Пояснительная записка
Программа «Мир здоровья» разработана
на основе авторской программы Антоненко М. В. таким образом, чтобы она
могла дополнять и расширять представления детей об окружающем мире
с позиции здоровьесбережения. Программа включает следующие разделы: «Познай
самого себя», «Здоровье и движение», «Питание и здоровье», «Здоровье и
окружающая среда», «Природа нашего края и здоровье», «Знай и будь осторожным»,
«Я и моё настроение». В качестве дидактической основы при их разработке
выступили целевая направленность (формирование ценностного отношения к жизни
и здоровью человека), функции в воспитательно-образовательном процессе
(мировоззренческая, образовательная, воспитывающая, развивающая), интеграция с
физической культурой, «Окружающим миром» и другими предметами (межпредметные
связи, синхронизация программ, объединение тем).
Актуальность проблемы использования
здоровьесберегающих технологий, обусловленная запросом общества, нуждающегося в
нравственно и физически здоровых гражданах, создала условия для более
детального подхода к теме здоровьясбережения. Особая роль в этом принадлежит
воспитанию здорового образа жизни в школе и семье.
На современном
этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь
и здоровье человека, приобретают особое значение. Важнейшей социальной задачей
цивилизованного общества является укрепление здоровья и обеспечение
гармоничного развития подрастающего поколения.
В условиях современного общества
сложились системные предпосылки для критического ухудшения здоровья
школьников. Отмечается снижение ниже нормальных показателей по социально-бытовым,
духовно-нравственным, экологическим, гигиеническим, психологическим,
физиологическим и другим условиям существования детей и подростков.
По мнению ученых, здоровье школьников
не только недостаточно воспроизводится и восстанавливается, но идет рост
различного рода заболеваний. Исследования последних лет показывают, что сегодня
здоровыми являются около 20% школьников. Около 25-30 % детей, приходящих в 1
класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в
школе число здоровых людей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей
увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно - психическими
расстройствами с 5.6 до 16.4 %, с нарушениями осанки с 1.9 до 16.8%. Отмечена
тенденция к росту болезней нервной системы и органов чувств, инфекционных и
паразитарных заболеваний, травм и отравлений, болезней кожи и подкожной клетчатки.
Дети сегодня становятся менее защищенными от табачной зависимости, наркотиков и
алкоголизма.
Цель :обеспечить
возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей
быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания
и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
·
сформировать у детей необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни;
·
формировать у детей мотивационную сферу
гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
·
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
·
научить использовать полученные знания в
повседневной жизни;
·
добиться потребности выполнения элементарных правил
здоровьесбережения.
Особенности программы
Данная программа строится на
принципах:
Научности; в основе
которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию
здоровья школьников.
Доступности; которых
определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших
школьников.
Системности; определяющий
взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую
направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся
негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение
друзей и организацию досуга.
Режим проведения занятий:
Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения. В
учебном плане МОУ Рязановской СОШ на внеурочную деятельность по
спортивно-оздоровительному направлению «Мир здоровья» отводится 2 час в
неделю, всего-276 часов.
1-й год обучения 2 часа в неделю, всего-66 часов.
2-й год обучения 2 часа в неделю, всего- 70 часов.
3-й год обучения 2 часа в неделю, всего- 70 часов.
4-й год обучения 2 часа в неделю, всего – 70 часов.
Предполагаемые результаты реализации
программы
приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни:
что человек часть природы и, охраняя природу,
он охраняет своё здоровье;
правила поведения в природе;
знать части своего тела и их функции;
полезные и вредные для здоровья поступки;
полезные для здоровья занятия;
привычки, укрепляющие здоровье;
свой режим дня;
культуру питания;
правила гигиены полости рта;
гигиенические требования к организации сна;
самого себя и свои возможности;
черты характера людей;
причины неуверенности в себе;
интересные и безопасные способы
времяпрепровождения;
качества, достойные уважения;
важные для дружбы качества;
о вредном влиянии табака и алкоголя на
здоровье и последствия их употребления.
формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
принимать решения в опасных ситуациях;
избегать неприятных чувств;
выполнять правила поведения за столом во время
еды;
обладать навыками самоконтроля;
оценивать себя;
неагрессивно отстаивать свои позиции;
проявлять дружбу;
говорить «нет» в опасных ситуациях;
критически относится к употреблению табака,
алкоголя.
личностные и метапредметные результаты,
которые будут достигнуты учащимися:
нравственность;
достоинство;
моральная устойчивость;
толерантность;
взаимопонимание;
выдержка;
выносливость;
смелость;
сила воли;
позитивное отношение к жизни;
собранность;
Формы и виды контроля (выставки,
спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.).
