Пояснительная
записка
Программа “Весёлая грамматика” имеет научно-познавательное
направление
и
представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности
учащихся 5-ых классов.
Педагогическая
целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью
создания условий для дальнейшего развития языковой и социокультурной
компетенции, а также личностных качеств учащихся. Она обеспечивает развитие
интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся,
необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка,
позволяет проявить себя, преодолеть языковой барьер, проявить свой творческий
потенциал.
Программа
составлена с учетом требований “Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения” и “Примерных программ
по учебным предметам. Иностранный язык. 5 - 9 классы” с учетом интересов
обучающихся и соответствует их возрастным особенностям.
Актуальность
предлагаемой программы обусловлена тем,
что она позволяет безболезненно перейти от УМК начальной школы (авторы С.И.
Азарова и др., количество аудиторных часов - 2 в неделю) к УМК “Spotlight
5” (авторы Ю.И. Ваулина, Д. Дули и др. количество часов – 3 часа),
удовлетворяет познавательные интересы ребенка, устраняет противоречия между
условиями работы в классно-урочной системе и потребностями учащихся реализовать
свой творческий потенциал
Одной
из основных задач образования по стандартам второго поколения, наряду со
специальными предметными действиями, является развитие способностей ребенка,
качеств его личности и формирование универсальных учебных действий, таких
как: умение сравнивать и анализировать, добывать информацию из различных
источников, включая интернет-ресурсы. В связи с этим программой предусмотрены
формы работы, позволяющие развивать интеллект ребенка, навыки самостоятельной
деятельности, работы в группе или команде.
Цели
программы “Весёлая грамматика ”:
·
создание условий для интеллектуального
развития ребенка, качеств его личности, формирование коммуникативных и
социальных навыков через игровую деятельность посредством
английского языка;
·
развитие творческих способностей каждого
ребенка во внеурочной деятельности;
·
повышение общего уровня владения
английским языком.
Задачи:
Формирование
метапредметных (УУД):
Коммуникативные (УУД) развивать
коммуникативные универсальные учебные действия в четырёх основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме )
Регулятивные ( УУД ) -
развивать регулятивные УУД через формирование качества личности.
Познавательные - способствовать
овладению новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами,
сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы. Освоение знаний о
языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и
изучаемом языке;
- приобщать
учащихся к культуре, традициям и реалиям стран / страны изучаемого языка в
рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся 5 классов; формирования умения
представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного
общения;
- развивать
познавательные УУД; знакомить с доступными учащимся способами и приёмами
самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий;
- уметь видеть
проблему, ставить вопросы, представлять своё мнение и аргументировать её.
Личностные
- развивать и воспитывать у школьников понимания важности изучения
иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как
средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание
качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения в к
проявлению другой культуры.
- мотивировать учащихся к толерантному
отношению к другой культуре, сформировать уважение к старшим и младшим.
Содержание
программы “Весёлая грамматика” соответствует
целям и задачам основной образовательной программы школы. Базисный учебный план
предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса (2 – 4
класс – 2 часа в неделю, 5кл. – 3 часа). В этом году обучение в 5-ом классе
впервые ведется по УМК “Spotlight”,
до этого учебного года обучение велось по УМК Азаровой С.И..
Предлагаемая
программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики для
внеурочных занятий осуществлен с учетом материала программы обязательного
изучения английского языка и языкового материала УМК “Spotlight”,
ориентирован на интересы обучаемых с учетом их возраста, на усиление
деятельностного характера обучения в целом.
Программа
позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому
языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа
является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем
(заменить или расширить грамматическую тему, форму работы, источник информации
и т.д.).
Особенности реализации курса
Структура курса
Курс внеурочной
деятельности «Весёлая грамматика » представлен модулем Повторение и 10 тематиками
модулей “Spotlight 5”.
Для составления программы
курса были использованы материалы различных пособий, предназначенных для
внеклассной и внеурочной работы со школьниками 5 классов, интернет ресурсы.
Учитывая тот факт, что
внеурочная деятельность проводится во второй половине дня, и то, что учащиеся
данной возрастной группы отличаются подвижностью, желанием увидеть результат
своей работы немедленно, работа над языковым материалом проводится в
занимательной для них форме, практически, в игре, соревновании.
