Программа
"Юный эколог"
Пояснительная
записка
При создании
программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы.
Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –
Волгоград: Учитель, 2010. – 331с
Программа «Юный
эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших
школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-4
классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-2 класс – 33 ч., 3-4
класс – 34 ч. (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении
учащимися знаний и навыков в области экологии.
Цель
программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека,
уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному
достоянию человечества.
Задачи программы
«Юный эколог»:
1.
Формирование у школьников знания основ экологии;
2.
Научить использовать полученные знания об экологии;
3.
Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4.
Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не
причинить вреда окружающей среде;
5.
Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными
ориентирами содержания данной программы в
начальной школе являются:
·
развитие
у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
·
формирование
представлений о природе как универсальной ценности;
·
изучение
народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие
умений, связанных с изучением окружающей среды;
·
развитие
устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
·
развитие
представлений о различных методах познания природы (искусство как метод
познания, научные методы);
·
формирование
элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
·
вовлечение
учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного
окружения.
Организация
внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые
результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные
результаты:
– различать и приводить примеры
объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений,
диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные
результаты:
– понимание необходимости
заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные
результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в
овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами
исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск
информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при
выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется
через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и
прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора
поступка по отношению к природе.
Практическая
направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания,
практикумы и опытническую работу.
Данная
программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию
ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и
творчества.
В результате реализации
программы обучающиеся должны:
·
Приобрести
знания о принятых нормах отношения к природе;
·
Овладеть
основными экологическими терминами;
·
Вести
наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
·
Научиться
делать заключение на основе наблюдений;
·
Уметь
работать индивидуально и в группе;
·
Быть
способными отстаивать свою точку зрения;
·
Выполнять
правила поведения в природе;
·
Уметь
осуществлять уход за комнатными растениями;
·
Самостоятельно
осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных
растений;
·
Осознавать
связь между состоянием природы и здоровьем человека;
·
Уметь
изготовлять экологические памятки.
Формы и
методы обучения
В
программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы,
наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях,
ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для
реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и
методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного
поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные
методы
организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические,
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых
знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им
соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение,
демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура
занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных
по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор
иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется
практическим работам.
Учебно-тематический
план
Программа кружка
“Юный эколог” (1, 2-й класс) 34 часа.
№
п/п
|
Наименование
раздела
|
Всего
часов
|
В
том числе занятия
|
теоретических
|
Практических
|
1
|
Введение
в экологию
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Красота
осенней природы
|
4
|
2
|
2
|
3
|
Изучаем
родной край
|
8
|
4
|
4
|
4
|
Здравствуй,
зимушка-зима!
|
9
|
4
|
5
|
5
|
Птицы
– наши друзья.
|
3
|
1
|
2
|
6
|
Оранжерея
на окне
|
3
|
1
|
2
|
7
|
Весенняя
сказка.
|
4
|
2
|
2
|
8
|
Зачётное
мероприятие
|
1
|
|
1
|
|
ИТОГО:
|
34
|
15
|
19
|
Содержание
программы
1
раздел – "Введение в экологию”
Этот
раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,
осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В
ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов
взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в
определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь,
потребляющий природу и по мере возможности.
2
раздел “Красота осенней природы”
Формируется
обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в
неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О
состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности
животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней
среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию,
живопись, музыку.
3
раздел “Изучаем родной край”. В данном разделе учащиеся получают знания
и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с
Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается
бережное отношение к природе своего родного края.
4
раздел “Здравствуй, зимушка-зима!”
Формируется
обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных
зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается
заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы.
Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в
экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты
зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о
зиме.
5
раздел “Птицы – наши друзья”
На
занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”,
выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в
это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и
проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится
рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на
улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
6
раздел “Оранжерея на окне”.
Учащиеся
знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и
размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о
влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7
раздел “ Весенняя сказка”
Учащиеся
знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике
“Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений.
Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь
природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в
конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном
участке и ухаживают за ними.
Тематическое
планирование (1 год обучения)
Дата
|
№ п/п
|
Тема
мероприятия
|
|
1
|
Вводное занятие. Составление
списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение
поручений.
|
|
2
|
Экскурсия в природу. Знакомство с
объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки
чище!”
|
|
3
|
Осень в творчестве художников,
поэтов, музыкантов
|
|
4
|
Выпуск стенгазеты “Календарь
природы. Осенние зарисовки”
|
|
5
|
Составление осеннего букета
|
|
6
|
Праздничная программа “Золотая
осень”
|
|
7
|
Заочное путешествие “Животные
родного края”
|
|
8
|
Коллективная работа. Изготовление
животных из ладошек
|
|
9
|
Заочное путешествие “Растения
родного края”
|
|
10
|
Коллективная работа Панно “Озеро
с кувшинками”
|
|
11
|
Оформление стенгазеты “Роль
растений в жизни животных”
|
|
12
|
Развлекательно-познавательная
программа “Дары родного края”
|
|
13
|
Зима в творчестве художников,
поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы”
|
|
14
|
Конкурс рисунков. “ Вот и пришла
Чудесница – Зима…”
|
|
15
|
Изготовление снежинок из бумаги,
бисера, пластиковых бутылок”
|
|
16
|
Развлекательная программа “Нужна
ли ёлка дома…”
|
|
17
|
Презентация “Зимующие птицы”
|
|
18
|
Мастер-класс по изготовлению
кормушек “Покорми птиц зимой!”
|
|
19
|
Экологическая викторина “Птицы –
наши друзья”
|
|
20
|
Аппликация из макаронных изделий,
зёрен, крупы “Птички-невелички”
|
|
21
|
Заочное путешествие “ В зимний мир
диких животных”
|
|
22
|
Коллективная работа из солёного
теста “Звери в зимнем лесу”
|
|
23
|
Утренник “Прощание с зимней
сказкой”
|
|
24
|
Презентация “Весна, весна на
улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны”
|
|
25
|
Заочное путешествие в страну
комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений”
|
|
26
|
Мастер-класс “Изготовление мягкой
рукавички для ухода за комнатными растениями”
|
|
27
|
Практическая работа “Пересадка и
уход за комнатными растениями в классном уголке природы”
|
|
28
|
Презентация “Встреча пернатых
гостей”
|
|
29
|
Коллективная работа “
Изготовление и вывешивание скворечников”
|
|
30
|
Экологическая викторина “Птицы
нашего двора”
|
|
31
|
Акция “ Посади дерево”
(Озеленение школьного двора)
|
|
32
|
Коллективная работа “Весенние
цветы в вазе”
|
|
33
|
Утренник “Весенняя сказка”
Подведение итогов за год
|
|
34
|
Зачётное мероприятие
|
Учебно-тематический
план
Программа
кружка “ Юный эколог” (2 год обучения, 3-4 класс) 34 часа
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Всего часов
|
В том числе занятия
|
Теоретических
|
Практических
|
1
|
Введение
в экологию
|
1
|
1
|
|
2
|
Огородная
поляна
|
5
|
2
|
3
|
3
|
В
царстве Берендея
|
7
|
4
|
3
|
4
|
Удивительное
в мире животных зимой
|
9
|
3
|
6
|
5
|
Живительная
водица
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Мир
насекомых
|
7
|
3
|
4
|
7
|
Итоговое
занятие
|
1
|
|
|
|
ИТОГО:
|
34
|
15
|
19
|
Содержание
программы
1 раздел
"Введение в экологию"
Экология и
мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как
связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей
природе и как сами влияют на природу.
2 раздел
“Огородная поляна”
Расширять
представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о
фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по
сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства
в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать
творчество учащихся.
3 раздел
“В царство Берендея”
Познакомить
с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и
показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о
взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по
отношению к растениям.
Продолжать
знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и
несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за
счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые
встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.