Особенности реализации программы
Формы проведения занятий (соответствуют возрастным особенностям младших школьников)
|
- беседа;
- исследование;
- игра;
- лекция;
- соревнование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- просмотр DVD;
- конкурс;
- экскурсия;
- КВН;
- викторина;
- встречи со специалистами (психологом,
педиатром, инспектором ГИБДД);
- презентация.
|
Методические
рекомендации
Изучение программного материала начинается с
1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде
учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый
отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений
на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Подобраны такие
формы проведения занятий, которые соответствуют возрастным
особенностям младших школьников. Тематика уроков здоровьесбережения,
простроенная согласно данной программе, тесно связана с повседневной
деятельностью детей и построена так, чтобы ребенок без особых усилий, но
последовательно и постоянно овладевал необходимыми знаниями и умением их
применять в своей жизни и общении с окружающими.
В школе есть все условия и место для
проведения кружка «Мир здоровья» лучшего образовательного результата. Организация
учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком
радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и
резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней
работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на
котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только
дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком
«здравотворчества».
Очень важно обеспечить мотивацию
Быть здоровым – значит быть счастливым и
успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный
характер, где основные виды деятельности учащихся: навыки дискуссионного
общения; опыты; игра.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1 класс (66 часов, 2 часа в неделю)
Тема
раздела
|
Краткое описание тем
программы
|
Всего часов
|
Теоретически
|
Практически
|
1. Познай самого себя
|
Части тела, их функциональное
предназначение. Анализаторы человека: глаза, уши, нос, язык, кожа.
|
13
|
9
|
4
|
2.
Здоровье и движение
|
Движение и красота человека. Как работают наши мышцы. Изменение работоспособности.
Факторы, влияющие на утомление.
Активный и пассивный отдых. Как правильно заниматься спортом. Какими
должны быть одежда и обувь. Как избежать травм. Будь осторожен в игре и в занятиях спортом. Русские народные игры. Игры
народов мира.
|
8
|
3
|
5
|
|
3. Питание и здоровье
|
Зачем человек ест и что значит
правильно питаться? Правила поведения за столом, правила приема пищи. Витамины. Авитаминоз.
|
8
|
4
|
4
|
|
4.
Здоровье и окружающая среда
|
Человек – часть природы. Среда
жизни человека, условия, необходимые для жизни. Зависит ли здоровье от
условий.
|
10
|
3
|
7
|
|
5. Природа нашего края и здоровье
|
Климат, погода и здоровье. Закаливание. Закаливание холодом и водой. Как правильно загорать.
Везде есть свои правила. Знай меру во всем. Какие опасности ожидают
тех, кто забыл об отдыхе на природе.
|
8
|
4
|
4
|
|
6. Знай и будь осторожным
|
Какие ситуации опасны. Куда
обратиться в случае опасности. Как вести себя с незнакомыми людьми. Правила безопасного
поведения на дороге. Опасные факторы современного жилища; ожоги, электротравмы.
|
10
|
4
|
6
|
|
7. Я и моё настроение
|
Настроение в школе, после школы.
Поведение в школе. Правила хорошего тона. Игры по настроению.
Виды отдыха.
|
8
|
6
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Резерв
(1ч)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1
класс
№ п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
1
|
Познай
самого себя
|
13
|
2
|
Здоровье
и движение
|
8
|
3
|
Питание
и здоровье
|
8
|
4
|
Здоровье
и окружающая среда
|
10
|
5
|
Природа
нашего края и здоровье
|
8
|
6
|
Знай
и будь осторожным
|
10
|
7
|
Я и
моё настроение
|
8
|
8
|
Резерв
|
1
|
|
ИТОГО
|
66
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной
деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
кружка
«Мир здоровья»
1
класс
2
часа в неделю (всего 66 часов)
№
|
Наименование
раздела
и
темы
|
Дата
проведения
|
Примечание
|
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ (13ч)
|
1.
|
Как устроен
человек. Основные части тела. Рисуем себя.
|
|
|
2.
|
Как человек узнаёт
мир
|
|
|
3.
|
Глаза- главные
помощники. Гигиена зрения. Гимнастика для глаз.
|
|
|
4.
|
Слух. Гигиена
слуха.
|
|
|
5.
|
Обоняние. Гигиена
носа. Вкус. Язык.
|
|
|
6.
|
Зачем человеку
кожа.
|
|
|
7.
|
Надежная защита
организма.
|
|
|
8.
|
Если кожа
повреждена.
|
|
|
9.
|
Почему болят зубы.
|
|
|
10
|
Чтобы зубы были
здоровыми.
|
|
|
11.
|
Как сохранить
улыбку здоровой.
|
|
|
12.
|
«Рабочие
инструменты» человека.
|
|
|
13.
|
Практическое
занятие « В гостях у доктора Айболита». Беседа мед. работника
«Соблюдение личной гигиены»
|
|
|
ЗДОРОВЬЕ И ДВИЖЕНИЕ(8ч)
|
14.
|
Моё самочувствие.
От чего оно зависит.
|
|
|
15.
|
Что такое здоровье.
|
|
|
16.
|
Как я провожу день.
Режим дня.
|
|
|
17.
|
Сон и его польза.
|
|
|
18.
|
Техника
безопасности во время занятий играми. Игры, в которые я люблю играть.
|
|
|
19.
|
«Весёлые старты»
|
|
|
20.
|
Русские народные
игры.
|
|
|
21.
|
Игры народов мира.
|
|
|
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ(8ч)
|
22.
|
Пища. Зачем мы
едим.
|
|
|
23.
|
Здоровая пища для
всей семьи.
|
|
|
24.
|
Поведение за
столом. Весёлые стихи Остера.
|
|
|
25.
|
Практическое
занятие в столовой. Правила приёма пищи.
|
|
|
26.
|
Витамины и их
значение в жизни человека.
|
|
|
27.
|
Практическое
занятие в столовой. Культура приёма пищи.
|
|
|
28.
|
Мое любимое блюдо.
Круглый стол.
|
|
|
29.
|
«Вредная» пища.
|
|
|
ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА(10ч)
|
30.
|
« Кто я: маленькая
частичка или царь природы?» Моё место в природе.
|
|
|
31.
|
Экскурсия в
природу.
Игра «Пантомима»
|
|
|
32.
|
Взаимодействие
человека с природой.
|
|
|
33.
|
Игры на свежем воздухе.
|
|
|
34.
|
Человек и
природа. Просмотр DVD фильма Киплинга «Маугли».
|
|
|
35.
|
Подвижные игры на
свежем воздухе.
|
|
|
36.
|
Строительство
снежной крепости.
|
|
|
37.
|
Строительство
снежных фигур.
|
|
|
38.
|
Техника
безопасности во время занятий с лыжами, санками. Катание на лыжах, санках.
|
|
|
39.
|
Катание с
горы на санках.
|
|
|
ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ И ЗДОРОВЬЕ(8ч)
|
40.
|
Что мы знаем о
нашем посёлке.
|
|
|
41.
|
Погода и одежда
человека.
|
|
|
42.
|
Отдых на природе.
|
|
|
43.
|
Что такое
закаливание. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
|
|
|
44.
|
Если хочешь быть
здоров.
|
|
|
45.
|
Правила
безопасности на воде.
|
|
|
46.
|
Если ты заблудился
в лесу.
|
|
|
47.
|
Я и моя малая
родина.
|
|
|
ЗНАЙ И БУДЬ ОСТОРОЖНЫМ(10ч)
|
48.
|
Основные понятия.
Правила, которые надо знать.
|
|
|
49.
|
Наши друзья –
дорожные знаки.
|
|
|
50.
|
Безопасный путь в
школу.
|
|
|
51.
|
Травмы.
|
|
|
52.
|
Домашние опасности.
Как уберечь себя.
|
|
|
53.
|
Если солнечно и
жарко.
|
|
|
54.
|
Если на улице дождь
и гроза.
|
|
|
55.
|
Травмы.
|
|
|
56.
|
Укусы насекомых.
|
|
|
57.
|
Предосторожности
при обращении с животными
|
|
|
Я И МОЁ НАСТРОЕНИЕ(8ч)
|
58.
|
Как настроение?
|
|
|
59.
|
Я пришёл из школы.
|
|
|
60.
|
Я – ученик.
|
|
|
61.
|
Правила хорошего
тона.
|
|
|
62.
|
Давай дружить.
|
|
|
63.
|
Игры по настроению.
|
|
|
64.
|
Виды отдыха.
|
|
|
65.
|
Обобщающее занятие.
Весёлая эстафета.
|
|
|
66.
|
Резерв(1ч)
|
|
|
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1.
Учебно-методическое пособие «Школа докторов природы
или 135 уроков здоровья:1-4 класс»/Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.-ВАКО,2004г.
2.
«Дорожная азбука»/под ред. нач. Управления ГИБДД по
Московской области С.А. Сергеева и др.-Ежедневные новости.Подмосковье,2010.
3.
Учебно-методическое пособие «Здоровый образ жизни в
современной школе: программы, мероприятия, игры»/ Е.А. .Воронова. -Ростов
н/Д:Феникс,2007.
4.
Учебно-методическое пособие «Внеклассная работа»/сост.Т.Е.Заводова,Ю.А.Лежнева-Мн.:Красико-Принт,2006
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
1. Аудиозаписи.
2. DVD фильм Киплинга « Маугли».
3. DVD фильм «Первая помощь при травмах и ожогах».
4. DVD фильм «Лесные опасности».
5. DVD фильм «Пищевые
отравления и как их избежать»
6. DVD фильм «Ловушки на дорогах»
7. DVD фильм «Враги здоровья – вредные привычки»
8. DVD фильм Чуковский «Мойдодыр»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.