- 30.09.2020
- 443
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
I . Пояснительная записка
Примерная общеобразовательная программа «История и культура народов Марий Эл» определяет содержание учебного предмета «История и культура народов Марий Эл», рекомендуемого для изучения в вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Примерная программа разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл. Она учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Примерная программа служит ориентиром для составления рабочих программ и позволяет на её основе выбирать конкретные направления в разработке авторского курса и определяет акценты в освещении отдельных вопросов, реализовать этнокультурные традиции с учетом выбранного образовательного маршрута.
В процессе изучения учебного предмета обращается внимание на формирование основ гражданской идентичности, на развитие духовно-нравственной личности, на ее социализацию. Ведущими идеями примерной программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия. Подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В целом учебный предмет «История и культура народов Марий Эл» призван дать обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывать у молодежи гражданственность, чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории..
II. Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа построена по тематическому принципу с календарной раскладкой тем и указанием числа часов на изучение соответствующего материала, является ориентиром для составления рабочих планов занятий. Изложение материала из класса в класс, объединенное в содержательные блоки, осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе с учетом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной, воспитательной и педагогической ценности. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия. Особая роль отводится изучению окружающего мира. Тематика этого направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать бережное отношение к родной природе.
Включение в программу раздела по ознакомлению с религиозной культурой народов республики в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным педагогическим шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только в обществе, но и на уровне семьи и личности. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и у народов республики.
Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем примерной программы является исторический блок. Основная часть примерной программы разработана в соответствии со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.
На начальном этапе обучения, 3 классы курс «История и культура народов Марий Эл» носит пропедевтический характер и связан с изучением предмета «Окружающий мир». История родного края усваивается через деятельностный подход Критериями оценки обучающихся данного возраста являются умение определять общее и специфичное в Республике Марий Эл, составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни и пляски, танцы и игры, мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные навыки проектной деятельности и информационно коммуникационных технологий.
Весь комплекс ознакомления обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл направлен на духовно-нравственное воспитание личности, на рост у обучающихся национального самосознания на основе знаний этнокультурных особенностей (географических, исторических, экономических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), усвоения национальных и общечеловеческих ценностей.
Предмет «история и культура народов Республики Марий Эл» призван дать учащимся широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры, истории народов, проживающих в Республике Марий Эл. В процессе изучения и освоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл обращается внимание на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности, личности, способной объективно воспринимать и уважать этническое разнообразие в современном поликультурном обществе, на ее социализацию, на формирование основ гражданской идентичности. Основными задачами программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальных ценностей и культурных традиций своего народа, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, воспитание межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. В целом поставлена задача обеспечить обучающихся теоретическими и практическими знаниями в области этнографии, культуры и искусства, народной педагогики, краеведения, воспитывать у молодежи гражданственность, чувство гордости за свою малую Родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории.
Технология процесса обучения данному предмету строится на основе реализации культуроведческого подхода и осуществления диалога культур, организации активного и заинтересованного процесса добывания знаний самими учащимися. Родной язык и этнопедагогические ценности составляют основу при изучении этого предмета.
Cодержание курса «история и культура народов Республики Марий Эл» рекомендуется реализовать: 1) за счет учебных часов вариативной части; 2) через модульные курсы во взаимосвязи с предметами «литературное чтение», «окружающий мир», «изобразительное искусство», «технология», «физическая культура», «музыка», 3) через внеурочную деятельность (кружки, секции).
III. Место в учебном предмете
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормами (Постановление государственного санитарного врача
от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10»Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучающихся в общеобразовательных учреждениях») на 1 час увеличивается допустимая учебная нагрузка. Для организации преподавания учебного предмета «История и культура народов Республики Марий Эл» и предмета «Марийский (государственный) язык» (2 часа в неделю ), за 34 учебные недели 68 часов по решению образовательного учреждения можно выделить необходимые часы в части, формируемой участниками образовательного процесса.
IV. Ценностные ориентиры содержание учебного предмета
Содержание обучения истории культуры народов Марий Эл в начальной школе дает ответ на вопрос «чему учить обучающихся младшего школьного возраста» и включает все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность обучающегося, а также учебный материал
и процесс его усвоения. В содержание обучения входят как предметные
и процессуальные аспекты, так и имеющийся, а также приобретаемый эмоционально-оценочный опыт участников образовательного процесса:
• сферы коммуникативной деятельности (или сферы общения), темы
и ситуации, коммуникативные и социальные роли, речевые действия
и речевой материал (тексты и образцы общения);
• языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования им;
• комплекс речевых умений, характеризующих уровень практического овладения языком как средством общения, в том числе
и в интеркультурных ситуациях;
• комплекс знаний национально-культурных особенностей и реалий этноса марийского языка, минимума этикетных форм речи
и умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения (социокультурный компонент содержания);
• общие учебные ожидаемые и компенсирующие результаты, рациональные приемы умственного труда.
V. Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные УУД
– развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;
признание ценности:
– традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
– уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
– права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
– культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
– культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
– поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
– соблюдать традиции народов, проживающих в Марий Эл, в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях;
– самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Марий Эл и гражданина России;
– описать себя как представителя народов Марий Эл, России;
– ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Регулятивные УУД
- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;
- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- способность к этнической мобилизации (участие в национальных праздниках и т.д.);
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.
Познавательные УУД
- умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России: учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
универсальные логические учебные действия:
- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:
абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию, с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразия и т.д.);
анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительств, диаспор);
синтез (на примере многонациональной России (Москва – столица РФ и т.д.);
классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Марий Эл, России и т.д.);
обобщение (на примере восприятия народов Марий Эл как общности (мы – мари), и шире (мы – россияне) и т.д.);
доказательство – умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);
универсальные знаково-символические учебные действия:
- проведение ассоциативных связей с государственными символами РМЭ, РФ, символикой национальных
международных общественных организаций и умение их описывать;
- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символы русского народа; лось – символ марийского народа;
- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальной одежде, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;
- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.
Коммуникативные УУД
- умение работать в парах, группе, коллективе;
- умение учитывать особенности этикета народов Марий Эл и России в условиях диалога;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Общее количество часов на изучение предмета в течение учебного года во 2,3 классах — по 34 часа.
VI. Содержание учебного курса
Тема1. Страна
Россия — самая большая страна (эл; сандалык). Республика Марий Эл — в семье народов России. Государственные символы Российской Федерации и Республики Марий Эл. Жители Республики Марий Эл. Наш город (поселок, село, деревня). Йошкар-Ола — столица республики. Главные дороги республики (железная дорога, основные автомобильные дороги, трассы, тракты). Вокзалы. Фирменный поезд «Марий Эл».
Национальный этикет: выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа и несогласия на родном языке.
Первые шаги в краеведении. Исследование своей местности.
Тема 2. Семья. Родство
Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. Труд — основа благополучия семьи. Трудовые успехи членов семьи.
Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо», «родительский дом», «домашний очаг», «родственники».
Исследовательские навыки.Сбор пословиц и поговорок о семье.
Тема 3. Моя родная школа
Школа — источник знаний. История моей школы. Учителя, ученики, родители. Школьная библиотека — «кладовая» знаний. Знакомство с иллюстрированным журналом «Кече — Солнышко». По страницам газеты
«Ямде лий» («Будь готов»).
Народные пословицы и поговорки о знании. Произведения писателей о книге, о роли знаний в жизни человека.
Практические навыки. Реставрация старых книг.
Тема 4. Труд славит человека
Основные занятия жителей села. Животноводство. Овощеводство. Садоводство. Пчеловодство.
Предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем.
Человек труда в творчестве поэтов и художников республики.
Народные пословицы и поговорки о труде и лени.
Знатные люди, почетные граждане города (района).
Исследовательские навыки. Встреча со старожилами родного города (села), ветеранами труда.
Практические навыки.Посадка цветов, плодоносящих кустарников.
Тема 5. Времена года. Звери и птицы
Особенности природы родного края в разные времена года. Распространенные и редкие звери и птицы.
Малые жанры устного народного творчества о временах года, птицах и животных.
Человек — венец творения. Отношение православных людей к сотворенному Богом миру. Особое отношение к природе у марийцев.
Пейзаж в творчестве художников республики.
Экскурсия в природу.Составление дневника юного натуралиста. Приобретение первоначальных навыков поведения в лесу.
Тема 6. Нравственные основы сказки
Народные сказки о добре, мудрости, находчивости и смелости.
Авторские сказки в стихах марийских поэтов: В. Бояринова «Кудыронтыр кугыжаныш» («В стране колокольчиков»), П. Першут «Кыткы суан» («Муравьиная свадьба»). Краткие сведения о жизни и творчестве поэтов. Художник 3. Лаврентьев — иллюстратор сказки П. Першута «Муравьиная свадьба».
Творческий час.Сочинение и иллюстрирование сказки.
Тема 7. Музыкальная культура мариМарийские народные музыкальные инструменты: шиялтыш (дудка, свирель), олым шувыр, олым шывыр (соломинка), шувыр, шывыр (волынка), тумыр. тштр (барабан), пуч-влак, тутутвла (трубы), кусле, карш(гусли), марла гармонь (марийская гармонь).
Мастера-исполнители на марийских музыкальных инструментах: А. Сидушкина, П. Терентьев, П. Тойдемар, И. Шабердин, В. Шапкин, Ф. Эшмякова.
Исследовательские навыки. Встреча с исполнителями на народных музыкальных инструментах своей местности.
Тема 8. Марийское народное искусство
Народные художественные промыслы в Марийском крае: вышивание, тканье женских поясов и наплечников, резьба по дереву, изготовление поделок из соломки, плетение из ивовой лозы.
Мастера моего края.
Исследовательские навыки.Исследование деревни (села) в целях поиска образцов резных узоров. Копирование орнаментов резных наличников.
Экскурсия.Встреча с лучшими мастерами родной стороны.
Тема 9. Театры Республики Марий Эл
Театры республики. Ознакомление с терминологией и театральной этикой.
Художественное слово.«Мой первый рассказ о театре».
Экскурсия в театр. Встреча с артистами театра. Просмотр спектакля.
Тема 10. Финно-угры — одна семья
Этнографические сведения из жизни марийцев: территория, язык, традиции и обычаи. Общие сведения. История возникновения этнонимов «черемисы», «мари» (марий, мары).
Финно-угры — кто они? Знакомство с генеалогическим древом финно-угорских народов. Краткая характеристика современных финно-угорских народов.
Знакомство с устным народным творчеством финно-угров.
Практические навыки. Игра в финно-угорские народные игры.
Тема 11. Праздники
Классификация праздников: народные, религиозные, профессиональные, государственные.
4 ноября — День республики Марий Эл.
10 декабря — День марийской письменности (Марий тиште кече). Первая книга на марийском языке. Чтение стихов, посвященных родному краю.
23 февраля — День защитников Отечества.
9 Мая — День Победы. Герои Великой Отечественной войны — наши земляки. Партизанка Ольга Тихомирова. Акция «Георгиевская ленточка». «Я помню! Я горжусь!».
Тема 12. Итоговый урок
Викторины «Знаешь ли ты свой край?», «Подарок моей малой родине — поступки и дела».
VII. Материально-техническое обеспечение
1. История и культура народов Марий Эл: примерная образовательная программа для 1 -11 классов - Йошкар - Ола: Марийское книжное издательство, 2010г.
2. А.И.Аканаева, З.В.Морозова. История и культура народов Марий Эл. 3 класс – Йошкар - Ола: Марийское книжное издательство, 2013.
3.Тематическое планирование
VIII. Тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Кол. уроков по
Отм.
о
вып
прог
КТП
жур
1. Родина
3
3
1
01.09
Россия - самая большая страна
1
1
2
08.09.
Йошкар-Ола - столица республики Марий Эл
1
1
3
15.09.
Исследовательская работа. Рисунок моего двора.
1
1
1. Семья. Родство
3
3
4
22.09
Труд – основа благополучия семьи
1
1
5
29.09.
Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо»
1
1
6
6.10.
Исследовательская работа. Сбор пословиц и поговорок о семье
1
1
2. Моя родная школа
2
2
7
13.10.
Школа - источник знаний. История моей школы.
1
1
8
20.10.
Практические навыки. Реставрация старых книг.
1
1
3. Труд славит человека.
3
3
6 665 120 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Максимова Маргарита Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.