Работа c
лексико-грамматическими заданиями способствует развитию творческого воображения
учащихся, расширению словарного запаса, развитию креативности, стимулированию
фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражению.
Языковой и
грамматический материал занятий в основном, совпадает с материалом УМК, однако
встречаются и новые лексические
единицы, что требует работы с двуязычным словарем, словарем синонимов.
Встречаются в заданиях пословицы и поговорки, что требует обращения к
фразеологическим словарям или специальным сборникам. Для некоторых заданий
требуются навыки перевода с русского языка на английский, поэтому для успешного
проведения занятий требуются все приведенные выше издания.
Для формирования навыков
аудирования будут использоваться фрагменты мульфильмов на англ.языке, а также
песни и рифмовки.
С целью повышения
эффективности занятий желательно, чтобы учебный процесс был оснащен
современными техническими средствами. С помощью мультимедийых средств занятия
визуализируются, вызывая положительные эмоции учащихся.
Формы
проведения занятий
Занятия
могут проводиться в форме игры, соревнования, конкурса и т.д. Работа может
вестись индивидуально, в парах или группе. Программой курса предусматривается
и проектная деятельность учащихся по инсценировке сказок и проведению
праздников.
Режим
проведения занятий, количество часов:
Программа рассчитана на учащихся 5-го
касса, реализуется за 34 часа. Недельная нагрузка -1 час.
Количество обучающихся в группе 10 - 13
человек.
Программа реализуется за счет часов
Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (научно-познавательное
направление).
Виды
деятельности:
·
игровая деятельность;
·
проектная деятельность;
·
изобразительная деятельность, включая
применение ИКТ;
·
перевод;
·
работа со словарями и справочниками;
·
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию
внимания.
Эффективность
данной внеурочной деятельности зависит от следующих условий:
·
желание проявить себя;
·
сочетание индивидуальной и групповой
деятельности;
·
занимательность содержания, форм и методов
работы;
·
эстетичность предлагаемых материалов
заданий;
·
четкая организация и тщательная подготовка
всех занятий;
·
привлечение детей с разными способностями
и уровнем языковой подготовки;
·
широкое использование методов
педагогического стимулирования учащихся.
Планируемые результаты.
В
результате прохождения программы в полном объёме обучающийся должен знать\
понимать:
·
основные
значения изученных лексических единиц;
·
особенности
структуры простых, сложных и вопросительных предложений по изученным темам;
·
основные
нормы речевого этикета (реплики клише, наиболее распространённая оценочная
лексика);
·
признаки
изученных грамматических явлений (видо – временные формы глагола, модальные
глаголы их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения
прилагательных, числительные и предлоги );
Уметь:
говорение
·
начинать,
вести \ поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
соблюдая нормы речевого этикета;
·
составлять
элементарное монологическое высказывание по
образцу, аналогии;
аудирование
·
понимать
основное содержание кратких несложных аутентичных текстов по предложенным
темам; тексты песен и мультфильмов.
·
использовать
переспрос, просьбу повторить;
чтение
·
читать
несложные аутентичные тексты разных жанров с просмотровым и полным пониманием.
письменная
речь
·
писать
поздравления, письма – открытки с опорой на образец;
использовать приобретённые знания и УУД в практической деятельности и
повседневной жизни для:
·
социальной
адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения;
·
осознания
себя гражданином соей страны.
Качества личности, которые могут быть
сформированы у обучающихся в результате занятий:
·
толерантность к представителям других
культур;
·
познавательная, творческая активность;
·
самостоятельность;
·
умение работать с партнерами;
·
личная и взаимная ответственность;
·
готовность решать нестандартные задачи.
Способами определения результативности
программы могут быть презентация мини-проекта, диагностика, проводимая методом
естественно-педагогического наблюдения, анкетирование учащихся.
Тематическое
планирование
№
модуля
|
Тема
|
Характеристика
учебной деятельности учащихся
|
Всего
часов
|
0
|
Повторение
|
·
воспринимают
на слух и правильно воспроизводят ЛЕ по темам;
·
распознают
тип предложения (вопросительное, повествовательное)
·
читают
и определяют цель задания;
·
прогнозируют
содержание кроссорда\ребуса по заданию;
·
анализируют
представленный материал;
·
подбирают
соответствующие синонимы и антонимы к данным в задании словам;
·
развивают
логическое и абстрактное мышление, внимание, воображение, память;
·
совершенствуют
орфографические навыки;
·
правильно
образуют морфологические формы слов;
·
переводят
слова, пословицы, поговорки на русский язык;
·
решают
и составляют кроссворды и ребусы по предложенным темам;
·
представляют
свои ребусы и кроссворды (мини-проекты);
·
работают
индивидуально и в группе;
·
самостоятельно
планируют свою работу;
·
приобретают
навыки толерантного отношения к окружающим;
·
знакомятся
с некоторыми полезными электронными носителями информации;
·
грамотно
работают с различными видами словарей, включая электронные;
·
находят
нужную информацию в справочной литературе;
·
анализируют
и сопоставляют полученную информацию;
·
формируют
представление о сходстве и различиях в культуре и языке своей страны и стран
изучаемого языка, знакомятся с новыми словами и выражениями;
·
формируют
уважительное отношение к иноязычной культуре.
|
4
|
1. В царстве звуков.
Транскр.
|
1
|
2. Вопросы? Вопросы!
|
1
|
3. Веселая чехарда с
числит.
|
1
|
4.Мир английского языка
|
1
|
1
|
Школьные дни
|
3
|
1. В лабиринте времен
|
1
|
2. Король глаголов
|
1
|
3. Празднуем Хэллуин
|
1
|
2
|
Это я!
|
3
|
1.У меня есть….
|
1
|
2. Мн. число сущ.
|
1
|
3. Путешествуем по
странам
|
1
|
3
|
Мой дом-моя крепость
|
3
|
1.Мебель для дома
|
1
|
2. Порядковые числитель.
|
1
|
3. Ох, уж эти предлоги.
|
1
|
4
|
Семейные узы
|
3
|
1Внешность человека
|
1
|
2.Притяжательный
падеж
|
1
|
3.Рождество
и Новый год
|
1
|
5
|
Мир животных
|
3
|
1.
Братья наши меньшие
|
1
|
2.Нужные
глаголы
|
1
|
3.
Час загадок
|
1
|
6
|
Режим дня
|
4
|
1.
Мой день.
|
2
|
2.
Который час?
|
1
|
3.Что
ты сейчас делаешь?
|
1
|
7
|
Всякая погода
Благодать
|
3
|
|
1.Времена года
|
1
|
|
2.Что мне одеть?
|
1
|
|
3. Сказки - это весело.
|
1
|
8
|
Праздники
|
3
|
|
1.Любимый праздник
|
1
|
9
10
|
2.Праздничное меню
|
1
|
3.Идем в гости
|
1
|
Покупки
|
3
|
1.Идем в магазин.
|
1
|
2.Артикли
|
1
|
3.Чего желаете?
|
1
|
Путешествия
|
3
|
1.
Мы
едем, едем…
|
1
|
2.
Лето
– это весело!
|
1
|
3.Ваш билет?
|
1
|
Всего:
|
|
34
|
Учебно-методическое
обеспечение
·
Примерные программы основного общего
образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2011. – 144с.
·
Володарская
И.А. и др.; под редакцией Асмолова А.Г.. Формирование универсальных учебных
действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для
учителя - М.: Просвещение, 2010. – 159с.
·
Горский
В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование – М.: Просвещение 2010. – 111с.
·
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение,
2011. -223с.
·
Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений и школ. Ю.И. Ваулина, Д. Дули и др. - М.: Просвещение, 2013. – 124с.
·
Интернет
сайты и поисковые системы: Яндекс, Google, English language.ru, English Together.ru, English teachers.ru, EFL.ru, English – City. ru
·
Занимательный
английский. 5 -11 классы: внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Т.А. Пукина. –
2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. -95с.
·
Стернина В.А. Веселый английский: Учебное
пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.
·
Англо- русские словари для школьников
(любого автора)
Материально-техническое
обеспечение
·
наглядные пособия;
·
возможность выхода в Интернет;
·
компьютеры или ноутбуки;
·
мультимедийный проектор;
·
экран;
·
интерактивная доска;
·
бумага, фломастеры, карандаши.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.