4 раздел
“Удивительное в мире животных зимой”
Животный
мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их
приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном
мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области.
Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека.
Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.
5 раздел
“Живительная водица”
Вода в
природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар,
вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в
жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем
доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые
рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках).
Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей
реки” Воспитывать бережное отношение к воде.
6 раздел
“Насекомые”
Насекомые:
виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют
насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль
на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное
отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные
насекомые”
Тематическое
планирование (2 год обучения)
Дата
|
№
|
Название
мероприятий
|
|
1
|
Вводное занятие. Почему мы часто
слышим слово “Экология”?
|
|
2
|
Экскурсия в природу “Разнообразие
растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян
для кормления птиц
|
|
3
|
Коллективная работа “ Тайна
осенней поляны”
|
|
4
|
Устный журнал “Польза огородных
растений для человека”
Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке”
|
|
5
|
Театрализованное представление на
экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы”
|
|
6
|
Заочная экскурсия “По тропинке в
лес пойдём”
Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев.
|
|
7
|
Садовые деревья и их связь с
насекомыми, птицами, зверями и другими растениями.
Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”
|
|
8
|
Коллективная работа “Сказочный
лес”
|
|
9
|
Презентация “ Диковины грибного
царства”
|
|
10
|
Изготовление поделок из солёного
теста “Грибное лукошко”
|
|
11
|
Стенгазета “ Юный эколог”
|
|
12
|
Праздник “Краски и звуки осени”
|
|
13
|
Презентация “Книга зимы. Как зиму
встречают животные?”
|
|
14
|
Сезонные изменения у растений и
животных
Конкурс рисунков “Зимние узоры животных”
|
|
15
|
Беседа “ Берегите лесную
красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала
|
|
16
|
Устный журнал “Домашние животные
и птицы зимой, польза их для человека”
Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”
|
|
17
|
Презентация “Собака– друг
человека”
Фотовыставка “ Наши любимцы”
|
|
18
|
Заочная экскурсия “Дикие животные
зимой”
|
|
19
|
Изготовление аппликации из кругов
диких животных
|
|
20
|
Дидактическая игра “В мире
животных”
|
|
21
|
Выпуск стенгазеты “ Юный эколог”
|
|
22
|
Праздник “Царство снежной
королевы”
|
|
23
|
Презентация “Вода вокруг нас.
Путешествие с капелькой воды”
Конкурс рисунков “Наша река”
|
|
24
|
Устный журнал “Жизнь пресного
водоёма”
Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”
|
|
25
|
Практическая работа “Свойства
воды. Проблема чистой воды”
|
|
26
|
Познавательно-развлекательная
программа, посвященная Дню воды
|
|
27
|
Презентация “Насекомые весной”
|
|
28
|
Экологическая игра “ Пёстрый мир
насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”
|
|
29
|
Беседа “Что мы знаем о комарах и
их охрана”
|
|
30
|
Устный журнал “Незваные гости
нашего сада”
|
|
31
|
Коллективная работа “Эти
удивительные насекомые”
|
|
32
|
Изготовление “Запрещающих знаков
природы”
|
|
33
|
Выпуск весеннего номера “Юный
эколог”
|
|
34
|
Итоговая праздничная программа “
Друзья природы”
|
Информационные
ресурсы для педагога и учащихся:
1.
Виноградова
Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.
2.
Дмитриева
Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
3.
Никифорова
Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” –
М. “Планета”, 2011 г.
4.
Сорокина
А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
5.
Дмитриев
Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.
6.
Вогина
В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
7.
Корабейников
В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
8.
Петров
В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
9.
Рыжова
Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
10.
Рыжова
Н.А "Наш дом – природа” .
11.
Большая
энциклопедия животного мира. М. 2007.
12.
"Все
обо всем.” – М.1998 г.
13.
"Я
познаю мир” – М. 1995 г.
Материально-техническое
обеспечение курса
Технические
средства обучения:
1)Компьютер;
2)
Интерактивная доска.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.