Инфоурок Химия Другие методич. материалыРабочая программы кружка Юный химик

Рабочая программы кружка Юный химик

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна

 

   «Согласовано»

  Зам по воспитательной работе

   ______________/  Булыгина Ю.А.

 «25» августа 2014 г.

«Утверждено»

 на педсовете «29» августа 2014 г.

 Протокол №1

 Директор школы МБОУ СОШ№7

                                            /Краснова Е.В.

 

 

 

Рабочая программа кружка

«Юный химик»

7 класс

учитель: Духова Екатерина Алексеевна

количество часов 34 часов — 1 часа в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

Пояснительная записка

         Рабочая программа кружка «Юный химик» объемом  34 часов (1 ч. в неделю, резервное время 2 ч.) ориентирована на учащихся 7-х классов, т. е. когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.

         Содержание программы кружка познакомит  учеников с  химическими веществами, использующимися в быту: сода, уксус, красители, сахар,  поваренная соль и т.д. Все эти вещества, обладают  интересными и необычными свойствами. Данный курс позволит расширить кругозор учащихся, раскрыть  химическую природу окружающего мира.

         Дальнейшее «погружение» в химию происходит через межпредметные связи с другими науками: биология, физика, природоведение, география и т.д. Таким образом, учащиеся знакомятся с простыми и сложными веществами;   изучают генетическую связь между основными классами химических соединений (оксидами, основаниями, кислотами, солями, металлами, неметаллами), все это в дальнейшем во многом может способствовать более успешному овладению знаниями по химии.

         Практическая часть программы связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для выполнения учащимися  практических умений и навык.

         Цель кружка - развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие формы проведения занятий:

1.                 учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;

2.                 использование мультимедийных технологий.

Задачи кружка:

·                   1) развитие мотивации к изучению химии, познавательных интересов и способностей;

·                   2) расширение кругозора знаний об окружающем мире;

·                   3) развитие творческих  и логических способностей учащихся;

·                   4) формирование и закрепление полученных умений при  проведении практических работ;

·                   5) научить правильно и безопасно обращаться с веществами;

     Для реализации программы данного кружка используются беседы учителя и выступления членов кружка, проведение интеллектуальных викторин, химических вечеров, экскурсий в  химические лаборатории, создание докладов с демонстрационными опытами.

 

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов (ч.)

Виды деятельности

1

Вводное занятие   (1 ч.)

Цели и назначение кружка, знакомство с химией,  химической лабораторией и оборудованием.

1

экскурсия по хим. лаборатории, беседа

2

Знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил  ТБ (1 ч.)

Основные требования к учащимся по технике безопасности (ТБ). Изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

1

 

 

 

 

фронт. беседа

3

Изменения, происходящие с веществом ( 7ч.)

Химические реакции

Химические и физические процессы.  Признаки  химических реакций.

Растворы. Приготовление насыщенных растворов

Насыщенные и пересыщенные растворы. Кристаллы. Жидкие кристаллы. Выращивание кристаллов.

 

 

 

3

 

 

4

 

 

 фронт. беседа, практ. занятие

 

 

 фронт. беседа, практ. заняти

4

Химия планеты Земля (8ч.)

Химия атмосферы

Состав атмосферы. Кислород и водород как важнейшие компоненты атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.

Химия гидросферы

Вода, состав, свойства. Вода в природе. Жесткость.

Химия земной коры                                

Состав земной коры. Минералы и горные породы.  

 

4

 

 

 

 

2,5

 

 

1,5

 

 

 фронт. беседа, практ. занятие

 

 

фронт. беседа,

практ. занятие

 

фронт. беседа, демонстрция[1]

5

 Методы качественного химического анализа веществ ( 8ч.)

Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смеси. Фильтрование, хроматография.

Качественные реакции. Определение солей. Понятие об индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

8

 

4

 

 

4

 

 

фронт. беседа, практ. занятие

 

фронт. беседа, практ. занятие

6

Химия в повседневной жизни(5ч.)

 Химия в быту

Парфюмерия. СМС: порошки, чистящие средства.

 Химия  в пищевой промышленности

Жиры, белки, углеводы их значение в жизни человека. Витамины.

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

фронт. беседа, практ. занятие

 

 

фронт. беседа, практ. занятие

7

Химический вечер - конкурс «Химия знаний»

2

 

 

Итого:

32

 

 

Содержание программы

Вводное занятие (1 ч.)

Цели и назначение кружка, знакомство с химией,  химической лабораторией и оборудованием. Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление знаний о  практическом  методе науки – эксперименте.

Тема 1. Знакомство с кабинетом химии, лабораторным оборудованием и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с  оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: правила техники безопасности, лабораторное оборудование.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты, навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Тема 2. Изменения, происходящие с веществом (7 ч.)

2.1 Химические реакции (3 ч.)

Вещества: твердые, жидкие, газообразные. Физические свойства. Химические и физические процессы.  Признаки химических реакций.

Базовые понятия: вещество, физические, химические процессы, химические реакции;

Базовые умения: распознавание признаков протекания химической реакции; Демонстрации:

·                    Опыты: «Искусственный снег», «Бриллиантовые перья»;

·                    Опыты: «Вода – Молоко – Вода», «Сода плюс уксус», «Кровавая надпись»;

·                    Просмотр фрагмента фильма: «Красный фонтан из синей воды»;

·                    Практическая работа №1. «Признаки химических реакций: Молоко – Творог – Газировка»;

2.2 Растворы. Приготовление насыщенных растворов (4 ч.)

Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов, значение их в жизни. Кристаллы. Жидкие кристаллы. Выращивание кристаллов.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы, кристаллы, жидкие кристаллы;

Базовые умения: приготовление растворов, значение в жизни выращивание кристалла медного купороса;

Демонстрации:

·                    Образцы растворов;

·                    Просмотр фрагмента фильмы: « Золотые сталактиты»;

·                    Практическая работа №2. «Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Расчет массовой доли сахара в растворе». Практическая работа №3. «Выращивание кристаллов медного купороса»

Тема 3. Химия планеты Земля (8ч.)

3.1 Химия атмосферы (4ч.)

Состав атмосферы. Кислород и водород как важнейшие компоненты атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.

Базовые понятия: атмосфера, элементы кислород, водород, углекислый газ, способы получения,  круговорот веществ в природе;

Базовые умения: получение кислорода, водорода, углекислого газа;

Демонстрации:

1.                   Просмотр фрагментов фильмов: «Состав атмосферы»,  способы получения кислорода, водорода, углекислого газа;

2.                  Практическая работа №2. «Получение кислорода и водорода несколькими способами». Практическая работа №3. «Получение углекислого газа и его свойства»

3.2 Химия земной коры(2,5ч.)

«Химия космоса». Состав земной коры. Минералы и горные породы.

Базовые понятия: литосфера, элементный состав земной коры, минералы;

Базовые умения: определение процентного содержания элемента в составе смеси; Демонстрации:

·                    Просмотр фрагмента фильма: « Зарождение планет»

·                    Просмотр коллекции: «Минералы и горные породы»

·                    Интеллектуально-познавательная игра: «За золотым свитком»;

3.3 Химия воды (1,5 ч.)

Вода, состав, свойства. Круговорот воды в природе. Жесткость воды, ее значение Способы удаление жесткости.

Базовые понятия: вода, свойства,  временная и постоянная жесткости, способы удаления;

Базовые умения:  рассмотреть основные способы удаления жесткости воды;

 Демонстрации:

·                    Просмотр фрагмента фильма: «Вода»;

·                    Практическая работа№4. «Определение приблизительного соотношения твердых частиц в почвенном образце (текстура почвы).»;

Тема 4. Методы качественного химического анализа веществ (8 ч.)

Виды анализов для определения  веществ. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смеси. Фильтрование, хроматография.

Качественные реакции. Определение солей. Понятие об индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах. 

Базовые понятия: качественный анализ, смесь, способы разделения смесей,  виды фильтров, хроматография, качественные реакции, индикатор ;

Базовые умения: рассмотреть основные способы разделения смесей: фильтрование, хроматография, практически провести  качественные реакции на  соли, рассмотреть основные переходы изменения окраски индикаторов;

 Демонстрации:

·                    Опыты:  «Мгновенная фотография», «Искусственная кровь», «Качественные реакции на Cl-, Br-, F-, SO42-, SCN- анионы, «Трехцветный индикатор», «Осаждение осадка»;

·                    Просмотр фрагмента фильма: «Хроматография»;

·                    Практическая работа №5. «Осаждение осадки — фильтрованием». Практическая работа №6. «Качественные реакции на определение солей». Практическая работа №7.  «Изменение окраски индикаторов»

Тема 5. Химия в повседневной жизни (5 ч.)

5.1 Химия в быту (2,5 ч.)

Универсальные растворители. Как отчистить трудно выводимые пятна с одежды? Косметика. Парфюмерия. СМС:  порошки, чистящие средства.

Базовые понятия: ПАВ, эфирные масла;

Базовые умения: приготовление свечки из мыла;

 Демонстрации:

·                    Просмотр фрагмента фильма: « Универсальные растворители»;

·                    Чтение докладов, сообщений на тему: «Польза химии в быту»;

·                    Практическая работа №8. «Получение свечки из мыла»;

5.2 Химия  в пищевой промышленности (2,5 ч.)

Применение химии в пищевой промышленности. Жиры, белки, углеводы их значение в жизни человека. Витамины.

Базовые понятия: жиры, белки, витамины;

Базовые умения: проведение качественных реакций на белки и углеводы;

Демонстрации:

·                    Опыты: «Синий хлеб», «Цветные реакции на белки», «Обугливание  сахарозы», «Как сварить яйцо без огня»;

·                    Чтение докладов, сообщений на тему: «Углеводы, жиры, витамины, белки их значение в жизнедеятельности человека»;

·                    Практическая работа №9. «Реакция серебряного зеркала». Практическая работа №10. «Качественные реакции на белки»;

Тема 6.  Химический вечер - конкурс «химия знаний»  (2 ч.)

 Цель: стимулировать любознательность и  возбудить интерес к химии у  учащихся;

Задачи:

1.     Сформировать устойчивый интерес к химии.

2.     Расширить и углубить знания учащихся в химии.

3.     Показать разнообразие использования химических знаний на практике.

4.     Научить учащихся работать самостоятельно.

5.     Систематизировать и обобщить  экспериментальные умения учащихся.

Структура

1.     Вступительное слово

2.     Разминка

3.     Конкурс «Экспериментальный»

4.     Игра со зрителями. Конкурс «Химия в быту»

5.     Химическая викторина

6.     Конкурс капитанов

7.     Игра с болельщиками. Конкурс «Занимательная химия»

8.     Подведение итогов

Список использованной литературы

1.     Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей. - М.:Просвещение, 2005.

2.     Богданов Р.В. От молекулы к кристаллу. - Л.:Химия, 2000.

3.     Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. - М.:Дрофа,2004.

4.     Игровой метод  в обучения химии: Практическое пособие/ Калетина Н.И., Ефременко О.А., Захарова В.Ф., Черкасова О.Г. - М.:Высшая шк., 2000.

5.     Ильченко В.Р. Перекрестки химии,  биологии и физики: Книга для учащихся. - М.:Просвещение, 1990.

6.     Козловский А.Л. Химия в быту. -М.:Знание, 2003.

7.     Колтун М.М. Мир химии: Научно-художественная литература. - М.:Дет. лит., 2001.

8.     Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. - М.:МИРОС, 1999.

9.     Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Книга для учащихся. - М.:Недра, 2007.

10. Ольгин О.Г. Опыты без взрывов. - М.:Химия, 2006.

11. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.:Аркти, 2009.

12. Учителю о внеклассной работе по химии: Из опыта работы/Сост. Лазаренко А.А. - Просвещение, 2004.

13. Штремплер Г.И. Химия на досуге:Домашняя лаборатория. - М.:Просвещение, 2001.

14. Сергеева М.П. Внеклассная работа по химии:Вечера, факультативные и кружковые занятия:Пособие для учителя. - М.:Аркти, 2000.

 

 



[1]

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программы кружка Юный химик"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Содержание программы кружка познакомит учеников с химическими веществами, использующимися в быту: сода, уксус, красители, сахар, поваренная соль и т.д. Все эти вещества, обладают интересными и необычными свойствами. Данный курс позволит расширить кругозор учащихся, раскрыть химическую природу окружающего мира.

 

Дальнейшее «погружение» в химию происходит через межпредметные связи с другими науками: биология, физика, природоведение, география и т.д. Таким образом, учащиеся знакомятся с простыми и сложными веществами; изучают генетическую связь между основными классами химических соединений (оксидами, основаниями, кислотами, солями, металлами, неметаллами), все это в дальнейшем во многом может способствовать более успешному овладению знаниями по химии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 437 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 04.10.2020
  • 436
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 643
    • DOCX 64.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Левина Екатерина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Левина Екатерина Алексеевна
    Левина Екатерина Алексеевна
    • На сайте: 6 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 11349
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 477 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 656 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 385 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек