Инфоурок Начальные классы Рабочие программыРабочая программа "Юный эколог" (начальная школа)

Рабочая программа "Юный эколог" (начальная школа)

Скачать материал

Программа "Юный эколог"

Пояснительная записка

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с

Программа «Юный эколог»  представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-2 класс – 33 ч., 3-4 класс – 34 ч. (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии. 

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Задачи программы  «Юный эколог»:

1. Формирование у школьников знания  основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания  об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и  в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение  контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

           

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

·                     развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

·                     формирование представлений о природе как универсальной ценности;

·                     изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

·                     развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

·                     развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

·                     формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

·                     вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

 

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

·        Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

·        Овладеть основными экологическими терминами;

·        Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

·        Научиться делать заключение на основе наблюдений;

·        Уметь работать индивидуально и  в группе;

·        Быть способными отстаивать свою точку зрения;

·        Выполнять правила поведения в природе;

·        Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

·        Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;                                     

·        Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

·        Уметь изготовлять экологические памятки.

 

 

 

 

 

 

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

 

 

 

Учебно-тематический план

Программа кружка “Юный эколог” (1, 2-й класс) 34 часа.

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

Практических

1

Введение в экологию

2

1

1

2

Красота осенней природы

4

2

2

3

Изучаем родной край

8

4

4

4

Здравствуй, зимушка-зима!

9

4

5

5

Птицы – наши друзья.

3

1

2

6

Оранжерея на окне

3

1

2

7

Весенняя сказка.

4

2

2

8

Зачётное мероприятие

1

1

 

ИТОГО:

34

15

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1 раздел  – "Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.

2 раздел “Красота осенней природы”

Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.

3 раздел “Изучаем родной край”. В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.

4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!”

Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.

5 раздел “Птицы – наши друзья”

На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

6 раздел “Оранжерея на окне”.

Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

7 раздел “ Весенняя сказка”

Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование (1 год обучения)

Дата

№ п/п

Тема мероприятия

 

 1

Вводное занятие. Составление списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение поручений.

 

 2

Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!”

 

 3

Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов

 

 4

Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки”

 

 5

Составление осеннего букета

 

 6

Праздничная программа “Золотая осень”

 

 7

Заочное путешествие “Животные родного края”

 

 8

Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек

 

 9

Заочное путешествие “Растения родного края”

 

 10

Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками”

 

 11

Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных”

 

 12

Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края”

 

 13

Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы”

 

 14

Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…”

 

 15

Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок”

 

 16

Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…”

 

 17

Презентация “Зимующие птицы”

 

 18

Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!”

 

 19

Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”

 

 20

Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички”

 

 21

Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных”

 

 22

Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”

 

 23

Утренник “Прощание с зимней сказкой”

 

 24

Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны”

 

 25

Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений”

 

 26

Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями”

 

 27

Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”

 

 28

Презентация “Встреча пернатых гостей”

 

 29

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

 

 30

Экологическая викторина “Птицы нашего двора”

 

 31

Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)

 

 32

Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”

 

 33

Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год

 

34

Зачётное мероприятие

 

 

Учебно-тематический план

Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения, 3-4 класс) 34 часа

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

Теоретических

Практических

1

Введение в экологию

1

1

 

2

Огородная поляна

5

2

3

3

В царстве Берендея

7

4

3

4

Удивительное в мире животных зимой

9

3

6

5

Живительная водица

4

2

2

6

Мир насекомых

7

3

4

7

Итоговое занятие

1

 

 

 

ИТОГО:

34

15

19

 

 

 

 

 Содержание программы

1 раздел "Введение в экологию"

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

2 раздел “Огородная поляна”

Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.

3 раздел “В царство Берендея”

Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.

4 раздел “Удивительное в мире животных зимой”

Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.

5 раздел “Живительная водица”

Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.

6 раздел “Насекомые”

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование (2 год обучения)

Дата

Название мероприятий

 

1

Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”?

 

2

Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц

 

3

Коллективная работа “ Тайна осенней поляны”

 

4

Устный журнал “Польза огородных растений для человека”
Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке”

 

5

Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы”

 

6

Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём”
Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев.

 

7

Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями.
Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”

 

8

Коллективная работа “Сказочный лес”

 

9

Презентация “ Диковины грибного царства”

 

10

Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко”

 

11

Стенгазета “ Юный эколог”

 

12

Праздник “Краски и звуки осени”

 

13

Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?”

 

14

Сезонные изменения у растений и животных
Конкурс рисунков “Зимние узоры животных”

 

15

Беседа “ Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала

 

16

Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека”
Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”

 

17

Презентация “Собака– друг человека”
Фотовыставка “ Наши любимцы”

 

18

Заочная экскурсия “Дикие животные зимой”

 

19

Изготовление аппликации из кругов диких животных

 

20

Дидактическая игра “В мире животных”

 

21

Выпуск стенгазеты “ Юный эколог”

 

22

Праздник “Царство снежной королевы”

 

23

Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды”
Конкурс рисунков “Наша река”

 

24

Устный журнал “Жизнь пресного водоёма”
Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”

 

25

Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды”

 

26

Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды

 

27

Презентация “Насекомые весной”

 

28

Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”

 

29

Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана”

 

30

Устный журнал “Незваные гости нашего сада”

 

31

Коллективная работа “Эти удивительные насекомые”

 

32

Изготовление “Запрещающих знаков природы”

 

33

Выпуск весеннего номера “Юный эколог”

 

34

Итоговая праздничная программа “ Друзья природы”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы для педагога и учащихся:

1.                 Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.

2.                 Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.

3.                 Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.

4.                 Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.

5.                 Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.

6.                 Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.

7.                 Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.

8.                 Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.

9.                 Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).

10.             Рыжова Н.А "Наш дом – природа” .

11.             Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.

12.             "Все обо всем.” – М.1998 г.

13.             "Я познаю мир” – М. 1995 г.

 

Материально-техническое обеспечение курса

 Технические средства обучения:

1)Компьютер;

     2) Интерактивная доска.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа "Юный эколог" (начальная школа)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-2 класс – 33 ч., 3-4 класс – 34 ч. (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии. Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 539 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.04.2020 875
    • DOCX 150.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ставер Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ставер Людмила Ивановна
    Ставер Людмила Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 124710
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 26 регионов

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции