Инфоурок Начальные классы Рабочие программыРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Скачать материал

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей начальных классов

руководитель МО

_____/Камалова А. Р./

Протокол №1

от «       » августа 2013 г.

 

«СОГЛАСОВАНО»

 Зам.директора по ВР

МБОУ Гимназия

с. Большой Сардек _______/Зиатдинова Г. В./

 

«         » августа 2013 г.

 

 «УТВЕРЖДАЮ»        

 Директор МБОУ  Гимназия с. Большой Сардек 

             

   _______/Кашапов И. Ш../

Приказ №

    «        » августа  2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

БАСИРОВОЙ ФИРДАНИИ РИШАТОВНЫ,

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ ГИМНАЗИЯ с.БОЛЬШОЙ САРДЕК

КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

2013 год

 

 

Пояснительная записка

  Рабочая программа «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению  составлена на основе:

      1.  Закон  «Об образовании» РФ

       2.   Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 об утверждении и введении  в действие  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

      3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы        начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011)

   4.  Учебный план МБОУ Гимназия села Большой Сардек  Кукморского муниципального  района Республики Татарстан  на 2013-2014 учебный год

        Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

     Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

      Программа рассчитана на 4 года обучения, объёмом в 135 часов, и предназначена для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте 7 – 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 мин, в год 34 часа (33 часа в 1 классе). 

 

 

Цель:

привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике

 

Задачи:

-  расширение  кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;

-  обучение правильному применению математической терминологии;

-   развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, развитие концентрации  внимания на количественных сторонах;

-   развитие уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

 -  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие

закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы.

Методы и формы работы

 На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. 

Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

   Для реализации программы можно использовать разнообразные виды вне учебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов:

-          определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы;

-          опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

-            определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

-          проговаривать последовательность действий;

-          учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы

-          учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-          учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

-        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

-        перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

-        донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-        слушать и понимать речь других;

-        совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

 Предполагаемая результативность курса:

- усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевые понятия;

- улучшение качества решения  задач различного уровня сложности учащимися;

- успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах

- участие  в международном конкурсу «Кенгуру»;

- выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка»;

- построение «Спичечной игрушки» и подарить воспитанникам детского сада «Ромашка»

 

Структура программы

 

Наименование разделов

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Весёлый счёт

7

8

10

9

2.

Геометрия вокруг нас

4

8

5

5

3.

Танграм: древняя китайская головоломка

6

1

-

-

4.

«Спичечный» конструктор

2

3

2

2

5.

Секреты задач

7

8

12

9

6.

Математические игры

6

5

3

5

7.

Выпуск математической газеты

1

1

2

4

 

Всего

33

34

34

34

 

1 класс

Содержание программы

Тема 1. Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Тема 3. Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 4. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 6. Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Тема 7. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице  не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Тема 10. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Темы 11–12. Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения

конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Тема 13. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 14. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Тема 15–16. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 17. Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Тема 18. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Тема 19. Математические игры.

 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20»,  «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Тема 20. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Темы 21–22. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

Тема 23. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Тема 24. Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 26. Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Тема 27. Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

Тема 28. Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Тема 29. Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Тема 30. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 31. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 32. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Тема 33 Итоговый урок

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Исключения

Планируемая

Фактическая

1.

Математика — это интересно

 

 

 

2.

Танграм: древняя китайская головоломка

 

 

 

3.

Путешествие точки

 

 

 

4.

Игры с кубиками

 

 

 

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

 

 

 

6.

Волшебная линейка

 

 

 

7.

Праздник числа 10

 

 

 

8.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

 

 

 

 9.

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

 

 

 

10.

Игры с кубиками

 

 

 

11.

Конструкторы лего

 

 

 

12.

Время. Сутки

 

 

 

13.

Конструкторы лего

 

 

 

14.

Математические игры

 

 

 

15.

«Спичечный» конструктор

 

 

 

16.

«Спичечный» конструктор

 

 

 

17.

Задачи-смекалки

 

 

 

18.

Прятки с фигурами

 

 

 

19.

Математические игры

 

 

 

20.

Числовые головоломки

 

 

 

21.

Математическая карусель

 

 

 

22.

Математическая карусель

 

 

 

23.

Уголки

 

 

 

24.

Игра в магазин. Монеты

 

 

 

25.

Конструирование фигур из деталей танграма

 

 

 

26.

Игры с кубиками

 

 

 

27.

Математическое путешествие

 

 

 

28.

Математические игры

 

 

 

29.

Секреты задач

 

 

 

30.

Математическая карусель

 

 

 

31.

Числовые головоломки

 

 

 

32.

Математические игры

 

 

 

33.

Выпуск математической газеты

 

 

 

 

2 класс

Содержание программы

Тема 1. «Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей  «Геометрические узоры. Симметрия».

Тема 2. Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».

 Тема 3. Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Тема 4. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Тема 5. Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Темы 6–7. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 8. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Тема 9. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 10. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Тема 11. Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 12. Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание егошагов.

Тема 13. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры:«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

Тема 14. Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Тема 15. Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.

Темы 16–17. «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 18. Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 20. Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

Тема 21. Головоломки

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Тема 22. Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Тема 23. «Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Тема 24. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные  математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 25. Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения» 1. Игра

«Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сторонки): карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ.

Темы 26–27. Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 28. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 29. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 30. Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Темы 31–32. Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Тема 33. Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Тема 34. Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Исключения

Планируемая

Фактическая

1.

«Удивительная снежинка»

 

 

 

2.

Крестики-нолики

 

 

 

3.

Математические игры

 

 

 

4.

Прятки с фигурами

 

 

 

5.

Секреты задач

 

 

 

6.

 «Спичечный» конструктор

 

 

 

7.

 «Спичечный» конструктор

 

 

 

8.

Геометрический калейдоскоп

 

 

 

9.

Числовые головоломки

 

 

 

10.

«Шаг в будущее»

 

 

 

11.

Геометрия вокруг нас

 

 

 

12.

Путешествие точки

 

 

 

13.

«Шаг в будущее»

 

 

 

14.

Тайны окружности

 

 

 

15.

Математическое путешествие

 

 

 

16.

 «Новогодний серпантин»

 

 

 

17.

 «Новогодний серпантин»

 

 

 

18.

Математические игры

 

 

 

19.

«Часы нас будят по утрам…»

 

 

 

20.

Геометрический калейдоскоп

 

 

 

21.

Головоломки

 

 

 

22.

Секреты задач

 

 

 

23.

«Что скрывает сорока?»

 

 

 

24.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

25.

Дважды два — четыре

 

 

 

26.

Дважды два — четыре

 

 

 

27.

Дважды два — четыре

 

 

 

28.

В царстве смекалки

 

 

 

29.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

30.

Составь квадрат

 

 

 

31.

Мир занимательных задач

 

 

 

32.

Мир занимательных задач

 

 

 

33.

Математические фокусы

 

 

 

34.

Математическая эстафета

 

 

 

 

3 класс

Содержание программы

Тема 1. Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Тема 2. «Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

Тема 3. Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Тема 4. Волшебные переливания

 Задачи на переливание.

Темы 5–6. В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 7. «Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Темы 8–9. «Спичечный» конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Тема 10. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Темы 11–12. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 13. Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

Тема 14. Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

Тема 15. Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

Тема 16. Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Тема 17. Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются.

Тема 18. Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Тема 19. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Темы 20–21. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 22. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Тема 23. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Тема 24. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 25. Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Темы 26–27. От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Тема 28. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

Тема 29. Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

Тема 30. Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

Тема 31. Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

Тема 34. Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Исключения

Планируемая

Фактическая

1.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

2.

«Числовой» конструктор

 

 

 

3.

Геометрия вокруг нас

 

 

 

4.

Волшебные переливания

 

 

 

5.

В царстве смекалки

 

 

 

6.

В царстве смекалки

 

 

 

7.

«Шаг в будущее»

 

 

 

8.

«Спичечный» конструктор

 

 

 

9.

«Спичечный» конструктор

 

 

 

10.

Числовые головоломки

 

 

 

11.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

12.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

13.

Математические фокусы

 

 

 

14.

Математические игры

 

 

 

15.

Секреты чисел

 

 

 

16.

Математическая копилка

 

 

 

17.

Математическое путешествие

 

 

 

18.

Выбери маршрут

 

 

 

19.

Числовые головоломки

 

 

 

20.

В царстве смекалки

 

 

 

21.

В царстве смекалки

 

 

 

22.

Мир занимательных задач

 

 

 

23.

Геометрический калейдоскоп

 

 

 

24.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

25.

Разверни листок

 

 

 

26.

От секунды до столетия

 

 

 

27.

От секунды до столетия

 

 

 

28.

Числовые головоломки

 

 

 

29.

Конкурс смекалки

 

 

 

30.

Это было в старину

 

 

 

31.

Математические фокусы

 

 

 

32.

Энциклопедия математических развлечений

 

 

 

33.

Энциклопедия математических развлечений

 

 

 

34.

Математический лабиринт

 

 

 

 

4 класс

Содержание программы

Тема 1. Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Тема 2. Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Тема 3. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Тема 4. Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Тема 5. Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

Тема 6. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Тема 7. Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Тема 8. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 9. Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Темы 10–11. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 12. Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

Тема 13. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 14. Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Темы 15–17. Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма

шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,

параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида

Тема 18. Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

Тема 20. «Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Тема 21. Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

Темы 22–23. В царстве смекалки

 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 24. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Темы 25–26. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Тема 27. Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» Темы 28–29. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 30. Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

Тема 31. Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)

Тема 33. Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Тема 34. Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Исключения

Планируемая

Фактическая

1.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

2.

Числа-великаны

 

 

 

3.

Мир занимательных задач

 

 

 

4.

Кто что увидит?

 

 

 

5.

Римские цифры

 

 

 

6.

Числовые головоломки

 

 

 

7.

Секреты задач

 

 

 

8.

В царстве смекалки

 

 

 

9.

Математический марафон

 

 

 

10.

«Спичечный» конструктор

 

 

 

11.

«Спичечный» конструктор

 

 

 

12.

Выбери маршрут

 

 

 

13.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

14.

Математические фокусы

 

 

 

15.

Занимательное моделирование

 

 

 

16.

Занимательное моделирование

 

 

 

17.

Занимательное моделирование

 

 

 

18.

Математическая копилка

 

 

 

19.

Какие слова спрятаны в таблице?

 

 

 

20.

«Математика — наш друг!»

 

 

 

21.

Решай, отгадывай, считай

 

 

 

22.

В царстве смекалки

 

 

 

23.

В царстве смекалки

 

 

 

24.

Числовые головоломки

 

 

 

25.

Мир занимательных задач

 

 

 

26.

Мир занимательных задач

 

 

 

27.

Математические фокусы

 

 

 

28.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

29.

Интеллектуальная разминка

 

 

 

30.

Блиц-турнир по решению задач

 

 

 

31.

Математическая копилка

 

 

 

32.

Геометрические фигуры вокруг нас

 

 

 

33.

Математический лабиринт

 

 

 

34.

Математический праздник

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

7. Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы).

 

Литература

 

1.      Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.      Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.      Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

4.      Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. - Сталкер, 1997

5.      Жикалкина  Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва  «Просвещение», 1985

6.      Лавриненко Г. А. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей»,  2002

7.      Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996

8.      Мартин Г. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999

9.      Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006

10.  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.  Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.  «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

13.  30astr-nosh60.edusite.ru/DswMedia/zanimatel-nayamatematika.doc

14.  nsportal.ruНачальная школаМатематика…-deyatelnosti-po…


                                               Дополнительный материал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Числовые головоломки

1.  2 и 3

Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, большее двух, но меньшее трёх?

2.   Автобусный билет

В автобусе вам попался билет с номером 524127. Попробуйте, не меняя порядка цифр, расставить между ними знаки математических действий так, чтобы в итоге получилось 100.

3.   Четыре действия арифметики

Перед вами 7 строк последовательно расположенных цифр:

1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
1 2 3 4 5 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 1

Не меняя порядка расположения цифр, поставьте между ними знаки арифметических действий и скобки с таким расчётом, чтобы в результате этих действий в каждом ряду получилось бы по 1. При необходимости две рядом стоящие цифры можно считать двузначным числом.

4.   Ноль тремя пятёрками

Как записать ноль тремя пятёрками? Разрешается использовать любые знаки математических действий.

5.   Пять тремя пятёрками

Как записать пять тремя пятёрками? Разрешается использовать любые знаки математических действий.

6.     Четвёрка тремя пятёрками

Как записать четвёрку тремя пятёрками? Разрешается использовать любые знаки математических действий.

7.  Двойка тремя пятёрками

Как записать двойку тремя пятёрками? Разрешается использовать любые знаки математических действий.

8.   Единица тремя пятёрками

Пользуясь тремя пятёрками и какими угодно знаками математических действий, написать выражение, равное единице. Найдите как минимум три решения.

9.   Одинаковыми цифрами

Пользуясь только сложением, запишите число 28 при помощи пяти двоек, а число 1000 при помощи восьми восьмёрок.

10. Числовой треугольник со стороной 17

В кружках треугольника расставьте все девять значащих цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне составляла 17:

http://math.all-tests.ru/sites/math.all-tests.ru/files/images/323-problem.png

11.  Интересное число

Некоторое число оканчивается на 2. Если же эту его последнюю цифру переставить на первое место, то число удвоится. Найдите это число.

12.  20 двенадцатью цифрами

Написать число 20, употребляя только цифры 1, 3, 5 и 7, причём каждую из них ровно по 3 раза.

13. 20 четырьмя девятками

Написать число 20 при помощи четырёх девяток.

14.Пятьдесят пять

Записать число 55, используя только пять четвёрок.

 

15. Недостающие цифры

В этом примере умножения больше половины цифр заменено звёздочками:

http://math.all-tests.ru/sites/math.all-tests.ru/files/images/159-problem.png

Можете ли вы восстановить недостающие цифры?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задачи-смекалки

Пара лошадей
Пара лошадей пробежала по 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

Сколько было конфет в кучке?
На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфеты по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько конфет было в кучке?

Сколько пальцев?
Сосчитай, но только быстро.
Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на десяти руках?

Интересные задачи
Решите следующие задачи:
1) Мальчик купил два пера за 10 копеек. Сколько нужно уплатить денег за 5 таких же перьев?
2) Два мальчика нашли на дороге 10 копеек. Сколько денег найдут  5 таких же мальчиков?

Сколько воробьёв?
На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного воробушка. Сколько осталось воробьёв на грядке?

Сколько гусей?
Летела стая гусей: один впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?

Сколько всего детей?
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

Что легче?
Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?

По сколько яиц съел каждый?
Два сына и два отца съели три яйца. По сколько съел каждый?

Как они поделили?
Несла мать в корзиночке пять яблок. С ней были её дети. Мать говорит детям: «Вас пять человек. Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по яблоко и одно яблоко осталось в корзине». Дети оказались догадливыми. Они разделили яблоки так, как потребовала мать. Как они это сделали?

Сколько голубых шариков?

Подарил Пятачок ослику Иа дюжину воздушных шариков: красных, желтых и голубых. Красных шаров было три, а желтых пять. Сколько было голубых шаров?

Доктор Айболит
Бегемот заболел. Доктор Айболит велел ему принимать лекарство три дня: в первый день - одну таблетку, во второй - две, в третий - четыре. Сколько таблеток примет бегемот за три дня?

На каком этаже живёт Малыш?
Карлсон живет на крыше 9-этажного дома. На каком этаже живёт Малыш, если Карлсон, идя к нему в гости, спускается на шесть этажей?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

                                       Спичечный конструктор

                                                                

1.        Из 9 палочек составить 4 равных треугольника

2.        Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

                                                                       Рис. 3 Составление фигур из треугольников

 

3.       Переложить 1 палочку таким образом,  чтобы домик был перевернут в другую сторону

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image098421.jpg

4.       В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image65433.jpg

5.       В фигуре из 6 квадратов убрать 3 палочки, чтобы осталось 4 квадрата

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image04215.jpg


 7.   В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image087117.jpg


 8.
В фигуре из 6 квадратов убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 равных квадрата

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image0456224.jpg

  1. В фигуре, изображающей стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image2581.jpg

  1.  В фигуре из 5 квадратов переложить 3 палочки, чтобы стало 4 квадрата

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image54444.jpg

  1. В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image015.jpg

  1.  В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image017.jpg

  1. Переложить 4 палочки так, чтобы из топора получилось 4 равных треугольника

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image019.jpg


 14. В фигуре, напоминающей фонарь, переложить 4 палочки, чтобы получился четырехугольник, состоящий из 4 равных треугольников

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image021.jpg


15. Переложить 2 палочки так, чтобы фигура; похожая на корову, смотрела в другую сторону

http://detsad2301.ru/images/p63_clip_image023.jpg

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Математический фокус - Угадай число

Содержание фокуса.

Попросите любого зрителя задумать число,

      после этого число он должен умножить на 2,

      прибавить к результату 8,

      разделить результат на 2 и

      задуманное число отнять.

В результате вы смело называете число 4.

Секрет фокуса.

Например, зритель задумал число 7. 7x2= 14 14+ 8= 22 22: 2= 11 11- 7= 4

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Интеллектуальные разминки

 

Цель.  Развитие творческого мышления.

 

№1

  • Когда падает снег?
  • Самое большое однозначное число?
  • Сколько дней в неделе?
  • Кто первым тянул репку?
  • С чего начинается дружба?
  • Какой гриб растёт под берёзой?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Какие числа надо переставить, чтобы они шли в порядке возрастания: 1,2,3,5,4,6,8,7.9.

 

№2

  • Какое сегодня число? А день недели?
  • Шестой день недели?
  • Тебе дано, а люди пользуются?
  • Сколько звуков в слове КОНЬ?
  • Что дарят на день рождения?
  • Что бывает на дороге после дождя?
  • Как называется след от лыж? Лыжня.
  • 15 – это 7 и … , 18 это 9 и…, 16 это 8 и…
  • Белке десяток дали орешков.

Надо делить их, нечего мешкать.

Толе – орех, Мане – орех,

Коле – орех, Тане – орех.

Сколько белка раздала орехов? Сколько оставила себе?

 

№3

  • Наименьшее однозначное число?
  • К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось10?
  • Тише едешь -…
  • Сколько звуков в слове юла?
  • В каком слове 7 букв Я?
  • Геометрическая фигура без углов.
  • 5+3-4+0-1
  • Сладости в обёртках?
  • Во что ставят цветы?
  • Повезло опять Егорке.

      У реки стоит не зря –

      Пять карасиков в ведёрке

            И четыре пескаря.

№4.

  • Бабушкина дочь – это…

·       Что подпрыгивает, если ударить.

·       Её наклеивают на конверт?

·       Что вырастает весной, а опадает осенью?

·       Что кладут под голову?

·       Прямая линия с точками на концах – это…

·       Во что вкручивают лампочку.

·       Во дворе гуляют куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?

·       10 ребят играли в футбол

После занятий в школе.

Один ушёл и второй ушёл.

Сколько осталось в поле?

 

№5

·       Как кричит осёл?

·       Сумма 10 и 2.

·       Сколько козлят в сказке съел волк?

·       Что бросают утопающим?

·       Четыре недели – это один…

·       Наша речь состоит из …

·       На чём путешествовал Емеля?

·       Вытянутый круг?

·       Я, Серёжа, Коля, Ванда –

Волейбольная команда.

Женя с Игорьком пока –

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько нас получится?

 

№6

  • Заведение, где детей пытаются чему-нибудь научить?
  • Сколько гласных звуков в русском языке? А букв? Почему?
  • Без рук, без ног, а щиплется.
  • О чём говорят: зелёный, солёный, хрустящий.
  • К какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось 10?
  • Самый смешной артист цирка?
  • Воздушное пространство, где летают птицы?
  • Как называется ограда вокруг здания?
  • Сколько звуков в слове Ёж?
  • Кормушки повесили дети для птиц.

Туда прилетели 10 синиц,

4 вороны, 6 снегирей,

Сорока-воровка и воробей.

Кто же нам здесь побыстрее, ответит,

Сколько же птичек увидели дети?

 

№7

  • Вода замерзает и становится…
  • Тетрадь для рисования – это…
  • Назови пятый и восьмой месяц года?
  • Боевая машина с гусеницами – это…
  • Как называется бумага для стен?
  • Рот у птицы?
  • Какое сегодня число? А день недели?
  • Какое сейчас время года?
  • Сколько звуков в слове уголь?

Чебурашка к Крокодилу шёл

На день рождения.

И в подарок нёс ему

Баночку варенья.

Но забыл он, сколько лет

Будет крокодилу.

Сколько будет, если раньше

18 было?

 

№8

  • Назови летние месяцы?
  • Посчитай пятёрками до 50.
  • Назови шестую букву алфавита.
  • Какая медведица живёт на небе?

·       Какой документ выдают при рождении?

·       На какую планету летал Незнайка?

·       Что заплетают девочки?

·       В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?

·       Мы – большущая семья,

Самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идём –

Говорят, что детский дом.

Посчитайте, поскорей,

Сколько нас в семье детей?

 

№9

·       Надутая домашняя птица?

·       Часть суток от утра до вечера?

·       Сколько крыльев у бабочки?

·       Назови первый день недели.

·       Назови три последние буквы алфавита.

·       Кто развалил теремок?

·       Какую рыбу поймал Емеля?

·       Какое число следует за 79, 66, 99?

·       Задали детям в школе урок:

·       Прыгают в поле сорок сорок,

            Десять взлетели,

            Сели на ели.

           Сколько осталось в поле сорок?

 

№10

·       У Миши 3пары варежек? Сколько варежек на левую руку?

·       С помощью чего чертят окружность?

·       Дом для машины – это…

  • Назовите твёрдые согласные?
  • Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне?
  • Название компонентов при сложении.
  • Тюрьма для птиц?
  • Врач, делающий операцию.
  • Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 13 окуней.

Рыбак Евсей – 4карасей.

А Рыбак Михаил 2 сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

 

№11

  • Слово, противоположное слову друг.
  • Что можно увидеть с закрытыми глазами?
  • Дерево с белой корой?
  • К 5 прибавить 6?
  • Часть окна, которую можно открывать для проветривания. Форточка.
  • Воздушный транспорт ведьмы. Метла.
  • Рубашка для подушки. Наволочка.
  • 6+6-4-8+3+0= (3)

Пятачку 12 лет,

вини – Пуху – 20.

Мне скажите, дети вслух,

Старше кто из этих двух?

А также скажите, чем отличаются числа 12 и 20?

 

№12

  • Он следит за чистотой и работает с метлой?
  • У неё много ножек. Сороконожка.
  • Какой день недели был вчера?
  • Назовите компоненты при вычитании.
  • Горело 10 свечей. Три погасли. Сколько свечей осталось?
  • Пара лошадей пробежала 20км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
  • Тёмный цвет кожи от долгого лежания под солнцем?
  • К 9прибавить3?
  • В нашем классе два Ивана.

Две Татьяны, три Степана.

Три Катюши, три Галины.

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи.

И всего один Виталий.

Сколько всех вы насчитали?

 

№13

  • Человек, который что-нибудь охраняет. Сторож.
  • Маленькая красивая частичка снега. Снежинка.
  • Житель Цветочного города, побывавший на Луне. Незнайка.
  • Насекомое, живущее в улье?
  • В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестёр?
  • У жука три пары ног. Сколько всего ног у жука?
  • И яблоко, и банан, и ананас. Фрукты.
  • Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? Одинаковая.
  • На деревьях грибы сохли,

Ну а в дождь, конечно, мокли.

40 жёлтеньких маслят,

8 тоненьких опят

Да 3 рыжие лисички –

Очень милые сестрички.

Вы, ребята, не молчите,

Сколько всех грибов, скажите?

 

№14

  • Предшествующий день пятницы?
  • 18 уменьшить на 3?
  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает.
  • В квартире две комнаты. Из одной сделали две. Сколько комнат стало?
  • У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?
  • В него ставят оценки детям в школе.
  • В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?
  • Во дворе – горой, а в избе – водой.
  • Два цыплёнка стоят,

Два в скорлупке сидят.

Шесть яиц под крылом

У наседки лежат.

Посчитай, поскорей,

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

 

№15

  • К 16 прибавить 4?
  • У Иванушки – дурачка были три брата и три сестры. Сколько всего в семье мальчиков?
  • Ёмкость, в которой находится зубная паста. Тюбик.
  • Сколько всего двузначных чисел, запись которых оканчивается нулём?
  • Какой день наступает после понедельника?
  • Семь дней с понедельника по воскресенье. Неделя.
  • Ночная птица с круглыми глазами. Сова.
  • Мама поставила на стол 9 чашек, из них перевернула 2 чашки. Сколько чашек стало на столе?
  • Шесть лет Игнату,

Восемь лет Марату.

Сколько лет до десяти

Осталось каждому расти?

 

№16

  • Из 20 вычесть 5?
  • По нему можно перейти реку, не замочив ног. Мост.
  • Какой день следует за вторником?
  • По гречески – алфавит, по русски…азбука.
  • Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Г.Андерсена? Олово.
  • Ела – ела дуб, дуб, потеряла зуб, зуб.
  • В названии, какого дня недели две одинаковые гласные.
  • Домашняя птица, которая может нести золотые яйца. Курица.
  • Скоро 10 лет Серёже,

Диме нет ещё 6,

Дима всё никак не может

До Серёжи дорасти.

А на сколько лет моложе

Мальчик Дима, чем Серёжа?

 

№17

  • К 20 прибавить 10 и прибавить 15?
  • Что стоит между окном и дверью. Буква И.
  • Наибольшее двузначное число? Наименьшее?
  • Сколько месяцев в году?
  • У скольких месяцев название заканчивается на Т?
  • В каком месяце бывает 28 дней? В любом.
  • Сколько горошин может войти в один стакан?
  • В чём волшебная сила старика Хоттабыча? В бороде.
  • В зоопарке он стоял,

Обезьянок всё считал:

Две играли на песке,

Три уселись на доске,

А 12 спинки грели.

Сосчитать вы всех успели?

 

№18

  • Родственница бублика? Баранка.
  • Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку.
  • Персонаж русской сказки, поймавший щуку? Емеля.
  • Очень маленькая частичка хлеба? Крошка.
  • Какой день недели наступает раньше других?
  • Где край света? Там где начинается тень.
  • Мера для измерения жидкости? Литр.
  • Раньше из неё люди повсюду делали посуду? Глина.
  • Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Маши, Тани,

Коли, Оли, Гали, Вали

Пирожки уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок.

Да в печи четыре штуки.

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги

Сосчитать им пироги.

 

№19

  • Какой день недели наступает позже других?
  • В пище очень нам нужна, вкус еде придаст она? Соль.
  • Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней. Акула.
  • Кого по осени считают? Цыплят.
  • Чтобы печку растопить, надо их нам нарубить. Дрова.
  • Если мыло в глаз попало, что из глаз катиться стало? Слёзы.
  • За чем мы едим? За столом.
  • На какой машине нельзя ездить? На стиральной.
  • Солнце льёт на землю свет.

Рыжик прячется в траве,

Рядом тут же в жёлтых платьях

Их ещё 12 братьев.

В кузовок их всех я спрятал.

Вдруг гляжу – в траве маслята,

И 15 тех маслят

В кузовке уже лежат.

А ответ у вас готов,

Сколько я нашёл грибов?

 

№20

  • Какой день недели предшествует субботе?
  • Отпечаток от ботинка виден сразу на тропинке. Что это? След.
  • Каждый из двух весёлых товарищей из детской песенки, живших у бабуси?
  • Когда пешком идёшь – ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход?
  • Детёныш коровы. Телёнок.
  • В него мы смотрим, чтобы увидеть себя? Зеркало.
  • На каком виде транспорта ехали медведи в стихотворении К.Чуковского?

Если Грушам дать по груше,

То одна в избытке груша.

Если дать по паре груш,

То не хватит пары груш.

Сколько Груш? И сколько груш? 3 Груши, 4 груши.

 

№21

  • Какой день недели находится между средой и пятницей?
  • В какую посуду нельзя налить воды? В полную.
  • Время года перед зимой? Осень.
  • Какой сказочной героине удалось убежать от медведей?
  • Птица с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек? Цапля.
  • Что отделяет голову от туловища? Шея.
  • Что с пола за хвост не поднимешь? Катушка ниток.
  • Под шатром ветвистой ели

            Белка сделала качели.

            Собрались лесные звери:

            20 зайцев, 7 куниц,

            8 рыженьких лисиц.

6 ежей и 5 зайчат –

На качели все спешат.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте.

 

№22

  • Часть ноги, боящаяся щекотки? Пятка.
  • Слово, противоположное слову УТРО?
  • Животное, которое очень трудно тянуть из болота?
  • В каком дне недели букв больше, чем звуков?
  • Место на берегу моря для загорания и купания?
  • Кресло для царя? Трон.
  • Растение, похожее на ежа? Кактус.
  • Лебеди у нас в пруду,

Я поближе подойду:

9 чёрных, белых 5.

Кто успел их сосчитать?

Говорите поскорей:

Сколько пар лебедей?

 

№23

  • Был  тугим он кулачком, а разжался – стал цветком?
  • Где рыбам зиму жить тепло, там стены – толстое стекло.
  • Какими иголками не шьют рубашки? Еловыми и ежовыми.
  • Профессия Айболита?
  • Бессовестное животное съело не только бабушку, козлят, но и собиралось закусить поросятами?
  • Любимое животное старухи Шапокляк.
  • Иванушка по отношению к сестрице Алёнушке.
  • Яблоки дети в саду собирали.

            Взвесив их, урожай подсчитали.

            Дети собрали 16 корзин.

8 корзин увезли в магазин,

3 детскому саду отдали,

Все остальные в школу послали.

Сколько же яблок для школы дадут,

Когда все корзины они развезут?

 

№24

  • Кто был ростом с пальчик?
  • И дорожная разметка и название животного?
  • Цветок, на котором гадают?
  • Папа, мама и дети.
  • Подземный житель, стерегущий драгоценные камни.
  • Картина с видами природы. Пейзаж.
  • Цветок, «лысеющий» на ветру.
  • Сеть тяну, рыбу ловлю,

Попало немало:

Семь окуней, десять карасей,

Один ершок – и тот в горшок.

Уху сварю, всех угощу.

Сколько рыб я сварю?

 

№25

  • Зарытое сокровище.
  • Последний месяц осени.
  • Она бывает чёрная, красная и заморская.
  • Это растение заставляет человека плакать.
  • Какое число считается несчастливым?
  • Есть такое чудо, какое летом бежит, а зимой стоит.
  • Вы пришли в класс, там уже было четверо детей и учительница. Которые вы по счёту?
  • Что надевают на голову в жаркую погоду?
  • Жили в царстве Берендея

Двадцать сказочных друзей.

Сколько будет здесь десятков?

Отвечай-ка, поскорей!

 

№26

Сколько букв в русском алфавите не относящихся ни к гласным, ни к согласным?

К какому числу надо прибавить3, чтобы получить 11?

Зимой и летом…

Какое государство можно носить на голове? Панама.

Сколько звуков в слове яма?

Сколько ног у паука?

В каком слове 100 Л?

Долговяз в землю увяз? Дождь.

В детском саду есть паровоз,

Шесть автомобилей,

Чёрный пёс – блестящий нос,

Белый кот Василий,

Восемь куколок в одной

Кукле деревянной

А Петрушка заводной,

Рыжий и румяный.

Кто внимательно послушал,

Сколько в детсаду игрушек?

 

№27

Последующий месяц сентября?

Разлив реки весной при таянии снега?

Сколько звуков в слове тень?

Какого цвета сахар?

Какие три числа надо перемножить, чтобы в результате получилась единица?

Безопасная змея?

Когда охотится ёж – днём или ночью?

Назовите число, предыдущее числу 100?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

Ленинградский почтальон.

В 7 часов он начал дело,

В 10 сумка похудела,

А к 12 часам

Всё разнёс по адресам.

Сколько ж в день часов он сам

Всё ходил по адресам?

 

№28

Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят? Изгородь.

Один человек на двух лошадях рядом едет?

Какая птица не высиживает птенцов? Кукушка.

Слепыми или зрячими рождаются зайчата? Зрячими.

Кто в году четыре раза переодевается? Земля.

Кого один раз в год наряжают? Ёлку.

У родителей и деток, вся одежда из монеток. Рыбы.

Белая кошка лезет в окошко. Рассвет.

Росли 4 берёзы.

На каждой берёзе

по 4 больших ветки.

На каждой большой ветке

По 4 маленьких ветки.

На каждой маленькой ветке

По 4 яблока.

Сколько всего яблок.

 

№29

Чем до неба докинешь?

Что случилось 31 февраля?

Что будет с вороной, когда седьмой год минует?

Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?

Одно яйцо сварится за 4 минуты. За сколько минут сварится 3 яйца?

На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе?

Что делает зимой ёж?

От одной коровы Мила

20 литров надоила.

А доярка наша Таня

Больше Милы на 7 литров надоила.

Какой Танин был удой

От коровы от одной?

 

№30

Тройка лошадей пробежала 5км. По сколько километров, пробежала каждая лошадь?

Кто видит ушами?

16 уменьшить на 5?

Семеро друзей Белоснежки?

Учреждение, куда принимают неграмотных?

Девочка, которая боится очень жаркой погоды?

Любимая еда острова Чунга – Чанга?

Было книжек 25.

Да добавили к ним 5.

А потом 2 книжки взяли

И ученикам отдали.

Отвечайте, сколько стало?

 

№31

Что легче: 10кг железа или 10кг сена?

10 плюс 6 получится?

Сотня лет?

Число, из которого вычитают?

Название числа, в котором четыре десятка? Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? Слонёнок.

Почему охотник ищет лису?

Прицеливаясь, охотник щурит один глаз. Почему?

Чебурашка к Крокодилу шёл

На день рождения.

И в подарок нёс ему

Баночку варенья.

Но забыл он, сколько лет

Будет крокодилу.

Сколько будет, если раньше

18 было?

 

№32

Как написать слово мышеловка пятью буквами?

Первый тюфяк, второй тюфяк… двенадцатый тюфяк. Первая перина, вторая перина,…, двенадцатая перина. А что дальше?

Промежуток времени в 60 минут?

Часть суток от вечера до утра?

Приспособление, с помощью которого открывают замок?

Подземная железная дорога?

Сколько звуков в слове ЛЬЮ?

Чтобы было ровно 20

Не хватает только 6.

Вам придётся постараться

И ответить, сколько есть?

 

 

№ 33

Сколько концов у трёх палок?

Что наступает после весны?

Выходной день недели?

Кто жених Мухи Цокотухи?

Кто родится с усами? Котёнок.

Как называют жителей Москвы? А нашего посёлка?

Маленький дом, где живут рыбки?

В двух автобусах сидят

Много маленьких ребят.

В первом едут трое только,

Во втором детишек столько,

Сколько будет 7+5.

Сколько детишек в третьем автобусе?

Автобусов по условию два.

Что можно найти?

 

№34

Маленький ребёнок?

Шестой день недели?

Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было гусей?

На какой свет светофора не переходят дорогу?

Человек, плавающий в морях?

Место, где купаются и загорают?

Какое молоко даёт чёрная корова?

Много дел у мамы было

Сделать все одной невмочь.

Дочка Верочка решила

Мамочке своей помочь.

Чтобы меньше мать устала

Вера мыть тарелки стала.

3 тарелочки она утром вымыла одна.

Пообедавши опять, вымыла их ровно 5,

Вечерком же всё, что было,

Наша Верочка помыла.

Скажем прямо 8 штук

Не минуло её рук.

Вот бы больше таких Верочек

Мама дочке говорила.

Сколько же всего тарелочек

Вера за день перемыла?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

 

Терминологический словарь

 

Математика - цикл наук, изучающих величины и пространственные формы (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и т. д.).

 

Аршин - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.

 

Верста - русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).

 

Локоть - русская мера длины, равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки").

 

Сажень -  русская мера длины, равная 3 аршинам, 2,1336 метрам.

 

Архиме́д— древнегреческий математик, физик, механик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.

 

Пифагор Самосский— древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

 

Геоме́трия— раздел математики, изучающий пространственные отношения и их обобщения.

 

Треугольник - геометрическая фигура  - многоугольник с тремя углами.

 

Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.

 

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.

 

Логика - наука о законах правильного мышления называется логикой.

 

Систе́ма счисле́ния — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков.

 

Десяти́чная систе́ма счисле́ния — позиционная система счисления по целочисленному основанию 10. Одна из наиболее распространённых систем счисления в мире. Для записи чисел наиболее часто используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, называемые арабскими цифрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

 

      Программа рассчитана на 4 года обучения, объёмом в 135 часов, и предназначена для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте 7 – 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 мин, в год 34 часа (33 часа в 1 классе).  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 809 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.04.2015 1157
    • DOCX 404.5 кбайт
    • 30 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ахметзянова Руфия Ришатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ахметзянова Руфия Ришатовна
    Ахметзянова Руфия Ришатовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17876
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 20 регионов

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе