного в воде, который необходим для нормальной жизнедеятельности всех водных организмов.

 

 

 

Овал: Оценка урока

 

 


Ответь на вопросы:

                                                    Что тебе больше всего понравилось? __________________________________________________________________

                Что тебе меньше всего понравилось?__________________________

 


                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

 

Занятие № 12

Тема: Водопровод в жизни города Томска.

 

Задание 1

Ø Ответь  на вопросы викторины, используя многочисленные издания, выпущенные к юбилею водопровода, материалы радио, телевидения, Интернета, собственные наблюдения, помощь родителей.

Вопросы викторины:

1.     Что больше заботило людей: количество или качество воды, когда возникали первые поселения в Сибири? __________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2.     Что заботит теперь?____________________________________________

_____________________________________________________________

3.     Какая существует связь между опасностью возникновения пожаров и водообеспечением? ____________________________________________

_____________________________________________________________

4.     Какие старые сооружения в Томске напоминают об этом? ___________

_____________________________________________________________

5.     Можно ли сказать, что высокая смертность жителей Томска (42 человека на тысячу населения) в конце XIX в. обусловлена плохим качеством воды? ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

6.     Что вы знаете о родниках (ключах) в г. Томске?____________________

_____________________________________________________________

- Сколько их сейчас сохранилось? ________________________________

- Есть ли родники рядом  с вашим домом, школой, в вашем микрорайоне? ________________________________________________

- Где находятся родники, которые называли «Святой ключ», «Божья роса»?  ______________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем они знамениты?___________________________________________

_____________________________________________________________

7.     Можно ли предположить, что название нашего города  связано с водой? _______________________________________________________

8.     Профессор Томского Императорского университета Э.А. Леман в конце  XIX в. сделал вывод, что причиной загрязнения большинства питьевых вод является гниение и разложение органических тел, плохое состояние водохранилищ, находящихся рядом с жилыми местами. Он пишет: «…лишь благодаря длинной и суровой зиме, защищающей ледяной корою поверхность воды бассейнов от внешнего загрязнения и замораживающей на время жидкие нечистоты, питьевая вода Томска может сохранять в продолжение большей части города приблизительно свою доброкачественность». Сравните эти слова с сегодняшним состоянием водоснабжения в г. Томске. __________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

9.     Сколько водонапорных башен сохранилось в Томске? Где они находятся? Нарисуйте или сфотографируйте их. Какова их роль раньше и сейчас? ____________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

10. Считаете ли вы важной проблему экономии воды? _________________

_____________________________________________________________

11. Нужно ли побуждать людей ставить водосчетчики? Ответ обоснуйте?___________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

12. Где расположены скважины Томского водозабора? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

13. С помощью каких технических сооружений природная вода попадает к своему потребителю? __________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

 

 

Занятие №13

Тема: Вода и здоровье

 

Прямоугольник: скругленные углы: Эпиграф: "Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама Жизнь… Ты самое большое богатство в мире".
Антуан де Сент-Экзюпери 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 1

0тветь на вопросы:

Взрыв: 14 точек: ? 

·       Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас, мягко говоря, сомнения. Как обезопасить себя с помощью простых и надежных средств?

·       _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·       Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·       Бывает, что набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·       При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ предпочтительней с экологической точки зрения?

_______________________________________________________________________________________________________________________

·       Назовите естественные фильтры воды в природе?

___________________________________________________________

·       Можно ли пить воду из под крана?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2

Составь элементарные правила безопасности при употреблении воды. 

1.    _________________________________________________

2.    _________________________________________________

3.    _________________________________________________

4.    _________________________________________________

5.    _________________________________________________

 

Задание 3

Изобрази  их с помощью знаков.

 

 

 

 


Ответь на вопросы:

                                                    Что тебе больше всего понравилось? __________________________________________________________________

                Что тебе меньше всего понравилось?__________________________

 


                                                                 Я узнал/а _________________________

__________________________________________________________________

 


                                                         Еще я хотел/а бы узнать _________________

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Занятие №15

Тема: Здоровье в саду и на грядке.

Задание 1

Выполни тест: «Правильно ли вы питаетесь?»

1.     Употребляете ли вы в пищу, свеклу, морковь, капусту?

А) всегда, круглый год – 5 баллов;

Б) иногда, когда заставляют – 2 балла;

В) никогда – 0 баллов.

2.     Сколько раз в день вы едите?

А) 4-6 раз – 5 баллов;

Б) 3 раза – 3 балла;

В) 2 раза – 0 баллов.

Г) другие варианты – 0 баллов;

3.     Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

А) ежедневно, несколько раз – 5 баллов;

Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла;

В) очень редко – 1 балл;

Г) никогда – 0 баллов.

4.     Когда и что вы едите на ночь?

А) мясо с гарниром в 21 час – 1 балл;

Б) кашу молочную в 21 час – 2 балла;

В) стакан кефира или молока в 21 час – 5 баллов;

Г) ем, когда захочу и что захочу, до 23 часов. – 0 баллов.

5.     Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл;

Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов;

В) все это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов;

Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.

 

Задание 2

Ответь на вопросы викторины:

1.     Почему людям с пониженным уровнем зрения рекомендуют употреблять чернику, морковь?  _________________________________

_____________________________________________________________

2.     Чем полезна облепиха?

_________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Каким лекарственным действием обладают плоды ореха?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.        От каких болезней вы лечитесь соком лука? _______________________

_____________________________________________________________

5.     Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали гирлянды, связки из лука и чеснока? _________________________________________________________________________________________________________________________

6.     Какие плоды использовали в древности лекари для промывания желудка и кишечника? _________________________________________

 _______________________________________________________________

 

Задание 3

Напиши сочинение на тему: «Жалобы больных органов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Теперь советуюсь с врачом».

 

О, диетические бденья! О, жизнь нелегкая моя!

На тучной ниве похуденья изрядно потрудился я.

Все расскажу вам по порядку, Во всем признаюсь наповал...

Увы, не делал я зарядку, ходьбу и бег не признавал.

Однажды стало не до шуток  - я свой костюм не смог надеть,

Поголодав пятнадцать суток, я начал на глазах худеть.

Осталось мне совсем немножко, чтоб в форму прежнюю войти...

 Жена позвала "Неотложку" — успели все-таки спасти.

На голливудскую диету я перебрался поскорей,

Но помешали три банкета, два дня рожденья, юбилей.

Дни упоительно летели, однако же не буду врать:

За эту страшную неделю я, сбросив два, прибавил пять...

Я взял контроль за повеленьем (В решеньях я и скор, и смел)

И занялся сыроеденьем, не сыр я, а сырое ел.

Сначала было очень грустно, но я, друзья, не унывал,

Сырое мясо и капусту водой сырою запивал.

Я в этом трудном поединке не отступал и не юлил

И начал таять, словно льдинка, но вдруг желудок зашалил.

И так прихватывал порою, так прижимал, что хоть кричи!

Тогда я плюнул на сырое, и снова перешел на щи.

И уксус дела не исправил, и медью телу не помог...

Диеты модные оставил, когда не в шутку занемог.

Теперь советуюсь с врачами, разумно ем и сплю ночами.

С одышкой больше не знаком, купил эспандер и гантели –

Здоровый дух в здоровом теле.

О.Санина

 

 

 

 

 

 

 

Будь здоров!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая тетрадь для обучающихся к элективному курсу"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая тетерадь для обучающихся  является составной частью учебно - методического комплекта "Продовольственная безопасность и ЗОЖ", разработанного в рамках реализации предпрофильного образования. 

Учебно - методический комплект  является финалистом регионального конкурса учебно - методических комплектов и учебных средств, направленых на развитие компетентностей учащихся  в образовательных учреждениях Томской области в 2009 г. " и включает в себя: методические рекомендации для учителей, рабочую тетрадь для обучающихся и программу.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 508 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 10 класс.
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 30.09.2020
  • 5969
  • 77
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 616
    • DOCX 609 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алексеева Наталья Анатольевна
    Алексеева Наталья Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 29948
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 138 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 136 человек

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции